Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является не только рассмотрение управления товарными запасами и потоками, но и выявление эффективных методов управления товарных запасов.
Эффективная политика управления товарными запасами и потоками позволяет:
снизить складские издержки;
В практике торговли величину товарных запасов, которые необходимо иметь, определяют несколькими способами:
— Как отношение товарного запаса на определенную дату к объему реализации на ту же дату за некоторый предшествующий период. Обычно это отношение рассчитывают на начало месяца, но некоторые организации предпочитают оперировать этим показателем, рассчитанным на конец месяца.
— Как число недель торговли, на которое хватит данного запаса. Исходными данными служит известная (или намеченная) товарооборачиваемость. Например, на предстоящее полугодие (27 торговых недель) планируется трехкратная оборачиваемость запасов. Отсюда запас рассчитывают путем деления 27:3;
следовательно, необходимо постоянно иметь запас, которого хватит на 9 недель торговли. Теперь прогнозируется объем реализации на предстоящие 9 недель, и отсюда получают потребные товарные запасы к началу периода.
Учет товарных запасов должен быть налажен и в физическом выражении — в штуках, единицах, массах, упаковках. Необходимо также уметь управлять этими физическими запасами. Ведь потребитель покупает упаковки, штуки, массы и объемы. Запас должен быть сбалансирован, чтобы потребитель мог приобрести нужные ему товары в удобном виде (расфасовке, упаковке). Учет физического товародвижения, сбор информации о продаже конкретных наименований товаров значительно сложнее, нежели получение данных в стоимостных показателях.
Непременной предпосылкой управления товарными запасами является учет реализации по возможно более дробным товарным группам. Основным техническим средством решения этой задачи является применение, например, в узлах расчета магазинов таких контрольно-кассовых машин, которые могут аккумулировать и выдавать расчлененные итоги (во многих крупных магазинах кассовые аппараты соединены с той или иной ЭВМ, образуя внутри магазинную АСУ, в число функций которой входит и управление товарными запасами). Современные контрольно-кассовые машины способны выдавать весьма детализированную информацию.
По результатам инвентаризации нетрудно определить ориентировочный объем реализации за период между двумя инвентаризациями:
Товарные запасы по данным предыдущей инвентаризации + товары, закупленные в период между инвентаризациями —товарные запасы по данным последней инвентаризации = объему реализации + поправки (уценка товаров, потери и хищения).
Исходя из наличия этих «поправок» результаты таких расчетов будут только ориентировочными.
Здесь следует подчеркнуть, что стоимостный учет чрезвычайно важен, и он ни в коей мере не может быть заменен учетом в физическом выражении — чрезвычайно эффективным инструментом. Оба вида учета дают возможность:
выявить, какие именно наименования товара, товарные группы и целые категории товара пользуются наибольшим спросом. Это позволяет принимать обоснованные решения о заказе дополнительных партий товара или, напротив, об исключении товара из ассортимента;
оптимизировать вложения капитала в товарные запасы. Следствием слишком больших запасов является уменьшение товарооборачиваемости, оборачиваемости капитала и, стало быть, уменьшение прибыли.
Кроме того, это повышает и издержки обращения, так как хранение товаров требует определенных затрат;
повысить обоснованность решений, принимаемых относительно закупки товаров. Зная, какими товарами предприятие располагает в данное время, и обладая информацией о темпах реализации различных наименований и разновидностей товаров, о спросе на них, коммерсанты имеют базу, на которой могут основывать свои решения относительно оптимизации ассортимента.
В принципе контроль за физическим товародвижением построен на тех же основах, что и за товародвижением в стоимостном выражении. Он предусматривает наличие списка или перечня всех товаров, входящих в ассортимент. С позициями этого списка и сопоставляются данные о реализации тех или иных товаров.
