Уровень жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы – уровень жизни в России и Томской области. Данная тема очень актуальна и важна в наше время. Цель курсовой работы - показать что уровень жизни является одним из показателей развития общества. Задачи следующие:
1) Рассмотреть социальные факторы развития общества;
2) Дать оценку уровню жизни в России, в том числе в Томске и Томской области;
3) Выявить проблемы повышения уровня жизни;

Работа содержит 1 файл

Уровень жизни.doc

— 3.03 Мб (Скачать)

 

2. С помощью регулирования оплаты труда. В нашей стране работодатели начисляют з/п без учета инфляционного роста цен, что приводит к снижению цены рабочей силы, поэтому главная задача государства- определить размер з/п на уровне цены рабочей силы. Основные меры: социальное партнерство, совершенствование налогового законодательства, адресность социальной защиты, предоставление льгот населению, обязательное социальное страхование, программно-целевой подход по различным схемам и другие.

 

3. С помощью регулирования социального развития. При формировании долгосрочной социальной политики наряду с целевыми установками в области потребления существенное значение имеют задачи обеспечения населения жильем и услугами. Относительно сложной проблемой остается анализ народнохозяйственной значимости отраслей непроизводственной сферы и выход отсюда на комплексные характеристики необходимых изменений в уровне и образе жизни населения в перспективе. Особенно это касается комплексных оценок необходимого прогресса в области здоровья населения, сдвигов в образовании и культуре. Народнохозяйственная трактовка результатов функционирования непроизводственных отраслей создает основу для появления некоторых общих критериев при обосновании величины расходов на развитие непроизводственной сферы.

 

Названные выше проблемы формирования социальных целевых установок связаны преимущественно с обоснованием показателей народного благосостояния для завершающего, достаточно отдаленного этапа долгосрочной перспективы. Траектория, по которой будет осуществлен переход от сегодняшнего уровня к намеченным целевым ориентирам, станет определяться возможностями повышения жизненного уровня населения на каждом интервале перспективного периода, а также тем, как процесс роста жизненного уровня населения сопрягается с решением других народнохозяйственных проблем, в частности, проблем обеспечения сбалансированности экономики и повышения ее эффективности. Основные нормативно-правовые документы, регулирующие уровень жизни:

 

1. Конвенции Международной организации труда (МОТ)

 

2. Концепции ООН

 

3. Методика расчета минимального потребительского бюджета (1991г., министерство труда)

 

4. Методические рекомендации по расчетам прожиточного минимума по регионам (1992г., министерство труда)

 

5. Указ Президента России от 2 марта 1992 г. № 210 “О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации”.

 

6. Федеральный Закон “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” (24 октября 1997 г.)

 

7. Постановление № 192 “Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации” (февраль 1999 г.)

 

8. Федеральный закон № 201 “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” (ноябрь 1999 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оценки и проблемы повышения уровня жизни в России

 

2.1 Оценка уровня жизни в России в современных условиях

За период рыночных реформ уровень и качество жизни в России значительно снизились. О снижении уровня жизни свидетельствует тот факт, что в структуре расходов населения повысился удельный вес расходов питания общем снижении его калорийности. Суточная калорийность питания на душу населения в России составляет 2300 ккал. По этому показателю Россия близка с Молдавией, Индией, Бангладеш, Таиландом, Туркменией, Филиппинами, Боливией. В развитых странах он превышает 3000 ккал            (Великобритания, Германия, Финляндия, Нидерланды, США, Канада).

За годы реформ, по существу, разрушены многие отрасли социальной сферы и сократилась доля расходов населения на платные услуги. Снизилось качество медицинского обслуживания, образования. Полноценные лечение и отдых за пределами постоянного места жительства стали недоступны для значительной части населения.

Усилились межрегиональные и межотраслевые различия в доходах и заработной плате. По сравнению со средней заработной платой в российской экономике самая низкая заработная плата в отраслях социальной сферы – образовании, здравоохранении культуре, науке, сельском и лесном хозяйстве, легкой промышленности и машиностроении. Значительно превышает среднюю заработную плату оплата труда в газовой, нефтедобывающей и  нефтеперерабатывающей промышленности, цветной металлургии.

