Влияние мирового кризиса на социально-экономическое развитие России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Мировой финансовый кризис и кризис в экономике России являются, безусловно, наиболее актуальной темой настоящего времени, обсуждаемой политиками, экономистами, бизнесменами и обществом. Политики пытаются провести страну через экономические потрясения, распределяя накопленные государством ресурсы; экономисты ищут новые антикризисные рецепты, впервые сталкиваясь с кризисом, действительно охватившим все страны мира; бизнес стремится сохранить активы и минимизировать потери, а граждане испытывают обоснованную тревогу за свое социальное положение и благосостояние. Воздействие международного финансового кризиса, начавшегося в 2007 году, на российскую экономику заставляет вернуться к обсуждению модели ее развития и выдвигает на передний план новые задачи экономической политики. Э

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ
1.1 Понятие кризиса и исторические аспекты 6
1.2 Современный мировой экономический кризис 12
1.2.1 Начало экономического спада в Европе 17
1.2.2 Совместные действия финансовых и политических властей по преодолению кризисных явлений 20
2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА В РОССИИ 27
2.1 Оценка социально-экономического развития России 27
2.2 Основные показатели развития российской экономики 31
2.3 Особенности кризиса в Костромской области 57
3. АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА: МЕРОПРИЯТИЯ,ОЦЕНКИ,ПРОНОЗЫ 63
3.1 Деструктивная политика 65
3.2 Конструктивная политика 67
3.3 Антикризисные мероприятия 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 80

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

Испанская строительная компания Martinsa-Fadesa объявила о банкротстве, так как ей не удалось  рефинансировать задолженность  в 5,1 млрд евро. Во втором квартале цены на недвижимость в Испании упали на 20 процентов. В регионе Кастилия — Ла-Манча все ещё не проданы приблизительно 69 % всех зданий, построенных за прошлые три года. Deutsche Bank ожидает 35-процентное падение цен на недвижимость в Испании к 2011. Премьер-министр Испании, Хосе Луис Сапатеро, обвинил Европейский центральный банк в усугублении ситуации из-за поднятия процентных ставок.

Хотя  Испания избежала спада в первой половине 2008 года, уровень безработицы  в стране увеличился на 425,000 за последний  год, достигнув 9,9 %. Продажи автомобилей в Испании упали на 31 % в мае. Спад производства достиг 5,5 % в мае. Снижение розничных продаж в Испании достигло 7,9 % в июне по сравнению с предыдущим годом. В июне продажи продуктов питания снизились на 6,8 %.По сообщению ассоциации испанских производителей автомобилей ANFAC, продажи новых автомобилей в июле упали на 27,5 % по сравнению с предыдущим годом. Во втором квартале экономика Испании выросла на 0,1 %, что является самым низким показателем за 15 лет. В Германии розничные продажи упали на 1,4 % в июне 2008 года; во втором квартале германская экономика показала спад на 0,5 процента.

В Италии Fiat объявил о закрытии заводов  и временных увольнениях на заводах  в Турине, Мельфи, Имоле и Сицилии. Итальянская экономика сократилась  на 0,3 % во втором квартале 2008.

В Нидерландах  объём промышленного производства в мае упал на 6 %.Другие члены еврозоны встретили спад в их экономике  во втором квартале: французская экономика  сократилась на 0,3 %; экономика Финляндии  снизилась на 0,2 %; в Нидерландах  показала нулевой рост во втором квартале.

28 сентября, нидерландско-бельгийский банк Fortis был частично национализирован  с наличным вливанием от стран  Бенилюкса, составляющих €11,2 миллиардов. В июне, компания объявила о  распродаже со скидкой активов,  чтобы получить €5 миллиардов, для улучшения ликвидности организации. Однако, этого оказалось недостаточно.

9 октября  2008 года министр финансов Соединённого  Королевства А. Дарлинг использовал  полномочия, предоставляемые правительству  антитеррористическим законом Anti-Terrorism, Crime and Security Act 2001 для замораживания активов исландского банка Landsbanki Islands hf на территории страны. Кризис в Великобритании, по мнению политических обозревателей, способствовал осенью 2008 года значительному росту рейтинга премьер-министра Г. Брауна, действия которого, направленные на спасение банковской системы, стимулирование бизнеса и спроса получили одобрение как в Британии, так у руководства иных стран. 23 января 2009 года национальное статистическое ведомство Великобритании сообщило о том, что в четвёртом квартале 2008 года ВВП Великобритании сократился на 1,5 % по сравнению с предыдущим кварталом, что означало официальное вхождение британской экономики Великобритании в рецессию: падение ВВП в четвёртом квартале 2008 года составило 1,5 %, в третьем квартале того же года снижение составило 0,6 %.

В начале декабря 2008 года Статистическое управление Евросоюза сообщило, что ВВП еврозоны в третьем квартале 2008 года снизился на 0,2 %, как и в предыдущем квартале: европейская экономика вошла в период рецессии впервые за 15 лет.

