Трансмиссионный механизи денежно-кредитной политики в Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я попытаюсь рассмотреть основные вопросы денежно-кредитной политики: какими методами и инструментами пользуется Национальный Банк Республики Беларусь в настоящее время, их преимущества и недостатки, макроэкономические результаты кредитно-денежной политики.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………………………..2
2. Передаточный механизм денежно-кредитной политики: кейнсианский и монетаристский подходы. 4
3. Политика «дешевых» и «дорогих» денег 9
4. Эффективность денежно-кредитной политики. 11
5. Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь на современном этапе 14
6. Заключение……………………………………………………………………17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Эконом теория РБ 35378.docx

— 84.10 Кб (Скачать)

Изменения величин процентных ставок, инвестиций и ВНП будут  зависеть от определенной формы кривых спроса на деньги и спроса на инвестиции. Чем круче кривая спроса на деньги, тем сильнее будет влияние изменения предложения денег на процентную ставку (рис. 1). Каждое данное изменение процентной ставки будет тем сильнее влиять на объем инвестиций и на ВНП, чем более пологой будет кривая спроса на инвестиции (рис2).

Существует проблема обратной связи, которая усложняет результативность денежно-кредитной политики.Надо признать, что уровень ВНП также может определять равновесную ставку процента (движение от рис. 3 к рис. 1). Эта связь существует, т.к. относящийся к спросу на деньги для сделок компонент кривой спроса на деньги прямо зависит от уровня номинального ВНП.

Рост ВНП, вызванный политикой  дешевых денег, в свою очередь  увеличивает спрос на деньги, частично тормозя и притупляя усилия политики дешевых денег по понижению процента, и наоборот.

Рис 3. Равновесный ВВП

Таким образом, кейнсианский передаточный механизм денежно-кредитной  политики можно представить следующим  образом.

Изменение денежно-кредитной  политики – изменение резервов коммерческих банков – изменение денежного предложения – изменение процентной ставки – изменение инвестиций – изменение номинального ВНП.

Если первоначально экономика  работает не на полную мощность, изменения  в инвестициях влияют на номинальный  ВНП посредством изменения реального объема производства через эффект мультипликатора. Если же экономика достигает полной занятости, изменения в инвестициях воздействуют на номинальный ВНП через изменение уровня цен. [5, с. 342].

По мнению кейнсианцев, в  цепи причинно-следственных связей есть много слабых звеньев, в результате чего денежно-кредитная политика является ненадежным средством стабилизации по сравнению с фискальной политикой. Она будет неэффективной в случае, если:

  • кривая спроса на деньги относительно полога, а кривая спроса на инвестиции относительно крута;
  • возможно нестабильное смещение кривой спроса на инвестиции, при котором влияние изменений процентной ставки на инвестиционные расходы не проявится или ослабнет;
  • если коммерческие банки не будут отвечать, к примеру, политике дешевых денег выдавать ссуды, а население не проявит желания брать кредиты.

3. Эффективность денежно-кредитной  политики.

 В настоящее время эффективность денежно-кредитной политики является предметом больших споров, поскольку она наряду с положительными сторонами имеет и недостатки. Большинство экономистов рассматривают денежно-кредитную политику в качестве неотъемлемой части стабилизационной политики государства. Об этом свидетельствуют достоинства денежно-кредитной политики, к которым относятся:

  • гибкость и быстрота. По сравнению с фискальной, денежно-кредитная политика может быстро меняться. Применение соответствующей фискальной политики может надолго отложиться из-за обсуждений и утверждения ее в парламенте. Иначе дело обстоит с денежно-кредитной политикой. Центральный банк ежедневно принимает решения об операциях на открытом рынке и других инструментах и тем самым влияет на предложение денег и процентные ставки;
  • независимость от политического давления. Данное положение позволяет центральному банку легче, чем правительству принимать непопулярные мероприятия, которые необходимы для оздоровления экономики в долгосрочном периоде. Кроме того, денежно-кредитная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная политика. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на распределение ресурсов, а налоговые изменения могут иметь и политические последствия. Денежно-кредитная политика действует тоньше и поэтому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Однако денежно-кредитная  политика имеет определенные недостатки, поэтому ее применение в реальной действительности сталкивается с рядом  сложностей. К этим недостаткам относятся  следующие:

