Сущность рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 21:53, лекция

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

Работа содержит 1 файл

Сущность рыночной экономики.docx

— 38.39 Кб (Скачать)

Сущность  рыночной экономики

     Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих  на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

     Самое упрощенное определение рынка - это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга.

     В современной неоклассической экономической  литературе наиболее часто используется определение рынка, данное французским  экономистом А.Курно (1801-1877гг.) и экономистом А.Маршаллом (1842-1924). "Рынок- это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться".1 В данном определении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установление цен.

     Английский  экономист У.Джевонс (1835-1882) в качестве основного критерия определения рынка выдвигает "тесноту" взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающие в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.

     Основной  недостаток приведенных определений состоит в том, что содержание рынка сводится только к сфере обмена.

     При выявлении сущности рыночных отношений  нужно исходить из того, что понятие "рынок" имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок- это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:

- отношения,  связанные с арендой предприятий  и других структур экономики,  когда взаимосвязь между двумя  субъектами осуществляется на  рыночной основе;

- обменные  процессы совместных предприятий  с зарубежными фирмами;

  процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

  кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;

  процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

     Рассмотрим  понятие субъекта рыночной экономики. К субъектам рыночной экономики  относятся продавцы и покупатели.

     Экономические связи обеспечивают движение продуктов  от производителя к потребителю, происходит многосторонний обмен между  производителями, с одной стороны, и потребителями- с другой.

     Такие обменные процессы обусловлены общественным разделением труда, которое, с одной  стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятельности, с другой – порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между  ними. В результате экономическая  предпосылка превращения простого производителя в субъект рыночных отношений материализуется и производство становится товарным. Производители самостоятельно организуют производство и реализацию продукции, возмещают издержки, расширяют и совершенствуют производство. Обменные процессы в условиях товарно-денежных отношений принимают форму рыночных отношений.

     Из  ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной (экономической) деятельности, иначе  говоря, трансформации и приспособления экономических ресурсов в целях  удовлетворения потребностей. Экономическая (хозяйственная) деятельность – не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению и отбору альтернативных вариантов использования экономических  ресурсов. Это происходит на всех уровнях, в этом участвуют хозяйствующие  субъекты (участники экономического процесса).

     К хозяйствующим субъектам, или, как  их чаще называют в экономической  науке, экономическим агентам, принято  относить всех, кто самостоятельно принимает решения, планирует и  реализует в сфере экономической (хозяйственной) деятельности практические мероприятия. К экономическим агентам  относят отдельных лиц, семьи, руководителей  хозяйственных единиц (предприятий, банков, страховых обществ), правления  акционерных обществ, правительственные  органы и учреждения.

     В соответствии с той ролью, которую  играют экономические агенты, принято  различать домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), нередко- некоммерческие организации.

     К объектам рынка относятся товары и деньги.

     Товар- это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: во-первых, он удовлетворяет какую-либо человеческую потребность, во-вторых, является вещью, способной обмениваться на другую вещь. Иначе говоря, товар обладает потребительной стоимостью и меновой стоимостью.

     Например, рыба, плавающая в реке, превратится  в товар лишь после того, как  ее выловят, то есть осуществят определенные трудовые затраты.

  И что не менее важно, товар должен быть не только изготовлен (произведен) для других, но и продан другим людям, то есть, передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения (подарок, хотя и произведен для удовлетворения потребностей другого человека, не является товаром).

     Вещи  становятся товарами не сами по себе, а  лишь тогда, когда они выступают  объектом обмена между людьми. Поэтому  в товаре выражены отношения между  людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может принимать  разные формы, но во всех случаях обмен-это  действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую.

     Деньги  же известны с далекой древности, и появились они как результат более высокого развития производительных сил и товарных отношений.

     Деньги - историческая категория, развивающаяся  на каждом этапе товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое усложняется с изменением условий производства. Переход от натурального хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необходимость появления денег, без участия которых невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной специализации и имущественной обособленности товаропроизводителей.

     Таким образом, сущность денег заключается  в том, что это - специфический  товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция  всеобщего эквивалента. Сущность денег  выражается в единстве их двух свойств: всеобщей непосредственной обмениваемости и всеобщего рабочего времени.

     Сущность  денег как экономической категории  проявляется в их функциях, которые  выражают внутреннее содержание денег.

     Деньги  выполняют следующие пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения и мировые деньги.

     Сущность  рынка наиболее полно проявляется  в его функциях. К важнейшим  функциям относятся:

  1. функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;
  2. стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;
  3. функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);
  4. регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро - и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;
  5. функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

      Основные  принципы рыночной экономики следующие:

  1. свобода хозяйственной деятельности, то есть свободная рыночная конкуренция товаров, услуг и ценных бумаг без вмешательства в процесс купли-продажи государства или местных органов власти и управления. На микроуровне хозяйственная деятельность принимает характер предпринимательской деятельности (бизнеса). Свобода предпринимательства выражает свободное право частных фирм использовать экономические ресурсы для производства товаров по собственному выбору и продавать произведенные товары на рынках, которые они сами выбрали по свободным ценам;
  2. равноправие рыночных субъектов;
  3. экономическая ответственность и риск предпринимателей, то есть люди и коллективы ориентируются на собственные интересы и милы, а за негативные последствия хозяйствования сами же и отвечают. Это заставляет бдительно относиться к ресурсам, инициативной, активной, находчивой экономической деятельности;
  4. экономическая конкуренция. Конкуренция- это процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта;
  5. свободное ценообразование, то есть процесс формирования цен на товары и системы цен в целом при рыночной экономике происходит стихийно, цены складываются под воздействием спроса и предложения в условиях конкуренции, а взаимодействие спроса и предложения определяется характером и структурой между производителями и потребителями;
  6. ведущая роль финансовых показателей. Денежное обращение определяет количество денег и объем производства. От его функционирования зависят хозяйственная активность, экономический рост, благополучие общества. Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Им пользуются как государства и правительства, так и отдельные граждане. Прибыль - важнейшая категория рыночной экономики, ее максимизация выступает в качестве непосредственной цели и движущего мотива производства;
  7. всеобщность рынка, то есть имеет место уменьшение ограничений вхождения в мировой рынок;
  8. открытость рынка, то есть свободное перемещение товаров и капиталов через границу;
  9. государственное регулирование, то есть воздействие государства на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем;
  10. социальная защита населения. Предполагает два взаимосвязанных понятия: с одной стороны - предоставление всем гражданам равных возможностей в том, чтобы они своим трудом обеспечили себе достойную жизнь; с другой стороны - государственную поддержку нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.

  Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается.

     Важным  неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы является свобода. Одна из фундаментальных проблем  организации общества заключается  в том, как координировать экономическую  деятельность множества индивидов  и предприятий. Существует два способа  такой координации: один - это централизованное управление и использование мер  принуждения; другой - это добровольное сотрудничество через посредство рыночной системы. Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения.

     Рыночный  механизм имеет как преимущества, так и недостатки. Позитивные функции  рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. У рыночного хозяйства  есть свои врожденные недостатки (несовершенства).

     Во-первых, функционирование рыночной системы  основано на стихийном действии экономических  регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

     Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды  неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу  конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

     В-третьих, стихийно действующий механизм рынка  не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне  не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с  бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.

     В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость  трудоспособного населения и  гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о  своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, то есть делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность.

Информация о работе Сущность рыночной экономики