Влияние мирового кризиса на социально-экономическое развитие России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Мировой финансовый кризис и кризис в экономике России являются, безусловно, наиболее актуальной темой настоящего времени, обсуждаемой политиками, экономистами, бизнесменами и обществом. Политики пытаются провести страну через экономические потрясения, распределяя накопленные государством ресурсы; экономисты ищут новые антикризисные рецепты, впервые сталкиваясь с кризисом, действительно охватившим все страны мира; бизнес стремится сохранить активы и минимизировать потери, а граждане испытывают обоснованную тревогу за свое социальное положение и благосостояние. Воздействие международного финансового кризиса, начавшегося в 2007 году, на российскую экономику заставляет вернуться к обсуждению модели ее развития и выдвигает на передний план новые задачи экономической политики. Э

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ
1.1 Понятие кризиса и исторические аспекты 6
1.2 Современный мировой экономический кризис 12
1.2.1 Начало экономического спада в Европе 17
1.2.2 Совместные действия финансовых и политических властей по преодолению кризисных явлений 20
2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА В РОССИИ 27
2.1 Оценка социально-экономического развития России 27
2.2 Основные показатели развития российской экономики 31
2.3 Особенности кризиса в Костромской области 57
3. АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА: МЕРОПРИЯТИЯ,ОЦЕНКИ,ПРОНОЗЫ 63
3.1 Деструктивная политика 65
3.2 Конструктивная политика 67
3.3 Антикризисные мероприятия 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 80

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

Рисунок 26 -Динамика реальных доходов и денежных расходов  населения, оборота розничной торговли, в % к аналогичному периоду предыдущего годаю

      И наконец, в заключении рассмотрения текущего года также рассмотрим динамику ВВП. Падение ВВП, по данным Росстата, во II квартале 2009 г. составило 10,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В I квартале 2009 г. аналогичный показатель составлял 9,8%. Наиболее сильный спад во II квартале наблюдается по-прежнему в обрабатывающих производствах (-18,7% по отношению ко II кварталу 2008 г.) и в строительстве (-20,5%) (таблица 5). В то же время, темпы падения в этих видах деятельности несколько снизились – в I квартале они составляли 23,5% и 20,9% соответственно. По сравнению с I кварталом также снизились темпы падения в сельском хозяйстве – с 2,4% до 1,8% и в операциях с недвижимостью, аренде и предоставлении услуг – с 7,8% до 5,3%. Вместе с тем, в большинстве видов деятельности темпы падения продолжают увеличиваться. Наиболее значительно они выросли в оптовой и розничной торговле и ремонте – с 4,9% до 11,3%, в транспорте и связи – с 7,4% до 10,2%, предоставлении коммунальных, социальных и прочих услуг – с 8,7% до 12,5%, и в добыче полезных ископаемых – с 2,2% до 5,1%. В финансовой деятельности положительные темпы роста в I квартале 2009 г. по отношению к аналогичному периоду прошлого года (+0,3%)

сменились падением (-5,4%).

      Сохранились положительные темпы роста лишь в двух видах деятельности – в рыболовстве (+5,6%) и в государственном управлении, обеспечении военной безопасности и обязательном соцобеспечении (+3,2%). Следует отметить, что прогнозы роста ВВП на 2009 г., озвучиваемые официальными лицами, носят все более запутанный характер. Так, 7 сентября министр экономического развития Э. Набиуллина заявила, что рост ВВП во IIполугодии 2009 г. по сравнению с I полугодием составит 3,9-4,5%. Вместе с тем, данная оценка не сопоставима ни с прогнозами, сделанными ранее, ни со статистикой Росстата, который не предоставляет статистики по ВВП в таком виде (полугодие к полугодию). [21] Последняя оценка МЭР по ВВП в 2009 г. была озвучена в середине июля и составляет минус 8,0-8,5%.

 Таблица 5 – Динамика реального ВВП по видам экономической деятельности в 2009г.

      К ноябрю 2009 года в  России наблюдается самый глубокий спад ВВП среди ведущих экономик мира. В середине ноября Росстатом были опубликованы результаты международных сопоставлений динамики реального ВВП в III квартале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За это время в большинстве развитых экономик произошло падение реального ВВП. Так, в Великобритании спад достиг 5,2%, в Японии – 4,5%, в США – 2,3%. Для сравнения, годом ранее в большинстве этих стран сохранялся рост ВВП (рисунок36). По последним имеющимся данным, положительные темпы роста ВВП сохраняются в Китае и Индии, хотя годом ранее аналогичные показатели демонстрировали более высокие темпы роста. В противоположность этому, в России спад ВВП в III квартале 2009 г. достиг 8,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [19,20]. 