2.2 Формирование товарных запасов
На процесс формирования товарных запасов оказывает влияние ряд факторов, важнейшим из которых является обеспечение устойчивого предложения товаров. Этот фактор выполняет функцию показателя конъюнктуры торговли. Однако на бесперебойность продажи товаров населению при минимальных товарных запасах в магазинах влияет ряд факторов неконъюнктурного порядка. К числу этих факторов относятся:
- равномерность и частота завоза;
- транспортные условия;
- наличие и состояние материально-технической базы торговли;
- физико-химические свойства товаров.
Чтобы иметь для контроля и анализа состояния товарных запасов сравнительный показатель, учитывающий влияние этих факторов, осуществляется их нормирование, т.е. необходимая оптимальная величина запаса. Эта величина служит важнейшим ориентиром в коммерческой работе.
Целевое предназначение создаваемых товарных запасов | Анализ и оценка уровня, оборачиваемости и размера товарных запасов | ||
Обеспечение комплексности и адаптивности товарных запасов | Формирование товарных запасов | Установление необходимых средств для создания товарных запасов | |
Учет и контроль за состоянием товарных запасов | Эффективность от задействованных товарных запасов |
Целевое предназначение создаваемых товарных запасов.
Товарные запасы создаются для:
обеспечения устойчивой ассортиментной номенклатуры и стабильности торгового процесса;
для накопления товаров, имеющих большой разрыв во времени между изготовлением и потреблением;
для целевого назначения — стимулирования закупок у населения сельскохозяйственного сырья, выдачи товаров по выигрышам лотереи и т. д.
Анализ и оценка уровня, оборачиваемости и размера товарных запасов. Величина товарных запасов зависит от объема и структуры реализации товаров. Для оценки эти показатели анализируются в динамике по товарным группам и по торговому предприятию в целом. Следует иметь в виду, что между объемом продаж товаров и товарными запасами существует обратно пропорциональная зависимость. При увеличении объема продаж уменьшаются товарные запасы в днях.
Необходимый товарный запас является нормируемой величиной. Для решения этой задачи необходимо использовать два взаимосвязанных параметра: уровень и оборачиваемость товарных запасов.
Расчет уровня товарных запасов (в днях товарооборота) производится по формуле:
(1)
где ТЗ — товарный запас на конец рассматриваемого периода, руб.;
ОТ — объем товарооборота за рассматриваемый период, руб.;
Д — количество дней в рассматриваемом периоде.
Товарный запас рассчитывается по формуле средней хронологической моментного ряда:
(2)
где ТЗс — средний товарный запас за определенный период, руб.;
ТЗ, Т32, Т33 ... ТЗп — величина товарных запасов на соответствующий период;
п — количество периодов.
Товарооборачиваемость в днях товарооборота определяется по следующей формуле:
(3)
Товарооборачиваемость в числе оборотов можно выразить формулой:
(4)
Обеспечение комплексности и адаптивности товарных запасов.
Товарные запасы торгового предприятия следует рассматривать в совокупности: рабочий запас, заказ текущего пополнения, страховой запас и запас в пути.
Установление необходимых средств для создания товарных запасов.
Товарные запасы оцениваются как в натуральных единицах, так и в стоимостном (денежном) выражении. Потребная сумма средств на содержание товарных запасов определяется из расчета однодневного объема реализации товаров. Суммарный расчет осуществляется по отдельным группам товаров и в целом по товарным запасам.
Учет и контроль за состоянием товарных запасов.
Контроль и учет направлены на обеспечение в составе товарных запасов всей предусмотренной номенклатуры товаров, исключение снижения размера запасов ниже установленного минимума, соблюдение нормативных сроков хранения товаров.
Эффективность от задействованных товарных запасов.
При такой оценке фактические показатели эффективности использованных товарных запасов сравниваются с аналогичными показателями в плановом периоде. Сопоставление показателей показывает, насколько обеспечена устойчивость товарных запасов. В систему сравнительных показателей предполагается ввести и показатель, определяющий отношение суммы прибыли от продаваемых товаров к сумме товарных запасов, выраженное в процентах.
