Валютные операции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:57, курс лекций

Описание работы

Международные расчетные и валютно-кредитные отношения Республики Беларусь со странами дальнего и ближнего зарубежья, а также порядок и области применения иностранных валют отечественными организациями, предприятиями и гражданами регулируется рядом законодательных актов и инструктивных материалов.

Работа содержит 1 файл

Курс лекций.doc

— 804.50 Кб (Скачать)

Комитет государственного контроля, как орган валютного контроля, формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций.

Государственный таможенный комитет, как орган валютного контроля, осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные валютным и иным законодательством.

При осуществлении валютного контроля органы валютного контроля в рамках своей компетенции вправе:

  • проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований – законности происхождения и движения валютных ценностей;
  • осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;
  • получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;
  • приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством;
  • применять к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валютного законодательства, в том числе взыскивать штрафы, в случаях и порядке, установленных законодательством;
  • осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

Координацию деятельности органов  валютного контроля, уполномоченных в соответствии с законодательством осуществлять контроль внешнеторговых операций, осуществляет Комитет государственного контроля Республики Беларусь.

Органы валютного контроля вправе совместно осуществлять контроль за проведением валютных операций резидентами и нерезидентами, валютный контроль за деятельностью которых входит в компетенцию этих органов.

Орган валютного контроля, получивший документально подтвержденную информацию о нарушении валютного законодательства резидентом или нерезидентом, валютный контроль за деятельностью которого не входит в компетенцию этого органа, обязан передать указанные документы соответствующему органу валютного контроля.

Агентами валютного  контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации являются агентами валютного контроля, подотчетными Национальному банку.

Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные исполнительные комитеты являются агентами валютного контроля, подотчетными Совету Министров Республики Беларусь.

Таможни являются агентами валютного  контроля, подотчетными Государственному таможенному комитету.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляют контроль за проведением их клиентами валютных операций.

Порядок осуществления валютного  контроля банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями устанавливается законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации, как агенты валютного  контроля, осуществляют следующие функции:

  • контроль за своевременностью представления отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;
  • контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства;
  • получение документов, объяснений, справок и сведений об осуществлении валютных операций;
  • приостановление операций по открытым у них счетам клиентов на сумму, по которой не представлена документация о проводимых операциях.

Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не вправе выполнять  распоряжение резидента или нерезидента  о перечислении с его счета денежных средств:

  • если такое перечисление не соответствует режиму функционирования счета резидента или нерезидента;
  • если проведение валютной операции допускается при наличии разрешения (лицензии) Национального банка, но такое разрешение (лицензия) резидентом или нерезидентом не представлено;
  • если резидентом или нерезидентом не представлены документы, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, либо представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Республики Беларусь.

При поступлении резиденту или  нерезиденту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства Республики Беларусь, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, обязаны зачислять данные денежные средства на счет этого резидента или нерезидента с уведомлением соответствующих органов валютного контроля.

Порядок и  сроки уведомления банками и  небанковскими кредитно-финансовыми  организациями органов валютного  контроля устанавливаются Национальным банком.

Республиканские органы государственного управления и  иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные исполнительные комитеты, как агенты валютного контроля, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством:

  • осуществляют контроль за возвратом в Республику Беларусь и использованием подведомственными им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выручки от экспорта;
  • принимают меры по устранению подведомственными им юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями выявленных нарушений валютного законодательства;
  • представляют информацию о внешнеэкономической деятельности подведомственных им юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей в порядке и сроки, установленные законодательством;

Таможни, как агенты валютного контроля:

  • производят таможенное оформление экспортируемых (импортируемых) товаров в порядке, определенном законодательством;
  • контролируют правильность оформления документов при экспорте (импорте) товаров;
  • осуществляют контроль за соблюдением законодательства, регламентирующего порядок ввоза и вывоза валютных ценностей.

Органы валютного контроля и  агенты валютного контроля, а также  их работники обязаны хранить  коммерческую или банковскую тайну резидентов и нерезидентов, ставшую им известной при осуществлении валютного контроля.

Паспорт сделки, как инструмент валютного  контроля,  
в Республике Беларусь

Паспорт сделки – документ установленной формы, который оформляется экспортером или импортером по внешнеторговым договорам, общая стоимость товаров по которым превышает в эквиваленте 1500 евро, регистрируется в таможенных органах и является основным документом при осуществлении валютного контроля внешнеторговых операций.

По заявлению юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей должностные лица таможенных органов по каждому внешнеторговому договору обязаны зарегистрировать паспорт сделки в случае соблюдения порядка его заполнения и соответствия внешнеторгового договора (предъявляемым требованиям.