Рисунок 27- Динамика ВВП в III квартале 2008 и 2009 гг. в ведущих экономиках мира (в % к аналогичному периоду предыдущего года)8

И в  заключении рассмотрения динамики основных экономических показателей за период кризиса в России нам бы хотелось привести следующую статистику опросов населения о кризисе и доходах:

      Согласно  опросам общественного мнения, население  России ожидает повышения доходов  в ближайшее время. По данным опроса ФОМ, проведенного в первой половине ноября 2009 г., 36% населения оценивает свое текущее материальное положение как хорошее. При этом 22% опрошенных считают, что их материальное положение улучшится в ближайшие 12 месяцев. Для сравнения, в ноябре 2008 г. таких респондентов было 18%. Одновременно снижается доля тех, кто ожидает ухудшения своего материального положения – с 22% в ноябре 2008 г. до 12% в ноябре 2009 г. (рисунок 28) [20]. 

Рисунок 28 – Оценка материального положения россиян на ближайший год, % от числа опрошенных. 

2.3 Особенности  кризиса в Костромской области 

      Костромская область – одна из наиболее экономически слабо развитых областей Центральной  России. Здесь имеются лишь лесные ресурсы и залежи торфа. Небольшие  города и поселки удалены друг от друга, транспортное сообщение между ними затруднено. Почвы также недостаточно плодородны для высокопродуктивного земледелия. Наиболее благоприятны условия для мясомолочного животноводства и льноводства [27].Общероссийская ассоциация региональных социологических центров «Группа 7/89» презентовала результаты второго этапа исследовательского проекта «Межрегиональный индекс кризисного сознания», проведенного в марте 2009 года. О масштабности проекта говорит его охват: на вопросы социологов ответили 14 200 жителей из 21 субъекта Российской Федерации, в том числе — Костромской области.

      Данные  исследования говорят о том, что  охват населения кризисом в целом  по стране растет. Это проявляется  в уменьшении доли людей, которых  кризис не затронул вовсе и, напротив, в росте числа граждан, ощутивших негативные последствия экономического напряжения на себе. Вместе с тем, социологи отмечают значительные региональные различия в том, как кризис воздействует на россиян. Иными словами, в ряде регионов он проявляется в значительно меньшей степени, чем в других субъектах РФ.

      Во  многом эти различия объясняются  антикризисными действиями региональных властей, которые находят или  не находят поддержки у населения, что нашло отражение в соответствующих  рейтингах исследования. Так, в Костромской области 48% опрошенных считают, что деятельность Губернатора и администрации области способствуют преодолению последствий кризиса в регионе (это самый высокий процент по регионам исследования). А, например, в Саратовской области аналогичной точки зрения придерживаются только 8% респондентов, в среднем же по субъектам РФ рейтинг доверия антикризисным действиям региональных властей составляет 35%.

Самый низкий уровень негативных ожиданий населения также зарегистрирован  в Костромской области — 54% против 65% в среднем по стране. По мнению экспертов, это вызвано двумя причинами: высокой социальной защищенностью жителей региона (по итогам социально-экономического развития Костромской области за 2008 год в регионе одни из самых масштабных в России объемы социальной поддержки населения) и высоким социальным оптимизмом костромичей, связанным с тем, что последние полтора года область динамично развивается.

      Не  мог не отразится кризис и на уровне доходов жителей нашей области. В списке наиболее пострадавших от кризиса по части душевых доходов населения оказались Ивановская, Вологодская, Кемеровская, Костромская, Ярославская, Владимирская и Томская области, а также Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. Социологи считают, что методики измерения душевых доходов могут давать большие погрешности при сравнении месячных доходов с тем же периодом прошлого года, и призывают ориентироваться на суммарные доходы с начала года. Действительно, в январских показателях, например, еще не в полной мере отразился кризисный спад производства, который продолжался вплоть до августа–сентября. Тем не менее падение душевых доходов за январь–август во многих регионах также выглядит очень тревожно. Почти в 20 регионах реальные душевые доходы за январь–август сократились более чем на 10% к тому же периоду прошлого года. Падение доходов четко коррелирует с падением производства и объемов розничной торговли. В группе наиболее пострадавших большинство также составляют области Центра, Северо-Запада, Урала и Поволжья. Соответственно снизились и объемы розничной торговли. Так, в Ивановской области розница в сентябре 2009 года упала к сентябрю 2008 года на 11,4%, в Калужской области – на 14,8%, а в Костромской – на 16,8%.Похожая картина и в потреблении энергии – индикаторе, который наиболее объективно демонстрирует экономическую активность. В Костромской области потребление энергии в сентябре 2009 года упало на 25,7% по сравнению с сентябрем 2008 года. Кроме того повлиял кризис и на долю просроченных кредитов. А именно, наш регион вошел в список 15 регионов, в которых по данным июня 2009 года была зарегистрирована одна из наибольших долей просроченных кредитов [19,20].

