Трансакционные издержки

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Производство работ в рамках организации оправдано наименьшими трансакционными издержками при условиях высокого риска и больших инвестиций. Затраты на поиск информации, обсуждение и заключение договора в данном случае не возникают, а изменение и дополнение могут быть сильно упрощены. С помощью механизмов управления и контроля, свойственными организациями, возможно частичное или полное избежание оппортунизма.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 70.25 Кб (Скачать)

     В рыночной экономике издержки фирмы  можно разделить на три группы: 1) трансформационные, 2) организационные, 3) трансакционные.

     Трансформационные издержки – это издержки по трансформации  физических свойств продукции в процессе использования факторов производства.

     Организационные издержки – это издержки по обеспечению  контроля и распределению ресурсов внутри организации, а также издержки по минимизации оппортунистического  поведения внутри организации.

     Трансакционные и организационные издержки являются взаимосвязанными понятиями, увеличение одних ведет к уменьшению других и наоборот.

     В современном экономическом анализе  трансакционные издержки получили операционное применение. Так в некоторых исследованиях воздействие трансакционных издержек на спрос и предложение аналогично введению налогов.

     Также использование трансакционных (TС) издержек позволяет выразить через них функцию спроса на институты при анализе институционального равновесия и институциональной динамики. В качестве предложения институтов "на институциональном рынке" выступают издержки коллективного действия (CAC).

     САС – это предельные издержки по созданию институтов, ТС - выражают предельную полезность институтов, выраженную через их альтернативную стоимость в форме трансакционных издержек.

     Критика положения неоклассической теории о том, что обмен происходит без  издержек, послужила базисом для  введения в экономический анализ нового понятия – трансакционные издержки (transaction cost).

     О возможности существования издержек обмена и об их влиянии на решения  обменивающихся субъектов, писал еще  Менгер в своих "Основаниях политической экономии".

     Экономический обмен происходит только тогда, когда  каждый его участник, осуществляя  акт мены, получает какое-либо приращение ценности к ценности существующего  набора благ. Первый имеет благо А, обладающее ценностью W, а второй благо В с такой же ценностью W. В результате произошедшего между ними обмена ценность благ в распоряжении первого будет W + х, а второго – W + у. Из этого можно сделать вывод, что в процессе обмена ценность блага для каждого участника увеличилась на определенную величину. Этот пример показывает, что деятельность, связанная с обменом, есть не напрасная трата времени и ресурсов, а такая же продуктивная деятельность как производство материальных благ.

     Исследуя  обмен, нельзя не остановиться на пределах обмена. Обмен будет происходить  до тех пор, пока ценность благ в  распоряжении каждого участника  обмена будет, по его оценкам, меньше ценности тех благ, которые могут  быть получены в результате обмена. Этот тезис верен для всех контрагентов обмена.

     Понятие трансакционных издержек было введено Р. Коузом в 30е годы в его статье "Природа фирмы". Оно было использовано для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирма. Р. Коуз связывал образование этих "островков сознательности" с их относительными преимуществами в плане экономии на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля.

     В рамках современной экономической  теории трансакционные издержки получили множество трактовок, иногда диаметрально противоположных.

     Так К. Эрроу определяет трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы. Эрроу сравнивал действие трансакционных издержек в экономике с действием трения в физике. На основании подобных предположений делаются выводы о том, что чем ближе экономика к модели общего равновесия Вальраса, тем ниже в ней уровень трансакционных издержек, и наоборот.

     В трактовке Д. Норта трансакционные издержки "состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению". Эти издержки служат источником социальных, политических и экономических институтов.

     В теориях некоторых экономистов  трансакционные издержки существуют не только в рыночной экономике (Коуз, Эрроу, Норт), но и в альтернативных способах экономической организации и в частности в плановой экономике (С. Чанг, А. Алчиан, Демсец). Так согласно Чангу максимальные трансакционные издержки наблюдаются в плановой экономике, что, в конечном счете, и определяет ее неэффективность.

     В экономический анализ понятия трансакционных издержек явилось крупным теоретическим достижением. Признание "небесплатности" самого процесса взаимодействия между людьми позволило совершенно по-новому осветить природу экономической реальности: "Без понятия трансакционных издержек, которое по большей части отсутствует в современной экономической теории, невозможно понять, как работает экономическая система, продуктивно проанализировать целый ряд возникающих в ней проблем, а также получить основу для выработки политических рекомендаций".

     Трансакционные издержки можно было бы определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало. Трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают двое или более участников; издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися обстоятельствами; издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали достигнутые договоренности. Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений. Одним словом, они включают все, что так или иначе отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности.

     Одна  из важнейших особенностей трансакционных издержек состоит в том, что они допускают значительную экономию на масштабах деятельности. Постоянные компоненты есть во всех видах трансакционных издержек, поэтому, когда информация собрана, ею может пользоваться любое количество продавцов и покупателей, следовательно, стоимость разработки законодательства или административных процедур, которые тоже являются трансакционными издержками, мало зависит от того, какое число лиц подпадает под действие.

