Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:04, реферат
Актуальным в настоящее время является углубленное теоретическое исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности на микро- и макроуровнях. Важной проблемой выступает теоретическое обоснование критериев эффективности инвестиционных затрат, взаимосвязи и взаимообусловленности капитальных вложений и структурных сдвигов в экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций, а также внутри основных народнохозяйственных сфер: основного производства (собственно производства), производственной и социальной инфраструктур. Не меньшее значение имеет также исследование источников и средств формирования инвестиционных ресурсов в современных условиях России.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1. Сущность и понятийный аппарат
управления инвестиционными процессами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
2. Источники инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
3. Риски в инвестиционной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
4. Правовая база инвестиционного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
5. Управление инвестициями на предприятии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
6. Проблемы инвестиций в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
7. Зарубежный опыт в сфере инвестиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
8. Пути повышения эффективности управления
инвестиционными процессами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
44
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
портфеля
риск
общий
риск риск
5 10 15
Рис. 2
Существует «портфельная теория» - теория финансовых инвестиций, в рамках которой с помощью статистических методов осуществляются наиболее выгодное распределение риска портфеля ценных бумаг и оценка прибыли. Эта теория состоит из четырех основных элементов:
- оценка активов
- инвестиционные решения
- оптимизация портфеля
- оценка результатов.
Систематический риск в рамках этой модели измеряется с помощью b-коэффициентов. Каждый вид ценной бумаги имеет собственный b-коэффициент, представляющий собой индекс доходности данного актива по отношению к доходности рынка ценных бумаг в целом. Значение показателя рассчитывается по статистическим данным для каждой компании, котирующей свои бумаги на бирже.
В целом по рынку ценных бумаг b-коэффицент равен единице; для отдельных компаний он колеблется около единицы, причем большинство b-коэффицентов находится в интервале от 0.5 до 0.2. Интерпретация b-коэффицента для акций конкретной компании заключается в следующем:
b = 1 означает, что ценные бумаги данной компании имеют среднюю степень риска, сложившуюся на рынке в целом;
b
меньше 1 означает, что ценные бумаги
данной компании менее
b
больше 1 означает, что ценные бумаги
данной компании более
увеличение b-коэффициента в динамике означает, что вложение в ценные бумаги данной компании становится более рискованным.
В портфельной теории разработана модель увязки систематического риска и доходности ценных бумаг ( Capital Asset Pricing Model - CAPM ).
Эта модель имеет следующий вид:
Re = Rf + b ( Rm - Rf )
где Re - ожидаемая доходность акций данной компании;
Rf - доходность безрисковых ценных бумаг
Rm - доходность в среднем на рынке ценных бумаг в текущем
периоде
b - бета-коэффицент.
Показатель
( Rm - Rf ) имеет вполне наглядную интерпретацию,
представляя собой рыночную премию
за риск вложения своего капитала не в
безрисковые государственные
Важным свойством модели САРМ является ее линейность относительно степени риска. Это дает возможность определять b-коэффицент портфеля как средневзвешенную b-коэффицентов, входящих в портфель финансовых активов.
Линию рынка ценных бумаг можно использовать для сравнительного анализа портфельных инвестиций. Как следует из модели САРМ, каждому портфелю соответствует точка в квадранте на рис. 3. Возможны три варианта расположения этой точки: на линии рынка ценных бумаг, ниже или выше этой линии. В первом случае портфель называется эффективным, во втором - неэффективным, в третьем - сверхэффективным.
Re, %
риск (b-коэффицент)
Рис. 3
Итак, по уровню инвестиционного риска выделяют следующие виды инвестиций.
Безрисковые инвестиции характеризуют вложение средств в такие объекты инвестирования, по которым отсутствует реальный риск потери ожидаемого дохода или капитала, и практически гарантированно получение реальной прибыли.
Низкорисковые инвестиции характеризуют вложения капитала в объекты, риск по которым ниже среднерыночного уровня.
Среднерисковые инвестиции выражают вложения капитала в объекты, риск по которым соответствует среднерыночному уровню.
Высокорисковые инвестиции определяются тем, что уровень риска по объектам данной группы обычно выше среднерыночного.
Наконец, спекулятивные инвестиции выражают вложение капитала в наиболее рисковые активы (например, в акции молодых компаний), где ожидается получение максимального дохода.
Существенное влияние на объем инвестиций оказывает ставка ссудного процента, так как в процессе инвестирования используются не только собственные, но и заемные средства. Если норма ожидаемой чистой прибыли оказывается выше средней ставки ссудного процента, то такие вложения выгодны для инвестора. Поэтому рост процентной ставки вызывает снижение объема инвестиций в экономику страны.
