Валютные операции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:57, курс лекций

Описание работы

Международные расчетные и валютно-кредитные отношения Республики Беларусь со странами дальнего и ближнего зарубежья, а также порядок и области применения иностранных валют отечественными организациями, предприятиями и гражданами регулируется рядом законодательных актов и инструктивных материалов.

Работа содержит 1 файл

Курс лекций.doc

— 804.50 Кб (Скачать)

Банковское кредитование экспорта и импорта выступает в форме ссуд под залог товаров, товарных документов, векселей либо без формального обеспечения.

Банковский кредит предоставляется банками и другими финансовыми институтами. Различают экспортный и финансовый банковские кредиты. Экспортный кредит представляет собой кредитование банка страны импортера (или непосредственно импортера) банком страны экспортера для реализации кредитной линии. Эти кредиты носят целевой характер, т.е. заемщик обязан использовать ссуду исключительно для закупок товаров в стране кредитора. Финансовый кредит дает возможность заемщику использовать ссуду для различных целей, что усиливает преимущество этого вида кредита. Так, финансовый кредит может быть использован для погашения внешней задолженности, поддержки валютного курса, пополнения счетов в иностранной валюте и других целей.

Крупные банки практикуют предоставление акцептного кредита, суть которого заключается в акцепте тратт банком, выставленных экспортером на импортера по предварительной договоренности последних.

Расширение внешнеторгового оборота, проблема мобилизации крупных сумм на длительные сроки привели к развитию средне- и долгосрочного международного экспортного кредитования. Одной из форм кредитования экспорта банками является кредит покупателю. Особенность такого кредита заключается в том, что банк экспортера кредитует не своего клиента, а зарубежного покупателя с отнесением задолженности на банк, обслуживающий импортера или непосредственно самого импортера. При этом исключается возможность завышения цены кредита, так как экспортер не участвует в кредитовании сделки. Таким образом, банки выполняют функции соорганизаторов предпринимательской деятельности клиентов, участвуя в переговорах о торгово-промышленном сотрудничестве, являясь центрами экономической информации и освобождая экспортеров, таким образом, от различного рода финансовых и коммерческих рисков.

Преимущества банковских кредитов:

  • дают возможность получателю свободнее использовать средства на закупку товаров;
  • освобождают от необходимости обращаться за кредитом к фирмам-поставщикам;
  • дают возможность производить с фирмами-поставщиками расчеты за товары наличными за счет банковского кредита;
  • благодаря привлечению государственных средств и применению гарантий коммерческие банки могут предоставлять экспортные кредиты на 10-15 лет по ставкам ниже рыночных.

Недостатки банковских кредитов:

  • банки, как правило, ограничивают использование кредита пределами своей страны;
  • нередко ставится условие об использовании кредита на строго определенные цели, что придает банковским кредитам свойства фирменных.

Контрольные вопросы по теме №8

    1. Что такое международный кредит?
    2. Охарактеризуйте основные принципы международного кредита.
    3. Опишите основные условия международного кредита.
    4. Приведите классификацию международного кредита.
    5. Каковы преимущества и недостатки коммерческого кредита?
    6. Каковы преимущества и недостатки банковского кредита?
    7. Дайте сравнительную характеристику банковскому и коммерческому формам международного кредитования.
    8. Какие факторы влияют на выбор формы международного кредитования?

 

ТЕМА 9. ФАКТОРИНГ  КАК МЕТОД КРЕДИТОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лекция 13. Факторинг как метод кредитования внешнеэкономической деятельности

Основные  понятия:

факторинг; международный факторинг; открытый факторинг; закрытый факторинг; делькредере; дисконтировнаие фактур; фактор-фирма; регрессное право.

 

Факторинг это разновидность торгово-посреднической операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, и представляет собой покупку специализированной компанией (специальным отделом банка) денежных требований экспортера к импортеру, с последующей их инкассацией.

В основе факторинга лежит «дисконтирование фактур», т.е. покупка факторинговой  компанией счетов-фактур клиента  на условиях немедленной оплаты 70-90% стоимости отфактурованных поставок (суммы фактуры) и уплаты остальной части (за вычетом процента за кредит и комиссии за услуги) в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Таким образом, авансируя экспортеру средства до наступления срока требований, факторинговая компания кредитует его. При этом остаток в размере 10-30% зачисляется на специальный блокированный счет клиента, средства с которого списываются факторинговой компанией в случае возникновения не принятых ею коммерческих рисков. После оплаты долга покупателем компания ликвидирует блокированный счет и возвращает остаток клиенту.

