Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 13:09, автореферат
Актуальность исследования вопросов управления инновационным развитием обусловлена тем, что Российская Федерация состоит из большого числа территорий, существенно отличающихся друг от друга по потенциалам, условиям, ресурсам и т.д. Отсюда вытекает различная роль российских регионов в переводе экономики страны на инновационный путь развития.
Объектом исследования является инновационное развитие аграрно-индустриальных регионов РФ.
Предмет исследования – организационно-экономические отношения, возникающие по поводу управления инновационным развитием региона аграрно-индустриального типа в условиях неравновесной экономики.
Методологические, теоретические и информационные основы исследования. Методологической и теоретической основой диссертации послужили труды отечественных и зарубежных ученых, внесших существенный вклад в научную разработку проблемы развития инновационного потенциала, экономического роста, региональной экономики. Большое значение в теоретическом аспекте имели теория экономического роста, теория инновационной экономики, институциональная концепция развития экономики.
При проведении исследования и изложении материала были применены философские и общенаучные подходы (диалектический, материалистический, институциональный, ретроспективный и др.), общенаучные и эмпирические методы научного познания, рассматриваемые в единстве их составляющих. В работе использованы общенаучные методы моделирования, синергетики, факторного анализа, теории систем, сравнительного, кросс-национального и кросс-регионального анализа и другие.
Совокупность использованных в ходе исследования эмпирических методов включает в себя количественные экономико-математические и экономико-статистические методы, а также методы экспертных оценок и мониторинга.
Информационная база исследования включает следующие источники: материалы государственной статистики, отражающие степень дифференциации социально-экономического положения регионов в разрезе субъектов Российской Федерации; законодательные акты и нормативно-правовые документы, регулирующие процедуры планирования и программирования регионального развития; неопубликованные материалы первичной статистической и бухгалтерской отчетности управлений и комитетов органов законодательной и исполнительной власти регионов; результаты исследований, проведенных автором; фактический материал, содержащийся в монографических исследованиях отечественных и зарубежных авторов и в периодической литературе.
Источники по теме научного исследования позволяют решить поставленные задачи.
Научная новизна исследования заключается в выявлении особенностей социально-экономического развития аграрно-индустриальных регионов, разработке теоретико-методологических положений и научно-методических основ управления инновационным развитием региональных социально-экономических систем и специфике стратегического управления развития субъектов РФ с определенным типом хозяйственной специализации.
В ходе исследования получены следующие теоретико-методологические, методические и практические результаты, определяющие научную новизну исследования.
1. Развита теория управления инновационным развитием региона аграрно-индустриального типа в условиях неравновесной экономики:
– раскрыты особенности и тенденции развития регионов аграрно-индустриального типа в условиях неравновесности, дана их содержательная характеристика через призму пространственно-временной парадигмы;
– уточнено понятие «инновационное время» являющееся основной формой проявления экономического времени в постиндустриальной экономике и выражающее скорость движения экономических процессов, увеличение объема качественных изменений, нарастание темпа инноваций и сокращение сроков их адаптации в единицу астрономического времени;
– предложен методический подход к построению типологии регионов РФ основанный на учете пространственных и структурно-функциональных особенностей регионов;
– обоснованы закономерности инновационного развития регионов аграрно-индустриального типа;
– выявлены общие черты и особенности управления инновационным развитием регионов РФ;
– доказана возможность диверсификации управления инновационным развитием в условиях неравновесной экономики.
2. Дана авторская классификация регионов РФ с использованием следующих критериев: структура экономики региона, структура занятости населения региона, уровень урбанизации и ресурсная обеспеченность. Это позволило выделить специфику аграрно-индустриальных регионов как совокупности технологически и экономически взаимосвязанных сфер и отраслей (сельского хозяйства; сельскохозяйственного машиностроения; производства минеральных удобрений; переработки сельскохозяйственной продукции; инфраструктуры, обеспечивающей инновационный процесс кадровыми, финансовыми, информационными и другими ресурсами), определяющих аграрно-промышленную специализацию регионов данного типа.
3. Выявлен противоречивый характер инновационного развития аграрно-индустриальных регионов в условиях неравновесной экономики, заключающийся, с одной стороны, в негативных стартовых условиях (низких показателях фондовооруженности и производительности труда, относительно низком уровне экономической активности) прежде всего в аграрном секторе экономики региона, а с другой стороны, в наличии запаса фундаментальных научных разработок, способных к коммерциализации в аграрном и индустриальном секторах экономики.
