Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:59, курсовая работа
Тема курсовой работы – уровень жизни в России и Томской области. Данная тема очень актуальна и важна в наше время. Цель курсовой работы - показать что уровень жизни является одним из показателей развития общества. Задачи следующие:
1) Рассмотреть социальные факторы развития общества;
2) Дать оценку уровню жизни в России, в том числе в Томске и Томской области;
3) Выявить проблемы повышения уровня жизни;
Борьба с бедностью – одна из важнейших стратегических задач демократического развития общества. Необходимо установить официальный статус бедной семьи, с тем чтобы многие виды социальных пособий стали адресными. Это касается в первую очередь пособий на детей и дотаций на жилищно – коммунальные услуги. Программа борьбы с бедностью должна осуществляться в комплексе с программами долговременного экономического роста и инвестиций, стабилизации кредитно- денежной системы, занятости и создания рабочих мест.
При разработке политики доходов необходимо учитывать два варианта. Первый предполагает развитие исторически сложившихся в России форм социальной защиты населения, основанных на социальной справедливости, коллективистских отношениях, равном доступе к образованию, здравоохранению, заботе государства о гражданах с момента рождения до глубокой старости. Второй вариант основан на сочетании накопительного и распределительного принципов, дифференциации социальной защиты между богатыми и бедными слоями населения.
3.3 Региональный аспект Государственного регулирования уровня и качества жизни населения
Социально-экономическое положение Томской области, в целом, повторяет общероссийские тенденции. Социальная политика Томской области строится в соответствии с Законом Томской области «Об утверждении Программы социально-экономического развития Томской области до 2005 года» от 18.12.2002 г. N 94-ОЗ.
Анализ ситуации в социальной сфере области позволяет выделить в ней следующие основные проблемы:
1. Ухудшение демографической ситуации. На протяжении всего последнего десятилетия наблюдался процесс старения населения, постоянное снижение средней продолжительности жизни (66,47 в 1998 г., 65,73 в 2000 г., 65,03 в 2004 г.), рост общей и высокий уровень детской смертности 19,5 на 1000 чел. в 2004 г. по сравнению с 17,3 в 1998 г.). Стабильная тенденция естественной убыли населения становится все более угрожающей (- 3900 чел. в 2004 г.).
2. Рост заболеваемости и смертности населения. Неблагоприятная экологическая обстановка, нездоровый образ жизни части населения (распространение наркомании и других социально опасных явлений), снижение степени реальной доступности услуг здравоохранения, которое в первую очередь связано с ростом уровня их фактической платности. Ежегодно в области регистрируется более 800 тыс. случаев заболеваний населения острыми и хроническими болезнями с впервые установленным диагнозом. В 2004 г. зарегистрировано 850.4 тыс. случаев заболеваний, в расчете на 1000 населения уровень первичной заболеваемости составил 899.6 случев. Нерациональное использование имеющихся ресурсов в системе здравоохранения ставит проблему улучшения управления.
3. Отсутствие адекватных современным условиям механизмов финансирования системы образования (всех уровней), приводящее к:
распылению ресурсов и хроническому недофинансированию системы общего образования, ведущему к трудовым конфликтам, кадровым проблемам и резкому ухудшению ее материально-технической базы;
преимущественно социальной ориентации системы профессионального образования, определенной ее оторванности от потребностей производственной сферы;
снижению фактической доступности высшего образования вследствие роста платных учебных мест, неразвитости системы социальной поддержки студентов.
4. Проблемы в сфере социально-трудовых отношений. Несмотря на то, что задолженность по заработной плате снижается, тем не менее проблема со своевременной выплатой заработной платы окончательно не решена. Высокий уровень травматизма на производстве свидетельствует о неудовлетворительной ситуации условий и охраны труда на предприятиях области. Руководители предприятий допускают большое количество нарушений трудового законодательства, что подтверждается результатами проверок и обращений граждан с жалобами.
5. Недостаточная эффективность системы социальной поддержки. Система социальной поддержки, основу которой составляют всеобщие социальные трансферты, субсидии на товары и услуги, а также категориальные льготы, принципиально неспособна решать задачу перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся.
В соответствии с Программой основными приоритетами Томской области, согласованными с приоритетами социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период являются:
1. Повышение жизненного уровня населения области и качества его жизни, включая здоровье, образовательный и профессиональный уровень населения, возможности трудоустройства, условия и качество труда, высокий (выше среднероссийского) уровень заработной платы и доходов, участие в политическом процессе, доступность основных социальных благ и услуг;
2. Динамичное экономическое развитие региона на основе диверсификации и структурной перестройки экономики области, ускоренное развитие производственной и рыночной инфраструктуры, внешнеэкономической деятельности и экспорта, ускоренное развитие сферы услуг.
3. Обеспечение устойчивости социально-экономического развития на основе сохранения ее природно-ресурсного, демографического и культурно-образовательного потенциала путем принятия мер и программ по обеспечению ее безопасности (энергетической, экологической, информационной), мер по предупреждению и отведению угроз и ликвидации их последствий.
Итак, органами власти Томской области определено, что главная цель Программы - устойчивое повышение уровня и качества жизни населения и борьба с бедностью. Ее достижение предполагает решение следующих задач:
1. Создание экономических, организационных и правовых условий, при которых каждый человек сможет самостоятельно заработать на достойную жизнь.
2. Поддержание занятости на территории области путем содействия экономическому росту, структурной перестройке экономики и реализации областных программ занятости.
3. Адресная социальная поддержка беднейших слоев населения, в первую очередь, нетрудоспособной его части.
4. Повышение уровня доходов домохозяйств и семей путем реализации областной программы борьбы с бедностью.