  • циклическая асимметрия. Политика дорогих денег, если проводить ее достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. Это означает ограничение предложения денег. Но проведение политики дешевых денег сталкивается с проблемой, когда обеспечение банков необходимыми резервами, т.е. источником предоставления ссуд, не будет автоматически гарантировать, что банки действительно выдадут ссуды и предложение денег возрастет. Если коммерческие банки по тем или иным причинам не желают предоставлять кредит, усилия центрального банка по проведению политики дешевых денег окажутся малоэффективными. Кроме того, население может решить не брать избыточные резервы в ссуду и тем самым также свести на нет усилия центрального банка. Это явление получило название циклической асимметрии, что является серьезной помехой денежно-кредитной политики во время депрессии. В нормальные периоды развития экономики повышение уровня избыточных резервов практически всегда ведет к предоставлению дополнительных кредитов и увеличению денежного предложения;
  •   изменение скорости обращения денег. Исходя из количественной теории денег общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег, т.е. на такое число раз, которое одна денежная единица тратится на товары и услуги в течение года. Кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя изменения предложения денег. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой центрального банка, скорость обращения денег склонна к возрастанию. Когда принимаются меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения денег весьма вероятно упадет. Это объясняется воздействием на скорость обращения денег изменениями в спросе на деньги со стороны активов. Так, политика дешевых денег, например, приведет к снижению процентной ставки.

Но когда процентная ставка понизилась, население будет держать  большее количество денежных средств, а не процентных финансовых активов. Это значит, что денежные единицы  будут переходить от фирм к населению  и обратно менее быстро, т.е. скорость обращения снизится. Политика дорогих денег, скорее всего, вызовет увеличение скорости обращения денег; влияние на инвестиции.

Существуют сомнения относительно сильного влияния денежно-кредитной  политики на инвестиции. Сочетание  относительно пологой кривой спроса на деньги и относительно крутой кривой спроса на инвестиции означает, что  изменения денежного предложения  не вызовут больших изменений  инвестиций и ВНП. Кроме того, действие денежно-кредитной политики может осложниться в результате изменений расположения кривой спроса на инвестиции. Например, политика дорогих денег, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое воздействие на инвестиции, если одновременно кривая спроса на инвестиции сместится вправо вследствие технологического прогресса, ожиданий в будущем более высоких цен на капитал либо по другим причинам. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов центральный банк должен поднять процентные ставки очень высоко. И наоборот, экономический спад может подорвать доверие к предпринимательской деятельности, сместив кривую спроса на инвестиции влево, тем самым сведя на нет политику дешевых денег.

В настоящее время проблема эффективной денежно-кредитной политики приобрела особую актуальность, поскольку  стало понятно, что от ее решения  зависит будущее не только отдельных  стран, но и мировой экономики. В  своей основе данная проблема предполагает нахождения оптимального баланса рычагов внутренней и внешней экономической политики, которые обеспечивали бы для государства благоприятные условия с точки зрения достижения положительных параметров экономического роста при стабильности цен и платежного баланса. Увеличение степени открытости экономики приводит к размыванию границ между политикой по регулированию внутриэкономического положения и мерами по регулированию внешнеэкономических связей, именно поэтому указанный баланс внутреннего и внешнего компонентов регулирования становится крайне важным в настоящее время. С расширением процессов глобализации, к этой задаче добавилась проблема увязки национальной денежно-кредитной политики с денежно-кредитной политикой других государств. [6, с. 832].

