Трансмиссионный механизи денежно-кредитной политики в Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я попытаюсь рассмотреть основные вопросы денежно-кредитной политики: какими методами и инструментами пользуется Национальный Банк Республики Беларусь в настоящее время, их преимущества и недостатки, макроэкономические результаты кредитно-денежной политики.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………………………..2
2. Передаточный механизм денежно-кредитной политики: кейнсианский и монетаристский подходы. 4
3. Политика «дешевых» и «дорогих» денег 9
4. Эффективность денежно-кредитной политики. 11
5. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на современном этапе 14
6. Заключение……………………………………………………………………17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Эконом теория РБ 35378.docx

— 84.10 Кб (Скачать)

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………………………..2

2. Передаточный механизм денежно-кредитной политики: кейнсианский и монетаристский подходы. 4

3. Политика «дешевых» и «дорогих» денег 9

4. Эффективность денежно-кредитной политики. 11

5. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на современном этапе 14

6. Заключение……………………………………………………………………17

Список литературы 18

 

 

 

Введение

 

Одним из необходимых условий  устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение  денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.

В качестве проводника денежно-кредитной  политики выступает Центральный Эмиссионный Банк государства. Такими банками, например, являются центральный банк Российской Федерации, Банк Англии, Банк Японии, национальный банк Республики Беларусь. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например - Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный Банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.

Регулирующая деятельность Центрального Банка основана на анализе  динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля над состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.

Денежно-кредитная политика на макроуровне - это совокупность мер, проводимых Центральным Банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.

Механизм регулирования  включает методы, инструменты регулирования  наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро и микроуровне.

Главной целью денежно-кредитной  политики является помощь экономике  в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В  нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная.

В своей работе я попытаюсь  рассмотреть основные вопросы денежно-кредитной  политики: какими методами и инструментами  пользуется  Национальный Банк Республики Беларусь в настоящее время, их преимущества и недостатки, макроэкономические результаты кредитно-денежной политики.

1.Передаточный механизм денежно-кредитной политики: кейнсианский и монетаристский подходы.

Процесс последовательного  воздействия на определенные параметры  денежно-кредитной сферы с целью  влияния на реальный сектор экономики  называется передаточным механизмом денежно-кредитной  политики. Быстрота и точность работы передаточного механизма в наибольшей мере определяют степень эффективности денежно-кредитной политики.

Как известно, основными  промежуточными целями являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что центральный банк должен выбрать одну из них.

Он не в состоянии одновременно достичь двух автономно определенных целей, так как каждой ставке процента соответствует определенная величина денежной массы, и наоборот. Поэтому центральный банк должен определить, что он будет контролировать — ставку процента или объем денежной массы.

Следовательно, при решении  фундаментальных вопросов механизма  денежно-кредитной политики в экономической  теории обозначились два основных подхода. Первый подход был обоснован Дж. Кейнсом и его последователями, а второй – сторонниками монетаризма.

Следует отметить, что представители  кейнсианской концепции считают передаточный механизм достаточно сложным и многоэтапным. Можно выделить четыре звена передаточного механизма денежно-кредитной политики:

  1. Изменение величины предложения денег под воздействием политики центрального банка;
  2. Изменения в предложении денег, которые вызывают понижение или повышение ставки процента;
  3. Изменение ставки процента, которое приводит к изменению величины инвестиций в экономику;
  4. Изменения плановых инвестиций, которые, в свою очередь, повышают или понижают уровень номинального национального дохода.

Как видно, главным параметром денежно-кредитного регулирования  в кейнсианской модели является процентная ставка, которая оказывает непосредственное влияние на уровень инвестиций.

Чтобы лучше понять суть данной концепции, можно проиллюстрировать действие передаточного механизма с помощью рисунка 5:

Рисунок 5 - Передаточный механизм денежно-кредитной политики

 

Предположим, что центральный  банк увеличил объем реальной денежной массы (с до ) с помощью операций на открытом рынке. Вследствие этого у экономических субъектов появится некоторая сумма «лишних денег», которую они захотят вложить в ценные бумаги и другие активы.

Повышение спроса на ценные бумаги приведет к росту их рыночной стоимости, который, в свою очередь, обусловит снижение процентной ставки (до r2). Как известно, снижение процентной ставки влияет на уровень инвестиций в обратном направлении, поэтому объем инвестиций повысится с I1 до I2. Повышение инвестиционных расходов ведет к росту совокупного спроса, а следовательно, будет наблюдаться и рост объема выпуска. Аналогично можно доказать, что уменьшение центральным банком предложения денег приведет к росту процентной ставки, результатом которого станет снижение инвестиционной активности, а значит, и совокупного спроса. [1, с.171]

В рамках существующего передаточного  механизма при определении направлений  денежно-кредитной политики необходимо учитывать некоторые обстоятельства, которые оказывают существенное влияние на конечные результаты. Следует отметить, что реакция денежного рынка зависит от чувствительности спроса на деньги, т.е. от крутизны кривой LD на рисунке 6. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению процентной ставки (пологая кривая LD), то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки [2, с. 780]. И наоборот: если спрос на деньги слабо реагирует на процентную ставку (крутая кривая LD), то увеличение предложения денег приведет к существенному падению ставки.