Дифференциация российских регионов по количеству наборов прожиточного минимума, который можно купить, достигает 10 раз. К наиболее обеспеченным относятся регионы, являющиеся финансовыми центрами (Москва) или связанные с топливно- энергетическим комплексом ( Тюменская область, Ямало – Нененский и Ханты – Мансийский автономные округа). Наименее обеспеченными являются Республика Ингушетия, Коми-Пермятский автономный округ, Республика Тыва, Дагестан, Читинская область. Сокращение межрегиональной дифференциации реальных доходов населения является одним из важнейших направлений в политике доходов и заработной платы.

Межрегиональная дифференциация в доходах связана с безработицей. Так, ниже среднего уровня безработица в Москве, Санкт – Петербурге, Тюменской области, а в Ямало – Нененском и Ханты – Мансийском автономных округах – примерно средняя. В то же время в депрессивных регионах уровень безработицы значительно превышает средний: в Республике Ингушетия – почти в 5 раз, в Республике Дагестан – почти в 2 раза, в Республике Тыва, Коми – Пермяцком автономном округе и Читинской области – в 1.5 раза.[21]

Тесная связь дифференциации доходов и безработицы свидетельствует о том, что в современных условиях повышение занятости население приобретает важнейшее значение в политике доходов и заработной платы.

Среди бедных все больше становится людей молодых – людей с наиболее высокими социальными ожиданиями. К данной возрастной категории относятся студенты вузов, получающие стипендии в размерах, гарантирующих им нахождение ниже черты бедности.   Особую роль приобретает социальная защита наименее обеспеченного населения, живущего за чертой бедности. По оценкам социологов, значительная часть населения еще не адаптировалась к рынку: примерно 20% включились в новую жизнь, приблизительно 25% не приспособились к ней и не могут этого сделать в силу различных индивидуальных особенностей (возраст, состояние здоровья, семейное положение, сформировавшийся менталитет). Более половины населения (55%) находится как бы в ожидании, причем часть старается приобщиться к новым условиям, но не всегда эффективно.

Наиболее богатый, но малочисленный слой населения (2-3%)- это в основном граждане, участвующие в организации посредническо- перекупочной, финансово – кредитной деятельности и криминальной сфере, а также руководители некоторых предприятий.

Следующая по доходам более широкая прослойка, средний класс (15% населения) – лица, оказывающие «богатой прослойке» необходимые услуги: часть работников, занятых в торговле и сфере услуг; ориентированная прежде всего на высокодоходные слои населения (автосервис, строительство коттеджей, туризм, организаторы досуга и т. д.), индивидуальные предприниматели, квалифицированные работники «привилегированных» отраслей – газовой и нефтедобывающей, аккумулирующих частично в заработной плате высокую эффективность добываемых ресурсов (ренту).

По данным Госкомстата России, удельный вес населения, проживающего за чертой бедности, превышает 20%. Среди малообеспеченных наибольшую долю составляют пенсионеры и многодетные семьи. Поэтому в политике доходов и заработной платы первостепенное внимание должно быть уделено социальной защите.

Рост бедности в значительной мере связан с тем, что в современной России инфляционное бремя распределяется неравномерно. Удорожание потребительских товаров и услуг в первую очередь и в большей мере касается тех из них, которые удовлетворяют первичные жизненные потребности и составляют основу потребления малообеспеченных слоев населения.

В переходной экономике России наряду с традиционными видами бедности – застойной и временной – появилась новая бедность. В группу новых бедных входят слои населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическому положению никогда ранее не входили в нижний слой общества. Падение доходов у них вызвано прежде всего низким уровнем заработной платы на государственных предприятиях, безработицей и частичной занятостью, несвоевременной выплатой заработной платы и пенсий. По оценкам Международной организации труда (МОТ), лишь около 1/5 суммарных социальных трансфертов в России поступает семьям, находящихся за чертой бедности.

2.2  Проблема бедности населения России

     Сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну нищеты и бедности. Статистика свидетельствует, что в России за чертой бедности находится более одной трети Россиян.

Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний. Весьма широк спектр последствий бедности и нищеты населения. В числе существенных факторов следует выделить:

                 кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций;

                 рост числа разводов и количества неполных семей (В России из-за разводов более 613 тыс. детей до 18 лет остались без одного из родителей);

                 нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения;

                 асоциальный образ жизни ряда семей;

                 ухудшение условий содержания детей;

                 распространение жестокого обращения с детьми, снижение ответственности за их судьбу.

В последние годы резко возросло число безработных, малообеспеченных семей, количество лиц без определенного места жительства, беженцев, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию и семей с отрицательным психологическим климатом.

Особой чертой Российской бедности является тот факт, что бедными являются не безработные граждане, а работающее население, причем часть бедных – это Российская интелегенция: врачи, учителя, работники бюджетной сферы.

Проблема бедности в первую очередь связана с относительно низкой заработной платой в ряде отраслей экономики. Примерно 1/3 всех работающих, в первую очередь занятых в бюджетной сфере, получают зарплату ниже прожиточного минимума. Сохраняется проблема низких пенсий.

Прожиточного минимума достигает лишь средний размер пенсий, но у трети пенсионеров, согласно экспертным оценкам, размер пенсии ниже среднего значения. К тому же, по прогнозным оценкам в 2005–2007 годах, может происходить опережение темпов роста стоимости потребительской корзины пенсионеров (равной прожиточному минимуму пенсионера) по сравнению с общим индексом потребительских цен, на основе которого индексируется базовая и страховая часть трудовой пенсии. Это объясняется более быстрым ростом цен на товары повседневного спроса и услуги, учитываемые в потребительской корзине.

Говоря о проблеме бедности в сегодняшней России, стоит, по-моему, подчеркнуть не только то обстоятельство, что эта проблема вызывает наибольшую тревогу и озабоченность населения, но и то, что она продолжает доминировать в общественных настроениях, несмотря на определенные позитивные перемены в условиях жизни. Как говорит официальная статистика, темпы роста уровня доходов опережают темпы роста российской экономики .

              Проблема бедности – не только и даже не столько проблема бедных, сколько той огромной массы населения, которая располагается между социальными полюсами, между небольшой прослойкой богатых (3-5%) и реально бедных, которых, по разным оценкам, от 15 до 25%. Вся эта огромная масса людей в той или иной степени, примыкающая к различным слоям среднего класса крайне чувствительна к проблемам бедности, поскольку разделительная линия между «бедными» и «средними» в материальном отношении весьма относительна. Но дело не только в этом. В этих группах наблюдается то, что называется социологами «статусной непоследовательностью». То есть, у людей есть некий «социальный капитал» (образование, квалификация, навыки, умение, опыт и т.п.), но он совершенно не конвертируется в материальный достаток. И как решить эту проблему, люди не понимают. Поэтому многие из них пребывают в депрессивном состоянии, и это состояние продолжатся для многих целое десятилетие.

Почти четверть молодых россиян обеспокоены тем смогут ли они создать семью и обеспечить ее безбедное материальное существование. Для многих, таких образом, проблема одиночества выдвигается в число серьезных опасений на будущее.

Наконец, важнейшей социальной проблемой, которая непосредственно сказывается как на социальном самочувствии, так и на возможностях социальной мобильности, является проблема жилья .

В контексте государственных обязательств уровень официально признанной бедности - явления качественно однопорядковые и не зависят от того, "похудела" или "пополнилась" потребительская корзина, на основе которой рассчитана величина прожиточного минимума, а за ней - уровень бедности.

Существует много причин возникновения бедности, приведем наиболее глобальные:

1.                   Это низкая оплата труда. По оценкам экономистов в отделении экономики Академии наук, оплата труда занижена по отношению к его реальным результатам примерно в 4 раза, на 1 рубль зарплаты работник производит в 4 раза больше товаров и услуг чем в Европе. Этот перекос связан со структурой формирования доходов. В России довольно высок вес топливно-энергетического сектора и экспортно-ориентированных сырьевых отраслей, где относительно низкая трудоемкость, поэтому в расчете на количество трудоспособного населения здесь есть некоторый сдвиг в сторону, в конечном счете, занижения цены труда. Но, надо признать, что труд занижен в разы по цене.

Информация о работе Уровень жизни