Уровень жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы – уровень жизни в России и Томской области. Данная тема очень актуальна и важна в наше время. Цель курсовой работы - показать что уровень жизни является одним из показателей развития общества. Задачи следующие:
1) Рассмотреть социальные факторы развития общества;
2) Дать оценку уровню жизни в России, в том числе в Томске и Томской области;
3) Выявить проблемы повышения уровня жизни;

Работа содержит 1 файл

Уровень жизни.doc

— 3.03 Мб (Скачать)

Прожиточный минимум – стоимость потребительской корзины. Величина прожиточного минимума, согласно Росстату , в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 № 75-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ) представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина в субъектах Российской Федерации устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.[5](Приложение В)

Назначение прожиточного минимума

Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

       оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

       обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

       формирования федерального бюджета.

       Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:

       оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;

       оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

       формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально в ценах отчетного периода по средним ценам продажи товаров — представителей, предприятиями торговли всех форм собственности и устанавливается в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

 

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Прожиточный минимум - это стоймостная оценка потребительской корзины, включающая в себя минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а так же обязательные налоги и сборы. Именно такое определение дано в федеральном законе № 134-ФЗ, "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", вступившем в силу 24 октября 1997 года и являющегося основным документом, регламентирующим величину прожиточного минимума.

Величина прожиточного минимума ежеквартально устанавливается Правительством Российской Федерации в целом по Российской Федерации (прим. расчет прожиточного минимума на федеральном уровне проводится Департаментом доходов населения и уровня жизни Минтруда России), а в субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Таким образом, прожиточный минимум по г. Москве никогда не будет равен прожиточному минимуму в Санкт-Петербурге, так же как прожиточный минимум в Екатеринбурге не будет равен прожиточному уровню в Самаре, так как они различаются как по уровню цен, да и решение об определении конкретного прожиточного минимума принимаются местными властями децентрализованно.

По социально-демографической составляющей прожиточный минимум делится на: прожиточный минимум для трудоспособных граждан, прожиточный минимум для пенсионеров, прожиточный минимум для детей и средний прожиточный минимум на душу населения.

С 2006 года по настоящий момент размер коэффициента прожиточного минимума в общем по РФ расчитывается на основании потребительской корзины, которая была установлена Федеральным законом "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ. До этого же размер прожиточного минимума определялся на основании потребительской корзины, установленной Федеральным законом "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" от 20 ноября 1999г. № 201-ФЗ . [21]

 

В результате пересмотра состава потребительской корзины величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации возросла на 7%. При этом для пенсионеров она увеличилась на 13%, а для трудоспособного населения и детей - на 5%. Тут следует отметить следующий момент, состав потребительской корзины это понятие изменяющееся и оно пересматривается не реже раза в пять лет для всех основных социально-демографических групп в целом по России, при этом так же уточняется методика определения, так например, согласно нынешней методике размер прожиточного минимума на 15 процентов больше, чем рассчитанный по методике 1992 года.

 

Хотя сам по себе прожиточный минимум понятие довольно-таки эфемерное, косвенно от него зависит большинство выплат, связанных с трудовой деятельностью, это и пособие по безработице, и минимальный размер размер пенсии и даже минимальный размер оплаты труда, который согласно статье 133 ТК РФ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Так же прожиточный минимум используется и в статистике для определения целого ряда показателей.

 

Наряду с прожиточным минимумом в статистике существует так же такой показатель как минимальный потребительский бюджет, который хотя и является по сути тоже величиной чисто статистической, но в отличии от прожиточного минимума отражает реальную сумму, минимально необходимую для жизнедеятельности человека и что самое интересное, в России он более чем в два с половиной раза превышает прожиточный минимум.

Понятие минимального  потребительского  бюджета

             Минимальный потребительский бюджет – стоимость  набора потребительских товаров и услуг, обеспечивающих социально обоснованный минимальный уровень потребления материальных и духовных благ, необходимых для развития личности.

Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты.

 

Минимальный потребительский бюджет определяет минимально допустимый уровень потребления человеком товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение основных физиологических, социально-культурных и иных его потребностей. Конечно, его величина различна в зависимости от пола и возраста человека, природно-климатических условий проживания, но всегда - это гарантированный уровень минимального потребления для члена общества. В отличие от физиологического минимума размер этого бюджета динамичен как по сумме, так и структуре включаемых товаров и услуг. И то, и другое во многом обусловлено общим уровнем жизни населения, экономическим развитием общества и потребностями самого человека. Обычно минимальный потребительский бюджет включает продукты питания по наиболее низким ценам, дешевую обувь и одежду, минимум услуг. Однако всегда должен соблюдаться минимально допустимый стандарт потребления, обусловленный минимальными его нормами.

