Уровень жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы – уровень жизни в России и Томской области. Данная тема очень актуальна и важна в наше время. Цель курсовой работы - показать что уровень жизни является одним из показателей развития общества. Задачи следующие:
1) Рассмотреть социальные факторы развития общества;
2) Дать оценку уровню жизни в России, в том числе в Томске и Томской области;
3) Выявить проблемы повышения уровня жизни;

Работа содержит 1 файл

Уровень жизни.doc

— 3.03 Мб (Скачать)

 

Первые варианты рациональных бюджетов появились в Научно-исследовательском экономическом институте НИЭИ при Госплане СССР в конце 50-х - начале 60-х гг. Их разработка основывалась на двух методологических принципах: принципе аналогий, по которому рациональные нормативы потребления товаров и услуг определяются по данным об уровне и структуре их потребления у "продвинутых" групп населения страны (зарубежных стран), и принципе равнодоступности экономических благ (собственно товаров и услуг), что дает возможность в расчетах нормативов элиминировать влияние фактора производства и предложения благ по территории страны, равно как и фактора дифференциации доходов населения. Совмещение указанных принципов обеспечивает разработку "идеализированной" (усредненной) модели потребления населения.

 

Наряду с такой моделью разрабатываются и дифференцированные рациональные потребительские бюджеты для различных групп населения в зависимости от его профессионального состава, природно-климатических, социально-бытовых, национальных и других факторов.

 

Группа ученых по заданию ООН оценила как более или менее благополучное существование людей по следующим 12 параметрам: ежедневная норма килокалорий на человека от 2500 до 4000; один комплект кухонной утвари на хозяйство; три смены одежды и три пары обуви на человека; сто литров очищенной воды в день; жилье площадью не менее 6 м2 на человека; полная грамотность взрослых и по крайней мере шестилетнее образование для детей; один радиоприемник на хозяйство; один телевизор на 100 жителей; один велосипед на домашнее хозяйство; десять врачей и пятьсот больничных коек на 100 тыс. жителей, 100 долл. в год на медикаменты на человека; работа, которая дает возможность содержать членов хозяйства; система социального обеспечения для больных, инвалидов и стариков.

 

К минимальным нормативным показателям также относятся минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и минимальный размер пенсии. МРОТ- законодательно зафиксированный нижний предел заработной платы, устанавливаемый за наименее квалифицированный простой труд. Его величина является точкой отсчета для тарифных сеток ставок заработной платы. Теоретически величина МРОТ должна быть увязана с величиной прожиточного минимума.

 

Минимальный размер пенсии (пособия, стипендии) представляет собой законодательно зафиксированный нижний предел такого рода социальных трансфертовв денежной форме, выплачиваемых населению. Российское правительство приняло курс на регулярное повышение минимальных заработной платы и пенсии. Денежная оценка стоимости материальных благ и услуг, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы. Определяется в расчете на одного члена семьи по категориям населения на определенный период времени (год, месяц). Состав минимально необходимых товаров и услуг определяется минимальной "потребительской корзиной", также формируемой по категориям потребителей. категории потребителей - совокупность групп потребителей, имеющих одинаковые характеристики по тем или иным значимым признакам. Разделение потребителей на категории применяется чаще всего в социологических и аналитических исследованиях. К примеру, разделение всех потребителей определенного продукта на категории по степени их лояльности к этому продукту. При этом присутствие конкретного потребителя в одной группе нередко не подразумевает его отсутствия в остальных категориях. Категории потребителей могут разделяться по совершенно разным признакам – возрастным, социальным, географическим, семейным, социальным, по уровню доходов и т.д., то есть по тем, которые наиболее значимы для проведения необходимых исследовательских действий. Каждая категория имеет свои характерные признаки, присущие только ей, а так же ряд общих признаков, в большей или меньшей степени влияющих на ее индивидуальность и влияние на поставленную задачу.

 

1.3  Методы оценки уровня жизни

Комплексное исследование уровня жизни населения возможно только с помощью системы статистических показателей. Наиболее полной и отвечающей современным требованиям служит система «основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики», разработанная в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992 году. В ней представлено 7 разделов, охватывающих 40 показателей. Наиболее важные 12 показателей включены в Систему показателей для оценки хода экономической реформы в России в раздел 10 «Социальная сфера, жизненный уровень населения» и подраздел 10.3 «Уровень жизни». Эта Система разработана Министерством экономики РФ и Госкомстатом России, введена в действие с 1993г. К 12 показателям относятся:

1.                  Средняя оплата труда работников.

