Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 13:09, автореферат
Актуальность исследования вопросов управления инновационным развитием обусловлена тем, что Российская Федерация состоит из большого числа территорий, существенно отличающихся друг от друга по потенциалам, условиям, ресурсам и т.д. Отсюда вытекает различная роль российских регионов в переводе экономики страны на инновационный путь развития.
внутренние затраты на исследования и разработки (тыс. руб. на 1 занятого в экономике); внутренние текущие затраты на исследования и разработки в % от ВРП; поступление патентных заявок и выдача охранных документов на изобретения и полезные модели в расчете на 1 тыс. жителей;
число
созданных передовых
На основе разработанной когнитивной модели определены целевые и управляющие факторы, а также начальные тенденции базисных факторов, проведено сценарное моделирование развития ситуации.
4. На основе анализа сущности, свойств, факторов, условий, моделей инновационного развития аграрно-индустриального региона в работе проанализирована система управления инновационным развитием аграрно-индустриального региона и предложены направления ее совершенствования (на примере Саратовской области).
Управление
инновационным развитием аграрно-
Органической частью системы управления является экономический механизм, включающий в себя способы (прямые и косвенные), методы (налоговые отсрочки и освобождения, страхование рисков, предоставление инвестиционного налогового кредита, осуществление государственнойподдержки за счет средств областного бюджета путем компенсации процентной ставки по привлеченным средствам кредитных и лизинговых компаний, займы по сниженным кредитным ставкам, финансовая поддержка государственных научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, а также предприятий и организаций, осуществляющих инновационную деятельность и др.) и инструменты управления АПК и инновационной деятельности субъектов хозяйствования.
Законодательная база, на основе которой осуществляется управление инновационным развитием регионов, в работе представлена следующим образом:
1) правовые акты, определяющие целевые установки государственной политики (концепции, программы, доктрины);
2) указы, законы, постановления и распоряжения, определяющие функции органов государственной и исполнительной власти, научных, негосударственных организаций и фондов в части инновационной деятельности;3) распоряжения Правительства РФ, утверждающие планы действий в области модернизации экономики на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Указанная группа нормативных актов содержит основные положения концепции реформирования науки, инновационного развития экономики, инфраструктуры инновационной деятельности, а также мероприятия по стимулированию инноваций;
4) законы, регулирующие статус инновационно-активных зон (наукоградов, академгородков и т.п.);
5) региональное законодательство об инновациях (законы и концепции).
Значительное внимание в диссертации уделено основным направлениям совершенствования управления инновационным развитием аграрно-индустриального региона. К ним отнесены: развитие науки и техники, совершенствование законодательной базы, совершенствование организационной структуры управления, стратегическое управление инновационным развитием, формирование конкурентоспособных кластеров.
1. К приоритетным направлениям развития науки и техники в Саратовской области отнесены: развитие человеческого капитала; использование новейших технологий в наукоемких и высокотехнологичных отраслях; внедрение информационных технологий; развитие промышленных предприятий, ориентированных на агропромышленный комплекс; ресурсосбережение; более интенсивное использование и внедрение в сельскохозяйственное производство научных технологий; создание агротехнопарков и особых зон агропромышленного типа со специальным режимом функционирования. Все это в комплексе окажет стимулирующее воздействие на развитие АПК, обеспечит его устойчивое развитие.
2.
Проведенный анализ
Сегодня перед законодателями стоят две основные задачи:
3. Важным направлением совершенствования управления инновационным развитием региона индустриально-аграрного типа является преобразование организационного механизма управления регионом.
Проведенный анализ организационных управленческих структур в современных российских регионах показал что, несмотря на реформирование экономики, они не преодолели отраслевого принципа построения, нацеленного преимущественно на выполнение текущих задач. Применительно к региону аграрно-индустриального типа рекомендовано совершенствование структуры управления регионального правительства путем создания «межотраслевых» министерств, департаментов, работающих на интегральные блоки целей: социальный, экономический, управленческий и научно-инновационный. Инновационный или научно-инновационный департамент в новой структуре управления регионом должен иметь собственную специфическую цель, отвечать за нее и иметь достаточный объем ресурсов и прав для самостоятельного достижения цели. Разработанная дорожная карта создания данного структурного подразделения представлена в табл. 4.
4. Эффективность управленческой системы зависит от внедрения в процесс управления инновационных методов, к ним относится стратегическое планирование. Стратегически ориентированное региональное управление (данный метод особенно эффективен в условиях неустойчивости экономики, постоянного изменения внешней среды) включает определение стратегического видения будущего региона, реализацию стратегии, оценку и постоянный мониторинг программ, проектов и мероприятий по оценке конкурентоспособности региона.
Инновационная
концепция экономической стратегии
развития Саратовской области должна
быть основана на активной политике финансирования
НИОКР, направленной на усиление связи
науки, техники, образования, бизнеса,
власти, повышение степени приложения
фундаментальных научных знаний, инвестирование
быстро окупаемых прикладных исследований
и разработок, способных создать новые
производства и усовершенствовать существующие.
Таблица 4
Дорожная карта модернизации системы управления в аграрно-индустриальном регионе
№ п.п | Этап | Ответственный исполнитель | Мероприятия | Показатели | Ожидаемый результат |
1 | Координационный |
|
|
Утвержденные нормативные и правовые акты субъекта РФ |
|
2 | Институциональный | Органы государственной власти субъекта РФ |
|
Утвержденные нормативные и правовые акты субъекта РФ |
|
3 | Инфраструктурный |
|
|
|
|
Необходимо создание завершенных технологических схем, начиная с научных исследований и заканчивая производством наукоемкой продукции, ее сбытом и сервисным обслуживанием.
Стратегия развития отраслей агропромышленного комплекса с учетом инновационной направленности включает:
-
технологическое
-
поддержку центров
- реализацию долгосрочных региональных программ и проектов, направленных на развитие инновационного потенциала области; - реструктуризацию отраслевых и проектных институтов в организации с развитыми финансовыми, маркетинговыми и коммерческими структурами;
- создание благоприятных условий для инвестиционно-инновационной деятельности в аграрной сфере Саратовской области и развития несельскохозяйственных видов предпринимательства в сельской местности;- оптимизацию общих условий функционирования сельского хозяйства путем улучшения кадрового и научно-информационного обеспечения агрокомплекса, продвижения в сельское хозяйство инноваций;
- совершенствование форм управления в аграрном секторе экономики: стимулирование развития кооперации и интеграции всех типов предприятий различных форм собственности при производстве, переработке, сбыте сельскохозяйственной продукции, агросервисном обслуживании, торговле и кредитовании; формирование ассоциаций, союзов сельхозпроизводителей, объединений.
5 Следующим направлением совершенствования инновационного развития региона является формирование аграрно-промышленных кластеров.
На настоящий момент предлагается приступить к созданию на территории Саратовской области таких специализированных кластеров, как: