Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 14:40, курсовая работа
Целью данной работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности использования оборотных производственных фондов предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотрение теоретических основ, повышения эффективности использования оборотных производственных фондов;
- анализ использования оборотных производственных фондов предприятия;
Введение
1.Роль оборотных средств в повышении эффективности производства
1.1.Специфика использования оборотных средств и источники их формирования
1.2. Планирование эффективности использования оборотных средств
1.3.Способы повышения эффективности использования оборотных средств
2. Анализ структуры и уровня использования оборотных средств на ОАО «Молоко»…
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия. Основные технико-экономические показатели
2.2. Анализ состава и структуры оборотных средств предприятия
2.3. Анализ основных показателей, характеризующих уровень эффективного использования оборотных средств
3. Разработка рекомендаций по эффективности использования оборотных средств на ОАО …
Заключение
Список использованных источников
- умеренный подход к формированию оборотных активов направлен на обеспечение полного удовлетворения текущей потребности во всех видах оборотных активов и создание нормальных страховых их размеров на случай наиболее типичных сбое в ходе операционной деятельности организации. При таком подходе обеспечивается среднее для реальных хозяйственных условий соотношение между уровнем риска и уровнем эффективности использования финансовых ресурсов.
- агрессивный подход к формированию оборотных активов заключается в минимизации всех форм страховых резервов по отдельным видам этих активов. При отсутствии сбоев в ходе операционной деятельности такой подход к формированию оборотных активов обеспечивает наиболее высокий уровень эффективности их использования. Однако любые сбои в осуществлении нормального хода операционной деятельности, вызванные действием внутренних или внешних факторов, приводят к существенным финансовым потерям из-за сокращения объема производства и реализации продукции.
Таким образом, избранные принципиальные подходы к формированию оборотных активов организации, отражая различные соотношения уровня эффективности их использования и риска, в конечном счете, определяют сумму этих активов и их уровень по отношению к объему операционной деятельности.
2. Оптимизация объема оборотных активов. После выбора политики формирования оборотных активов организации, проводится расчет оптимального объема оборотных активов, соответствующих выбранной политики формирования оборотных активов. На данном этапе это целесообразно. Этот метод позволит сократить продолжительность операционного, а в его рамках – производственного и финансовых циклов организации. При этом сокращение продолжительности отдельных циклов не должно приводить к снижению объемов производства и реализации продукции, а также позволит оптимизировать объем и уровень отдельных видов этих активов.
Что бы внедрить данный метод на ОАО «Молоко» необходимо выполнить следующие мероприятия:
Мероприятия по работе с производственными запасами
За отчетный год доля производственных запасов уменьшилась на 63,4 % и на конец отчетного периода составила 14,8 % в структуре оборотных активов. В отчетном году была реализована программа по стимулированию сбыта, в результате которой большая часть продукции реализована. Доля сырья и материалов в структуре производственных запасов на конец отчетного периода составила 55,3 %, готовой продукции – 44,7 %. Оборачиваемость сырья и материалов увеличилась на 0,4 дня, готовой продукции уменьшилась на 2 дня. В абсолютном выражении сумма производственных запасов на конец отчетного периода составляет 12532,9 тыс. руб.
В соответствии с предложенной нами политикой умеренного подхода к формированию оборотных актив, доля производственных запасов должна составлять 37 % от общей суммы оборотных активов, или 29600,0 тыс. руб. Тогда норматив оборачиваемости сырья и материалов будет составлять 13 дней, норматив оборачиваемости готовой продукции - 10 дней. Для выполнения поставленной задачи необходимо выполнить следующие рекомендации:
а) Рекомендации по оптимизации производственных запасов:
- выделить по категориям запасы по степени их важности для стабильности деятельности организации. Проанализировать оборот запасов по видам: уменьшить объемы тех видов запасов, которые не являются критическими для функционирования бизнеса;
- уменьшить размеры неприкосновенных запасов (или запасов, хранящихся в качестве буфера) за счет достижения договоренности о более коротком сроке выполнения заказа на поставку такого товара, если возможно;
- улучшить деятельность в области заказов на снабжение, путем внедрения более эффективных контрольных процедур, таких как централизация хранения и отпуска товаров, перераспределение площадей хранения или улучшение/минимизация документооборота. Работать более плотно с поставщиками над вопросами ускоренной поставки и предоставить им стимулы в виде более привлекательных для них условий оплаты;
- рассмотреть возможность распродажи залежавшихся запасов со скидками, однако следует избегать перенасыщения рынка своими товарами по бросовым ценам, так как это негативным образом скажется на последующих продажах товаров, а также сделает невозможным реализацию стратегии повышения цен.