5. Повышение уровня здоровья населения, распространение ценностей здорового образа жизни.
6. Совершенствование системы предоставления бюджетных услуг, развитие альтернативного рынка в сфере социальных услуг (образование, здравоохранение, социальная помощь).
7. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства области, формирование рыночных отношений в ЖКХ.
8. Создание условий и механизмов для экономического и социального развития муниципальных образований.
9. Поддержка трудовой, профессиональной, территориальной мобильности населения.
Анализ социально-экономической ситуации Томской области и различных сценариев ее развития показал, что главной задачей предстоящего периода является закрепление положительных тенденций, сложившихся в экономике и социальной сфере области, на основе использования сильных сторон и конкурентных преимуществ области. В этот период должны быть заложены основы устойчивого развития Томской области как субъекта федерации на долгосрочную перспективу. Необходимыми условиями ее решения являются:
Сохранение темпов экономического роста (обеспечивает доходы и занятость населения).
Увеличение поступлений в консолидированный бюджет области (обеспечивает реализацию социальных программ).
Структурная перестройка экономики (обеспечивает устойчивость экономической системы области).
Реформирование бюджетной сферы (сокращает неэффективные бюджетные расходы, обеспечивает доступность и качество социальных услуг).
В соответствии с указанными приоритетами главными стратегическими задачами социально-экономической политики Томской области в среднесрочной перспективе являются:
o обеспечение равных условий деятельности для всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности и территориальной принадлежности;
o развитие инвестиционной привлекательности региона, интенсивное привлечение средств и ресурсов из внешних источников;
o переход к экономическому росту на интенсивной основе: за счет структурной перестройки и диверсификации экономики, модернизации промышленного производства и перехода к отраслям, дающим большую добавочную стоимость;
o ускоренное развитие инновационного сектора экономики, отраслей "новой экономики", сферы услуг - то есть, тех отраслей, которые способны обеспечить переход от использования сырьевых ресурсов к использованию ресурсов интеллектуальных;
o создание условий для экономического и социального развития муниципальных образований (изменение в налогово-бюджетной политике, системе межбюджетных отношений, реализация программ развития муниципальных образований);
o введения в действие механизмов сглаживания межтерриториальных и межотраслевых диспропорций по показателям бюджетной обеспеченности, уровню занятости и уровню доходов населения;
o развитие инфраструктуры и системы внешних связей области, ликвидация последствий ее транспортной изолированности;
o реформирование жилищно-коммунального хозяйства области и системы его финансирования;
o реформирование системы предоставления бюджетных услуг: обеспечение равнодоступности бюджетных услуг для населения, обеспечение их качества, развитие альтернативной сферы социальных услуг;
o эффективное регулирование миграционных процессов, оптимизация размещения производительных сил и трудовых ресурсов.
Отраслевыми приоритетами экономического развития Томской являются:
o Топливно-энергетический комплекс (обеспечивает приток финансовых ресурсов на территорию).
o Научно-образовательный комплекс (высокий, но недостаточно используемый инновационный, кадровый и демографический потенциал комплекса).
o Малое предпринимательство, прежде всего инновационное (решает проблему занятости и доходов населения).
Тенденции социально-экономического развития Томской области в целом повторяют общероссийскую.
Заключение
Повышение уровня жизни – важнейшее направление в политике доходов и заработной платы. Уровень и качество жизни взаимосвязаны. Уровень жизни характеризует социально – экономические результаты развития общества.
Уровень и жизни измеряются системой показателей – интегральных и частных, натуральных и стоимостных. Для разработки политики доходов и заработной платы важно учитывать не только общие характеристики уровня жизни в стране, но и их дифференциацию по социально – демографическим, профессиональным и доходным группам населения, по регионам, сельской и городской местности.
В современной России наиболее актуальными проблемами повышения уровня жизни являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью. Прежде всего, нужно актуализировать методологическое и методическое обеспечение определения уровня бедности., методику расчета прожиточного минимума. Вместе с этим надо предметно заняться изучением возможностей практического использования в нашей стране относительного метода определения бедности. Достижение ценой рабочей силы развивающего потребления, соответствующего бюджету высокого достатка, будет свидетельствовать о достаточно высоких заработной плате и других расходах на рабочую силу и является важной перспективной задачей социально- экономической политики государства. Принципиально важным является не само по себе повышение номинальной заработной платы, а рост ее покупательной способности.
Необходимо увеличить расходы из федерального бюджета на социальную политику.
Значительная часть решений, формирующих обязательства по социальным выплатам, сосредоточена на федеральном уровне, между тем большинство этих выплат возможно на территории Российской Федерации, у которых очень ограниченные возможности. Поэтому одна из принципиальных задач состоит в том, чтобы максимально расширить самостоятельность региональных властей в принятии решений относительно того, какие выплаты на данной территории нужны, в каких объемах, кому и каким образом они должны быть предоставлены.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации
3. Федеральный закон РФ от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изм. от 27 мая 2000 г., 22 августа 2004., 1 июля 2005 г.) // Правовая система Консультант Плюс 2005 г.
4. Постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 717 «О федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации на 2002-2010 годы и до 2015 года», с изм. и доп. От 6 июня 2002 г.) // Правовая система Консультант Плюс 2005 г.
5. Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2005 годы), с изм. и доп. от 03 декабря 2004 г.//Правовая система Консультант Плюс 2005 г.
6. Аверин А.Н. Социальная политика государства. - М.: АНХ, 2002.-166 с.
7. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов.-М.: Финансы ЮНИТИ, 2002.-687 с.
8. Волгин Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба (Анализ, проблемы, решения).- М.: Издательство «Экзамен», 2003.-294 с.