Влияние мирового кризиса на социально-экономическое развитие России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Мировой финансовый кризис и кризис в экономике России являются, безусловно, наиболее актуальной темой настоящего времени, обсуждаемой политиками, экономистами, бизнесменами и обществом. Политики пытаются провести страну через экономические потрясения, распределяя накопленные государством ресурсы; экономисты ищут новые антикризисные рецепты, впервые сталкиваясь с кризисом, действительно охватившим все страны мира; бизнес стремится сохранить активы и минимизировать потери, а граждане испытывают обоснованную тревогу за свое социальное положение и благосостояние. Воздействие международного финансового кризиса, начавшегося в 2007 году, на российскую экономику заставляет вернуться к обсуждению модели ее развития и выдвигает на передний план новые задачи экономической политики. Э

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ
1.1 Понятие кризиса и исторические аспекты 6
1.2 Современный мировой экономический кризис 12
1.2.1 Начало экономического спада в Европе 17
1.2.2 Совместные действия финансовых и политических властей по преодолению кризисных явлений 20
2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА В РОССИИ 27
2.1 Оценка социально-экономического развития России 27
2.2 Основные показатели развития российской экономики 31
2.3 Особенности кризиса в Костромской области 57
3. АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА: МЕРОПРИЯТИЯ,ОЦЕНКИ,ПРОНОЗЫ 63
3.1 Деструктивная политика 65
3.2 Конструктивная политика 67
3.3 Антикризисные мероприятия 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 80

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 1.06 Мб (Скачать)

3.АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА: МЕРОПРИЯТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОНОЗЫ 

Кризис  — естественный механизм, который  лечит экономику, выявляя ошибки и устраняя диспропорции, накопившиеся в предыдущий период бума. В этом смысле он является объективно неизбежным и необходимым процессом экономической коррекции, выполняющим полезную экономическую функцию. Если проанализировать, как те или иные государства за последние сто лет боролись с кризисами, то хорошо видно, что правительства в большинстве своем занимались не тем, чтобы понять суть происходящего и совершить некие спасительные действия. Они пытались уберечь себя, стараясь как можно дольше остаться у власти, надеясь, что все само собой наладится. В 30-40-е гг. ХХ в. это происходило из-за непонимания реально работающих экономических моделей. Тогда, 80 лет назад, кто-то еще верил в социализм. Научно не было доказано, что он невозможен. Это сейчас в любом экономическом учебнике написано, что причиной перехода из затяжной рецессии в Великую депрессию стали два действия правительства: адресная поддержка крупнейших предприятий и устроение общественных работ. 

3.1 Деструктивная политика 

Все эти  старые ошибки нам известны, но почему-то их мы и пытаемся повторять сегодня. Деструктивная экономическая политика властей в условиях кризиса состоит в попытках спасти предприятия, банки, отрасли и другие группы экономических субъектов, серьезно пострадавшие от кризиса либо рассматриваемые как «системообразующие». Поддерживая старые производства, вы сдерживаете положительное воздействие кризиса на изменение структуры промышленности. Вы не ускоряете выход из него, а, наоборот, сдерживаете и углубляете кризис. А когда вкладываете в общественные работы, вы пытаетесь решить отсутствие занятости людей освоением ресурсов, но ресурсов непродуктивных. Вкладывать нужно только в то, что даст новые деньги и ресурсы, а не в то, что нельзя продать. Нельзя вкладывать деньги в производство машин, которые никто не покупает, в бесплатные дороги, в озеленение — это не порождает новых денег. Вы один раз потратили, а новых ценностей не создали. Деньги во время кризиса нужно вкладывать в то, что порождает новые ценности.

Кризис  — естественная плата за ошибки, ранее совершенные как правительствами, так и хозяйствующими субъектами. При этом кризисы всегда порождаются действиями властей, а ошибки хозяйствующих субъектов вторичны по отношению к ошибкам правительств. Ибо власти действуют вопреки интересам экономических субъектов, преследуя свои собственные цели и совершая действия, которые искажают экономику. Конечно же, хозяйствующие субъекты виноваты тоже, но ведь именно правительства, задавая правила игры, вынуждают их действовать соответствующим образом.

Есть  примеры того, что деструктивная политика в период кризиса была фатальной: вспомним, что экономика Японии после кризиса 1990 г. в течение всего последующего периода так и не вышла на траекторию уверенного роста. Или политика правительства США в 1930 г., благодаря которой рецессия переросла в Великую депрессию. Нынешние правительства большинства стран мира, включая США, страны ЕС, Японию и Китай, делают то же самое, что и Япония в 1990-2000 гг., — проводят деструктивную политику. Поэтому все идет к тому, что нынешний кризис после первоначальной глубокой рецессии, скорее всего, перерастет в многолетнюю общемировую стагнацию, прерываемую эпизодическими, поверхностными и анемичными оживлениями.

