Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 14:51, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение основных направлений и показателей регулирования уровня жизни, а также особенностей белорусской модели регулирования уровня жизни.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие уровня жизни населения,
2. показатели уровня жизни населения;
3. рассмотреть социально-экономические тенденции и проблемы регулирования уровня жизни в Республике Беларусь.
Введение 4
1 Понятие и показатели уровня жизни населения 6
1.1 Понятие и сущность уровня жизни населения 6
1.2 Показатели уровня жизни населения 9
2 Обобщающие индикаторы уровня жизни населения 13
3 Уровень жизни в Республике Беларусь: социально-экономические тенденции и проблемы 25
3.1 Показатели уровня жизни в Республике Беларусь 25
3.2 Пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь 35
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А 42
Министерство труда Японии разработало «комплексный показатель благосостояния рабочих» с целью получения количественных оценок в тех сферах социальной жизни, где невозможно применение денежных показателей. Он включил четыре группы социальных индикаторов:
1)
положение в сфере найма
2) условия труда (безопасность, санитария, отношения между трудом и капиталом, обеспечение медицинской помощи);
3) доходы - имущество;
4)
личная жизнь (жилищные
Для оценки уровня жизни населения в России в 1996 г. разработаны Методологические положения по статистике Российской Федерации. Система оценки уровня жизни в России, а также в Беларуси, согласно Методологическим положениям, включает:
1)
показатели распределения и
2)
показатели, характеризующие уровень
и распределение низких
3)
баланс денежных доходов и
расходов населения (доходы и
их структура, расходы и их
структура, превышение
Однако вышеприведенная система оценки уровня жизни, по мнению некоторых российских ученых, является неполной, так как в ней отсутствуют важнейшие индикаторы, оценивающие состояние социальной сферы и окружающей среды, а также характеризующие общий экономический рост и подходы к межрегиональным сравнениям. Поэтому следует дополнить принятую статистическую систему оценок показателями по блокам «Система социальной защиты», «Социальная сфера», «Окружающая среда», «Валовой региональный продукт».
В 1997 г. Статистический комитет СНГ на основе рекомендаций Статистической комиссии ООН для целей анализа социального положения населения стран Содружества, а также для межотраслевых сопоставлений разработал модельный набор социальных индикаторов уровня жизни стран Содружества, который предполагается внедрить в статистическую практику национальных статистических служб и Статкомитета СНГ.
Исходя из задачи сравнительного экономико-статистического анализа уровня жизни населения стран, показатели модельного набора сопровождаются согласованной методологией их исчисления.
Модельный набор представляет собой систему из пяти разделов, включающих 27 показателей, среди которых [1]:
1)
интегральные индикаторы
2) показатели материальной обеспеченности населения (доходы домашних хозяйств, неравенство в распределении доходов между отдельными группами населения);
3) личное потребление (уровень и структура);
4) жилищные условия населения;
5)
показатели социальной
В отличие от минимального набора социальных данных Статкомиссии ООН в систему не включен показатель валового внутреннего продукта на душу населения, поскольку в его структуре содержатся элементы, прямо не связанные с уровнем жизни (расходы на содержание армии, государственного аппарата и т.д.).
Предлагаемый
модельный набор далеко не исчерпывает
всех показателей уровня жизни населения.
Главным критерием при отборе
характеристик уровня жизни было
наличие показателей в
Вступление человечества в XXI век, век новых высоких технологий, идеалов и общечеловеческих ценностей, потребовало изменений в развитии стран мирового сообщества с темпов экономического роста на устойчивое развитие человека.
Основой происходящих в мире эволюционных изменений служит принцип, согласно которому экономика существует для развития людей, а не люди для развития экономики. Общественный прогресс невозможен, если не реализованы три ключевые цели жизни человека: прожить долгую и здоровую жизнь; приобрести, расширить и обновить знания; получить доступ к средствам существования, обеспечивающим достойный уровень жизни. Главным фактором воспроизводства становится не накопление материальных благ и услуг, а накопление знаний, опыта, умения, здоровья, уровня физического развития и других характеристик качества жизни населения, на поддержание которых ежегодно в мире расходуется 15-20 трлн долл.