По данным Евростата, опубликованным в феврале 2009 года, промышленное производство в  Евросоюзе в декабре 2008 года снизилось  на 11,5 % в годовом выражении и  на 2,3 % по сравнению с ноябрем, в  еврозоне — на 12 % и 2,6 % соответственно, что является абсолютным рекордом: подобного не наблюдалось с 1986 года, когда начала вестись общеевропейская статистика.

1.3.2 Совместные действия финансовых и политических властей по преодолению кризисных явлений

8 октября 2008 года все ведущие центробанки мира, исключая ЦБ Японии и России, приняли беспрецедентное решение об одновременном снижении процентных ставок. Ключевая ставка Федеральной резервной системы США (ФРС) была снижена с 2 % до 1,5 %; так же на 0,5 процентного пункта были снижены ставки Банка Канады, Банка Англии, Банка Швеции, Национального банка Швейцарии и Европейского центробанка (ЕЦБ). Такое решение было расценено обозревателями как признание глобального характера кризиса, требующего координированных действий ведущих экономик. На следующий день примеру последовали Финансовые регуляторы Южной Кореи, Тайваня и Гонконга, также снизившие основные учётные ставки.

10 октября,  собравшиеся на совещание в  Вашингтоне министры финансов  и главы центральных банков  стран Клуба семи (представлявший Россию А. Кудрин был приглашён на рабочий ужин «восьмёрки») утвердили антикризисный план, заменивший собой традиционное для подобных встреч итоговое коммюнике, заявив, что они предпримут «неотложные и исключительные действия». Принятый «семёркой» план из 5 пунктов предусматривал «использовать любые имеющиеся средства, чтобы поддерживать системно важные финансовые институты, не допуская их краха» и иные меры, уже осуществлявшиеся к тому времени правительствами стран-участниц.

12 октября  2008 года лидеры 15 стран Евросоюза  на встрече, прошедшей в Париже, договорились ввести систему  государственных гарантий для  кредитов, привлекаемых банками,  а также обеспечить поддержку  финансовым институтам, которые  столкнулись с проблемами: гарантии должны предоставляться по межбанковским кредитам на срок до 5 лет; правительства получат право поддерживать банки, покупая их привилегированные акции; системообразующие банки, столкнувшиеся с трудностями, будут рекапитализироваться за счёт бюджетных средств.

13 октября  2008 года Европейский центробанк (ЕЦБ), Банк Англии и ЦБ Швейцарии  пообещали, что по договору  о валютном свопе с Федеральной  резервной системой (ФРС) США предоставят  «долларовое фондирование в размере,  необходимом для удовлетворения  спроса» в 2008 и 2009 годы. В тот же день британский премьер-министр Гордон Браун призвал к созданию «нового Бреттон-Вудса».

14 октября  2008 года правительство США объявило  «план спасения», предусматривающий  выделение 250 миллиардов долларов  на стабилизацию финансовой системы, часть которых, а именно 125 миллиардов, пойдёт на покупку долей в девяти крупнейших американских банках, в частности: Bank of America Corp, Wells Fargo, Citigroup, JPMorgan Chase & Co, Goldman Sachs, Morgan Stanley и Bank of New York Mellon Corp. План предусматривает беспрецедентную в истории США частичную национализацию частных банков, что сам Генри Полсон назвал «предосудительным», но необходимым для оживления экономики.

14 ноября 2008 года лидеры стран Группы  двадцати (G20) собрались на антикризисный саммит. По итогам рабочего заседания участники саммита приняли декларацию, содержащую, в частности, общие принципы реформирования финансовых рынков, реорганизации международных финансовых институтов, обязательство воздерживаться от применения протекционистских мер в последующие 12 месяцев (пункт 13 Декларации саммита). По мнению газеты «Ведомости» от 17 ноября 2008 года конкретные меры, содержащиеся в приложении к декларации и направленные на укрепление прозрачности финансовых систем и продуктов и унификацию регулирования в разных странах к 31 марта 2009 года, суть «высокоприоритетные пожелания, не имеющие прямого действия».

23 ноября 2008 года в Лиме завершился саммит  лидеров стран-членов организации  Азиатско-Тихоокеанского экономического  сотрудничества, которые признали, что в ближайшей перспективе снижение темпов роста мировой экономики является «неизбежным».

4 декабря  2008 года ЕЦБ и Банк Англии  значительно понизили базовые  процентные ставки: руководство  ЕЦБ снизило ставку до 2,5 % с  3,25 %, хотя ожидалось сокращение до 2,75 %; Банк Англии снизил базовую ставку на 1 процентный пункт — ставка опустилась до 2 %, самого низкого уровня за всю историю существования Банка Англии с 1694 года. Мера была предпринята перед лицом назревающей угрозы дефляции.

