Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 14:51, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение основных направлений и показателей регулирования уровня жизни, а также особенностей белорусской модели регулирования уровня жизни.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие уровня жизни населения,
2. показатели уровня жизни населения;
3. рассмотреть социально-экономические тенденции и проблемы регулирования уровня жизни в Республике Беларусь.
Введение 4
1 Понятие и показатели уровня жизни населения 6
1.1 Понятие и сущность уровня жизни населения 6
1.2 Показатели уровня жизни населения 9
2 Обобщающие индикаторы уровня жизни населения 13
3 Уровень жизни в Республике Беларусь: социально-экономические тенденции и проблемы 25
3.1 Показатели уровня жизни в Республике Беларусь 25
3.2 Пути совершенствования социальной политики в Республике Беларусь 35
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Учреждение
образования
Кафедра
экономики и финансов
КУРСОВАЯ РАБОТА
(по
дисциплине «Макроэкономика»)
Тема: Уровень
жизни населения: понятие, показатели,
факторы роста.
Руководитель:
ученая
степень, звание
Минск 2010
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Выбранная мною тема, актуальна тем обусловлена тем, что решение социальных проблем в обществе гарантирует его политическую стабильность и экономическую эффективность. В списке современных приоритетов государства социальную политику ставят на одно из первых мест по следующим причинам.
Первая причина состоит в том, что население любой страны меньше волнуют проблемы макроэкономики, населению важнее знать, где работать, как лечиться, как учить детей, какой будет пенсия. Поэтому вопросы социальной политики являются определяющими в экономических программах партий любых государств.
Вторая
причина заключается в том, что
расширенное воспроизводство
Социальная политика призвана содействовать развитию отношений справедливости в обществе, формировать систему социальной защиты, а также обеспечивать условия для роста благосостояния и проведения определенной политики доходов. В соответствии с этими функциями в рамках социальной политики следует решить следующие задачи:
Уровень
жизни – это степень обеспеченности
населения материальными и
Для оценки уровня жизни используется, как правило, совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей); структура потребления; продолжительность рабочего дня, размеры свободного времени и его структура и др.
Целью данной работы является рассмотрение основных направлений и показателей регулирования уровня жизни, а также особенностей белорусской модели регулирования уровня жизни.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
Уровень и качество жизни населения являются обобщающими показателями не только социальной политики, но и развития экономической системы в целом.
Понимание категории «уровень жизни» формировалось долгие годы. Еще 50 лет назад Комитет экспертов ООН рекомендовал понимать под этим термином фактически сложившиеся условия жизни населения, включающие, наряду с материальными условиями, здоровье людей, занятость, условия труда, уровень человеческой свободы. Тогда же при изучении уровня жизни населения использовали показатели «жизненный стандарт», соответствующий по своему содержанию «бюджету высокого достатка», и «норма жизни» («минимальный потребительский бюджет»). Проблемой оценки уровня жизни занимались советские ученые, хотя в их исследованиях чаще встречалось понятие «благосостояние народа», а уровень жизни рассматривался как его количественная составляющая.
На современном этапе одни ученые рассматривают уровень жизни как оценку степени удовлетворения измеримых потребностей, другие — как компоненту образа жизни, третьи — как «уровень потребления материальных и духовных благ в сравнении с исторически обусловленными социальными нормативами потребления». В документах ООН отмечается, что уровень жизни — это уровень удовлетворения потребностей населения, обеспеченный массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.
Наиболее часто в научной литературе встречается более широкое понимание этой категории, в соответствии с которым уровень жизни отражает развитие физических, духовных и социальных потребностей населения, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей [8, с. 16].
Таким образом, категория «уровень жизни» может рассматриваться в узком смысле слова, как уровень потребления благ и услуг, а также в широком смысле, включающем весь спектр социально-экономических условий жизни конкретного общества.