На
объем инвестиций также влияет предполагаемый
темп инфляции. Чем выше этот показатель,
тем в большей степени будет обесцениваться
будущая прибыль инвестора и меньше стимулов
к увеличению объема инвестиций (особенно
в процессе долгосрочного инвестирования).
Поэтому в разработке бизнес-планов инвестиционных
проектов указанные факторы должны учитываться
при оценке эффективности их отбора для
реализации.
В
мировом экономическом
К таким рискам применимость страхования крайне проблематична, поскольку наступление риска будет связано с катастрофическим, опустошительным ущербом. Действительно, если предположить наступление «политического риска», т.е. изменение политического режима, изменение режима конвертируемости внутренней валюты и вывоза прибыли, то его влияние будет связано со всеми произведенными инвестициями и с точки зрения страховщика будет носить катастрофический характер. Непредсказуемость таких рисков, невозможность математической оценки вероятности наступления страховых случаев убеждают в том (в совокупности с отмеченным выше), что страхование неприменимо или сфера его применения крайне ограничена в отношении таких рисков.
Страхование имущественных интересов инвестора от политических рисков может осуществляться специализированными национальными (как правило, государственными) агентствами, международными организациями или частными страховыми компаниями. Более подробно эти вопросы рассматриваются в гл. 4 и 7 данной работы.
Обеспечение минимизации инвестиционных рисков. Инвестиционные риски весьма многообразны и сопутствуют практически всем формам инвестиционной деятельности и направлениям инвестирования. При определенных неблагоприятных обстоятельствах эти риски могут вызвать потерю не только прибыли и дохода от инвестиций, но и части инвестируемого капитала. Поэтому при принятии управленческих решений, связанных с реализацией отдельных инвестиционных проектов, необходимо существенно ограничивать инвестиционные риски и связанные с ними финансовые потери.
Специфика
иностранных инвестиций определяется
тем, что такие инвестиции осуществляются
инвесторами, расположенными на территории
одного государства или
государств, в объекты инвестиций,
расположенные на территории
другого государства, причем
на территории государства - получателя
инвестиций может существовать иное
общее и специальное законодательство
- об учреждении предприятий
с участием иностранных
инвесторов, налоговое законодательство,
регулирующее порядок использования
иностранной валюты, и т.п. При этом риск
для инвестора, вкладывающего средства
в объекты на территории иностранного
государства, состоит и в том, что в
случае изменения политического
строя, военных действий и гражданских
волнений произведенные
инвестиции могут
быть конфискованы, уничтожены
или повреждены. Поэтому
инвестор заинтересован в предоставлении
следующих гарантий: от изменения
законодательства, от национализации
и реквизиции, гарантий, связанных
с переводом платежей (доходов,
сумм, полученных при исполнении
договорных обязательств, различного
рода компенсаций и др.) в иностранной
валюте.
В рыночном хозяйстве объем намечаемых в экономику инвестиций зависит от уровня доходности капитальных и финансовых активов. Норма дохода, а через нее цена (курс) этих активов определяются спросом и предложением на инвестиции.
Государство посредством финансовой и денежно-кредитной политики может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением, а следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансовых активов.
Государство определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров, а также структуру инвестиций. Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита бюджетной системы, структуры производства, платежеспособного спроса населения на товары и услуги и иных факторов) применяются те или иные концепции регулирования рынка инвестиционных товаров.
При этом любая концепция базируется на целевых установках двух уровней: конечных целях (рост национального дохода, увеличение занятости населения, снижение темпов инфляции до 3-5 % в год); промежуточных целях (соотношение между спросом и предложением на капитал, процентные ставки на кредитные ресурсы, динамика денежной массы и др.).
Конечные (стратегические) цели определяют степень воздействия данной формы финансовой и денежно-кредитной политики на производство.
Промежуточные цели служат в качестве ориентиров регулирования пропорций между спросом и предложением на ресурсы в финансовой и денежно-кредитной сферах.
Принципы регулирования инвестиционной сферы в России определяются федеральными законами «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ и «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9.07.1999 г. № 160-ФЗ и целым рядом законодательных актов [27-30, 66-69, 85-93].
Учитывая, что вопросами регулирования и координации привлечения иностранных инвестиций в экономику России долгое время занимались многие министерства и ведомства, что затрудняло работу иностранных инвесторов в России и вызывало обоснованные нарекания, Правительство России приняло решение о возложении функций по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам сотрудничества с иностранными инвесторами на Министерство Экономики России. Указанное решение облегчит практическую деятельность иностранных инвесторов на территории РФ. Для этого Министерство Экономики России должно обеспечить: