Валютные операции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:57, курс лекций

Описание работы

Международные расчетные и валютно-кредитные отношения Республики Беларусь со странами дальнего и ближнего зарубежья, а также порядок и области применения иностранных валют отечественными организациями, предприятиями и гражданами регулируется рядом законодательных актов и инструктивных материалов.

Работа содержит 1 файл

Курс лекций.doc

— 804.50 Кб (Скачать)

Расчеты в иностранной валюте осуществляются резидентами в пределах остатка средств на текущем валютном счете. Все валютные операции должные иметь легальное происхождение и могут быть получены законным путем из следующих источников:

  • валютная выручка от внешнеэкономической деятельности;
  • взносы в иностранной валюте в уставный фонд предприятий с участием иностранных инвестиций;
  • кредиты в иностранной валюте от уполномоченных банков-резидентов, банков-нерезидентов и других нерезидентов субъектам хозяйствования – резидентам небанковского сектора экономики в разрешенных случаях;
  • приобретенная иностранная валюта в установленном порядке на внутреннем валютном рынке;
  • благотворительные взносы, дары, пожертвования.

Уполномоченные банки и уполномоченные предприятия выполняют функцию  агента государства по валютному контроля и вправе отказать субъекту валютной операции в ее проведении, ели она противоречит номам валютного регулирования. Все расчеты между резидентами и нерезидентами осуществляются в свободно конвертируемой валюте и других иностранных валютах, если это предусмотрено межправительственными соглашениями и соглашениями между центральными банками государств.

При организации расчетов по внешнеэкономическим  контрактам в национальной валюте центральный банк страны может применять один из ниже перечисленных вариантов действий:

  1. организация расчетов в национальной валюте с нерезидентами предусматривает свободное осуществление расчетов;
  2. организация расчетов предусматривает введение определенных регламентаций в форме разработки определенных режимов функционирования рублевых счетов нерезидентов;
  3. полное или частичное ограничение на осуществление расчетов в национальной валюте.

На выбор данных вариантов действия центрального банка, прежде всего, влияют следующие факторы:

    • состояние сальдо платежного баланса;
    • состояние международного валютного рынка FOREX (неорганизованный рынок нерезидентов), на котором котируется курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам.

В отношениях между резидентами  иностранная валюта используется в расчетах в исключительных случаях. В отношениях между резидентами национальная валюта должна приниматься без ограничений как в оплату любых требований и обязательств, в ней выраженных, так и в оплату требований и обязательства, выраженных в иностранной валюте. Вместе с тем, в расчетах между резидентами допускается использование иностранной валюты в порядке исключения в следующих случаях объективного характера:

  • при расчетах с транспортными и экспедиторскими организациями за перевозку и экспедирование грузов за пределами страны;
  • при расчетах субъектов хозяйствования за авиа-, железнодорожные, автобусные билеты в случаях командирования сотрудников за рубеж, если у продающей организации есть соответствующее разрешение центрального банка на оказание такого рода услуг за иностранную валюту;
  • при расчетах субъектов хозяйствования со страховыми организациями в случаях страхования последними здоровья физических лиц за границей, если у стразовой организации есть лицензия на страхование такого вида деятельности за иностранную валюту;
  • при расчетах с предприятиями Министерства связи страны по оплате арендной платы за пользование международными каналами связи;
  • при оплате банковских расходов банковскими учреждениями, если расходы осуществлялись данными учреждениями в валюте или были предъявлены к оплате нерезидентами;
  • при расчетах поставщиков экспортной продукции и субпоставщиков из валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортера;
  • при получении и обслуживании банковского кредита в иностранной валюте (погашение основного долга и начисленных по нему процентов);
  • при объединении временно свободных средств субъектов хозяйствования для решения общих задач в форме взноса валюты в уставные фонды предприятий, если иное не предусмотрено законодательными и нормативными актами;
  • при расчетах между субъектами хозяйствования, если займы получены в иностранной валюте;
  • при размещении средств в иностранной валюте на депозитных счетах в уполномоченных банках и операциях, связанных с обслуживанием данных счетов;
  • при расчетах посреднических организаций, осуществляющих операции по реализации товаров на экспорт от прямых производителей этих товаров в случае поступления оплаты от нерезидента.

Статус посредника одному из участников расчетов придает заключенный между контрагентами посреднический договор. На практике к таким договора относятся договор комиссии и договор поручения.

Согласно договору поручения, одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Таким, образом, посредник действует от имени и по поручению резидента (занимается поиском иностранного партнера, поставщика продукции, подписывает контракт и т.д.). Расчеты по поставкам производятся непосредственно между резидентом и нерезидентом без участия посредника. Последнему доверитель выплачивает вознаграждение за выполненную работу, согласно заключенному между ними контракту.

Согласно договору комиссии, одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить для комитента одну или несколько внешнеэкономических операций от своего имени, т.е. резидент поручает посреднику совершить какую-либо внешнеэкономическую сделку (например, закупить партию товара у нерезидента) от своего имени на оговоренных условиях. На основании договора комиссии комиссионер заключает внешнеэкономический контракт с нерезидентом и производит с ним расчет. Далее комиссионер продает товар комитенту и получает от него вознаграждение, согласно условиям договора комиссии.