Системами, которые образуют основой категории «уровень жизни» являются разнообразные человеческие потребности, которые представляют собой нужду человека в чем-либо. Природа потребностей очень разнообразна. С одной стороны, человек — это биологическое существо, которое имеет физиологические потребности, данные ему природой, с другой —: он член общества и ему присущи духовные и социальные потребности, порожденные в процессе общения с себе подобными. Потребности тесно связаны с уровнем и образом жизни человека. Во-первых, сам круг потребностей характеризует жизнь людей с позиций их желаний, устремлений, интересов. Ведь потребности могут быть и возвышенными, и низменными, и рациональными, и иррациональными (вредными). Они зависят не только от степени развития производства, природно-климатических условий, но и в значительной мере от возраста, привычек и вкуса отдельных людей.
Из всего многообразия потребностей целесообразно выделить семейные. Они близки к личным, но круг их шире, поскольку у семьи возникают дополнительные нужды, обусловленные совместным ведением хозяйства и воспитанием детей: острее становится необходимость иметь отдельное жилье, предметы хозяйственного обихода, возникают потребности в средствах ухода за детьми. Вместе с тем общая семейная потребность может быть меньше суммы потребностей ее членов, так как ряд потребностей удовлетворяется семьей совместно.
Следует также различать реальные и нормативные потребности. Реальные потребности — это потребности конкретных людей или групп в получении определенного количества благ и услуг. Нормативные потребности — это нормативный уровень удовлетворения данных реальных потребностей, другими словами — это нормы потребления, установленные расчетным путем на основе анализа. При помощи их рассчитывается рациональный потребительский бюджет, который представляет собой теоретически построенный идеальный бюджет, в котором расходная часть формируется исходя: из рациональных норм потребления материальных и духовных благ и услуг в их определенном целесообразном с научной точки зрения наборе. Он является важнейшим инструментом социально-экономического анализа уровня жизни.
В зарубежной научной литературе при оценке уровня жизни используется понятие «средний класс». Средний класс занимает центральное место в структуре современного западного мира, это каркас общества, выполняющий функцию его стабилизатора, сохраняющий в нем равновесие и устойчивость. Это люди, позволяющие себе и большие накопления, и большие расходы. В последнее время ученые стран СНГ начали теоретическую проработку данной категории. Так, к среднему классу составители словаря «Социальная политика, уровень и качество жизни» относят лиц, принадлежащих преимущественно к обеспеченным слоям общества и имеющих доход средний или выше среднего по стране.
Т. Малеева делит данную труппу населения на три категории. Первая — лица с относительно высоким профессиональным статусом, хорошим образованием и должностной позицией; вторая — со средним материальным положением; третья — люди, которые сами себя относят к среднему классу».
Т. Сулимова выделяет четыре признака среднего класса:
1)
наличие собственности в виде
накопленного имущества (
2)
высокий уровень образования
(высшее или среднее
3) доход, близкий к среднему по стране;
4) профессиональная деятельность, имеющая достаточно высокий престиж в обществе.
Основные задачи и направления изучения уровня жизни следующие:
1)
общая и всесторонняя
2) анализ характера степени влияния различных социально-экономических факторов на уровень жизни, изучение их состава и динамики;
3) выделение и характеристика малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социально-экономической поддержке.
Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).
Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного развития.
Еще у древних римлян одним из главных девизов был такой: "Благо народа — высшая цель". Благо народа и есть критерий прогресса. Особую значимость этот критерий приобретает в рыночной экономике, где центральной фигурой становится человек. Рыночная экономика — экономика массового потребления, именно потребитель — король рынка с его законом: нельзя производить что-либо, не имея в виду предстоящего потребления.
Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.
Условия жизни можно разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта — это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т. д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время — часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей.
Возможны
три аспекта изучения уровня жизни:
применительно ко всему населению; к его
социальным группам; к домохозяйствам
с различной величиной дохода.
Информация о работе Уровень жизни населения: понятие, показатели, факторы роста