     Выделение целого нового класса издержек позволило  поставить вопрос о реакции экономических  агентов на их присутствие. Так как  трансакционные издержки ограничивают возможности взаимовыгодного сотрудничества, экономические агенты оказываются заинтересованы в их сокращении и будут готовы предпринимать необходимые для этого меры.

     Роль  трансакционных издержек в экономическом мире нередко сравнивается с ролью трения в мире физическом: "Подобно тому, как трение мешает движению физических объектов, распыляя энергию в форме тепла, так и трансакционные издержки препятствуют перемещению ресурсов к пользователям, для которых они представляют наибольшую ценность, "распыляя" полезность этих ресурсов по ходу экономического процесса. Подобно тому, как каждому известному физическому объекту придается такая форма, которая способствует либо минимизации трения, либо получению за счет него какого-либо полезного эффекта (колесо, например, служит и тому, и другому), так фактически и любой известный нам институт возникает как реакция на присутствие трансакционных издержек и для того, по-видимому, чтобы минимизировать их воздействие, увеличив тем самым выгоды от обмена. Поэтому экономист, игнорирующий существование трансакционных издержек, будет сталкиваться с такими же трудностями при объяснении экономического поведения, с какими сталкивался бы физик, игнорирующий факт трения при описании движения физических объектов".

     Различные институты обладают неодинаковой эффективностью с точки зрения экономии трансакционных издержек. Одни справляются с этой задачей лучше, другие - хуже. И это объясняет эволюцию организационных структур. Те, что требуют слишком высоких издержек, отмирают, те, что оказываются более экономичными, выживают и получают распространение. Экономия трансакционных издержек выступает как своего рода "мотор" институциональной эволюции.

 

  1. Виды трансакционных издержек
 

     Для осуществления сделки от агента может  требоваться совершение множества  самых различных операций. Каждая из них может обходиться ему весьма недешево и сопровождаться ошибками и потерями. Отсюда - многообразие видов  трансакционных издержек. Рассмотрим некоторые виды трансакционных издержек.

  • Издержки  поиска информации

     Перед тем, как будет совершена сделка, нужно располагать информацией  о том, где можно найти потенциальных  покупателей или продавцов потребительских  благ или производственных факторов и каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации.

     Поиск может вестись на обеих сторонах рынка - как продавцами, так и покупателями. Например, на рынке труда работодатели дают объявления об имеющихся вакансиях, посылают заявки в службы занятости, производят тестирование и отбор  кандидатов и т.д. В свою очередь  соискатели рабочих мест опрашивают друзей и родственников, становятся на учет в агентства занятости, рассылают  резюме, обзванивают или посещают заинтересовавшие их фирмы. На товарных рынках производители затрачивают  немалые средства на изучение потребительского спроса, маркетинг, рекламу, а потребители - на изучение рекламных проспектов, посещение магазинов, стояние в  очередях.

     Мы  также можем выделить два вида издержек поиска информации. Например, целью агента может являться ознакомление с как можно большим числом имеющихся вариантов, или как  можно более углубленное изучение какого-то одного варианта.

  • Издержки  ведения переговоров
 

     Рынок требует отвлечения значительных средств  на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных  и ненадежно защищенных соглашений, являются мощным источником этих издержек.

  • Издержки  измерения

     Любой продукт или услуга - это комплекс характеристик. При обмене неизбежно  учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки

     бывает  чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться интуицией (например, судить о вкусе яблок по их цвету).

     Оценка  качеств товара может осуществляться на стороне как продавцов, так и покупателей. Во избежание нерационального дублирования желательно, чтобы измерение производилось однажды и чтобы его брал на себя тот, кто способен делать это с меньшими издержками. Целью их экономии обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по образцам и т.д.

  • Издержки  спецификации и защиты прав собственности

     В эту категорию входят расходы  на содержание судов, арбитража, государственных  органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. Любое нарушение требуется  сначала зафиксировать, затем оценить  его тяжесть, обеспечить поимку или  явку нарушителя, наложить наказание. Все это обходится далеко не бесплатно.

  • Издержки  оппортунистического  поведения

     Термин "оппортунистическое поведение" был введен О.Уильямсоном. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе и т.д. Издержки этого типа связаны с трудностями точной оценки постконтрактного поведения другого участника сделки.

     Различают две основных формы оппортунистического  поведения. Первая носит название "морального риска". Моральный риск возникает  тогда, когда в договоре одна сторона  полагается на другую, а получение  действительной информации об ее поведении  требует больших издержек или  вообще невозможно. Самая распространенная разновидность оппортунистического  поведения такого рода – отлынивание, когда агент работает с меньшей  отдачей, чем от него требуется по договору.

     Особенно  удобная почва для отлынивания  создается в условиях совместного  труда целой группой. Например, как  выделить личный вклад каждого работника  в совокупный итог деятельности "команды" завода или правительственного учреждения?

Информация о работе Трансакционные издержки