2 апреля 2009 г. состоялся саммит большой  двадцатки в Лондоне, на котором  был принят План действий по  выходу из глобального финансового  кризиса. В частности, одной  из наиболее серьёзных мер  стало решение о значительном  увеличение ресурсов МВФ —  до 750 млрд долларов США, поддержка новых ассигнований СПЗ в размере 250 млрд долларов США.

Антикризисные меры, предпринимаемые в разных странах:

Можно выделить четыре сферы воздействия  антикризисной политики властей: спасение банковской системы; меры денежно-кредитной политики; поддержка реального сектора; поддержка населения.

1. Спасение банковской системы.

Основная  задача здесь — избежать банковской паники и дестабилизации (остановки) национальных кредитно-банковских систем. Соответствующие меры включают:

а)  рекапитализацию  банков (США, Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Португалия, Финляндия, Венгрия, Дания, Швейцария, Гонконг, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия, Казахстан);

б)  предоставление стабилизационных кредитов (США, Евросоюз, Франция, Испания, Италия, Швеция, Норвегия,, Великобритания, Венгрия);

в)  меры по реструктуризации банковской системы, включая содействие объединению банков или их национализацию (Бельгия, Нидерланды, Португалия, Исландия, Швеция, Великобритания, Ирландия);

г)  снижение процентной ставки практически до нуля;

д) резкое расширение вплоть до 100% гарантий по вкладам  физических лиц в банках;

е) меры по расчистке балансов банков, включая  предоставление госгарантий по проблемным активам (США, Канада, Германия, Испания, Италия, Великобритания, Дания, Швеция, Швейцария, Япония, Корея, Австралия).

2. Денежно-кредитная политика.

Здесь наблюдается переход от антиинфляционной к стимулирующей политике (quantitative easing). Ее цели: стимулирование экономического роста и расширение доступа к кредитным ресурсам; стремление не допустить дефляции (борьба с инфляцией отходит на задний план)стабилизация внутреннего рынка (через процентную ставку); стабилизация платежного баланса (через девальвацию); повышение эффективности экономической политики

Соответствующие меры включают;

а) снижение процентных ставок большинством стран из опасения дефляции (США, Канада, Евросоюз, Швейцария, Швеция, Норвегия, Дания, Великобритания. Австралия, Япония, Китай, Индия, Вьетнам);

б)  повышение  процентных ставок в некоторых странах (Венгрия, Исландия, Белоруссия, Россия);

в)  снижение курса национальной валюты (Исландия. Венгрия, Польша, Вьетнам, Корея, Бразилия, Мексика, Украина, Белоруссия);

г)  снижение норм резервирования (Китай, Бразилия, Болгария):

д)  появление  новых инструментов кредитования экономики, вплоть до прямого финансирования центробанками  государственных бюджетов.

3. Поддержка  реального сектора (стимулирование  спроса). Имеется в виду поддержка отраслей, ориентированных на внутренний спрос и обеспечивающих внутреннюю занятость. Эта политика может быть определена как преимущественно кейнсианская, для которой характерны меры воздействия на спрос, включая антициклическую фискальную политику. Соответствующие меры включают:

а)  поддержку  отдельных отраслей: автомобилестроение (США, Канада, Франция, Швеция, Китай); «новая» энергетика и энергосбережение (США. Франция, Швейцария); транспортная инфраструктура (Канала. Франция. Китай. Гонконг. Казахстан, Италия, Швейцария, Тайвань); жилищное строительство (Канада. Великобритания, Китай, Аргентина, Казахстан, Корея); аэрокосмическая, горнодобывающая, лесная промышленность (Канада); инновационные технологии (Китай. Казахстан); АПК (Китай, Казахстан); экспорт (Китай): авиакомпании (Аргентина)

б)  снижение налогов р прямое или косвенное (Германия, Франция, Швейцария. Япония, Китай, Индия, Тайвань, Аргентина, Украина);

в)  повышение  налогов (Литва);

г)  поддержку  малого и среднего бизнеса (Германия, Греция. Италия, Великобритания, Япония, Китай, Казахстан, Венгрии);                                        

д) создание специальных бюджетных фондов (Франция, Бразилия, Гонконг, Кувейт);                                                                                          

е)  увеличение госзаимствований (Германия, Франция, Норвегия, Япония).

4. Поддержка населения. Соответствующие меры предполагают недопущение бегства населения из банков, стимулирование сбережений:     

а)  повышение  суммы гарантий по вкладам (США. Канада. Бельгия Испания, Италия. Кипр, Люксембург, Нидерланды, Словения, Финляндия, Великобритания. Швеция. Норвегия, Швейцария, Болгария. Венгрия, Польша. Румыния. Чехия, Турция, Корея, Украина);                                                               

б)  100-процентные гарантии по вкладам (Германия, Австрия, Греция, Ирландия, Португалия. Дания, Словакия, Австралия, Гонконг. Иордания, Кувейт. ОАЭ, Саудовская Аравия, Тайвань);                                            

Информация о работе Влияние мирового кризиса на социально-экономическое развитие России