Трудовые ресурсы предприятия и оценка эффективности их использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и значения трудовых ресурсов предприятия.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
раскрыть сущность и описать понятие трудовые ресурсы предприятия;
изучить показатели эффективности трудовых ресурсов;
рассмотреть производительность труда как показатель эффективности трудовых ресурсов предприятия;
на практическом примере проанализировать использование ресурсов предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты анализа трудовых ресурсов 5
1.1 Понятие, сущность трудовых ресурсов предприятия и показатели их использования 5
1.2 Последовательность проведения методики анализа трудовых ресурсов предприятия 8
1.3 Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами 10
ГЛАВА 2. Анализ трудовых ресурсов Частного Унитарного Предприятия «Клецкий производственно-пищевой завод» 17
2.1 Экономическая характеристика ЧУП «Клецкий производственно-пищевой завод» 17
2.2. Анализ состава, структуры, движения трудовых ресурсов хлебозавода 20
2.3 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов завода 28
ГЛАВА 3. Основные направления усовершенствования управления трудовыми ресурсами на предприятии 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 43

Работа содержит 1 файл

Kursovaya_rabota.doc

— 479.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Барановичский технологический  колледж

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Основы экономической теории»

на тему:

«Трудовые ресурсы предприятия  и оценка эффективности их использования»

 

 

 

 

 

Выполнил:                                       учащийся IV курса 46 группы

                                                           Филипченко Иван Александрович

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

Барановичи 2009

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночных отношений предприятия являются основным звеном экономики, поскольку  именно на них создаются необходимые  обществу продукция, работы и услуги.

Производство  продукции требует использования  различных производственных ресурсов, одним из которых являются трудовые ресурсы. Они занимают особое место во всей совокупности ресурсов предприятия.   Трудовые ресурсы выступают важнейшим фактором научно-технического прогресса, роста производительности труда, улучшения использования основных и оборотных средств, повышения качества продукции и определяет эффективность всех сторон производственно-коммерческой деятельности субъекта хозяйствования.

Актуальность  исследования данной темы  обусловлена происходящими преобразованиями общественного строя, реорганизациями форм собственности, заменой административных методов управления экономическими, переводом экономики на рыночные отношения. Все эти обстоятельства придают качественно новое содержание процессу формирования трудовых ресурсов, а, следовательно, и исследование этого процесса в настоящий момент приобретает особую значимость.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и значения трудовых ресурсов предприятия.

 Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

    1. раскрыть сущность и описать понятие трудовые ресурсы предприятия;
    2. изучить показатели эффективности трудовых ресурсов;
    3. рассмотреть производительность труда как показатель эффективности трудовых ресурсов предприятия;
    4. на практическом примере проанализировать использование ресурсов предприятия.

При помощи раскрытия  поставленных задач в курсовой работе выявляется сущность и особенности  изучения трудовых ресурсов предприятия.

Объектом курсовой работы выступает Частное Унитарное Предприятие «Производственно-пищевой завод».

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обоснована актуальность изучения темы, цель и задачи курсовой работы.

В первой главе  рассматривается сущность, понятие трудовых ресурсов, показатели их использования, а также анализируется обеспеченность трудовых ресурсов.

Во второй главе  проводится анализ эффективности использования  труда работников Производственно-пищевого завода: анализируется состав, структура, движение трудовых ресурсов хлебозавода, рассматриваются показатели эффективности использования трудовых ресурсов.

В третьей главе рассмотрены пути повышения эффективности и производительности труда работников Производственно-пищевого завода.

В заключении представлены основные выводы по работе.

В процессе выполнения курсовой работы были использованы данные статистической и бухгалтерской  отчетности Производственно-пищевого завода за 2006-2009 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты анализа трудовых ресурсов

1.1 Понятие, сущность трудовых ресурсов предприятия и показатели их использования

Термин “трудовые ресурсы” возник в первые годы советской власти и использовался для нужд централизованного управления трудоспособным населением страны. В условиях, когда наряду с правом на труд была законодательно закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться (или учиться с отрывом от производства), когда люди, длительное время не работающие без уважительных причин объявлялись “ведущими паразитический образ жизни” и преследовались по закону. Строгий статистический учёт трудоспособного населения был основой централизованного планирования административно-командной экономики.

Трудовые ресурсы - это часть населения, обладающая необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда  в соответствующей отрасли [11, ст.66].

Достаточная обеспеченность предприятия  трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень  производительности труда имеют  большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат – объем производства продукции, её себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Трудовые ресурсы имеют количественную и качественную стороны. Количественно они отражаются через показатели численности трудовых ресурсов.

Критериями  для выделения из общей численности населения трудовых ресурсов являются верхняя и нижняя границы трудоспособного возраста, которые устанавливаются государством с учетом  социально-экономических условий [4, ст.264]. Нижняя граница рабочего возраста в Беларуси – 16 лет, а верхняя – для женщин 55 лет, для мужчин – 60 лет. Верхняя граница рабочего возраста одновременно является началом пенсионного периода, хотя по отдельным видам работ пенсионный возраст устанавливается на 5 – 10 лет раньше (работы с вредными условиями).

