Денежно кредитная политика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Под денежно-кредитной политикой (ДКП) понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики [6, стр.486]. Различают стратегическую и текущую денежно-кредитную политику. Стратегическая денежно-кредитная политика определяет и формирует денежную систему и основные принципы денежно-кредитного регулирования страны и является прерогативой парламента и правительства.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 50.53 Кб (Скачать)

        1. Понятие и сущность денежно-кредитной политики

         1.1. Понятие и цели денежно-кредитной политики

     Под денежно-кредитной политикой (ДКП) понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых  правительством в денежно-кредитной  сфере с целью регулирования  экономики [6, стр.486]. Различают стратегическую и текущую денежно-кредитную политику. Стратегическая денежно-кредитная политика определяет и формирует денежную систему и основные принципы денежно-кредитного регулирования страны и является прерогативой парламента и правительства. Текущая денежно-кредитная политика составляет комбинацию целей и средств, предназначенных для регулирования экономических процессов и является прерогативой Центрального банка (ЦБ) страны [1, стр.207] . Другими словами, ДКП вызывает увеличение денежного предложения во время спада для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, ограничивает предложение денег для ограничения расходов. Фактический объем предложения денег складывается в результате операций коммерческих банков по приему денежных средств на депозиты и выдаче ссуд. Проведение ДКП не является точной процедурой, но, тем не менее, исследование ДКП, проводимой ЦБ, дает ответ на важный вопрос: насколько успешно можно управлять предложением денег, имея в своем распоряжении соответствующие инструменты.

     Как известно, денежная масса является основным фактором, определяющим уровень  цен, кроме того, денежная масса также  играет значительную роль в определении  реального уровня производства и  занятости в экономике. Считая, что  у ЦБ есть возможность влиять на денежную массу, рассмотрим ее основные (конечные) цели, которым придается приоритетное значение при разработке ДКП: это – высокий уровень занятости, экономический рост, стабильность цен, стабильность ставки процента, стабильность на финансовом рынке и стабильность валютного курса. Некоторые цели согласуются друг с другом: высокий уровень занятости и экономический рост, стабильность ставки процента и стабильность на финансовом рынке. Но, тем не менее, это не всегда бывает так. Задача поддержания стабильного уровня цен часто противоречит задаче поддержания стабильной ставки процента и высокого уровня занятости в краткосрочном периоде. Таким образом, существует проблема конфликта целей, что ставит ЦБ перед трудным выбором. Стратегия ЦБ состоит в том, что после выбора конечных целевых значений, определяется набор целевых показателей, непосредственно влияющих на уровень занятости или уровень цен, которые называют промежуточными [3, стр.145]. Промежуточные цели выступают в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей. К числу важнейших денежно-кредитных показателей в Республике Беларусь относятся: чистый внутренний рублевый кредит ЦБ, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка. Однако инструменты ЦБ не позволяют напрямую добиться даже этих промежуточных целей. Поэтому подбирается другой набор переменных, называемых операционными целями, ими могут быть, например, резервные агрегаты (резервы, денежная база и др.) или ставки процента (межбанковская ставка процента или ставка по векселям Казначейства). Только потом производится отбор инструментов денежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитного регулирования зависит от объекта и цели регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредством которых ЦБ имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического эффекта ЦБ обеспечивает путем использования рычагов экономического воздействия, корректируя экономические мотивации банков. 

     1.2. Инструменты денежно-кредитной  политики

     Эффективность ДКП в значительной мере зависит  от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить  на общие и селективные. Общие  воздействуют практически на все  параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом [6, стр.486]. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. [6, стр.487]. Основными общими инструментами ДКП являются изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Это косвенные методы регулирования.

     Изменение учетной ставки – старейший метод  денежно-кредитного регулирования. В  его основе лежит право ЦБ предоставлять ссуды тем коммерческим банкам, которые обладают прочным финансовым положением, но в силу определенных обстоятельств нуждаются в дополнительных средствах. За предоставленные средства ЦБ снимает с заемщика определенный процент. Норма такого процента называется учетной ставкой, которую ЦБ имеет право изменять, регулируя тем самым предложение денег в стране. При снижении учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды. Предоставляя их, ЦБ увеличивает на соответствующую сумму резервы коммерческих банков-заемщиков. Эти резервы являются избыточными, так как для поддержания таких ссуд, как правило, не требуется обязательных резервов. Поэтому взятые у ЦБ средства коммерческие банки могут полностью использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег ведет к снижению ставки ссудного процента, т.е. того процента, по которому предоставляются ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства. При повышении учетной ставки происходит обратный процесс.

     Изменение норм обязательных резервов позволяет  ЦБ регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования. Предположим, ЦБ повысил резервную норму. Коммерческие банки могут, во-первых, оставить обязательные резервы прежними и соответственно уменьшить выдачу ссуд, что приведет в сокращению денежной массы. Во-вторых, они могут увеличить обязательные резервы, чтобы выполнить требования ЦБ. Для этого им понадобятся свободные денежные средства. Чтобы найти их, банки будут продавать государственные облигации, потребуют возврата денег по ссудам. Покупатели ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды были истребованы, используют свои депозиты, потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков к созданию денег. Как правило, в ответ на повышение нормы резервов банки одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд. Напротив, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков по созданию денег путем кредитования. Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет также денежный мультипликатор.