б) Рекомендации по оптимизации готовой продукции:
- тщательно оценивать прогнозируемые надбавки по группам реализуемых товаров для того, чтобы определить группы товаров, приносящие наибольшую прибыль;
- переоценить факторы потребительского спроса, такие как потребительские свойства, приоритет при приобретении, цена, качество и т.д.;
- определить группы продуктов, которые наилучшим образом подходят к изменившимся рыночным условиям, и сконцентрироваться на них;
- проанализировать цены и объемы реализуемой продукции, найти наиболее разумный компромисс, например, путем снижения цены или торговой надбавки на 2 % увеличить объем продаж.
Мероприятия по работе с дебиторской задолженностью.
За отчетный период дебиторская задолженность выросла на 68256,5 тыс. руб., или в 28 раз и на конец периода составила 70718,6 тыс. руб. При этом срок погашения дебиторской задолженности увеличился на 50,8 дня, или в 3,3 раза. Что привело к увеличению продолжительности производственно-коммерческого цикла.
В соответствии с предложениями, изложенными выше, доля дебиторской задолженности должна составлять 60 % от общей суммы оборотных активов, или 48000,0 тыс. руб. Норматив оборачиваемости (или срок погашения дебиторской задолженности) должен составляет 45 дней. Для выполнения поставленной задачи необходимо выполнить следующие мероприятия:
По каждому дебитору необходимо провести работу по возврату задолженности. Поэтому можно предложить следующие меры по организации данной работы:
- создание целевой группы по работе с дебиторской задолженностью;
- составление и анализ реестра «старения» счетов дебиторов;
- разработка плана мероприятий по работе с конкретными контрагентами с указанием сроков, ответственных, оценкой затрат и полученного эффекта;
- внесение информации о планируемых суммах возвращаемой задолженности в финансовый план предприятия с последующим контролем выполнения;
- разработка и утверждение положения о мотивации за результат, достигнутый целевой группой.
Целевая группа по работе с дебиторской задолженностью может состоять из сотрудников отделов маркетинга, сбыта, бухгалтерии. Численность группы зависит от масштабов предприятия и составляет 3-5 человек.
Как правило, после начала проработки реестра счетов дебиторов, определяются затраты, необходимые для возврата задолженности и сумма возврата.
Мероприятия по работе с дебиторами могут включать:
- телефонные переговоры;
- выезды к контрагентам;
- разработка схем погашения задолженности векселями с их последующей реализацией;
- разработка эффективных бартерных схем;
- проработка возможностей обращения в арбитраж.
Как показывает опыт других организаций, меры по возврату дебиторской задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности за счет внутренних резервов организации и могут быстро принести хороший результат. Возврат задолженности в сжатые сроки – реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств.
Тем не менее, с точки зрения эффективного управления предприятием, важно не только в сжатые сроки вернуть средства, но и не допускать последующего увеличения задолженности выше допустимого предела. Возникает задача планирования и управления дебиторской задолженностью.
Планирование сроков и объемов увеличения и погашения дебиторской задолженности необходимо вести в комплексе с финансовым планированием на предприятии.
Целесообразно составление и анализ нескольких вариантов финансового плана, отличающихся, сроками и объемами погашения дебиторской задолженности.
Анализируя финансовый план, следует оценить сроки оборачиваемости дебиторской задолженности, как в целом, так и по крупным контрагентам. Варьируя сроки погашения (и соответственно период оборота) можно увидеть, насколько увеличится эффективность деятельности организации.
Запланированное движение задолженности (как дебиторской, так и кредиторской) следует контролировать. Для этого необходима оперативная бухгалтерская информация. Если бухгалтерия не обеспечивает нужную оперативность, нужно воспользоваться данными управленческого учета.
Контроль выполнения плана необходимо сочетать с контролем работы менеджеров, за каждым из которых целесообразно закрепить соответствующего контрагента. Повышение договорной дисциплины, жесткий оперативный контроль договоров на этапе их составления, подписания и реализации является необходимой мерой, обеспечивающей выполнение плана по движению дебиторской задолженности.