Валютное законодательство в ряде случаев допускает возможность не регистрировать паспорт сделки. Среди таких возможностей можно выделить следующие:

  • при экспорте (импорте) товаров по договорам, общая стоимость товаров по которым не превышает в эквиваленте  
    1500 евро. Для определения стоимости товаров с целью определения необходимости регистрации паспорта сделки при пересчете в евро стоимости товаров, выраженной в иных валютах, применять курс Национального банка Республики Беларусь, действующий на дату заключения контракта;
  • при экспорте товаров по договорам, расчеты по которым предусмотрены на условиях 100%-й предоплаты, при условии представления экспортером в таможню подтверждения белорусского банка о поступлении на его счет денежных средств в оплату за все товары, указанные в договоре, или документального подтверждения экспортером факта приема им наличных денег в оплату за все товары, указанные в договоре, путем представления таможне копии приходного ордера;
  • по договорам, предусматривающим реализацию нефтепродуктов, топлива и иных сопутствующих товаров нерезидентам Республики Беларусь через автозаправочные станции на территории Республики Беларусь, а также резидентам Республики Беларусь через автозаправочные станции за пределами Республики Беларусь. При этом под сопутствующими товарами подразумеваются товары, отпускаемые через розничную сеть автозаправочных станций, предназначенные для обеспечения бесперебойной работы обслуживаемого транспорта;
  • при экспорте (импорте) товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь на безвозмездной основе по гарантии, обусловленной внешнеторговым договором, и в течение гарантийного срока и др.

В случае изменения цены (стоимости) или номенклатуры товаров, валюты платежа, формы расчета (с товарной на денежную, с денежной на товарную, проведение зачета), определенных в договоре или изменения плательщика при импорте или получателя платежа при экспорте (или их банковских реквизитов) в случаях, предусмотренных законодательством, либо получения разрешения Министерства торговли Республики Беларусь на продление срока проведения внешнеторговой операции, таможенные органы по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя обязаны зарегистрировать новый паспорт сделки, оформленный в соответствии с условиями договора и отдельно подписанными дополнениями (изменениями) к нему, с указанием в новом паспорте сделки номера предыдущего. При изменении вышеперечисленных условий договора юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны зарегистрировать новый паспорт сделки в установленный законодательством срок и внести соответствующие изменения в выданное таможенное разрешение.

При этом изменение  условий договора без регистрации  нового паспорта сделки, отражающего такие изменения, не является основанием для отказа в принятии к таможенному оформлению предъявляемых товаров.

В случае если изменение условий договора не влечет за собой изменения ранее заявленных сведений в паспорте сделки, регистрации нового паспорта сделки не требуется.

При изменении  иных условий договора, имеющих значение для целей осуществления валютного  контроля, таможенные органы по заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя также регистрируют новый паспорт сделки, оформленный в соответствии с условиями договора и отдельно подписанными дополнениями (изменениями) к нему, с указанием в новом паспорте сделки номера предыдущего.

Аннулирование ранее выданного свидетельства  регистрации декларации «Паспорт сделки» не допускается.

Таможенные органы вправе отказать в выдаче свидетельства регистрации  паспорта сделки. Основанием для такого отказа может явиться:

  • отсутствие разрешения Министерства торговли Республики Беларусь на продление срока проведения внешнеторговой операции в случае, если предусмотренный договором срок поступления товаров или денежных средств превышает срок, установленный законодательством;
  • отсутствие в договоре даты заключения договора, предмета договора, количества товара, условий расчета и поставки, валюты платежа, сроков поставки товара, а также названий, юридических адресов и банковских реквизитов договаривающихся сторон;
  • другие основания.

Регистрация паспорта сделки должна осуществляться в таможне, в зоне деятельности которой зарегистрировано юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Допускается регистрация паспорта сделки другой таможней, если в этой таможне будет производиться таможенное оформление либо представление декларации для целей статистического учета всех товаров по данному договору.

Обязанность по исполнению условий  сделки, заявленных в паспорте сделки по всему договору, а также выполнение обязательств, установленных системой валютного контроля, возлагаются на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя. Обязанность таможен состоит в проверке наличия оформленного паспорта сделки по договору при предъявлении к таможенному оформлению партии товаров в счет данного договора и указания в таможенной декларации номера паспорта сделки, а также проверке проставленного на всех листах договора номера паспорта сделки, заверенного личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.

Сведения о партии товаров в  таможенной декларации должны соответствовать условиям договора на момент предъявления товаров к таможенному оформлению.

Паспорт сделки оформляется на все  товары, которые являются объектами договора между резидентом и нерезидентом Республики Беларусь, предусматривающего возмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг. При этом по договорам на выполнение работ (оказание услуг) предъявление паспорта сделки требуется лишь в том случае, когда условиями договора отдельно от оплаты услуг предусмотрена оплата товаров (сырья, материалов), использованных при выполнении договора.

Ответственность за нарушение норм валютного законодательства Республики Беларусь

Все расчеты по внешнеторговым договорам, по которым юридические лица и  индивидуальные предприниматели оформили паспорта сделок, осуществляются только через обслуживающие банки, где завизированы такие паспорта сделок.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить по внешнеэкономическим операциям:

  • поступление денежных средств от экспорта товаров  
    (работ, услуг) не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а от экспорта по договорам комиссии товаров (работ, услуг), произведенных резидентами Республики Беларусь, – не позднее 180 календарных дней;
  • выполнение работ, оказание услуг по импорту не позднее 90 календарных дней с даты проведения платежа за выполненные работы, оказанные услуги;
  • поступление товаров по импорту не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа за товары;
  • поступление товаров, выполнение работ, оказание услуг при неденежной форме прекращения обязательств по двустороннему внешнеторговому договору, предусматривающему эквивалентный обмен товарами, либо иным операциям, по которым поставляются сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, оборудование и энергоносители, используемые для собственного производства, не позднее 60 календарных дней с даты их каждой экспортной отгрузки.

Информация о работе Валютные операции