С большой  долей уверенности можно ожидать, что независимо от экономической  политики правительства России большинство правительств мира в условиях кризиса будет проводить деструктивную экономическую политику, пытаясь увеличить регулятивную функцию государства. Однако у них есть долгая история прав собственности, выстроены системы взаимодействия бизнеса и государства, более диверсифицирована экономика. У нас же нет культуры прав собственности, нет культуры предпринимательского сообщества, активно популяризируется миф, что предприниматель — всегда вор, наживший деньги нечестным путем. И мы не провели инфраструктурных реформ в стране, оставшись сырьевым государством. Другие государства еще могут думать, что для них эти меры сработают, но для нас в такой выход верить бессмысленно. Деньги в бюджете кончатся раньше, чем сырьевые ресурсы начнут дорожать.

Сегодня Россия проходит историческую развилку. Проведение деструктивной политики — а к этому подталкивают зарубежные примеры и внутренние группы интересов, пытающиеся уйти от ответственности  за прошлые некомпетентные решения, — будет означать вхождение в период продолжительного спада и стагнации, сохранит отставание российской экономики на мировой арене. Необходимо понимание властей, что реальные экономические процессы не подчиняются политике. К сожалению, нет никакой ясности, когда они это поймут. Наверное, мы воспитывались на разных книгах.

3.2 Конструктивная политика 

Но есть и примеры ситуаций, когда правильные действия спасали экономику: конструктивная политика правительства Южной Кореи  во время азиатского кризиса 1997-1998 гг., а также британского правительства во время предыдущего крупного кризиса в 1979-1980 гг. Суть такой политики состоит в том, что эти страны помогали своим гражданам и снижали роль государства в экономике. Понимание деструктивного характера традиционной «антикризисной» политики постепенно становится частью экономического мейнстрима.

Ответственные власти в условиях кризиса должны в первую очередь решить две краткосрочные  задачи, направленные на сохранение платежной  системы страны и помощь гражданам. Здесь, в России, ряд действий были адекватными, ряд — нет. Бессмысленно направлять деньги в систему и ждать, когда они дойдут до реального сектора, если вы рубль держите. Деньги в банковской системе автоматически превращаются в доллары и никуда дальше пойти не могут.

Что касается мер по смягчению социальных проблем, то они должны быть направлены на предотвращение гуманитарных катастроф и облегчение для граждан процесса приспособления к новой структуре экономики. Помогать надо не предприятиям, ибо собственники, принявшие неправильные инвестиционные решения, некомпетентные менеджеры должны сами нести бремя ответственности. Помогать нужно людям — гражданам, потребителям. Повышать пособия по безработице, пенсии. Обеспечить переподготовку кадров, субсидировать процентную ставку для новой самозанятости. В депрессивных регионах освободить граждан от налогов. Ввести трехлетний мораторий на проверки предприятий малого бизнеса любыми административными органами.

Сутью конструктивной политики должны стать  более долгосрочные задачи, основная из которых — реализовать структурные преобразования в экономике, вовлекая граждан в экономические взаимоотношения. И не чиновники тогда будут принимать решения, исходя из собственного понимания экономической целесообразности, а граждане страны, участвуя в экономической деятельности в качестве предпринимателей, будут брать на себя риски преобразований и нести за них ответственность. Им можно помогать, кредитуя их, снижая процентную ставку, давая им деньги под какие-то проекты, но через хозяйственные механизмы, через банковское кредитование, а не через иные формы. Ну а для того, чтобы они вели свою предпринимательскую деятельность в новых нормальных условиях, нужно снижать государственное регулирование, ослаблять антимонопольный пресс на бизнес, минимизировать количество проверок. Уменьшение участия государства в хозяйственной деятельности должно произойти не только с точки зрения регулятора, но и с точки зрения собственности. Отсюда — отказ от создания госкорпораций. И четкое отслеживание и соблюдение прав собственности. То есть представление интересов в первую очередь собственника, а не государства во всех конфликтах. Вообще, государство независимо от кризиса должно помогать своим гражданам, как потребителям внутри страны и своим производителям за ее пределами. И вся политика должна быть направлена на это.

