Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 14:51, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение основных направлений и показателей регулирования уровня жизни, а также особенностей белорусской модели регулирования уровня жизни.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие уровня жизни населения,
2. показатели уровня жизни населения;
3. рассмотреть социально-экономические тенденции и проблемы регулирования уровня жизни в Республике Беларусь.
Введение 4
1 Понятие и показатели уровня жизни населения 6
1.1 Понятие и сущность уровня жизни населения 6
1.2 Показатели уровня жизни населения 9
2 Обобщающие индикаторы уровня жизни населения 13
3 Уровень жизни в Республике Беларусь: социально-экономические тенденции и проблемы 25
3.1 Показатели уровня жизни в Республике Беларусь 25
3.2 Пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь 35
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А 42
-
снятие ограничений на
- включение в производственные затраты всех расходов предприятий, связанных с обучением персонала, повышением квалификации наемных рабочих;
- сохранение бюджетных расходов на развитие физкультуры и спорта, в первую очередь детского;
-
демонополизация рынка
-
сохранение дотаций по жилищно-
Принимаемые
меры позволят смягчить последствия
финансового кризиса для
Главным ориентиром социально-экономического развития Беларуси традиционно выступает решение социальных задач, связанных с последовательным повышением уровня и качества жизни, сокращением масштабов малообеспеченности и созданием предпосылок для последующего роста благосостояния населения.
К концу 2010 года предусмотрено сократить долю населения, располагающего доходами ниже бюджета прожиточного минимума, в два раза. Уровень малообеспеченности населения снизился с 11,1 процента в 2007 году до 7,7 процента в 2008 году. Важно отметить, что такое снижение произошло во всех регионах страны, а не только в крупных городах. Оно происходило при относительно низком уровне дифференциации доходов граждан: в 2008 году соотношение денежных доходов высшей и нижней квинтильных групп домашних хозяйств составило 6 раз.
Одним из ключевых аспектов обеспечения эффективного социального развития является расширение занятости. Эта одна из первостепенных задач государственной социально-экономической политики Беларуси. Уровень безработицы в Беларуси является одним из самых низких в Европе, он составляет в настоящее время менее 1 процента. Государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости особо нуждающимся и особо уязвимым категориям граждан, в том числе родителям многодетных и неполных семей; лицам до 21 года, которые впервые находятся в поисках работы; инвалидам; гражданам, освобожденным из мест лишения свободы и др. Дополнительные гарантии включают в себя такие меры, как бронирование рабочих мест для определенных категорий граждан, осуществление программ профессионального обучения.
В Беларуси на протяжении почти десяти лет наблюдается тенденция снижения женской и молодежной безработицы.
Государственная социальная поддержка населения является важнейшей составляющей социально экономической политики Беларуси.
Одним из приоритетных элементов социальной поддержки государства является пенсионное обеспечение. С учетом демографической структуры населения, обусловленной его старением, получателями пенсий являются 26 процентов населения. Расходы на выплату пенсий составляют 11 процентов ВВП страны. С начала 2008 года рост размера пенсий составил более 6 процентов. За период с 2003 по 2008 год доля пенсионеров с пенсией ниже бюджета прожиточного минимума снизилась с 29,9 процентов до 6 процентов от общей численности пенсионеров.
Для обеспечения дополнительной защиты права граждан на пенсионные выплаты Беларусь активно развивает соответствующую международную договорную базу: специальные соглашения о гарантиях пенсионного обеспечения при переселении граждан Беларуси действуют практически со всеми соседними странами и государствами СНГ.
В рамках деятельности по социальной поддержке одиноких пожилых людей и инвалидов важное место занимает развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания. В Беларуси действуют 70 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в том числе 9 домов для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, а также Республиканский интернат ветеранов Второй мировой войны и труда, в которых проживает более 16 тысяч человек.
Образование и грамотность – важнейшая основа прогрессивного социально-экономического развития Республики Беларусь. В Беларуси ежегодные расходы на нужды образования составляют 6 процентов от уровня ВВП и превышают аналогичные показатели ряда высокоразвитых стран. В Беларуси гарантировано бесплатное среднее образование, сохранено бесплатное высшее образование, которое доступно любому человеку на конкурсной основе. При этом особое внимание уделяется обеспечению равенства образовательных возможностей городской и сельской молодежи.
Государственная адресная социальная помощь – это одна из форм государственной поддержки населения, которая оказывается малообеспеченным семьям (гражданам) на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, технических средств социальной реабилитации, одежды, обуви, проездных билетов, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
Порядок предоставления государственной адресной социальной помощи определен Указом Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г № 638 «О некоторых мерах социальной поддержки населения».
Государственная адресная социальная помощь предоставляется в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий.
Ежемесячное социальное пособие предоставляется семьям и гражданам при условии, если их среднедушевой доход по объективным причинам не превышает 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь, за два последних квартала (критерий нуждаемости).
