Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 13:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать сущность и систему денежно-кредитной политики;
Рассмотреть направления и механизмы реализации денежно-кредитной политики государства;
Изучить процесс разработки Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009-2010 год;
Внести предложения по совершенствованию денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. СУЩНОСТЬ, СИСТЕМА И МЕХАНИЗМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………...5
1.1. Сущность и система денежно-кредитной политики..10
1.2. Направления и механизмы реализации денежно-кредитной политики государства………………………………………11
Глава 2. Анализ выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь………………………………………………………………...17
2.1.Влияние мирового кризиса на денежно-кредитную политику РБ……………………………………………………………………………17 2.2. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики на 2008 год……………………………………………………………………………19
глава 3. Перспективы развития ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ………………………………………………………………..23
3.1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов………………………………………………………………………….23
3.2. Предложения по совершенствованию денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе………………………………………………………………………….29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………36-37
оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. СУЩНОСТЬ, СИСТЕМА И МЕХАНИЗМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………...5
1.1. Сущность и система денежно-кредитной политики..10
1.2. Направления и механизмы реализации денежно-кредитной политики государства………………………………………11
Глава 2. Анализ выполнения основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь…………………………………………………………
2.1.Влияние мирового кризиса на денежно-кредитную политику РБ…………………………………………………………………………
глава 3. Перспективы развития ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………………………
3.1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов…………………………………………………………………
3.2. Предложения по совершенствованию денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе…………………………………………………………………
Список использованных источников……………………36-37
ВВЕДЕНИЕ
Основными целями денежно-кредитной политики любого государства являются поддержание стабильности курса национальной валюты, рост ВВП и как результат - обеспечение занятости и повышения жизненного уровня населения. На протяжении последних десяти лет идет процесс развития, становления денежно-кредитной системы страны. В 2007-2009 гг. в экономике наметились определенные положительные тенденции: отмечен рост ВВП, инвестиций в сопоставимых ценах и т.д.
Тем не менее, развитие денежно-кредитной сферы затрагивает целый ряд не решенных наукой и практикой проблем. Это позволяет сделать вывод, что при осуществлении денежно-кредитного регулирования экономики нет полной системности и весьма актуальна проблема совершенствования денежно-кредитного механизма: определения краткосрочных, среднесрочных и стратегических целей и задач, подходов к организации денежно-кредитной системы, которые обеспечат достижение необходимых результатов. В этой связи выбранная тема курсового исследования является актуальной.
Объектом исследования является сфера денежно-кредитных отношений в Республике Беларусь, предметом - денежно-кредитная политика государства.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать сущность и систему денежно-кредитной политики;
Рассмотреть направления и механизмы реализации денежно-кредитной политики государства;
Изучить процесс разработки Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009-2010 год;
Внести предложения по совершенствованию денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе.
Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.
Методологической основой исследования является диалектико-материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки и др.
Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. Фундаментальные и прикладные исследования, направленные на рассмотрение экономического содержания и сущности денежно-кредитной политики, были проведены отечественными и зарубежными учеными, среди которых Зеленкевич М.Л., Лобанов А., Моисеев С.Р., Раковец А.А. и другие.
При написании курсовой работы были изучены нормативно-правовые акты, монографическая и учебная литература, журнальные и газетные статьи, посвящённые данной проблеме.
ГЛАВА 1.
СУЩНОСТЬ, СИСТЕМА И МЕХАНИЗМЫ
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Сущность и система денежно-кредитной политики
Одним из распространенных определений денежно-кредитной политики (ДКП) является представление ее как совокупности (системы, набора) государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита.
При этом авторы дополнительно называют общую экономическую или монетарную цель либо их совокупность, например, регулирование экономической активности и борьба с инфляцией [18, с.288].
Вместе с тем для решения практических и методологических задач разработки и реализации ДКП представляется целесообразным дать ей более развернутую характеристику в системном аспекте через описание следующих пяти основных элементов [5, с.37]:
Рис. 1.1. Элементы денежно-кредитной политики
Объектом в системе ДКП выступают, прежде всего, денежные средства (финансовые активы), обеспечивающие воспроизводство товаров и неденежных услуг и характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объем, форма, цена, направление движения и т.д.
Кроме того, к объектам можно отнести институты денежно-кредитного сектора (сектора финансовых корпораций) экономики страны.
В отличие от реального сектора нефинансовых корпораций), который непосредственно связан с воспроизводством товаров и нефинансовых услуг, показателями деятельности денежно-кредитного сектора являются потоки и запасы финансовых активов. Однако данный сектор не только пассивно сопровождает потоки денежных средств и хранит их остатки, но также эмитирует деньги и оптимизирует их движение, тем самым активно участвуя в общем процессе воспроизводства.
В соответствии с международной классификацией денежно-кредитный сектор институционально включает юридические лица, основная функция которых - финансовое посредничество или связанная с ним вспомогательная финансовая деятельность. В качестве его основных подсекторов рассматриваются:
1. Центральный банк, осуществляющий не только контроль над важнейшими аспектами финансовой системы, но и ведущий широкую операционную деятельность на всех сегментах финансового рынка, включая эмиссию наличных денег, управление международными резервами, предоставление кредита другим депозитным корпорациям;
2. Другие депозитные корпорации (в первую очередь универсальные и специализированные коммерческие банки), основным видом деятельности которых является финансовое посредничество и которые эмитируют обязательства, включаемые в национальное определение широкой денежной массы;
3. Другие финансовые корпорации (финансовые и страховые компании, пенсионные фонды и т.п.);
4. Вспомогательные финансовые единицы, например, биржи, брокеры, компании по обмену валюты и предоставлению финансовых гарантий [13].