2.                  Покупательная способность населения со средними заработной платой и пенсией.

3.                  Минимальный потребительский бюджет по основным социально – демографическим группам населения.

4.                  Прожиточный минимум по основным социально – демографическим группам населения.

5.                  Численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного ( физиологического) минимума.

6.                  Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода.

7.                  Денежные доходы и расходы определенных социально - демографических групп населения.

8.                  Показатели дифференциации населения.

9.                  Соотношение среднедушевых доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.

10.              Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).

11.              Структура потребительских расходов различных социально - демографических групп населения.

12.              Распределение населения по размеру среднедушевого дохода.

 

Система социальных показателей изменяется вместе с преобразованием социальных отношений. Она включает интегральные и частные (натуральные и стоимостные) показатели.

Интегральными показателями уровня жизни являются: реальные доходы на душу населения, реальная заработная плата, поступления доходов от вторичной занятости, от реализации продукции личного подсобного хозяйства, дивидендов (по акциям и облигациям), процентов по вкладам населения, пенсий, пособий, стипендий. С помощью этих показателей изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов из различных источников. Реальные доходы населения Д р определяются посредством деления общей суммы денежных доходов на индекс потребительских цен:

Д р = Д д/ I,

 

Где Д д – общая сумма денежных доходов населения;

I – индекс потребительских цен. [3, 75]

 

Для характеристики роста (снижения) реальных доходов исчисляются индексы реальных доходов всего населения, а также индексы реальных доходов в разрезе социальных групп. При исчислении индексов реальных доходов должна быть обеспечена сопоставимость цен; для этого при расчетах учитывается изменение цен за сравнимый период – индекс потребительских цен.

Реальная заработная плата работников – составная часть реальных доходов. Она определяется путем деления номинальной (начисленной) заработной платы на индекс потребительских цен на товары и услуги:

 

ЗПр  = ЗПн / I

 

Где ЗПр  - реальная заработная плата;

ЗПн  - номинальная заработная плата;

I  - индекс потребительских цен.[3, 76]

 

Для международных сопоставлений очень важен такой, в определенной степени обобщающий показатель, как фонд потребления в расчете на душу населения.

Однако для объективного представления об уровне жизни всего населения и его различных социальных страт одних среднедушевых показателей явно недостаточно. Крайне необходимо дополнять среднедушевые показатели данными о дифференциации доходов

Показателями дифференциации доходов и заработной платы являются:

                  Распределение населения по уровню среднедушевых доходов – показатель удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов;

                  Распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения – показатель (в %) доли общего объема денежных доходов, которым обладает каждая из 20%- ных (10%- ных) групп населения;

                  Децильный коэффициент дифференциации доходов – соотношение среднедушевых денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее и наименее обеспеченного населения;

                  Коэффициент дифференциации доходов населения по субъектам Федерации – соотношение наибольшего и наименьшего уровня среднедушевых доходов в субъектах Федерации;

                  Коэффициент заработной платы – соотношение наибольшего и наименьшего уровней заработной платы между отраслями, регионами, профессиями, внутри отраслей и предприятий и т. д.

Одним из наиболее распространенных показателей дифференциации доходов являются также коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и кривая Лоренца, позволяющие судить о степени удаления от состояния равенства в распределении доходов. Расчет индекса Джини связан с кривой Лоренца.

 

 

 

График неравенства доходов (кривая Лоренца) [3, 77] :

 

              Доля доходов,%              В

              А’             

                    100                            А

                          80

                          60

                          40

                          20

                           

0                   20  40  60  80  100

                        Доля семей, %

 

Прямая линия ОА называется линией абсолютного равенства распределения доходов. Она отражает ситуацию, когда 20% людей принадлежат 20% доходов, 40% людей – 40% доходов и т. д. Кривая ОВ показывает долевое распределение доходов по группам семей в действительности.

Усиление неравенства в распределении доходов выражается в изменении конфигурации кривой Лоренца в сторону увеличения ее вогнутости по отношению к линии абсолютного равенства.

Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) представляет собой величину отклонения фактического распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Он определяется отношением площади фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства, к площади треугольника ОАС. Величина коэффициента может варьировать от нуля до единицы или от нуля до 100%. При этом чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Для определения общего направления изменений в распределении доходов используется коэффициент направленности процесса стратификации населения – отношение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума к численности населения с доходами выше бюджета высокого достатка в расчете на 1 тыс. человек. Динамика коэффициента стратификации характеризует нарастание или снижение поляризации общества.

