Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:57, курс лекций
Международные расчетные и валютно-кредитные отношения Республики Беларусь со странами дальнего и ближнего зарубежья, а также порядок и области применения иностранных валют отечественными организациями, предприятиями и гражданами регулируется рядом законодательных актов и инструктивных материалов.
Расчеты в иностранной валюте осуществляются резидентами в пределах остатка средств на текущем валютном счете. Все валютные операции должные иметь легальное происхождение и могут быть получены законным путем из следующих источников:
Уполномоченные банки и
При организации расчетов по внешнеэкономическим контрактам в национальной валюте центральный банк страны может применять один из ниже перечисленных вариантов действий:
На выбор данных вариантов действия центрального банка, прежде всего, влияют следующие факторы:
В отношениях между резидентами иностранная валюта используется в расчетах в исключительных случаях. В отношениях между резидентами национальная валюта должна приниматься без ограничений как в оплату любых требований и обязательств, в ней выраженных, так и в оплату требований и обязательства, выраженных в иностранной валюте. Вместе с тем, в расчетах между резидентами допускается использование иностранной валюты в порядке исключения в следующих случаях объективного характера:
Статус посредника одному из участников расчетов придает заключенный между контрагентами посреднический договор. На практике к таким договора относятся договор комиссии и договор поручения.
Согласно договору поручения, одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Таким, образом, посредник действует от имени и по поручению резидента (занимается поиском иностранного партнера, поставщика продукции, подписывает контракт и т.д.). Расчеты по поставкам производятся непосредственно между резидентом и нерезидентом без участия посредника. Последнему доверитель выплачивает вознаграждение за выполненную работу, согласно заключенному между ними контракту.
Согласно договору комиссии, одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить для комитента одну или несколько внешнеэкономических операций от своего имени, т.е. резидент поручает посреднику совершить какую-либо внешнеэкономическую сделку (например, закупить партию товара у нерезидента) от своего имени на оговоренных условиях. На основании договора комиссии комиссионер заключает внешнеэкономический контракт с нерезидентом и производит с ним расчет. Далее комиссионер продает товар комитенту и получает от него вознаграждение, согласно условиям договора комиссии.
Все расчеты между субъектами хозяйствования в иностранной валюте осуществляются на основании контрактов, договоров, выписанных счетов в соответствии с законодательством страны регистрации. При этом расчеты между субъектами хозяйствования, как правило, осуществляются только в безналичном порядке. Вид иностранной валюты выбирается сторонами по договоренности. Форма расчетов с использованием наличной иностранной валюты также допускается в установленном порядке. Покупка валюты на вышеуказанные цели на внутреннем валютном рынке, как правило, не допускается, за исключением случаев погашения основного долга по валютным кредитам и начисленным по ним процентам.
Валютные операции, связанные с движением капитала представляют собой внешнеэкономические операции, связанные с экспортом, импортом товаров, услуг, работ, инвестициями, кредитованием, расчеты по которым осуществляются как в национальной, так и иностранной валюте в сроки, превышающие 180 календарных дней.
К валютным операция, связанным с движением капитала, относятся:
1. Денежные вложения в уставный капитал нерезидента с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении. Вложения в уставный каптал нерезидентов осуществляются за счет собственных средств резидентов.
2. Приобретение ценных бумаг и других инструментов денежного рынка, эмитированных нерезидентами. Приобретение ценных бумаг, эмитированных нерезидентами, и других инструментов денежного рынка нерезидентов уполномоченными банками осуществляется в рамках соответствующей лицензии на осуществление валютных операций (генеральной или внутренней) уполномоченного банка. Дополнительная лицензия центрального банка на проведение указанных операций не требуется.
Приобретение ценных бумаг и других инструментов денежного рынка, эмитированных нерезидентами, осуществляется в соответствии с законодательством страны регистрации резидента.
3. Предоставление и получение кредитов, займов в денежной форме на срок более 180 дней. Эти операции осуществляются уполномоченными банками в рамках соответствующей валютной лицензии на осуществление операций с иностранной валютой в случаях и порядке, установленных законодательством. Дополнительной лицензии центрального банка на проведение данных операций не требуется.
4. Предоставление и получение отсрочки платежа, как правило, на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ, услуг.
5. Открытие текущих валютных счетов для резидентов в уполномоченных банках-нерезидентах – производится при наличии лицензии центрального банка и может осуществляться в целях:
6. Переводы денежных средств, осуществляемые в счет оплаты за приобретаемые в собственность здания, сооружения и другое имущество, находящееся за пределами страны регистрации резидента;
7. Все иные валютные операции, не являющиеся текущими.
Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются юридическими лицами и предпринимателями, а также уполномоченными банками при наличии лицензии, разрешения либо регистрационного свидетельства центрального банка.
Центральный банк вправе отказать в выдаче данной лицензии, разрешения либо регистрационного свидетельства в следующих случаях:
Центральный банк вправе выдать общее разрешение для всех субъектов на осуществление определенного вида валютных операций, связанных с движением капитала.
Основные понятия:
направления валютного контроля; органы валютного контроля; агенты валютного контроля; паспорт сделки.
Основными направлениями валютного контроля Республике Беларусь являются:
Валютный контроль в Республике Беларусь осуществляют органы и агенты валютного контроля.
Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет.
Совет Министров Республики Беларусь, как орган валютного контроля, определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные валютным законодательством.
Национальный банк, как орган валютного контроля, осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняет другие функции, предусмотренные валютным законодательством.