4. Разработана методология моделирования инновационного развития аграрно-индустриальных регионов. На ее основе построена когнитивная модель инновационного развития аграрно-индустриальных регионов, включающая: алгоритм последовательного движения от доминирования двухсекторной модели экономики к формированию интегрированной региональной экономики и региональной инновационной системы; целевые и управляющие факторы; тенденции базисных факторов и сценарное моделирование развития ситуации. Предложенная модель дает возможность полноценно реализовать основные задачи управления с координацией действий субъектов хозяйствования в условиях неравновесной экономики.
5. Обоснована взаимозависимость между инновационными и социально-экономическими параметрами развития регионов, при этом анализ регионов аграрно-индустриального типа показал:
6. Раскрыты особенности создания кластеров для инновационного развития регионов аграрно-индустриального типа. Доказано, что наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается «прорыв» в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые «рыночные ниши». Объединение в кластер приводит не к спонтанной концентрации разноплановых научных и технологических изобретений, а к возникновению системы распространения новых знаний и технологий. Формирование сети стабильных связей между всеми участниками кластера выступает катализатором трансформации изобретений в инновации, а инноваций – в конкурентные преимущества и обеспечивает устойчивое развитие регионов.
7. Обоснованы основные направления совершенствования управления инновационным развитием аграрно-индустриального региона (на примере Саратовской области):
8. Предложено ввести в структуру регионального управления министерств (департаментов) инновационного развития в целях повышения эффективности управления инновационным развитием аграрно-индустриального региона и сокращения степени межрегиональной дифференциации. Для этого разработана дорожная карта создания предлагаемого министерства, включающая характеристику его функций; взаимодействий с другими министерствами; этапы перехода к новой организационной структуре; показатели оценки его деятельности; мероприятия и перечень законодательных и нормативных актов, обеспечивающие повышение инновационного потенциала региона. В качестве приоритетных направлений карты выступают: создание региональных фондов поддержки инновационного развития; согласование планов научных, образовательных и предпринимательских структур и разработка механизмов научно-инновационного развития региона, совершенствование базовых институтов.
9. Обоснована система индикативного управления инновационным развитием аграрно-индустриальным регионом, состоящая из следующих подсистем: совокупности целевых индикаторов социально-экономического положения и инновационного развития аграрно-индустриального региона; индикативного планирования региона; комплекса программных мероприятий органов региональной власти по эффективному управлению, институциональному проектированию и развитию территории; мониторинга социально-экономического и инновационного развития; комплексной оценки эффективности деятельности органов власти.
10. Разработаны методические рекомендации по оценке эффективности инновационного развития аграрно-индустриального региона, включающие в себя описание четырех компонентов анализа (роль региона в национальной экономике, динамика экономического развития региона, динамика социального развития региона, степень сопряженности инновационных процессов), реализуемых в десяти аналитических блоках; совокупность статистических показателей оценки инновационного развития аграрно-индустриального региона.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение исследования заключается в том, что его результаты расширяют и углубляют теорию управления инновационным развитием аграрно-индустриальных регионов.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования выводов и практических рекомендаций в системе управления инновационным развитием регионов различного типа. Практические результаты могут найти применение в законодательной и нормотворческой деятельности представительных органов власти субъектов РФ, регулирующих процесс инновационного развития аграрно-индустриальных регионов; в организационно-управленческой деятельности исполнительных органов региональной власти, разрабатывающих планы инновационного развития регионов, программы стимулирования инновационного предпринимательства (прямой поддержки инновационно-активного бизнеса, косвенной поддержки инновационно-активного бизнеса, финансовой поддержки субъектов инновационного предпринимательства, нефинансовой поддержки – информационной, консультативной); в практической деятельности региональных подразделений исполнительных органов государственного управления в сфере сельского хозяйства и АПК; педагогической деятельности преподавателей вузов, выпускающих специалистов по региональной экономике, государственному и муниципальному управлению.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования и методические рекомендации используются органами власти Курганской и Саратовской областями, а также Республики Ингушетия, при разработке нормативно-правовых актов, регламентирующих социально-экономическую деятельность хозяйствующих субъектов на территории регионов; Правительствами регионов, при определении стратегических приоритетов и формировании областных и республиканских региональных целевых программ.
Основные
теоретические положения и