Субъектами ДКП являются государственные структуры, которые в соответствии с законодательством страны уполномочены осуществлять государственное регулирование денежных потоков и деятельности институтов денежно-кредитного сектора.
Даже в странах с развитой рыночной экономикой государство активно участвует в регулировании денежно-кредитных процессов ввиду их весьма значительного и многопланового воздействия на все сектора экономики. Как правило, осуществляет денежно-кредитную политику центральный банк страны. Процесс денежно-кредитного регулирования можно разделить на два этапа. На первом этапе центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов я т.д. На втором - изменения в данных факторах передаются в сферу производства. Кроме центрального банка страны, который может состоять из нескольких национальных финансовых учреждений (в зависимости от распределения его функций), в управлении денежными потоками со стороны государства участвуют в первую очередь министерство финансов, основная задача которого - регулирование значительных денежных средств при формировании и использовании государственного бюджета, а также общеэкономические органы (например, министерство экономики), выполняющие целеустанавливающую функцию с макроэкономических позиций [5, с.38].
Субъекты системы ДКП воздействуют на объекты в целях реализации общегосударственных интересов. При рассмотрении целей ДКП наиболее принципиальным представляется разделение их на конечные (общеэкономические) и промежуточные (непосредственно монетарные), хотя каждая из этих групп в зависимости от решаемых задач классифицируется по ряду других критериев, например, во временном разрезе.
Конечными целями денежно-кредитной политики являются общие цели развития экономики, которые устанавливаются исходя из глобальной (можно даже сказать естественной) функции любой трудовой деятельности, - удовлетворение потребностей человека или максимизация общественного благосостояния. Это обусловлено тем, что денежно-кредитный сектор, как было отмечено выше, несмотря на определенную самостоятельность и активность, тем не менее выполняет роль посредника, через которого проходят, оптимизируются и эмитируются потоки денежных средств для функционирования остальных секторов экономики, и прежде всего реального сектора, производящего конечную продукцию.
Вместе с тем можно назвать, по крайней мере, три основные причины, предопределяющие выделение и существование так называемых промежуточных целей ДКП [5, с.38].
Первая заключается в сложности четко отобразить и количественно оценить взаимосвязи (так называемый передаточный механизм) монетарных и экономических показателей настолько, чтобы непосредственно направить денежно-кредитные инструменты на достижение конечных целей.
Вторая: запаздывание реакции экономики (наличие временного лага) на действия в денежно-кредитном секторе. Третья: органы денежно-кредитного регулирования часто не обладают своевременной и достаточной экономической информацией для принятия лучшего решения о прямом пути достижения конечных целей.
Для достижения поставленных целей субъекты ДКП используют имеющиеся у них инструменты. Так, принципиальная функциональная структура инструментов центрального банка может быть представлена в виде набора операционных, нормативных и организационных элементов. При этом операции являются одной из наиболее значимых групп инструментов наряду с двумя другими: нормативными (правила, экономические нормативы деятельности банков, формы учета и отчетности и т.п.) и организационными (регистрация банков, выдача лицензий, проверки, учредительская деятельность). Например, Национальный банк Республики Беларусь проводит операции на всех сегментах финансового рынка, взаимодействуя с банками-резидентами и банками иностранных государств, государственными органами Беларуси, центральными банками и правительствами других государств, международными финансовыми организациями.
Инструменты (методы) денежно-кредитного регулирования можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Это косвенные методы регулирования.
Наряду с косвенными инструментами могут применяться и административные методы регулирования денежной массы: прямое лимитирование кредитов, контроль над отдельными видами кредитов v т.д. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д. Принцип лимитирования, как правило, используется одновременно с льготным кредитованием приоритетных секторов экономики.
К селективным методам денежно-кредитного регулирования относят контроль по отдельным видам кредитов (ипотечному, под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам), установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков и т.д. Следует подчеркнуть, что при реализации денежно-кредитной политики центральный банк использует одновременно совокупность инструментов.
Укрупненная структура инструментов Национального банка Республики Беларусь, увязанная с существующими в настоящее время его функциями, приведена в Приложении А.
Вместе с тем применение инструментов базируется на монетарных и макроэкономических методах и прогнозах в рамках определенной технологии, или организации монетарного регулирования. Важно отметить, что денежно-кредитная политика является частью (подсистемой) общегосударственной системы экономического регулирования. Кроме того, ДКП следует рассматривать и как элемент общей системы монетарного регулирования, субъектами которой являются все участники денежных отношений, субъекты хозяйствования (включая институты финансового рынка), государственные структуры, домашние хозяйства, некоммерческие организации. Поэтому при разработке и реализации ДКП необходимо учитывать также ее внешние взаимосвязи с общими системами. Это касается всех элементов ДКП.
Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика "дорогих денег" (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег.
Информация о работе Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь