Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 14:51, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение основных направлений и показателей регулирования уровня жизни, а также особенностей белорусской модели регулирования уровня жизни.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие уровня жизни населения,
2. показатели уровня жизни населения;
3. рассмотреть социально-экономические тенденции и проблемы регулирования уровня жизни в Республике Беларусь.
Введение 4
1 Понятие и показатели уровня жизни населения 6
1.1 Понятие и сущность уровня жизни населения 6
1.2 Показатели уровня жизни населения 9
2 Обобщающие индикаторы уровня жизни населения 13
3 Уровень жизни в Республике Беларусь: социально-экономические тенденции и проблемы 25
3.1 Показатели уровня жизни в Республике Беларусь 25
3.2 Пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь 35
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А 42
Согласно новой методике расчетов, представленной в Докладе о развитии человека за 2004 г., ИРЧП в Беларуси вырос с 0,776 в 1995 г. до 0,804 в 2002 г. Рост ИРЧП произошел в основном из-за положительных тенденций в области образования, индекс образования составил 0,95. В результате в 2002 г. Беларусь по ИРЧП находилась на 53-м месте в группе стран мирового сообщества с высоким уровнем развития человеческого потенциала [3].
Для международных сопоставлений с 1997 г. используются также индексы нищеты населения для развивающихся стран (ИНН-1) и для стран ОЭСР (ИНН-2).
Эти индексы предназначены для оценки нищеты не только по доходам, но и по тем же многочисленным аспектам, на основе которых рассчитывается ИРЧП: долгая и здоровая жизнь (измеряется вероятностью того, что новорожденный не доживет до 40 лет); знания (уровень неграмотности взрослого населения); достойный уровень жизни (измеряется долей населения, не имеющей доступа к источникам доброкачественной воды, и долей детей в возрасте до пяти лет с отставанием в весе).
В рейтинге ИНН-1 участвует 88 развивающихся стран. Лидируют Уругвай, Коста-Рика и Чили, а на последнем месте находится Нигер (данные 2001 г.).
ИНН-2 позволяет измерить уровень обездоленности по тем же аспектам, что и ИНН-1, но при этом учитывается также социальная изоляция, измеряемая уровнем застойной безработицы (безработица в течение 12 или более месяцев).
В рейтинге ИНН-2 участвуют 17 стран ОЭСР. В 2001 г. первые места занимали Швеция, Норвегия и Нидерланды, последнее - США.
Изучение зарубежного и отечественного опыта позволяет сделать вывод о том, что при разработке обобщающих индикаторов уровня жизни следует использовать индикаторы, выражаемые в следующих показателях:
Следует отметить, что качество получаемой информации, ее практическую направленность повышает применение статистического подхода в сочетании с социологическими методами.
Опыт разработки ИРЧП был положен российскими учеными в основу расчета интегрального индекса качества жизни. Они ограничились небольшим числом компонентов, которые имеют решающее и обобщающее значение для каждой сферы жизни. Так, по всем сферам здоровье имеет решающее значение для качества жизни людей. В трудовой сфере такими решающими показателями можно считать производительность труда и занятость экономически активного населения, в сфере материального быта - уровень материальной обеспеченности; интеллектуальной и духовной жизни - уровень образования, семейной жизни - благополучие семей.
Из названных показателей три входят в ИРЧП: здоровье (измеряется средней ожидаемой продолжительностью жизни), образование (охватом населения обучением) и производительность труда (ВВП на душу населения). Далее, в отличие от известных методов сравнения этих показателей по странам и регионам, ученые предлагают сопоставлять фактические данные с нормативными потребностями людей, придавая каждому показателю определенный вес в комплексе.
Таким образом, интегральный индекс качества жизни Ж предлагается исчислять по следующей формуле [4]:
где Jn - показатель компонента качества жизни «п»;
Nn - норматив потребностей по компоненту «п»;
Wn - взвешивающий коэффициент по компоненту «п».
При определении взвешивающих коэффициентов авторы предлагают воспользоваться опытом определения ИРЧП, приняв равным вес каждого из компонентов.
Данная методика является, на наш взгляд, наиболее приемлемой для определения обобщающего индикатора уровня жизни населения Беларуси, поскольку при этом используются основные компоненты уровня жизни населения, которые сопоставимы со статистической базой нашей страны. С использованием приведенной методики был произведен расчет индекса качества жизни населения Беларуси на базе статистических данных 2005 г.
Сопоставление полученных значений данного индекса в Республике Беларусь с аналогичными в Российской Федерации показало, что степень удовлетворенных учтенных потребностей в Беларуси составила 77, а в России - 72%. Обусловлено это тем, что в Беларуси практически по всем компонентам значение показателей выше, чем в России.