Разновидностями факторинга являются:

  • внутренний;
  • международный;
  • открытый;
  • закрытый;
  • с правом регресса;
  • без права регресса.

Покупая требования, факторинговая  компания обычно применяет открытый факторинг, т.е. извещает покупателя об уступке требований экспортеров, и реже – закрытый, когда должник не уведомлен об участии в сделке факторинговой компании.

Вознаграждение факторинговой  компании обычно на 2-4% превышает официальную  учетную ставку, что обеспечивает высокие прибыли факторинговым компаниям.

Факторинг является относительно новым видом услуг в области финансирования и предназначен в первую очередь для новых мелких и средних фирм. Этот вид услуг предоставляют специализированные факторинговые компании, которые обычно тесно связаны с банками или являются их филиалами.

Фирма-экспортер обязана передать все требования, связанные с реализацией товаров, факторинговой компании, которая, купив дебиторскую задолженность клиентов этой фирмы, ведет бухгалтерские счета должников и кредиторов. Благодаря факторинговому обслуживанию фирма-кредитор имеет дело не с разрозненными покупателями, а с совокупным должником в лице факторинговой компании, которая регулярно направляет своему клиенту выписки по счетам, получая вознаграждение за эти услуги, которое составляет заранее обусловленную комиссию (0,5-2% от суммы оборота клиента) в зависимости от степени рисков (связанных с надежностью покупателя, видом услуг, качеством долговых требований) и процентам по ссудам под эти требования. Факторинговые компании тщательно проверяют приобретаемые требования с точки зрения платежеспособности покупателя с помощью своих справочных отделов и банков, которые, располагая системой «on line», могут круглосуточно получать информацию о финансовом состоянии их требований (обязательств): полученные счета, счета срочные. При этом факторинговые компании используют кодирование информации как метод защиты от конкурентов или злоупотреблений со стороны третьих лиц. Система «on line» позволяет факторинговым компаниям предоставлять своим клиентам оперативную информацию не только относительно бухгалтерских счетов, но и сбытовой статистики. Нередко факторинговые компании принимают на себя финансовые риски, в том числе риски, связанные с неплатежеспособностью импортера («делькредере»). Помимо вышеперечисленных операций, факторинговые компании предлагают широкий спектр дополнительных услуг: юридические, складские, информационные, консультативные.

Для усиления своих позиций в  мире, большинство факторинговых компаний более чем из 18 стран объединены в ассоциацию «Factors Chain International» со штаб-квартирой в Амстердаме. В связи с этим для повышения эффективности погашения дебиторской задолженности, факторинговые компании имеют право применять правовые санкции к покупателю, находящемуся в другой стране через членов этой организации данной страны. Для гармонизации факторинговых операций в 1968 году членами данной организации был принят «Кодекс взаимных факторинговых обычаев» применительно к внешней торговле.

Итак, факторинговая компания вправе предъявлять требования об оплате против предоставления соответствующих документов. Если, импортер не готов оплатить свой счет в течение установленного срока, то факторинговая компания, тем не менее, оплачивает его своему клиенту полностью и сама принимает меры по получению денег от покупателя.

Факторинг в наибольшей степени  выгоден фирмам-экспортерам, имеющих  солидную клиентуру, значительные отсрочки платежей и недостаток наличности. Поэтому, прибегая к услугам факторинговой компании, фирма-экспортер получает ряд преимуществ:

  • освобождение от риска неплатежа, то есть имеет  
    100%-ую гарантию на получение всех платежей по своим счетам;
  • освобождение от необходимости иметь информацию о финансовом состоянии новых покупателей, поскольку этим занимается факторинговая компания;
  • заблаговременная реализация портфеля долговых требований;
  • упрощение структуры баланса;
  • сокращение сроков инкассации требований на клиентов в среднем на 15-20%;
  • экономия на бухгалтерских, административных и других расходах и другие.

Все это способствует ускорению оборота капитала, снижению издержек обращения, расширению экспансии фирм экспортеров и увеличению их прибылей.

Таким образом, факторинг – это  довольно дорогая услуга для клиентов, однако преимущества этой новой формы  улучшения ликвидности, снижения финансового риска, расширения деловой экспансии и другие, компенсируют этот недостаток, обеспечивая устойчивый рост доходов клиентов факторинговой компании.