Рисунок 29 – Регионы с набольшей долей просроченных ипотечных кредитов

 По состоянию  на начало 2009 г., в 14 регионах РФ доля просроченных кредитов в портфеле АИЖК превысила 10% (рисунок 29). Для сравнения, на 1 октября 2008 г. таких регионов было только восемь. Наиболее высокая доля просроченных ипотечных кредитов на начало 2009 г. была в Саратовской области – 31,8% (на 1 ноября 2008 г. доля таких кредитов в области составляла лишь 5,9%).

      Отразилась  кризисная ситуация и на монетизации  льгот. "Монетизация" льгот в  Костромской области приостановлена до 1 января 2010 года из-за финансового  кризиса. Об этом сообщает пресс-служба региональной администрации. Меры социальной поддержки гражданам-льготникам будут по-прежнему предоставляться в форме скидок в оплате. Предоставления каких-либо дополнительных документов в территориальные органы социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от граждан для этого не потребуется. Исключение составляют федеральные и областные льготники, проживающие на территории Сусанинского и Макарьевского муниципальных районов Костромской области, которые, как и в 2008 году, будут получать меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной компенсации.

      При ответе на вопрос «Сколько вы (ваша семья) можете сохранять привычный образ  жизни?» 33% костромичей ответили, что смогут жить так же, как и до кризиса от полугода и более. По этому показателю наша область занимает третье место среди всех субъектов РФ, где проводилось исследование, не считая Москвы. Впереди Костромы — только благополучный нефтегазодобывающий Надым (35%) и промышленная Ярославская область (34%).

Ниже, чем  в других регионах и показатели негативного  влияния кризиса на материальное положение костромичей — 26% жителей  считают, что кризис не повлиял на их материальное благополучие, а 8% заявили, что нынешнее материальное положение их семей даже улучшилось по сравнению с тем, что было год назад.

      В сентябре 2009 года промпроизводство упало  во многих областях больше чем на 20%. В таком положении оказались, в частности, Владимирская (минус 28,5%), Калужская (минус 35,5) и Костромская (минус 23,5%) области. Еще более поразительные цифры в Воронежской области – минус 48,2% и в Ивановской – минус 50,8%.

Независимые эксперты отмечают крайне пеструю региональную картину кризиса и не верят, что  единые антикризисные меры, диктуемые из федерального Центра, дадут ожидаемый результат. «Для эффективной борьбы с кризисом необходимо расширить полномочия регионов и подкрепить их финансовыми ресурсами. Однако правительство, напротив, усиливает финансовую централизацию. В результате такой политики региональные власти, как правило, не заинтересованы в развитии собственного производства – ведь чем больше заработаешь, тем больше отберут», – говорит руководитель Центра экономики федеративных отношений Института экономики РАН Сергей Валентей.

17 июля  в конференц-зале Бизнес-отеля  прошел круглый стол HR-менеджеров  крупных предприятий Костромской  области. Организатор круглого  стола и модератор – консалтинговая  компания «Матвеев и партнеры».  Тема обсуждения: «Рынок труда  для крупных предприятий: кризис закончился или начинается?» Рассматривались вопросы скорости и сложности закрытия вакансий, взаимодействия с государственной службой занятости, адаптации системы управления персоналом к современным реалиям, а также стоимости персонала. Общий вывод, сделанный участниками круглого стола, выражал осторожный оптимизм: «Кризис понемногу стал отступать». Руководители служб персонала отмечали стабилизацию или рост объемов производства товаров и услуг на своих предприятиях. Интенсивнее стало движение на рынке труда, причем как со стороны соискателей, так и работодателей. Все без исключения выступавшие отметили своевременные и полезные меры государства по снижению напряженности на рынке труда. Эти программы помогли предприятиям удержать квалифицированных специалистов и сэкономить фонд оплаты труда.

      Власти  Костромской области планируют  разработать план мероприятий по стабилизации экономики в условиях мирового финансового кризиса. Об этом ИА REGNUM сообщили в пресс-службе правительство  Пензенской области.

В его  рамках предполагается создать систему  государственных гарантий и инвестиционный фонд, усилить деятельность органов  исполнительной власти по мобилизации  доходов в бюджеты всех уровней, обеспечить господдержку отрасли сельского  хозяйства, оказать "точечную" помощь социально-значимым предприятиям области.

Отдельное внимание будет уделяется мерам  по обеспечению занятости высвобождающихся работников из-за сокращения на предприятиях.

      Предполагается  также утверждение и реализация концепции промышленной политики Костромской области до 2020 года, разработка областной программы поддержки экспорта до 2013 года, стратегии развития туристско-рекреационного комплекса до 2020 год, областной целевой программы "Качество, конкурентоспособность и защита прав потребителей на территории Костромской области на 2009-2013 годы".

Отдельный подраздел плана мероприятий  будет посвящен борьбе с бюрократией  и противодействию коррупции  в исполнительных органах государственной  власти. Основными инструментами  в этой работе станут мероприятия антикоррупционной программы региона и внедрение системы электронных торгов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Влияние мирового кризиса на социально-экономическое развитие России