Управление инновационным развитием региона аграрно-индустриального типа в условиях неравновесной экономик

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 13:09, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования вопросов управления инновационным развитием обусловлена тем, что Российская Федерация состоит из большого числа территорий, существенно отличающихся друг от друга по потенциалам, условиям, ресурсам и т.д. Отсюда вытекает различная роль российских регионов в переводе экономики страны на инновационный путь развития.

Работа содержит 1 файл

TeterinNI.doc

— 818.00 Кб (Скачать)

 

внутренние  затраты на исследования и разработки (тыс. руб. на 1 занятого в экономике); внутренние текущие затраты на исследования и разработки в % от ВРП; поступление патентных заявок и выдача охранных документов на изобретения и полезные модели в расчете на 1 тыс. жителей;

     число созданных передовых производственных технологий в расчете на 1 млн  жителей не было выявлено значимого корреляционного воздействия на средний уровень начисленной заработной платы. Факторы инновационного развития, которым соответствуют значимые коэффициенты, использовались при построении уравнений регрессии с учетом выявленного лага. Для построения уравнений данные брались не в целом по РФ, а по всем субъектам Федерации (за исключением Чеченской Республики), а также отдельно для аграрно-индустриальных регионов. Выявлялась степень различия причинно-следственных связей, сложившихся в РФ и в регионах аграрно-индустриального типа.

    На  основе разработанной когнитивной  модели определены целевые и управляющие  факторы, а также начальные тенденции базисных факторов, проведено сценарное моделирование развития ситуации.

     4. На основе анализа сущности, свойств, факторов, условий, моделей инновационного развития аграрно-индустриального региона в работе проанализирована система управления  инновационным  развитием аграрно-индустриального региона и предложены направления ее совершенствования (на примере Саратовской области).

     Управление  инновационным  развитием аграрно-индустриального региона включает в себя три блока (механизма): организационный, экономический и институциональный.

     Органической  частью системы управления является экономический механизм, включающий в себя способы (прямые и косвенные), методы (налоговые отсрочки и освобождения,  страхование рисков, предоставление инвестиционного налогового кредита, осуществление государственнойподдержки за счет средств областного бюджета путем компенсации процентной ставки по привлеченным средствам кредитных и лизинговых компаний,  займы по сниженным кредитным ставкам, финансовая поддержка государственных научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, а также предприятий и организаций, осуществляющих инновационную деятельность и др.) и инструменты управления АПК и инновационной деятельности субъектов хозяйствования.

     Законодательная база, на основе которой осуществляется управление инновационным развитием регионов, в работе представлена следующим образом:

     1) правовые акты, определяющие целевые установки государственной политики (концепции, программы, доктрины);

     2) указы, законы, постановления и распоряжения, определяющие функции органов государственной и исполнительной власти, научных, негосударственных организаций и фондов в части инновационной деятельности;3) распоряжения Правительства РФ, утверждающие планы действий в области модернизации экономики на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Указанная группа нормативных актов содержит основные положения концепции реформирования науки, инновационного развития экономики, инфраструктуры инновационной деятельности, а также мероприятия по стимулированию инноваций;

     4) законы, регулирующие статус инновационно-активных зон (наукоградов, академгородков и т.п.);

     5) региональное законодательство об инновациях (законы и концепции).

     Значительное  внимание  в диссертации уделено  основным направлениям совершенствования управления инновационным развитием аграрно-индустриального региона. К ним отнесены: развитие науки и техники, совершенствование законодательной базы, совершенствование организационной структуры управления, стратегическое управление инновационным развитием, формирование конкурентоспособных кластеров.

     1. К приоритетным направлениям развития науки и техники в Саратовской области отнесены: развитие человеческого капитала; использование новейших технологий в наукоемких и высокотехнологичных отраслях; внедрение информационных технологий; развитие промышленных предприятий, ориентированных на агропромышленный комплекс; ресурсосбережение; более интенсивное использование и внедрение в сельскохозяйственное производство научных технологий;  создание агротехнопарков и особых зон агропромышленного типа со специальным режимом функционирования. Все это в комплексе окажет стимулирующее воздействие на развитие АПК, обеспечит его устойчивое развитие.

