Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:44, курсовая работа
Мировой финансовый кризис и кризис в экономике России являются, безусловно, наиболее актуальной темой настоящего времени, обсуждаемой политиками, экономистами, бизнесменами и обществом. Политики пытаются провести страну через экономические потрясения, распределяя накопленные государством ресурсы; экономисты ищут новые антикризисные рецепты, впервые сталкиваясь с кризисом, действительно охватившим все страны мира; бизнес стремится сохранить активы и минимизировать потери, а граждане испытывают обоснованную тревогу за свое социальное положение и благосостояние. Воздействие международного финансового кризиса, начавшегося в 2007 году, на российскую экономику заставляет вернуться к обсуждению модели ее развития и выдвигает на передний план новые задачи экономической политики. Э
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ
1.1 Понятие кризиса и исторические аспекты 6
1.2 Современный мировой экономический кризис 12
1.2.1 Начало экономического спада в Европе 17
1.2.2 Совместные действия финансовых и политических властей по преодолению кризисных явлений 20
2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА В РОССИИ 27
2.1 Оценка социально-экономического развития России 27
2.2 Основные показатели развития российской экономики 31
2.3 Особенности кризиса в Костромской области 57
3. АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА: МЕРОПРИЯТИЯ,ОЦЕНКИ,ПРОНОЗЫ 63
3.1 Деструктивная политика 65
3.2 Конструктивная политика 67
3.3 Антикризисные мероприятия 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
— поддержка
системообразующих и
После
завершения цикла принятия «пожарных
мер», а также с осознанием длительности
кризиса усиливается
Основные проблемы и противоречия антикризисной политики
Некоторые
фундаментальные причины
В период
экономического роста государству
не удалось создать «
Множественность
антикризисных мер и
Располагая
значительными финансовыми
Особенности формирования и реализации антикризисной политики
В сложной экономической ситуации осени 2008 г. многие меры правительство РФ объективно было вынуждено принимать спешно, в ответ на возникающие угрозы, не имея зачастую ни полной информации о кризисных процессах, ни времени для тщательной оценки эффективности принимаемых решений и всех возможных их последствий. Декларированные меры во многих случаях не были подкреплены нормативными актами, в результате их осуществление сильно запаздывало по сравнению с заявленными сроками. Как следствие, антикризисный упреждающий потенциал ряда мер не был реализован.
Необходимость
срочной «генерации»
— государство недостаточно ориентируется в специфике и перспективах развития отраслей российской экономики, особенно среднего бизнеса и инновационных секторов;
— в
свою очередь, бизнес и общество плохо
информированы как о
Осуществление
антикризисных мер может
Тенденции и угрозы
1. Главная тенденция — ожидаемое радикальное сокращение ресурсов, имеющихся в распоряжении государства для антикризисной поддержки реального сектора. Это объективно определяется снижением налоговых поступлений и других государственных доходов, вероятным нарастанием потребностей в социальной поддержке населения, прежде всего социально незащищенных групп, обострением проблем во многих регионах и необходимостью увеличения межбюджетных трансфертов, а также возникновением новых проблем у градообразующих предприятий.
2. В случае затягивания мирового кризиса концентрация на инструментах селективной поддержки чревата формированием зон «хронического бедствия», которые будут требовать все новых затрат. При этом отсутствуют критерии оценки эффективности той или иной меры (целевые уровни параметров, которые предполагается обеспечить на основе ее реализации), позволяющие принять решение о дальнейшем наращивании или прекращении действия отдельных мер. Таким образом, усиливается риск, что основанием для применения мер станет наличие средств, а не возможные социально-экономические результаты, что придаст всему механизму выраженный затратный характер. Такое положение может быть естественным в условиях быстрого и неожиданного развертывания кризиса, в частности в финансовой сфере, однако оно не может быть основой политики, особенно в отношении реального сектора.
3. Затянувшийся
кризис может превратить «
4. Расширение
практики предоставления
5. Недостаток
у государства «живых» денег
для оказания помощи будет
стимулировать дальнейшее
6. Если
федеральный центр окажется не
в состоянии поддержать
7. Применение антикризисных мер должно сопровождаться усилиями по развитию различных форм мониторинга экономической ситуации и повышению доступности информации не только для органов государственной власти, но и для бизнеса и экспертного сообщества.
Рекомендации:
Прежде всего целесообразно сделать более обоснованными и прозрачными процедуры формирования и реализации антикризисной политики.
Во-первых, каждая мера должна быть четко привязана к достижению конкретной цели, сопровождаться оценками ее основных бенефициаров, ожидаемых эффектов и возможных проблем (рисков).
Во-вторых,
выработка конкретного «
В-третьих, должны быть установлены графики практической реализации каждой меры с определением «контрольных точек», достижение которых могло бы проверяться государством совместно с бизнесом и общественными организациями.
В-четвертых, необходима обязательная проверка всех выпускаемых нормативных актов по антикризисным мерам на наличие достаточных и жестких требований к раскрытию информации, обеспечению прозрачности принимаемых решений.
Наличие
таких заранее фиксируемых «
Нужно постепенно расширить спектр инструментов, используемых в рамках антикризисной политики. В условиях кризиса, вероятно, не удастся избежать необходимости принимать «пожарные меры» по смягчению его социальных и экономических последствий. Тем не менее важно заблаговременно начать разработку мер, потребность в которых возникнет на этапе выхода из кризиса, включая проекты нормативных актов, отменяющих (сразу либо поэтапно) меры, которые были «вынужденными» на этапе спада, но не соответствуют стратегическим интересам страны.
Особое внимание надо уделить мерам по повышению эффективности государственных компаний и субъектов естественных монополий, в том числе в части пересмотра стратегий их развития с учетом потребностей страны на этапе кризиса и в период выхода из него. При разработке антикризисных мер по поддержке отдельных секторов и предприятий, на наш взгляд, следует минимизировать неэффективный «размен», когда задачи социальной политики защиты безработных и политики создания новых рабочих мест подменяются политикой искусственного завышения спроса на неэффективную продукцию.
Поддержка спроса оправданна лишь в тех случаях, когда стоит задача сохранить не только рабочие места, но и мощности и квалифицированные кадры, которые будут востребованы после завершения кризиса, либо если такая политика диктуется соображениями национальной безопасности.
Наконец,
уже на этапе кризиса важно
определить и начать реализовывать
меры, которые позволят перейти от
защиты «наиболее уязвимых» субъектов
хозяйственной деятельности к поддержке
«новых локомотивов». Это положительно
скажется на динамике российской экономики
на этапе посткризисного восстановительного
роста. ( см. приложение 1)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема кризиса я является одной из наиболее актуальных тем 2008-2009 г. Кризис, начавшийся с финансовых потрясений в США, стал к концу 2008 г. общемировым и сегодня осуществляет проверку на прочность экономических моделей, которые сложились в различных странах в последние 10 лет. И нашу страну кризис не обошел стороной. Упали темпы роста экономики, тысячи людей попали под сокращение, пострадали автомобильная, металлургическая, горнодобывающая отрасли, строительство, растут цены на нефть. Государство бросило все силы на реализацию антикризисной программы.
В работе охарактеризован кризис 2008 г. и показаны, какие меры предприняло государство на борьбу с кризисом. Были подробно рассмотрены изложенные нами вначале позиции: основные этапы кризиса, оценено его воздействие на различные сферы, отрасли промышленности, и другие экономические показатели развития нашей страны.
В своей работе мы неоднократно прибегали к материалам ежемесячных периодических изданий экономического характера, «Вопросы экономики», «Экономист», «Эксперт», черпали оттуда наиболее актуальную и свежую информацию о развитии кризиса. Не оставили без внимания и Интернет-ресурсы, в частности сайты Правительства РФ и Министерства экономического развития РФ.
В ходе выполнения курсовой работы было выяснено, что экономический кризис- эпицентр циклического движения, в котором обозначается предел и, в то же время, обнаруживается импульс роста экономики, это резко отрицательное явление в экономике, последствия которого трудно переоценить.
Эпицентр циклического движения – это экономический кризис, в котором обозначается предел и, в то же время, обнаруживается импульс роста экономики.
Также мы выяснили, какой характер носит сегодняшний мировой кризис, как за границей, так и в России.
Информация о работе Влияние мирового кризиса на социально-экономическое развитие России