Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 14:51, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение основных направлений и показателей регулирования уровня жизни, а также особенностей белорусской модели регулирования уровня жизни.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие уровня жизни населения,
2. показатели уровня жизни населения;
3. рассмотреть социально-экономические тенденции и проблемы регулирования уровня жизни в Республике Беларусь.
Введение 4
1 Понятие и показатели уровня жизни населения 6
1.1 Понятие и сущность уровня жизни населения 6
1.2 Показатели уровня жизни населения 9
2 Обобщающие индикаторы уровня жизни населения 13
3 Уровень жизни в Республике Беларусь: социально-экономические тенденции и проблемы 25
3.1 Показатели уровня жизни в Республике Беларусь 25
3.2 Пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь 35
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А 42
Таблица 3.1. Основные государственные социальные гарантии (по состоянию на август 2010г.)
Название государственной социальной гарантии | Размер (тыс. рублей) |
Размер ($ США) |
Бюджет
прожиточного минимума В среднем на душу населения Для трудоспособного населения |
276980
296530 |
92,5
99,0 |
Минимальный потребительский бюджет в среднем на душу населения | 452560 | 151,2 |
Минимальная заработная плата | 258600 | 86,4 |
Пособие по безработице | 50400 | 16,8 |
Пособие на погребение | 1254400 | 419,0 |
Единовременное
пособие в связи с рождением первого ребенка второго и последующих детей |
1372550
1921570 |
458,4
641,8 |
Единовременное пособие женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности | 274510 | 160,5 |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 3 лет | 274510 | 91,7 |
Ежемесячное пособие женщинам, родившим ребенка вне брака, осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 1,5 лет | 480390 | 160,5 |
Ежемесячное пособие женщинам, родившим ребенка вне брака, осуществляющим уход за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет | 384310 | 128,4 |
Средний размер пенсий (всех видов) | 530300 | 177,1 |
Минимальный
размер пенсии по возрасту: с доплатой при стаже работы 20 лет у женщин и 25 у мужчин |
68628
244080 |
22,9
81,5 |
Средний размер пенсии по возрасту | 555000 | 185,4 |
Средний размер социальной пенсии | 205900 | 68,8 |
Средний размер пенсии по инвалидности | 483400 | 161,5 |
Система государственных социальных стандартов определяет минимальный уровень гарантий для жителей Беларуси во всех социально значимых сферах, в том числе и в здравоохранении. Другими словами, это - та планка, относительно которой недопустимо снижать объем и качество услуг населению. Правовой основой для реализации социальных стандартов стал Закон Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах».
Минимальные социальные стандарты в области здравоохранения определены Законом Республики Беларусь. К ним относятся:
-
норматив обеспеченности
-
норматив обеспеченности
- норматив обеспеченности аптеками;
-
норматив обеспеченности
Рисунок
3.1 Минимальные социальные
стандарты в здравоохранении
в 2008 г.
По инициативе Министерства здравоохранения Республики Беларусь Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2008г. №811 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003г. №724» расширен перечень социальных стандартов в области здравоохранения:
введены:
норматив санитарно-технического обеспечения организаций здравоохранения;
норматив наличия транспортного средства (для врачебных амбулаторий, больниц сестринского ухода, для участковых больниц);
дополнительный норматив для агрогородков (наличие аптечной организации).
В республике многое делается по предотвращению снижения уровня жизни населения. Однако говорить, что этот вопрос решен, пока преждевременно. О неблагоприятных тенденциях в уровне жизни населения свидетельствуют отдельные социальные индикаторы, характеризующие доходы населения, социальную структуру населения, состояние медицины и охраны здоровья, загрязнение окружающей среды (Приложение А).
В Беларуси ранее был принят нормативный метод определения бедности. К бедным (малоимущим) относились лица с уровнем располагаемых ресурсов (денежные расходы, кроме материальной помощи родственникам и алиментов, плюс доходы от личного подсобного хозяйства и других источников) ниже 60% минимального потребительского бюджета.
Местным органам исполнительной власти рекомендовалось использовать данный норматив для отнесения граждан к категории нуждающихся и возможного оказания им помощи. Однако указанный норматив не был закреплен законодательно и носил рекомендательный характер. Кроме того, он в полной мере не учитывал изменяющуюся структуру потребления в различных типах семей.
В настоящее время принят Закон "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь", который устанавливает качественно новое правовое пространство для определения прожиточного минимума и отнесения граждан к категории бедных (малоимущих).