Необходимо предусмотреть ответственность менеджеров за отгрузку продукции с образованием сверхнормативной дебиторской задолженности, и поощрять за сокращение периода ее оборачиваемости.
В случае существования на предприятии центров финансовой ответственности (ЦФО), за использование активов предприятия (товары, сырье и материалы, дебиторская задолженность) каждое подразделение, имеющее статус ЦФО, начисляет проценты, размер которых определяется внутренними нормативными документами. Сокращение дебиторской задолженности, увеличение ее оборачиваемости за счет эффективной мотивации работников, приводит к увеличению прибыли ЦФО и организации в целом.
Мероприятия по работе денежными активами организации.
За отчетный период остаток денежных средств уменьшился на 54,4 тыс. руб., или на 6,5 % и на конец отчетного периода составил 778,8 тыс. руб. Продолжительность оборота денежных активов увеличилась на 0,2 дня. Как показал анализ движения денежных средств, за отчетный период совокупный денежный поток имеет отрицательную величину – 54,8 тыс. руб., который образовался за счет превышения отток над притоком денежных средств по основной деятельности - 69148,8 тыс. руб., что свидетельствует о неплатежеспособности организации.
В соответствии с предложенной нами политикой умеренного подхода к формированию оборотных актив, доля остатка денежных средств должна составлять 3 % от общей суммы оборотных активов, или 2400,0 тыс. руб. Норматив оборачиваемости 2 дня. Для выполнения поставленной задачи необходимо выполнить следующие рекомендации:
Рекомендации по оптимизации остатка денежных средств предусматривают:
- синхронизацию денежных потоков;
- использование денежных средств в пути;
- ускорение денежных поступлений;
- контроль выплат.
Синхронизация денежных потоков. В этом направлении надо стараться увеличить достоверность прогнозов для того, чтобы денежные поступления сочетались с денежными выплатами наилучшим образом. Зная об этом, организация договаривается с поставщиками о перечислении сумм, подлежащих выплате, а с покупателями о получении задолженности в соответствии с постоянными в течение месяца «платежными циклами». Это способствует синхронизации денежных потоков и в свою очередь помогает сократить остаток средств на счете, уменьшить банковские кредиты, снизить расходы на выплату процентов и увеличить прибыль.
Использование денежных средств в пути. Денежные средства в пути есть разница между остатком денежных средств, отраженным в текущем счете фирмы и проходящим по банковским документам. Таким образом, на банковском счете в течение какого-то времени будет находиться дополнительная сумма денег, которая может быть использована. Для это необходимо, чтобы работа с дебиторами в организации была налажена лучше, чем у ее кредиторов. При этом учетные документы фирмы будут показывать отрицательное сальдо, а документы банка, который контролирует ее операции, - положительное.
Ускорение денежных поступлений.
а) Рекомендации по изысканию дополнительных денежных поступлений от основных средств организации:
- проанализировать степень использования оборудования/имущества с тем, чтобы определить перечень имущества, не используемого в текущей хозяйственной деятельности; обсудить с инженерным персоналом какое оборудование является необходимым для поддержания текущего и ожидаемого уровня производства, возможности оптимизации использования помещений;
- определить круг потенциальных покупателей-пользователей излишнего оборудования/имущества посредством изучения конкурентов или возможностей альтернативного использования рассматриваемого имущества;
- выбрать наиболее подходящие каналы коммуникации для эффективного доведения до участников рынка предложения о продаже/сдаче в аренду имущества;
- сдать в аренду/продать мало используемое оборудование/имущество;
- выполните процедуры консервации имущества, что позволит исключить это имущество из расчета налогооблагаемой базы при расчете платежей по налогу на имущество.
б) Рекомендации по взысканию задолженности с целью ускорения оборачиваемости денежных средств:
- создать систему оценки клиентов, которая бы суммировала все риски, связанные с деловым партнером. Общая зависимость от такого партнера будет включать его дебиторскую задолженность, товары на складе, подготовленные к отгрузке, продукцию в производстве, предназначаемую этому клиенту. Установить формальные лимиты кредита каждому клиенту, которые будут определяться общими отношениями с этим клиентом, потребностями в денежных средствах, и оценкой финансового положения конкретного клиента;