Как считает  И Г С О (институт глобализации и социальных движений), принимаемые  российским правительством меры по борьбе с кризисом носят выжидательный  характер. Они никак не направлены на разрешение противоречий породивших хозяйственный кризис, убеждены в Центре экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО). Власти надеются на прохождение мировой экономикой негативной полосы в 2009 году. Вслед за этим ожидается возобновление роста цен на нефть. В действительности в 2009-2010 годах глобальный кризис лишь войдет в пиковую стадию. После чего последует продолжительная депрессия. Скорого возвращения нефти на прежние стоимостные позиции не будет. Правительство только впустую израсходует накопленные резервы.

Правительство РФ приняло недавно «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных  отраслях экономики». Входящие в него меры главным образом нацелены на поддержание финансового сектора  и промышленности посредством денежных вливаний, защиты от иностранных конкурентов, налоговых льгот. В перечень предусмотренных Планом антикризисных мер не входит защита населения от разворачивающихся увольнений и создание новых рабочих мест. Повышение потребительских возможностей трудящихся также не предполагается.

Основная  цель антикризисного плана: смягчить воздействие  кризиса на российские компании. «Правительство России явно все больше переходит  к протекционизму. Однако его политика не отвечает на ключевой вопрос кризиса: кто будет покупать все произведенные товары?» - подчеркивает Борис Кагарлицкий, Директор ИГСО. По его словам, власти не отказались от прежней эмиссионной политики, усиливающей инфляцию в стране. На 2009 год намечено 33% увеличение рублевой массы в экономике. В условиях естественной для кризиса инфляции, такое содействие обесцениванию денег, а с ними и доходов населения способно лишь усугубить экономическую ситуацию.

В 2009 году Россию ожидает стагфляция и рост безработицы, дальнейшее падение цен  на нефть – убежден Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований ИГСО. Он отмечает: «Власти надеются на то, чего не произошло в 2008 году – на завершение кризиса. Поэтому антикризисные меры не направлены на принципиальное перестроение экономики, а ограничиваются мумификацией. Все ждут, что мировое хозяйство спонтанно пройдет через кризис и останется прежним. Этого не произойдет». Многие аналитики утверждают, что после кризиса (в 2010-2011 годах) цены на нефть вернутся на прежний уровень, продолжат расти, достигнут $200 за баррель. Происходящие в мировой экономике перемены остаются непонятыми. Глобальное хозяйство не сможет развиваться дальше без революционных преобразований в энергетике. Нефть в будущем останется промышленным сырьем, но потеряет свое значение как энергоресурс.

Мировой экономический кризис не завершится в следующем году. Согласно оценке ИГСО, изложенной в Докладе «Кризис  глобальной экономики и Россия»  он может продлиться до 2013 года. Ставка на его завершение к концу 2009 года безосновательна. Она влечет за собой лишь бесперспективное расходование валютных резервов страны, уже сократившихся c 1 августа почти на $120 млрд. России для смягчения воздействия кризиса и дальнейшего выхода из него требуется не только поддержка производства, но и стимулирование потребительского спроса. Это означает отказ от всей прежней политики удешевления рабочей силы и переход к техническому перевооружению индустрии. Выжидательная антикризисная политика лишь истощит ресурсы страны, усилив поражение кризисом национального хозяйства.

ИГСО  является независимым интеллектуальным центром. Его деятельность направлена на выработку экспертных оценок, проведение исследований и содействие инициативам, нацеленным на демократическое и  радикальное социально-экономическое  преобразование общества. Предшественником ИГСО был Институт проблем глобализации (ИПРОГ), возглавляемый Борисом Кагарлицким. В 2006 году большая часть коллектива ИПРОГ создала новый институт – ИГСО.

3.3 Антикризисные  мероприятия 

В марте  правительство России обнародовало семь приоритетов антикризисной политики. Первым из них стала социальная защита граждан. Данный приоритет главный, так как подразумевает защиту граждан от безработицы, индексацию пенсий, то есть выполнение обязательств перед россиянами “в полном объеме”, как заверили власти. Таким образом государство надеется не допустить напряженности в стране. Помимо этого, антикризисная политика предусматривает сохранение технологического и промышленного потенциала, активизацию внутреннего спроса, соотношение антикризисных мер и долгосрочных приоритетов развития, снижение для бизнеса административных барьеров, поддержку национальной финсистемы, а также проведение макроэкономической политики.

С начала проведения антикризисной политики в качестве приоритетов были заявлены:

— поддержка (обеспечение стабильности) финансового  сектора;

— социальная поддержка населения, сохранение и  создание новых рабочих мест;

— поддержка  отдельных, наиболее чувствительных к  кризису отраслей реального сектора  экономики на основе стимулирования внутреннего спроса и импортозамещения;

Информация о работе Влияние мирового кризиса на социально-экономическое развитие России