2.3 Цели и задачи анализа и планирования товарных запасов
Рациональная организация процессов товародвижения и товароснабжения предусматривает создание запасов товаров в основных каналах движения товаров. Поддержание ассортимента товаров в магазинах связано с организацией ритмичного их снабжения со складов оптовых баз или розничных предприятий. Важным является определение заявок на поставку товаров, которые должны находиться в продаже для постоянного удовлетворения спроса покупателей. Необходимость рационального управления товарными запасами в торговле связана с изменениями спроса и производства ряда товаров, нарушением сроков и размеров партий поставляемых товаров в розничную сеть, что определяет необходимость проведения анализа и планирования товарных запасов на торговом предприятии.
На предприятиях торговли проводят анализ и учёт товарных ресурсов. Основными задачами анализа товарных запасов являются: выявление соответствия их нормативам; установление динамики и оценка изменений, происшедших в объёме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости отдельных групп товаров; выявление и расчёт факторов, повлиявших на изменение товарных запасов.
При изучении товарных запасов на торговом предприятии традиционно применяют следующие методы анализа и учёта:
1. Инвентаризация, то есть сплошная или выборочная проверка, как в целом по предприятию, так и по отдельным показателям, местам хранения, по отдельным товарным группам и товарам. Данные подсчёты оцениваются в действующих ценах и сводятся в общую сумму. Инвентаризация представляет собой большой трудоёмкий процесс, связанный с закрытием предприятия на время его проведения, что влияет на объём товарооборота и снижает доходы.
2. Оперативный учёт, или снятие остатков, то есть сверка фактического наличия товаров с данными товарного отчёта. Этот метод не обеспечивает точности, так как основан на пересчёте не товаров, а товарных мест (мешков, коробок, рулонов и т.п.). Количество товаров определяется путём пересчёта с учётом соответствующих норм по действующим ценам.
3. Балансовый метод, основанный на использовании формулы балансовой увязки показателей товарооборота:
З1 + П = Р + Д р + З2
(5)
где З1 – товарные запасы на начало анализируемого периода, руб.;
П – поступление товаров в анализируемом периоде, руб.;
Р - реализация или объём товарооборота в данном периоде, руб.;
Др – документированный расход товаров за анализируемый период, не являющийся продажей, руб.;
З2 - товарные запасы на конец анализируемого периода, руб. /9/.
Этот метод позволяет обеспечить оперативный учёт и анализ товарных запасов во взаимосвязи с другими показателями. Но он имеет недостаток – отсутствие возможности исключить из расчётов некоторые не установленные потери, что приводит к искажению суммы запасов. Чтобы исключить неточности, необходимо данные балансового учёта систематически сопоставлять с данными инвентаризации и снятия остатков.
Анализируя товарные запасы, торговое предприятие решает следующие основные задачи: выявление соответствия фактических товарных запасов их нормативу; установление динамики и оценки изменений, происшедших в объёме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости отдельных групп товаров; выявление и расчёт факторов, оказавших влияние на изменение товарных запасов. Результаты экономического анализа ложатся в основу разработки конкретных мероприятий по улучшению состояния товарных запасов и ускорению оборачиваемости, по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.
Анализ товарных запасов на предприятии розничной торговли за определённый период включает:
сравнение их фактического размера в абсолютной сумме и в днях оборота с нормативами;
сравнение объёма и структуры товарных запасов с запасами прошлых лет, расчёт темпов изменения товарных запасов;
расчёт среднего запаса по товарным группам и определение фактической товарооборачиваемости;
сопоставление фактической товарооборачиваемости с нормативной, а также с товарооборачиваемостью за предыдущие годы;
установление влияния на изменение товарных запасов и товарооборачиваемости важнейших факторов (объёма и структуры товарооборота, поступления товаров и т.д.).
В результате анализа должны быть даны ответы на вопросы: какие факторы оказали влияние на формирование и развитие товарных запасов; обеспечивают ли бесперебойную продажу товаров имеющиеся товарные запасы; соответствует ли фактический объём товарных запасов покупательскому спросу населения и другие.