К частным индикаторам уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг – на душу населения, семью, по социальным группам, регионам, - показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально – бытовыми удобствами. Среди них выделяются натуральные и стоимостные показатели.

Исключительное значение для социально – экономического анализа, оценки уровня жизни населения, его социальных и территориальных групп, для разработки социальной политики государства имеет соотношение среднедушевых и крайних по своему уровню доходов населения с величиной прожиточного минимума, а также данные о численности и удельном весе населения, находящегося в границах нищеты, и об их динамике.

Некоторые исследования, имея в виду большое значение для характеристики уровня жизни соотношения показателя среднедушевых доходов и прожиточного минимума, даже предлагают принять за интегральный показатель уровня жизни отношение уровня доходов к стоимости жизни, понимая под этим либо величину прожиточного минимума, либо величину фиксированной «потребительской корзины». Таким образом, предлагается как наиболее простой и практичный интегральный показатель уровня жизни – отношение среднедушевого денежного дохода и усредненного дохода именно с прожиточным минимумом. В России, в соответствии с федеральным законом «О прожиточном минимуме Российской Федерации» (от 24 октября 1997г.) этот минимум определяется правительством РФ. «Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, которая определяется федеральным законом и включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности»[1, 67]. Включает он также обязательные платежи и сборы, уплачиваемые населением. При его определении принимаются во внимание изменения величины ВВП и государственного бюджета, индекс потребительских цен и рост среднедушевых доходов. Величина прожиточного минимума зависит от натурального набора потребительской корзины и от его стоимостной оценки. Натуральный набор продуктов питания, стоимостная оценка которого является основной определения величины прожиточного минимума, учитывает диетологические ограничения и обеспечивает минимально необходимое количество калорий. Расходы на непродовольственные товары и услуги определяются исходя из доли этих затрат у низкодоходных групп населения. В соответствии с методологическими рекомендациями бывшего Министерства труда,  «продовольственная корзина» должна была составлять в среднем не менее 68,3% величины всего прожиточного минимума, непродовольственные товары – 19,1%, услуги- 7,4%, а налоги и прочие платежи – 5,2%. Величина прожиточного минимума рассчитывается для трех социально - демографических групп: трудоспособного населения, пенсионеров и детей как в целом для страны, так и по субъектам РФ. Сама потребительская корзина для трех этих групп населения должна определяться с учетом роста потребностей и возможностей их удовлетворения не реже одного раза каждые четыре года. Определяется она для страны в целом и законами субъектов РФ – для каждого региона с учетом его особенностей.  Уровень жизни населения – сложная многогранная категория.

1.3   Законодательные нормативы, регулирующие показатель уровень жизни

На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране, и, в конечном счете, политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения. Наиболее существенными факторами, которые могут кардинально влиять на изменение уровня жизни населения, являются политические факторы. Они включают характер общественного (государственного) строя, устойчивость института права и соблюдение прав человека, соотношение различных ветвей власти, наличие оппозиции, различных партий и так далее. Именно политическая власть, которая способствует подъему экономики и развитию предпринимательства, создает необходимые стартовые условия для повышения уровня жизни в стране. Переход России к рыночным отношениям, развитие предпринимательства, отказ от планирования и так далее, прежде всего, отразились на реальных доходах большинства населения страны. Далеко не все смогли сориентироваться в быстро меняющихся условиях и заняться частным предпринимательством, что привело к скоплению денежных сбережений семей в руках незначительного меньшинства. Наиболее подготовленными к новому курсу, к процессу приватизации оказались представители партийной номенклатуры и лидеры ''теневой экономики''. Более того, в период перестройки в перераспределение пошла и значительная часть необходимого продукта, то есть реальная оплата труда, пенсии, сбережения в сберкассах. В результате чего было коренным образом подорвано доверие к новому строю и к политической власти, осуществляющей курс на рыночную экономику. Для завоевания этого доверия необходимы реальные меры в области национальной политики, которые охватывали бы различные компоненты уровня жизни. Итак, существует три основных направления регулирования уровня жизни:

 

1. С помощью государственных минимальных социальных стандартов. Данные стандарты направлены на реализацию социальных гарантий, закрепленных в Конституции РФ. ГМСС - установленный законодательством минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах. С помощью ГМСС определяются: минимальные доходы и минимальный прожиточный минимум; минимальный размер социальных пособий и выплат; номенклатуры, перечня и набора бесплатных и частично платных услуг, оказываемых населению за счет финансирования из бюджетной системы; нормы обеспечения населения социальными услугами и т.д.

Информация о работе Уровень жизни