 

Существуют следующие подходы к определению и измерению минимального потребительского бюджета: абсолютный, относительный, субъективный. При абсолютном подходе рассчитывается величина прожиточного минимума как стоимостной оценки основных потребностей, которые устанавливаются нормативным методом с помощью научно разработанных нормативов потребления. При относительном подходе определяется минимальный потребительский бюджет (МПБ) статистическим методом исходя из фактически сложившегося потребления в домохозяйствах с низкими доходами. При субъективном подходе уровень низких доходов находится путем опроса общественного мнения.

 

Порядок измерения прожиточного минимума (ПМ) и минимального потребительского бюджета (МПБ) включает:

 

разработку потребительской корзины, представляющей собой перечень товаров и услуг, необходимых для удовлетворения минимальных потребностей;

 

определение весовых коэффициентов для каждого товара или услуги в составе потребительской корзины ;

 

вычисление стоимости потребительской корзины на основе ежемесячной регистрации цен на товары и тарифов на услуги ;

 

формирование структуры прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета, т. е. соотношения в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;

 

нахождение величины ПМ или МПБ.

 

Измерение ПМ или МПБ представляет собой комбинированный расчет, выполняемый рядом министерств. Разработкой нормативов питания занимается Академия медицинских наук РФ; расчетами стоимости потребительской корзины - Госкомстат РФ, а определением ПМ - Министерство труда и социального развития РФ. Регулярные расчеты прожиточного минимума в России ведутся с 1992 г. Первоначально потребительская корзина включала 19 продуктов питания (до1997г.) и 25 (с1997г. по настоящее время). В феврале 1999 г. Правительство РФ утвердило Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, в которых, кроме продовольственной корзины из 31 продукта питания, предусмотрены минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Состав минимального набора определяется с учетом:

 

научных рекомендаций по минимальным объемам потребления товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

 

фактического объема потребления в малоимущих семьях;

 

состава населения, размера и структуры семей и уровня доходов;

 

объективных различий в потреблении в субъектах РФ, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.

 

Сопоставим химический состав и энергетическую ценность минимального набора продуктов питания в действующей (25 наименований) и новой (31 наименование) продовольственной корзины для мужчины в трудоспособном возрасте .

 

По химическому составу качество минимальной продовольственной корзины ухудшилось, хотя энергетическая ценность возросла. Минимальный набор продуктов питания в сравниваемых продовольственных корзинах изменился незначительно .

Минимальные наборы разработаны по основным социально-демографическим группам населения:

 

трудоспособное население - мужчины в возрасте 16-59 лет и женщины в возрасте 16-54 лет, за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста (две группы);

 

пенсионеры - мужчины в возрасте от 60 лет и женщины от 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности (одна группа);

 

дети в возрасте от 0 до 6 лет и в возрасте от 7 до 15 лет. Нормативы потребления продуктов питания в минимальной потребительской корзине дифференцированы по природно-климатическим зонам. По действующей методике таких зон 8, по новой - 16.

 

По действующей методике определения прожиточного минимума определяется лишь минимальная продуктовая корзина и в процентах к ней вычисляется структура прожиточного минимума, включающая: 68,3% - расходы на питание, 19,1 - на непродовольственные товары, 7,4 - на услуги, 5,2% - налоги и платежи.

 

Расходы на непродуктовую часть прожиточного минимума определяются по отношению к продовольственной корзине.

 

Новой методикой предусмотрен не только минимальный набор продуктовой корзины, но и впервые разработаны минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Минимальный набор непродовольственных товаров представлен непродовольственными товарами индивидуального пользования (одежда, обувь и школьно-письменные товары для детей) и общесемейного пользования (постельное белье, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения). Минимальный набор платных услуг включает жилищно-коммунальные, транспортные и другие виды услуг. Минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг дифференцированы по трем природно-климатическим зонам с климатом: холодным и резко континентальным; умеренным; теплым.

 

Потребительские бюджеты (особенно минимальные) широко используются за рубежом. В США особое место среди потребительских бюджетов занимает бюджет Геллера, характеризующий "общепринятый уровень жизни", основанный на наборе тех товаров и услуг, которые общественное мнение считает в данное время необходимыми для здоровой и достаточно комфортной жизни. Поэтому размеры этого бюджета существенно превышают средний уровень потребления страны.[24]

 

Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами и нормативами удовлетворения рациональных (разумных) потребностей человека. Этот социальный норматив, ориентированный на действительную общественную полезность, есть важнейший критерий оценки достигнутого в обществе уровня потребления, соответствия между сложившейся и рациональной его структурой. Таковой для наших условий может быть следующая структура: продукты питания не должны превышать 30%, непродовольственные товары - 47% (из них ткани, одежда, обувь - 20%; мебель, предметы культуры и быта - 18%; прочие товары - 9%) и все услуги - 23%. Фактическая структура потребления населения далека от рациональной.

Информация о работе Уровень жизни