     Сущность  операций на открытом рынке заключается  в покупке и продаже ЦБ государственных  ценных бумаг. Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране  развитого рынка ценных бумаг. Покупая и продавая ценные бумаги, ЦБ воздействует на банковские резервы, процентную ставку и, следовательно, на предложение денег. При необходимости увеличить денежную массу он начинает покупать государственные бумаги у коммерческих банков и населения. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то ЦБ увеличивает резервы коммерческих банков на своих счетах на сумму покупок. Это позволяет коммерческим банкам расширить выдачу ссуд и увеличить предложение денег. Покупку государственных ценных бумаг у населения ЦБ оплачивает чеками. Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а коммерческие банки предъявляют их к оплате центральному. Он оплачивает их путем увеличения резервов коммерческих банков. Рост резервов расширяет возможности создания банками кредитных денег. Если количество денег в стране необходимо сократить, ЦБ продает государственные ценные бумаги. Их покупку коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в ЦБ. Последний учитывает чеки, уменьшая на сумму покупки резервные счета банков. Это ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы. Население, покупая ценные бумаги, выписывает чеки на коммерческие банки. ЦБ учитывает эти чеки, уменьшая резервы коммерческих банков, находящиеся на его счетах, а следовательно, и предложение денег.

     Операции  на открытом рынке являются наиболее важным оперативным средством воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу.

     Наряду  с косвенными инструментами могут  применяться и административные методы регулирования денежной массы: прямое лимитирование кредитов, контроль над определенными видами кредитов и т.д. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д. Принцип лимитирования, как правило, используется одновременно с льготным кредитованием приоритетных секторов экономики [6, стр.489].

     К селективным методам денежно-кредитного регулирования относят контроль по отдельным видам кредитов (ипотечному, под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам), установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков и т.д. Следует подчеркнуть, что при реализации ДКП ЦБ использует одновременно совокупность инструментов. 
 

     1.3. Типы денежно-кредитной политики

     Различают два основных типа ДКП, каждый из которых  характеризуется определенными  целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика "дорогих денег" (политика кредитной  рестрикции). Она направлена на сокращение предложения денег путем ужесточения  условий и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков [6, стр.489]. ЦБ, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, увеличивает норму обязательных резервов, повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, ЦБ использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика "дорогих денег" является основным методом антиинфляционного регулирования.

     В периоды спада производства для  стимулирования деловой активности проводится политика "дешевых денег" (экспансионистская денежно-кредитная  политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег [6, стр.490]. Для этого ЦБ покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

     ЦБ  выбирает тот или иной тип и  вид денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной  политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного  мероприятия и появлением эффекта  от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное  регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности. 

     2. Проблемы денежно-кредитного  регулирования экономики

     2.1. Эффективность ДКП  и ее недостатки

     В настоящее время эффективность  ДКП является предметом больших  споров, поскольку наряду с положительными сторонами она имеет и недостатки. Большинство экономистов рассматривают  ДКП в качестве неотъемлемой части стабилизационной политики государства. Об этом свидетельствуют достоинства ДКП, к которым относятся:

     - гибкость и быстрота; по сравнению  с фискальной, ДКП может быстро  меняться. Применение соответствующей  фискальной политики может надолго  отложиться из-за обсуждений и  утверждения ее в парламенте. Иначе дело обстоит с ДКП.  ЦБ ежедневно принимает решения  об операциях на открытом рынке  и других инструментах и тем  самым влияет на предложение  денег и процентные ставки.

     - независимость от политического  давления; данное положение позволяет  ЦБ легче, чем правительству,  принимать непопулярные мероприятия,  которые необходимы для оздоровления  экономики в долгосрочном периоде.  Кроме того, ДКП мягче и консервативнее  в политическом отношении, чем  фискальная политика. Изменения  в государственных расходах непосредственно  влияют на распределение ресурсов, а налоговые изменения могут  иметь и политические последствия.  ДКП действует тоньше и поэтому  представляется более приемлемой  в политическом отношении [3, стр.162].

     С другой стороны, в проведении ДКП  возникают серьезные ограничения, которые способствуют ухудшению  экономической ситуации. Недостатки ДКП:

     - Возможность инфляции. Стимулирующая ДКП, т.е. рост предложения денег, ведет к инфляции даже в краткосрочном периоде, а тем более в долгосрочном.

     - Наличие внешнего временного лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии. Внешний лаг представляет собой период времени от момента принятия мер по стабилизации экономики (принятия решения ЦБ по изменению величины предложения денег) до момента появления результата их воздействия на экономику, который выражается в изменении объема выпуска [2, стр.74]. Покупка и продажа ЦБ государственных ценных бумаг осуществляется быстро, т.е. быстро изменяются кредитные возможности коммерческих банков. Однако механизм денежной трансмиссии долгий и состоит из нескольких ступеней, на каждой из которых возможен сбой. Так:

     а) нет никакой гарантии, что при  увеличении резервов произойдет соответствующее  увеличение объема кредитов, выдаваемых коммерческими банками;

     б) серьезное падение ставки процента произойдет только в случае, если чувствительность спроса на деньги к изменению ставки процента невелика. Если спрос на деньги очень чувствителен к изменению  ставки процента, то увеличение предложения  денег не приведет к значительному  снижению ставки процента;

     в) существенное снижение ставки процента в результате роста предложения  денег может не привести к серьезному увеличению инвестиционных расходов, если их чувствительность к изменению  ставки процента низка.

     - Наличие побочных эффектов, вызываемых  изменением предложения денег.  Так, если ЦБ увеличивает денежную  массу, то ставка процента падает. В этих условиях население  может предпочесть перевести  средства с депозитов в наличность, что уменьшит норму депонирования  (коэффициент cr, равный отношению наличности к депозитам). Одновременно падения ставки процента (цены кредита) снижает заинтересованность коммерческих банков выдавать кредиты, увеличивая их избыточные резервы, что сказывается на величине нормы резервирования (коэффициента rr, равного отношению резервов к депозитам). Рост нормы депонирования и нормы резервирования ведет к снижению величины денежного мультипликатора, что существенно ослабляет эффект воздействия монетарного импульса на экономику.

Информация о работе Денежно кредитная политика Республики Беларусь