В соответствии с этим с бюджет прожиточного минимума является основным критерием признания граждан бедными, а все граждане (семьи), отнесенные к этой категории, имеют право на государственную социальную помощь [6, с. 92].
Отслеживанием уровня и масштабов бедности в республике занимаются органы государственной статистики. Программа обследования домашних хозяйств по доходам и расходам, разработанная в рамках совместного проекта Министерства статистики и анализа Республики Беларусь и Всемирного банка, позволяет получить данные, характеризующие ситуацию бедности.
Обследования
показывают, что одним из основных
факторов бедности в Беларуси является
высокая иждивенческая
Наряду с этим отличительной особенностью современного этапа развития является увеличение числа бедных и изменение профиля бедности. Если на начальном этапе экономических преобразований ядро бедных традиционно составляли так называемые социально уязвимые слои населения (одинокие, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи), то сегодня центр тяжести все больше перемещается в сторону ''работающих" бедных, - то есть тех трудоспособных членов общества, которые в силу ряда причин и прежде всего характера своей занятости (или незанятости) получают низкие доходы и не могут прокормить себя и свою семью.
В настоящее время ядро бедных, как правило, составляют безработные, частично занятые, работающие на условиях неполного рабочего времени и находящиеся в административных отпусках без сохранения заработной платы, занятые на финансово неблагополучных предприятиях, немалая часть работников государственных и муниципальных предприятий бюджетной сферы, значительная часть семей с детьми, вынужденные переселенцы и беженцы.
Глобальный финансовый кризис, глубоко затронувший экономику многих стран в 2008 году, оказывает негативное влияние на благосостояние белорусских граждан.
Произошло резкое падение уровня жизни прежде всего социально уязвимых групп населения, снижение уровня государственных социальных нормативов и гарантий, возросла неуверенность части граждан в завтрашнем дне.
Финансовый кризис стал общим катализатором ускорения инфляции и девальвации белорусского рубля. Так, если за ноябрь-декабрь 2008 г. цены в республике выросли в среднем на 4,8%, то в январе они подскочили в среднем на 20%.
Все эти негативные процессы, обусловленные как финансовым кризисом в мире, так и собственными просчетами в денежно-кредитной и валютной политике, не смогли не сказаться на уровне жизни всех слоев населения. Снижение официального курса белорусского рубля к доллару за 2008 г. На 27,5% оказало существенное влияние на потребительский спрос населения [7].
По существу социальные последствия инфляции оказались пагубными для всего населения республики. Ущерб от нее терпят как наемные работники, так и наниматели, пенсионеры, молодежь, доходы которых явно уменьшились. Масштабы и глубина снижения уровня жизни населения особенно сильно затронула семьи, имевшие ранее средний достаток, а в результате кризиса они столкнулись с реальной угрозой бедности.
В этих условиях руководство страны предприняло ряд важных шагов по социальной защите населения. Была разработана «Программа выхода из кризиса Республики Беларусь 2009 — 2010гг.».
Антикризисная программа совмещает в себе выполнение трех основных задач: обеспечения макроэкономической стабилизации, создания прочных фундаментов долгосрочного экономического роста и адресной социальной защиты людей, которые наиболее уязвимы к трансформационным шокам в период ликвидации искажений структуры капитала и рынка труда. Для укрепления доверия населения к проводимым реформам, направления ограниченных ресурсов государства наиболее уязвимым социальным группам предлагаются принять следующие меры:
-
осуществление перехода на
- отнесение к несеквестируемым, т. е. не подлежащим сокращению или отмене, денежных бюджетных трансфертах таких социальных групп, как участники Великой отечественной войны, инвалиды, дети-сироты, многодетные семьи, «чернобыльцы», граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС;
-
определение предельной
- введение единовременного денежного трансферта при рождении ребенка в эквиваленте 700 евро;
-
установление стандарта в
-
введение режима свободного
-
определение размера пособия
по безработице в размере не
более 60% от размера зарплаты
на последнем рабочем месте
в течение первых шести
-
открытие бюджетной линии по
финансированию программ
-
предоставление права
-
отмена всех ограничений по
найму, связанных с местом
- принятие бюджетной программы по строительству низкобюджетных общежитий для облегчения внутристрановой миграции в областных городах и г. Минске;
Информация о работе Уровень жизни населения: понятие, показатели, факторы роста