В период 90-х годов международными организациями были выработаны основные концептуальные подходы, увязывающие устойчивое развитие с концепцией развития человеческого потенциала. Суть их в том, что устойчивое развитие не осуществимо без человеческого фактора, расширения возможностей человека, его участия в жизни общества, тендерного равенства, снижения остроты проблемы бедности.
Традиционные макроэкономические показатели (ВВП, накопленное национальное богатство, среднедушевой доход и др.) не позволяют ответить на вопрос о степени воздействия увеличения доли «интеллектуального капитала» в общественном богатстве на социально-экономические процессы. Роль же последнего в формировании общественного богатства очевидна. По оценкам экспертов Всемирного банка, на долю человеческого капитала в структуре национального богатства приходится около 2/3 от его итоговой оценки.
Впервые в научный оборот категория «человеческое развитие» была введена Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРО-ОН) в Докладе о развитии человека за 1990 г. (Human Development Peport, UNDP). Под «человеческим развитием» понимается приумножение не только дохода людей, но и их здоровья, образования, сохранение окружающей среды, обеспечение свободы действий и слова, участие в политической деятельности и государственном управлении, беспрепятственный выбор места жительства, равенство граждан перед законом, защита от дискриминации по признакам национальной принадлежности, пола, возраста и пр. [2].
В
докладе был предложен
Следует признать, что концепция развития человеческого потенциала значительно шире, чем указанный индекс. Однако в отсутствие какого-либо показателя/блока показателей (он пока не выработан, поскольку многие жизненно важные аспекты развития человеческого потенциала не поддаются количественному определению). ИРЧП тем не менее является общепризнанным универсальным сопоставимым показателем и используется при анализе социально-экономического положения в отдельных странах и в мире в целом.
Особенности ИРЧП как социального индикатора интегрального назначения состоят в следующем:
ИРЧП и другие показатели «человеческого развития» приводятся в ежегодных докладах о развитии человека, издаваемых ПРООН, но их временная оценка, как правило, дается с отставанием на два-три года от текущего периода.
В
итоге ИРЧП представляет собой средство
измерения имеющихся возможностей
и может быть использован для наблюдения
за развитием основных социальных процессов
в трех измерениях: ожидаемая продолжительность
жизни, уровень образования, реальный
ВВП на душу населения.
Для обоснования целесообразности включения в ИРЧП трех перечисленных составляющих остановимся на их краткой характеристике.
Данный показатель представляет собой обобщенную характеристику уровня смертности во всех возрастах и дает ответ на вопрос, сколько лет в среднем прожил бы человек, родившийся в данном году, если бы на протяжении его жизни уровень смертности в каждом году оставался таким, как сейчас. Улучшение здоровья населения рассматривается как важный фактор физического развития, повышения работоспособности населения и соответственно - расширения возможностей для создания продуктов и услуг, накопления знаний и пр.
Повышение уровня образования как отдельного человека, так и населения в целом существенно влияет на качество человеческого капитала - основного фактора приумножения богатства общества - и обусловливает рост общественной производительности труда. Существует прямая зависимость между уровнем образования и уровнем ВВП: увеличение общественных и личных затрат на образование обеспечивает более половины прироста ВВП. Уровень образования характеризует накопленный образовательный, трудовой, научный, интеллектуальный и творческий потенциал, составляя фонд совокупных знаний и умений - духовное богатство общества. Это качество передается от поколения к поколению и представляет собой важную предпосылку как развития самого человека, так и роста эффективности воспроизводственного процесса.
Благосостояние, или доходы населения, измеряется показателем ВВП на душу населения, а не показателем национального богатства. Хотя последний характеризует накопленные результаты экономической деятельности на определенный отрезок времени, он исчисляется не во всех странах, и механизм его расчета пока не отработан. Поэтому в настоящее время в качестве компонента ИРЧП используется показатель ВВП, характеризующий лишь текущую экономическую деятельность.
ИРЧП колеблется в пределах от 0 до 1 и рассчитывается по методике, предложенной экспертами ООН, как среднеарифметическое трех его компонентов:
(2.1)
Для построения индекса дохода в составе ИРЧП с 1999 г. применяется новая формула [3]:
(2.2)
По
сравнению с ранее
Значение ИРЧП является критерием классификации 175 стран мирового сообщества [2]:
Информация о работе Уровень жизни населения: понятие, показатели, факторы роста