Контрольные вопросы по теме №9

  1. Что такое факторинг?
  2. В чем заключается экономический смысл дисконтирования фактур?
  3. Какие виды факторинга различают в международной коммерческой и банковской практике?
  4. Кто является участником факторинговой операции?
  5. Какие преимущества и недостатки несет в себе факторинг?

 

ТЕМА 10. ФОРФЕЙТИНГ КАК МЕТОД КРЕДИТОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лекция 14. Форфейтинг как метод кредитования внешнеэкономической деятельности

Основные  понятия:

форфейтинг; форфейтер; форфейтист; банк-авалист; безоборотный платеж; вексель.

 

Возникновение рынка форфейтирования  определено изменениями в структуре мировой экономики, происшедшими в конце 50-х начале 60-х годов, когда рынок продавца товаров производственного назначения постепенно преобразовывался в рынок покупателя этих товаров. Значительное развитие международной торговли сопровождалось усилением тенденции роста требований импортеров продлить срок традиционного 90-180-дневного коммерческого кредита. Это время характеризуется снижением уровня таможенного противостояния, которое явилось следствием послевоенной депрессии. Возрождение новых отношений между странами Западной и Восточной Европы и возрастающая значимость в мировой торговле стран Азии, Африки и Латинской Америки создали множество трудностей, в первую очередь, у западноевропейских экспортеров. Более того, появление этих новых рынков пришлось на время, когда существующие банки были не в состоянии предложить услуги, ожидаемые экспортерами. Таким образом, в ответ на неудовлетворенный и постоянно растущий спрос на международные кредиты появились форфейтированные средства. Форфейтинг является сходной операцией с факторингом. Отличие первого состоит в однократности операции, связанной с взиманием денежных средств путем перепродажи приобретенных прав на товары и услуги.

Пионером среди крупнейших банков, функционирующих на рынке форфейтинг, стал «Кредит Суиз», первый крупный банковский центр форфейтирования – Швейцария.

Форфейтирование – быстро растущая отрасль, требующая создания в рамках традиционно функциональной структуры банка специального подразделения. В дополнение к растущему объему сделок возникла необходимость расширения деятельности в других направлениях и предложения услуг по финансированию вне пределов банка. С 1965 года приступила к осуществлению операций специализированная организация, занимающаяся исключительно форфейтированием, – компания «Финанц АГ» в Цюрихе – филиал крупнейшего Швейцарского банка. Первенство Швейцарии в форфейтировании не превзойдено до сих пор, хотя операции по форфейтированию распространились и на другие финансовые центры Западной Европы. Форфейтирование – термин, обычно употребляемый для обозначения покупки обязательств, возникающих в процессе поставки товаров и услуг (большей частью экспортных операций) без оборота на любого предыдущего должника, погашение которых приходится на какое-либо время в будущем.

Таким образом, форфейтирование (от фр. a forfait – целиком, общей суммой) – это предоставление определенных прав обмен на наличный платеж. Во внешней торговле оно означает покупку (без регресса на экспортера) векселей или других требований, возникающих из товарных поставок, специальным кредитным институтом (форфейтером) при предоставлении достаточного обеспечения, т.е. форфейтер не имеет права предъявлять какие-либо претензии к форфейтисту (экспортеру) в случае неплатежа импортера, принимая на себя, фактически, все виды рисков. Срок покупаемых импортером требований зависит от его кредитоспособности и ограничивается 2-5 годами, иногда до  
7 лет. Минимальный размер принимаемых к форфейтированию требований составляет от 100 тыс. до 5 млн. швейцарских франков. Ставка по форфейтированию складывается на основе рыночного спроса и предложения и существенно превышает обычные ставки по кредитам, поскольку форфейтер, как отмечалось выше, берет на себя практически все риски. Принимаемые к форфейтированию векселя должны быть авалированы, а другие требования – иметь банковскую гарантию. Форфейтирование обычно применяется при поставках оборудования на крупные суммы с длительной рассрочкой платежа (от 6 месяцев до 5-7 лет). При этом форфейтер приобретает долговые требования за вычетом процентов за весь срок, превращая, таким образом, экспортную кредитную сделку в наличную, что выгодно для экспортера. Схему операции форфейтирования можно изобразить следующим образом (рис.15).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Валютные операции