Все расчеты между субъектами хозяйствования в иностранной валюте осуществляются на основании контрактов, договоров, выписанных счетов в соответствии с законодательством страны регистрации. При этом расчеты между субъектами хозяйствования, как правило, осуществляются только в безналичном порядке. Вид иностранной валюты выбирается сторонами по договоренности. Форма расчетов с использованием наличной иностранной валюты также допускается в установленном порядке. Покупка валюты на вышеуказанные цели на внутреннем валютном рынке, как правило, не допускается, за исключением случаев погашения основного долга по валютным кредитам и начисленным по ним процентам.

Особенности осуществления валютных операций, связанных с движением капитала

Валютные операции, связанные с  движением капитала представляют собой внешнеэкономические операции, связанные с экспортом, импортом товаров, услуг, работ, инвестициями, кредитованием, расчеты по которым осуществляются как в национальной, так и иностранной валюте в сроки, превышающие 180 календарных дней.

К валютным операция, связанным с  движением капитала, относятся:

1. Денежные  вложения в уставный капитал  нерезидента с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении. Вложения в уставный каптал нерезидентов осуществляются за счет собственных средств резидентов.

2. Приобретение  ценных бумаг и других инструментов денежного рынка, эмитированных нерезидентами. Приобретение ценных бумаг, эмитированных нерезидентами, и других инструментов денежного рынка нерезидентов уполномоченными банками осуществляется в рамках соответствующей лицензии на осуществление валютных операций (генеральной или внутренней) уполномоченного банка. Дополнительная лицензия центрального банка на проведение указанных операций не требуется.

Приобретение ценных бумаг и  других инструментов денежного рынка, эмитированных нерезидентами, осуществляется в соответствии с законодательством страны регистрации резидента.

3. Предоставление  и получение кредитов, займов  в денежной форме на срок более 180 дней. Эти операции осуществляются уполномоченными банками в рамках соответствующей валютной лицензии на осуществление операций с иностранной валютой в случаях и порядке, установленных законодательством. Дополнительной лицензии центрального банка на проведение данных операций не требуется.

4. Предоставление  и получение отсрочки платежа, как правило, на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ, услуг.

5. Открытие  текущих валютных счетов для  резидентов в уполномоченных  банках-нерезидентах – производится при наличии лицензии центрального банка и может осуществляться в целях:

  • проведения расчетов, связанных с осуществлением производственно-хозяйственной деятельности на территории иностранного государства;
  • привлечения кредита, займа от юридического (физического) лица-нерезидента;
  • размещения юридическими лицами и предпринимателями средств на депозитном счете в банке-нерезиденте;
  • содержания за пределами страны представительства, филиала юридического лица, уполномоченного банка, торгового дома;
  • финансирования специализированных работ, выполняемых за пределами страны (строительно-монтажные, геологоизыскательские, строительно-ремонтные и другие работы разъездного характера);
  • при отсутствии возможности оперативного проведения вышеуказанных операций через уполномоченные банки.

6. Переводы  денежных средств, осуществляемые в счет оплаты за приобретаемые в собственность здания, сооружения и другое имущество, находящееся за пределами страны регистрации резидента;

7. Все иные  валютные операции, не являющиеся текущими.

Валютные операции, связанные с  движением капитала, осуществляются юридическими лицами и предпринимателями, а также уполномоченными банками при наличии лицензии, разрешения либо регистрационного свидетельства центрального банка.

Центральный банк вправе отказать в  выдаче данной лицензии, разрешения либо регистрационного свидетельства в следующих случаях:

  • представление ненадлежащим образом оформленного комплекта документов;
  • представление недостоверной информации;
  • имеющиеся на момент представления документов невыполненные обязательства перед налоговыми органами или центральным банком, возникшие в результате нарушения юридическим лицом, предпринимателем либо уполномоченным банком законодательства государства в области налогового и валютного регулирования, в том числе нарушения условий ранее выданных лицензий о регистрации на проведение валютных операций, связанных с движением капитала.

Центральный банк вправе выдать общее  разрешение для всех субъектов на осуществление определенного вида валютных операций, связанных с движением капитала.

Контрольные вопросы по теме №2

  1. Что такое текущие валютные операции?
  2. Что относится к текущим валютным операциям?
  3. Каковы основные особенности проведения текущих валютных операций в Республике Беларусь?
  4. Что такое уполномоченные банки?
  5. Каковы источники валютных средств?
  6. В каких случаях может иностранная валюта может быть использована в расчетах между нерезидентами?
  7. Что такое операции, связанные с движением капитала?
  8. Что относится к валютным операция, связанным с движением капитала?
  9. Каковы основные цели проведения операций, связанных с движением капитала?
  10. Что является основанием для проведения операций, связанных с движением капитала?

 

ТЕМА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ  ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Лекция 3. Организация валютного контроля в республике Беларусь

Основные  понятия:

направления валютного  контроля; органы валютного контроля; агенты валютного контроля; паспорт сделки.

Система органов и агентов валютного  контроля в Республике Беларусь

Основными направлениями валютного контроля Республике Беларусь являются:

  • определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;
  • обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;
  • предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем;
  • проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;
  • анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Валютный контроль в Республике Беларусь осуществляют органы и агенты валютного контроля.

Органами валютного  контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет.

Совет Министров  Республики Беларусь, как орган валютного контроля, определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные валютным законодательством.

Национальный  банк, как орган валютного контроля, осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняет другие функции, предусмотренные валютным законодательством.

Информация о работе Валютные операции