В  зависимости от возраста всё население может быть разделено на три группы:

  • лица, моложе трудоспособного возраста (в данное время - от рождения до 15 лет включительно);
  • лица в трудоспособном (рабочем) возрасте (в Республике Беларусь женщины от 16 до 55  лет, мужчины от 16 до 60 лет включительно);
  • лица, старше трудоспособного (т.е. пенсионного) возраста, по достижению возраста устанавливается пенсия по старости (в Беларуси женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет).

В зависимости от способности к труду различают трудоспособных и нетрудоспособных ресурсов. Иначе говоря, люди могут быть нетрудоспособны в трудоспособном возрасте (например, инвалиды I и II группы допенсионного возраста) и трудоспособны в нетрудоспособном возрасте (например, работающие подростки и работающие пенсионеры по старости).

  Таким образом, к трудоспособным ресурсам относятся:

  • население в трудоспособном возрасте, за исключением инвалидов войны и труда I и II группы и неработающих лиц, получающих пенсию на льготных условиях;
  • работающие лица пенсионного возраста;
  • работающие подростки в возрасте до 16 лет. Согласно белорусскому законодательству, подростки до 16 лет принимаются на работу по достижении ими 15-летнего возраста в исключительных случаях. Допускается также в целях подготовки молодежи к труду прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений по достижении ими 14-летнего возраста (с согласия одного из родителей или заменяющего его лица) при условии предоставления легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не мешающего процессу обучения.

        В настоящее время в Республике Беларусь наблюдается заметное сокращение общей численности населения и доли населения в дорабочем возрасте, стабилизация доли населения в пенсионном возрасте и возрастание доли населения в рабочем возрасте, т.е. старение населения, что в перспективе приведет к сокращению численности населения в трудоспособном возрасте.

С середины 1993г. отечественной статистикой осуществлен переход на рекомендуемую международными конференциями статистиков труда и Международной организацией труда систему классификации населения, в соответствии с которой оно делится на экономически активное и экономически неактивное.

 Экономически активное население (рабочая сила) – это часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность этой группы включает занятых и безработных.

К занятым в составе экономически активного населения  относят лиц обоих полов в возрасте от 16 лет и старше, а также лиц моложе 16 лет, которые в рассматриваемый период [2, ст.36]:

  • выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а так же иную приносящую доход работу;
  • временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, выходных дней, забастовки и др.;
  • выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

 Соотношение  численности экономически активного  населения и численности населения  в трудоспособном возрасте отражает уровень экономически активного населения. Он зависит от  ряда социально-экономических, политических и демографических условий.

К безработным относят лиц в возрасте от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

  • не имели работы и заработка;
  • зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  • занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческие службы занятости, к администрации предприятий, помещали объявления в печати или предпринимали шаги к организации собственного дела;
  • были готовы приступить к работе;
  • проходили обучение или переподготовку по направлению службы занятости.

Для отнесения  лица к категории “безработный”, необходимо одновременное наличие у него четырёх первых условий. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Отношение численности  безработных, зарегистрированных в  органах государственной службы занятости, к численности экономически активного населения (занятые и безработные) называется уровнем безработицы [4, ст.265].

Экономически неактивное население – это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся:

  • учащиеся, студенты, слушатели, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях;
  • лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях;
  • лица, получающие пенсии по инвалидности;
  • лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками;
  • отчаявшиеся найти работу, т.е. прекратившие её поиск, исчерпав все возможности, но которые могут и хотят работать;
  • другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.

Качественный  состав трудовых ресурсов характеризуется:

    • степенью здоровья;
    • образовательным и квалификационным уровнем;
    • половозрастной структурой;
    • уровнем социальной зрелости, интересов, потребностей работников;
    • социальной структурой в зависимости от содержания и сложности труда;
    • отношением к труду;
    • уровнем доходов и заработной платы.

В современных  условиях реальное значение для экономики имеет численность экономически активного населения – рабочей силы как фактора, образующего рынок труда.

К показателям  по труду относятся:

  • Общая численность работников и их структура по составу, образовательному уровню, половозрастным  признакам.
  • Показатели производительности труда (по заготовительному обороту, обороту по реализации, чистой продукции, прибыли) как по отдельным категориям работников, так и по предприятию в целом;
  • Показатели заработной платы (общая сумма фонда заработной платы, уровень фонда заработной платы к заготовительному обороту, среднегодовая заработная плата по предприятию в целом и отдельных категорий работников).[8,с.216].

 

1.2 Последовательность проведения методики анализа трудовых ресурсов предприятия

Методика –  это совокупность способов и правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо деятельности.

Выделяют два  вида методик:

    1. общая, система исследования используется при изучении различных объектов экономического анализа в различных отраслях национальной экономики;
    2. частная, конкретизирует общую относительно отдельных отраслей экономики, т.е. к определенному типу производства.

Содержание  методики анализа:

    • определяют задачи и формулировку целей анализа;
    • выявляем объекты анализа;
    • определяем системы показателей, с помощью которых будет исследован объект;
    • советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования;
    • описание способов исследования изучаемых объектов;
    • источники данных, на основании которых происходит исследование;
    • характеристика документов, по которым лучше оформить результаты анализа;
    • указания по организации анализа;
    •   потребители результатов анализа.

Информация о работе Трудовые ресурсы предприятия и оценка эффективности их использования