    2. Проведенный анализ институционального  механизма управления инновационным развитием аграрно-индустриального региона показал, что в последнее время в Российской Федерации и Саратовской области осуществляется ряд важнейших мероприятий по реализации инвестиционно-инновационной политики. К настоящему времени в инвестиционной политике Саратовской области сформирована нормативно-правовая база, регулирующая и стимулирующая инвестиционную деятельность на территории области. Поэтому созданное законодательство сделало возможным активное проведение работы по координации министерств и ведомств по привлечению инвестиций, созданию банка данных инновационных проектов, информационному прорыву в другие регионы страны. Вместе с тем анализ существующего в России и ее регионах инвестиционного и инновационного законодательства свидетельствует об отсутствии единой согласованной государственной политики в области инновационного развития экономики страны, а следовательно, и системности в ее правовом регулировании.

    Сегодня перед законодателями стоят две основные задачи:

  • упорядочение действующего федерального и регионального законодательства, регулирующего инновационную деятельность;
  • принятие специального закона, регулирующего на федеральном уровне инновационную деятельность в Российской Федерации, причем с учетом анализа объективно существующего российского (федерального и регионального) и зарубежного законодательства, правоприменительной практики, результатов проведения научных, статистических, социологических и политологических исследований. Инкорпорация норм международного права в законодательство России является одним из важнейших способов согласования норм международного и национального права.

     3. Важным направлением совершенствования управления инновационным развитием региона индустриально-аграрного типа является преобразование организационного механизма управления регионом.

     Проведенный анализ организационных управленческих структур в современных российских регионах показал что,  несмотря на реформирование экономики, они не преодолели отраслевого принципа построения, нацеленного преимущественно на выполнение текущих задач. Применительно к региону аграрно-индустриального типа рекомендовано совершенствование структуры управления регионального правительства путем создания «межотраслевых» министерств, департаментов, работающих на интегральные блоки целей: социальный, экономический, управленческий и научно-инновационный. Инновационный или научно-инновационный департамент в новой структуре управления регионом должен иметь собственную специфическую цель, отвечать за нее и иметь достаточный объем ресурсов и прав для самостоятельного достижения цели. Разработанная дорожная карта создания данного структурного подразделения представлена в табл. 4.

     4. Эффективность управленческой системы зависит от внедрения в процесс управления инновационных методов, к ним относится стратегическое планирование. Стратегически ориентированное региональное управление (данный метод особенно эффективен в условиях неустойчивости экономики, постоянного изменения внешней среды) включает определение стратегического видения будущего региона, реализацию стратегии, оценку и постоянный мониторинг программ, проектов и мероприятий по оценке конкурентоспособности региона.

     Инновационная концепция экономической стратегии развития  Саратовской области должна быть основана на активной политике финансирования НИОКР, направленной на усиление связи науки, техники, образования, бизнеса, власти,  повышение степени приложения фундаментальных научных знаний, инвестирование быстро окупаемых прикладных исследований и разработок, способных создать новые производства и усовершенствовать существующие.  