Использование рычагов денежно-кредитной  политики отличается в зависимости от того, какой установлен режим валютных курсов – фиксированный или плавающий. Пусть, например, в данной стране снижаются процентные ставки относительно уровня других стран. Тогда капиталы начинают утекать из страны. Однако само по себе это не может означать никаких серьезных изменений в денежной массе. Владельцы ценных бумаг или валюты этого государства будут продавать свои активы на рынке в обмен на национальные денежные единицы. Причем не всегда может иметь место и географическое перемещение денег, поскольку они могут лишь менять владельцев, даже не выходя за пределы государства. До тех пор пока в эти операции не включается центральный банк, денежная масса остается неизменной.

4. Особенности  денежно-кредитной политики в  Республике Беларусь на современном этапе

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь является неотъемлемой частью экономической политики государства, осуществляется Национальным Банком Республики Беларусь (НБ РБ), который с 1992 г. проводит независимую политику денежного и валютного регулирования и контроля на территории страны. Основной целью денежно-кредитной политики Республики Беларусь является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам. Достижение и поддержание устойчивости белорусского рубля является основным вкладом денежно-кредитной политики в создание условий для стабильного развития национальной экономики в долгосрочной перспективе. В связи с этим денежно-кредитная политика в 2012 г., как и в предыдущие годы, будет направлена, прежде всего, на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране, что количественно будет характеризоваться ограничением темпов инфляции до уровня 8–10 %. Денежно-кредитная политика будет также направлена на развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики Беларуси на 2013 год, утвержденным 25 сентября указом №419, ставка рефинансирования на конец 2013 года прогнозируется на уровне 13-15% годовых (при росте потребительских цен на 12%). Прогнозируется, что требования банков к экономике возрастут на 17-20% и составят 45-46% к валовому внутреннему продукту. Прирост международных резервных активов Беларуси в соответствии с методологией Международного валютного фонда на 1 января 2014 года по прогнозу составит $0,3-0,7 млрд.

 

Также 25 сентября указом №418 Президент Беларуси утвердил важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития страны на 2013 год. В частности, запланирован рост валового внутреннего продукта на 8,5%, производительности труда (по валовому внутреннему продукту) - на 9,3%, экспорта товаров и услуг - на 15,2%. Привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе прогнозируется в объеме $4,5 млрд. Предполагается, что реальные располагаемые денежные доходы населения в 2013 году должны составить 106,5% к уровню текущего года.

Согласно ожиданиям Национального  банка Беларуси, высказанным 24 сентября, по итогам 2012 года ожидается, что уровень  инфляции сложится в пределах прогнозируемых 22%. При этом ставка рефинансирования может снизиться до 25-26%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В своей работе я дала определение понятию «денежно-кредитная политика», также были рассмотрены взгляды на денежно-кредитную политику монетаристов и кейнсианцев, приведены некоторые особенности проведения данной политики в Республике Беларусь.

В заключение отмечу, что осуществляя оптимальную  денежно-кредитную политику, Национальному  Банку удалось добиться определенного  прогресса. Динамика денежно-кредитных  агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно стабильны, проводятся необходимые мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов, платежная система функционирует нормально. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении  конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых явлений.

Список литературы

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учеб. / под общ. ред. А.В.Сидоровича. – 6-е изд., стер. – М.: Дело и Сервис, 2004. – С. 163-183.
  2. Булатов, А.С. Экономика: учеб. пособие / под ред. А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008. – С. 775 – 784.
  3. Плотницкий М.И., Радько М.К. Экономическая теория: учеб. пособие / под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: ООО «Современная школа», 2006. – С.192 – 198.
  4. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: учеб. пособие / под ред. И.М. Лемешевского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ФУАинформ, 2006. – С. 369 – 380.
  5. Микроэкономический подход: практический подход. Под ред. А.Г. Грязновой , А.Ю. Юдановой. КНОРУС, 2008
  6. Курс экономической теории : учеб. / под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселёвой. – 6-е изд. – Киров : АСА, 2007. – 832 с

 


Информация о работе Трансмиссионный механизи денежно-кредитной политики в Республики Беларусь