Несмотря на очевидную практическую ценность данной методики, она, по нашему мнению, требует доработки. Так, в разделе «Семья» используется индикатор «благополучие семей» (семьи, избежавшие экстремальных ситуаций). В данном случае не совсем понятно, как определять этот показатель. Мы предлагаем заменить его индикатором количества семей (в %), имеющих среднедушевой доход выше бюджета прожиточного минимума, а со временем, по мере роста доходов населения, ориентироваться на МПБ.
Таким
образом, обобщающий индикатор уровня
жизни населения способствует выявлению
границ кратко-, средне- и долгосрочных
изменений социальной ситуации, в рамках
которых сохраняется возможность предотвращения
угроз экономической безопасности, а также
контроля за развитием социальной обстановки.
3
Уровень жизни
в Республике Беларусь:
социально-экономические
тенденции и проблемы
3.1
Показатели уровня
жизни в Республике
Беларусь
В мировой практике для оценки уровня жизни (благосостояния) населения применяются различные индикаторы. В Республике Беларусь прежде всего используются индикаторы дохода, основанные на имеющихся данных о доходах и расходах населения (домашних хозяйств). Эти данные представляются Министерством статистики и анализа Республики Беларусь в рамках баланса денежных доходов и расходов населения, а также выборочного обследования расходов и доходов домашних хозяйств.
Начиная с 1998 г. в Беларуси по решению Правительства осуществляется мониторинг социально-трудовой сферы, одним из основных аспектов которого является уровень жизни населения. В целях создания нормативно-правовой базы анализа и прогнозирования уровня жизни и реализации социальных программ разработаны концепция ''Прожиточный минимум в Республике Беларусь" и план мероприятий по ее реализации. Постоянно расширяется система показателей оценки уровня жизни населения.
Государственные минимальные социальные стандарты устанавливаются в соответствии с актами законодательства в целях обеспечения механизма реализации конституционных прав граждан в области социальных гарантий, а также повышения уровня жизни и обеспечения устойчивого развития общества.
Государственные минимальные социальные стандарты применяются для решения следующих задач:
- удовлетворения основных потребностей граждан в материальных благах и услугах;
-
нормативного обеспечения
формирования и использования
средств республиканского и местных
бюджетов и средств государственных
внебюджетных фондов на
-
обеспечения государственной
-
оказания необходимой
Формирование и применение государственных минимальных социальных стандартов осуществляются исходя из следующих принципов:
-
соблюдения конституционных прав
граждан в области социальных
гарантий на основе обеспечения
государственных минимальных
- всесторонней обоснованности установления и применения государственных минимальных социальных стандартов исходя из экономических возможностей государства;
- общедоступности обеспечения социальной защиты и социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями;
- целевого и адресного финансирования государственных минимальных социальных стандартов;
-
широкой информированности
- социального партнерства.
Правительство
Республики Беларусь с участием
республиканских объединений нанимателей
и профсоюзов устанавливает
государственные минимальные
Государственные минимальные социальные стандарты пересматриваются не реже одного раза в пять лет, если иное не предусмотрено законодательством.
В систему государственных минимальных социальных стандартов в Республике Беларусь включаются государственные минимальные социальные стандарты в области:
- оплаты труда;
- пенсионного обеспечения;
- образования;
- здравоохранения;
- культуры;
-
жилищно-коммунального
-
социальной поддержки и
Государственными минимальными социальными стандартами при оказании социальной поддержки семьям являются государственные пособия в связи с рождением ребенка и воспитанием детей.
Государственными минимальными социальными стандартами при оказании социальной поддержки малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам являются пособия, единовременные выплаты и иная материальная помощь.
Государственными
минимальными социальными стандартами
в области социального
-
перечень бесплатных и
общедоступных социальных услуг
государственных учреждений
-
нормы и нормативы
- нормы и нормативы материального, кадрового и технического обеспечения государственных учреждений социального обслуживания различных типов и видов.
Государственные минимальные социальные стандарты применяются для формирования и исполнения статей республиканского и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных страховых фондов в соответствии с законодательством.
Реализация государственных минимальных социальных стандартов гарантируется государством.
Полное финансовое обеспечение государственных минимальных социальных стандартов при формировании и исполнении республиканского и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных страховых фондов осуществляется поэтапно по мере увеличения финансовых ресурсов.
Этапы и порядок перехода на полное финансовое обеспечение государственных минимальных социальных стандартов устанавливаются законодательством.
Социальная защищенность граждан республики гарантируется такими законодательными актами, как Закон РБ «Об основах государственного социального страхования», Закон РБ «О пенсионном обеспечении», Закон РБ «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС». Между правительством, профсоюзами и объединениями работодателей ежегодно заключаются генеральные Соглашения, отражающие вопросы обеспечения социальных гарантий, уровня жизни, занятости, условий и охраны труда, оплаты, экологии, социального партнерства. Между трудовыми коллективами и администрацией заключаются также коллективные договоры.
Информация о работе Уровень жизни населения: понятие, показатели, факторы роста