Таблица 4

Дорожная  карта модернизации системы управления в аграрно-индустриальном регионе

№ п.п Этап Ответственный исполнитель Мероприятия Показатели Ожидаемый результат 
1 Координационный
  • Органы государственной власти субъекта РФ
  • Органы управления образованием субъекта РФ
  • Региональный научный центр РАН
  • Формирование рабочей группы по координации развития науки, образования и инновационной инфраструктуры региона при губернаторе
  • Согласование планов научных работ отраслевых НИИ, КБ, вузов и академических структур
Утвержденные  нормативные и правовые акты субъекта РФ
  • Сформирован Координационный совет по инновационному развитию региона при губернаторе
  • Разработана и утверждена Стратегия инновационного развития региона
  • Сформирован и утвержден организационный план
  • Сформирована рабочая группа для разработки единого плана научных работ в регионе
  • Разработан и утвержден единый план научных работ в регионе
2 Институциональный Органы государственной власти субъекта РФ
  • Организация министерства (департамента) научно-инновационного развития
  • создание банка данных передовых исследований и разработок новых видов технологий и продукции
  • разработка региональной целевой программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок
  • Разработка механизмов финансирования мероприятий
  • Организация и проведение конкурсов на выполнение актуальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
Утвержденные  нормативные и правовые акты субъекта РФ
  • Создано министерство (департамент) научно-инновационного развития региона
  • Разработана и утверждена Региональная целевая программа «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки промышленных предприятий и организаций, занимающихся научно-технической и инновационной деятельностью»
  • Разработан и утвержден финансовый план
  • Разработан график финансирования мероприятий и определены источники
  • Разработано и утверждено положение об организации и проведении региональных конкурсов на выполнение актуальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
  • Наличие согласованной нормативно-правовой базы в области научно-инновационного развития региона
3 Инфраструктурный
  • Министерство (департамент) научно-инновационного развития
  • Крупные предприятия региона
  • Создание региональных фондов фундаментальных исследований и прикладных разработок
  • Создание фонда венчурного финансирования с привлечением внебюджетных средств
  • Нормативные и правовые акты субъекта РФ
  • Количество поддержанных инновационных и научно-исследовательских проектов
  • Созданы  региональный фонд фундаментальных исследований и региональный фонд прикладных разработок и поисковых исследований
  • Создан региональный венчурный фонд
  • Обеспечено управление сетевым взаимодействием бизнеса, науки и инновационной инфраструктуры
 

 

     

     Необходимо  создание завершенных технологических  схем, начиная с научных исследований и заканчивая производством наукоемкой продукции, ее сбытом и сервисным обслуживанием.

     Стратегия развития отраслей агропромышленного комплекса с учетом инновационной направленности включает:

     - технологическое перевооружение  предприятий на основе использования новейших научно-технических разработок и высоких технологий с целью развития высокотехнологичной и конкурентоспособной экономики области;

     - поддержку центров инновационного  развития, науки и высоких технологий, расположенных на территории области, как важной составляющей региональной инновационной системы, призванных обеспечить развитие высокотехнологичных производств и отраслей АПК области;

     - реализацию долгосрочных региональных программ и проектов, направленных на развитие инновационного потенциала области; - реструктуризацию отраслевых и проектных институтов в организации с развитыми финансовыми, маркетинговыми и коммерческими структурами;

     - создание благоприятных условий для инвестиционно-инновационной деятельности в аграрной сфере Саратовской области и развития несельскохозяйственных видов предпринимательства в сельской местности;- оптимизацию общих условий функционирования сельского хозяйства путем улучшения кадрового и научно-информационного обеспечения агрокомплекса, продвижения в сельское хозяйство инноваций;

     - совершенствование форм управления в аграрном секторе экономики: стимулирование развития кооперации и интеграции всех типов предприятий различных форм собственности при производстве, переработке, сбыте сельскохозяйственной продукции, агросервисном обслуживании, торговле и кредитовании; формирование ассоциаций, союзов сельхозпроизводителей, объединений.

     5 Следующим направлением совершенствования инновационного развития региона является формирование аграрно-промышленных кластеров.

     На  настоящий момент предлагается приступить к созданию на территории Саратовской области таких специализированных кластеров, как:

  • растениеводческий (зерновой, переработка подсолнечника, сахаро-свекольный, овощеводческий, картофелеводческий);
  • животноводческий (мясной, молочный, птицеводческий, рыбный).

Информация о работе Управление инновационным развитием региона аграрно-индустриального типа в условиях неравновесной экономик