 

Рисунок 6 - Зависимость реакции  денежного рынка от эластичности спроса на деньги

 

Таким образом, следует сделать  вывод о том, что кейнсианский передаточный механизм в качестве главного объекта регулирования выбирает процентную ставку, поскольку ее изменение способно эффективно регулировать уровень инвестиций, который определяет уровень дохода и занятости.

Согласно монетаристской концепции, передаточный механизм денежно-кредитной политики короче и состоит из трех звеньев:

  1. Центральный банк изменяет резервы коммерческих банков, воздействуя на предложение денег;
  2. Изменения денежного предложения вызывают расширение или сокращение совокупного спроса;
  3. Изменения совокупного спроса приводят к увеличению или к уменьшению уровня национального дохода [3, с. 196].

В данной теории предпочтение отдается изменению денежной массы, которое непосредственно влияет на уровень национального дохода. Для объяснения зависимости совокупного дохода от денежной массы выступает денежное уравнение обмена И. Фишера:

 

,

 

где М − количество денег  в обращении; V − скорость обращения  денег; Р − средняя цена товаров  и услуг; Q − количество товаров  и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год).

Сторонники монетаристской теории полагают, что вполне корректно  сделать допущение о постоянстве  скорости обращения денег, особенно в краткосрочном периоде. Учитывая эту особенность, можно утверждать, что в такой записи это уравнение  выражает зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения. Иными словами, изменение количества денег в обращении должно вызывать пропорциональное изменение объема номинального ВНП.

Необходимо отметить, что  передаточный механизм в рамках данной концепции имеет некоторые недостатки [4, с. 378]. Во-первых, в ситуации, когда экономика работает в условиях полной занятости (задействованы все факторы производства данной страны), выпуск дополнительных денег приведет лишь к повышению уровня цен, т.к. физически нет возможности произвести дополнительный объем продукции. Во-вторых, аналогичная ситуация может сложиться и в условиях нереформированной экономики (например, Беларуси), когда эмиссия денег производится лишь для финансирования убыточных государственных предприятий. Поскольку такие действия не направлены на стимулирование экономического роста, неизбежен очередной скачок инфляции.

Подводя итог, можно отметить, что на практике государство обязано  следить за приростом денежной массы, чтобы не спровоцировать инфляцию. Как правило, в качестве нормы  достаточным признается ежегодный  прирост денежной массы на уровне 3 - 5%. Такой денежный параметр способен активизировать деловую активность при минимальной инфляции. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь прирост денежной массы вызвал прирост национального дохода на ту же величину.

В целом, от качества работы звеньев передаточного механизма  зависит эффективность его воздействия. Нарушения на каком-либо этапе работы передаточного механизма могут привести к нежелательным последствиям или не дать результата вообще. Например, в странах с переходной экономикой изменение процентной ставки не может повлиять на объем инвестиций, т.к. он в большей мере определяется другими факторами: экономической ситуацией в стране, ожиданиями инвесторов и т.д. Кроме того, даже в случае успешного срабатывания всех звеньев передаточного механизма, его полная реализация требует значительного времени, обычно не менее 1-2 лет. За этот период могут проявиться «встречные» механизмы, которые ослабят эффективность денежно-кредитной политики.

В условиях современного развития экономики нет однозначного мнения о том, какие рычаги воздействия на денежно-кредитную сферу предпочтительнее. Поэтому все чаще используется синтез двух рассмотренных теорий. Причем при разработке денежно-кредитной политики на долгосрочную перспективу основное внимание уделяется динамике объема денежной массы, а в краткосрочном периоде отдается приоритет регулированию процентной ставки.

 

2. Политика «дешевых» и «дорогих»  денег.

На рис. 3. представлена простая доходно-расходная модель частной закрытой экономики для определения равновесного уровня ВНП (Y*), при котором сбережения равны инвестициям I*.

Какие варианты денежно-кредитной  политики могут применяться, если:

  • равновесному ВНП на уровне Y* сопутствует безработица и недоиспользование производственных мощностей, то центральный банк прибегает к политике дешевых денег (кредит дешевый и легкодоступный). Рост денежного предложения приведет к снижению процентной ставки, вызывая рот инвестиций и ВНП;
  • равновесному уровню ВНП (Y*) соответствует инфляция спроса, то центральный банк прибегает к политике дорогих денег, которая понижает доступность кредита и увеличивает его издержки. Сокращение предложения денег повысит процентные ставки, в результате чего сократятся инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию спроса.

Информация о работе Трансмиссионный механизи денежно-кредитной политики в Республики Беларусь