Размер
ежемесячного социального пособия на
одного получателя составляет положительную
разность между критерием нуждаемости
и среднедушевым доходом семьи (гражданина).
3.2
Пути совершенствования
социальной политики
в Республике Беларусь
Государственная политика социальной поддержки малообеспеченных граждан сегодня должна основываться на индивидуальном подходе и упорядочении системы социальных выплат, пособий и льгот. Мировой опыт показывает, что государство может оказывать эффективную поддержку 10—15 % населения, в то время как в Республике Беларусь в разные годы право на получение различных пособий имели до 42 % граждан (получавшие доход менее установленного бюджета прожиточного минимума). В работе аргументируется необходимость отказа от необоснованных льгот, а также значительного совершенствования системы адресной социальной помощи в Республике Беларусь [11].
Программа адресной социальной поддержки малоимущих в Республике Беларусь сегодня должна разрабатываться соответственно мировым тенденциям с учетом потребностей конкретных регионов и сегментов населения. Дифференцированный подход к различным слоям и группам жителей Беларуси должен проводиться в зависимости от их социального положения, возраста, уровня занятости. В частности, для трудоспособного населения социальная помощь должна быть минимизирована, но одновременно нужно создать условия для получения трудового дохода и защиты основных прав в сфере труда (в рамках государственной политики доходов и политики занятости).
Сложность разработки такой программы сегодня заключается в том, что до настоящего времени в Республике отсутствует закон, определяющий единые требования к порядку назначения и выплаты адресной социальной помощи.
Вместе с тем неоспоримым является тот факт, что размеры государственных социальных выплат на душу населения являются достаточно низкими.
Упор на адресную социальную поддержку в Республике Беларусь сегодня обязателен. Однако при ее осуществлении необходимо отказываться от предоставления необоснованных льгот.
Что же касается основных подходов к реформированию системы страхового пенсионного обеспечения, то накопительная (персонифицированная) пенсионная система должна быть основана на пенсионной формуле, в которой ежегодные пенсионные выплаты зависят от: (а) индивидуального вклада каждого в течение периода работы; (b) стажа работы; (с) ожидаемого периода получения пенсии; (d) экономического развития; (е) желаемого момента выхода на пенсию.
Накопительная
система имеет следующие
Потенциальные проблемы, которые могут возникнуть в связи с внедрением накопительной системы: 1) уменьшается гибкость пенсионной системы, так как неявно фиксируются будущие различия в пенсиях; 2) появляются риски нестабильности: в силу демографических изменений или макроэкономических шоков, инвестиционный риск (в силу различного отношения к пенсионным средствам на рынке капитала), риск непредвиденной инфляции в период выплаты пенсии; 3) пенсионная формула зависит от ожидаемой продолжительности жизни.
Если реальная продолжительность жизни превышает прогнозные рамки, то нет уверенности, что пенсионеры будут адекватно реагировать на предлагаемый механизм сокращения размера пенсии, то есть будут ли откладывать выход на пенсию для сохранения размера выплат или будут это делать лишь в случае, если процентное увеличение пенсии за год отсрочки выхода на пенсию больше индивидуальной предельной нормы временного предпочтения.
Перечисленные
потенциальные проблемы могут создавать
общественные трения и вызвать социальную
нестабильность. Для повышения эффективности
использования средств и
Внедрение новой системы адресной социальной помощи должно осуществляться эволюционно с учетом социального резонанса отмены тех или иных льгот и финансовых возможностей государства по введению новых гарантий.
Кроме повышения адресной защищенности действительно нуждающихся важен комплексный подход к проблеме бедности, включающий создание возможностей (инвестиции, рабочие места, повышение профессиональной квалификации, кредиты) и содействие использованию возможностей (эффективная инфраструктура) для получения доходов. Необходима комплексная программа борьбы с бедностью, нацеленная на преодоление малообеспеченности через трудовую активность и социальную реабилитацию.
В
результате проведенного исследования
можно сделать следующие
Уровень
жизни – это степень обеспеченности
населения материальными и
Для оценки уровня жизни используется, как правило, совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей); структура потребления; продолжительность рабочего дня, размеры свободного времени и его структура, развитие социальной сферы и др.
Роль культуры и искусства в жизни белорусского общества многогранна. На первом месте стоит психотерапевтическая функция: приобщение к искусству способствует снижению стрессовой нагрузки и помогает получить положительный эмоциональный заряд. На втором месте — рекреационная функция, т.е. реализация возможности полноценного отдыха; на третьем — образовательная функция культуры и искусства, далее идут в порядке убывания воспитательная, гуманистическая, творческая функции. В этой связи важно сохранение и развитие сети учреждений отрасли, необходимо сформировать эффективно действующий экономический механизм развития культуры, создать условия для широкого доступа всех жителей республики к достижениям национальной и мировой культуры.
В общем виде система социальных приоритетов, разработанная ОЭСР, имеет вид:
Информация о работе Уровень жизни населения: понятие, показатели, факторы роста