Трансакционные издержк в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:58, реферат

Описание работы

Последние два века капиталистическая экономика развивалась в основном за счет интенсивного использования факторов производства. Главной задачей переходного периода для России является интенсивный экономический рост, при котором снижение издержек играет немаловажную роль. Одним из основных показателей эффективности предприятия является прибыль. Основными путями роста прибыли является увеличение объема производства, цены реализации, снижение издержек производства. Но и первый, и второй пути сдерживаются рынком. Поэтому наиболее реальным должен стать фактор, предусматривающий минимизацию издержек

Содержание

Введение. 3
1. Понятие и сущность трансакционных издержек. 4
2. Совершенствование образования трансакционных издержек в России. 6
Заключение. 9
Список литературы. 10

Работа содержит 1 файл

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.РЕФЕР.Трансакционные издержки в России..docx

— 31.66 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение. 3

1. Понятие и сущность трансакционных издержек. 4

2. Совершенствование образования трансакционных издержек в России. 6

Заключение. 9

Список литературы. 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Последние два  века капиталистическая экономика  развивалась в основном за счет интенсивного использования факторов производства. Главной задачей переходного  периода для России является интенсивный  экономический рост, при котором  снижение издержек играет немаловажную роль. Одним из основных показателей  эффективности предприятия является прибыль. Основными путями роста  прибыли является увеличение объема производства, цены реализации, снижение издержек производства. Но и первый, и второй пути сдерживаются рынком. Поэтому наиболее реальным должен стать  фактор, предусматривающий минимизацию  издержек. Для приведения в действие всех факторов снижения издержек производства необходимо исследовать природу  издержек, специфику данного производства, особенности формирования затрат на производство продукции, проанализировать структуру издержек, выявить имеющиеся  резервы снижения затрат.

Введение  в экономический анализ понятия  трансакционных издержек явилось крупным  теоретическим достижением. Признание "не бесплатности" самого процесса взаимодействия между людьми позволило совершенно по-новому осветить природу экономической реальности: "Без понятия трансакционных издержек, которое по большей части отсутствует в современной экономической теории, невозможно понять, как работает экономическая система, продуктивно проанализировать целый ряд возникающих в ней проблем, а также получить основу для выработки политических рекомендаций".

Трансакционные  издержки можно было бы определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало. Трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые  отношения вступают двое или более  участников; издержки по изменению  планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда  это диктуется изменившимися  обстоятельствами; издержки обеспечения  того, чтобы участники соблюдали  достигнутые договоренности. Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности  совместных решений, планов, заключаемых  договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений. Одним словом, они включают все, что так или иначе отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности.

1. Понятие и сущность трансакционных издержек.

Природа фирмы, ее внутренние изменения привлекали внимание многих экономистов. Поэтому  вполне закономерно, что в сложившийся  в первой трети 20 века в социально-экономических  условиях перед экономической наукой встала задача и появилась необходимость  определить и ввести в обиход новое  понятие, которое бы констатировало тот факт, что имеют место положительные  потери и затраты, обусловленные  взаимодействием экономических  агентов между собой, и что  именно такое взаимодействие происходит не бесплатно и эту "не бесплатность" необходимо учитывать при определении эффективности деятельности как отдельных фирм, так и экономики в целом. Р. Коуз первым выявил существование издержек реализации трансакций. Он считает, что действие рыночного механизма связано с затратами на поиск партнера по сделке, ведение переговоров, заключение контракта и юридическую защиту. Специфику функционирования фирмы он видел в замене ценового механизма системой внутрифирменного контроля. О. Уильямсон уточнил представление о трансакционных издержках как издержках, которые связаны с функционированием специфических активов. О. Уильямсон предложил дифференцированный подход к выбору способа управления трансакциями в зависимости от величины трансакционных издержек. К таким издержкам относят, главным образом, издержки обращения. Всемирную известность и признание Коузу принесла статья "Проблема социальных издержек" (1960), посвященная экстернальным (внешним) эффектам - так называемым побочным результатам любой деятельности. Также в статье "Природа фирмы" обращается внимание на то, что появляются новые издержки, которые он назвал "трансакционными" (от слова сделка - трансакция). К ним относятся затраты на сбор информации о ценах, предпочтениях потребителей и намерениях конкурентов; на ведение переговоров, заключения и юридического обеспече6ния сделок. По признанию Коуза, его идеи относятся к числу самоочевидных: любая форма социальной организации (рынок, фирма, организация) требует немало издержек для своего создания и поддержания.

Обычно выделяют 5 форм трансакционных издержек:

  • издержки поиска информации;
  • издержки ведения переговоров и заключения контрактов;
  • издержки измерения;
  • издержки спецификации и защиты прав собственности;
  • издержки оппортунистического поведения

В последние  годы изучению трансакционных издержек посвятили свои работы и отечественные  экономисты: А. Шеститко, С. Малахов, А. Нестеренко.

С. Малахов  утверждает, что теория трансакционных издержек позволяет перейти к  анализу несовершенных рынков в  целом и развивающихся российских рынков в частности. Рассмотрев природу  возникновения трансакционных издержек применительно к российской экономики  с позиции неоклассического подхода, он предлагает отделить денежные трансакционные издержки (T) от не денежных (S) - издержек поиска, информации и ожидания. К сожалению, на современных предприятиях не ведется анализ трансакционных издержек в таком разрезе.

В период советской  плановой экономики государственный  контроль цен препятствует установлению равновесия и денежных, и не денежных трансакционных издержек, при котором минимальная совокупность трансакционных издержек (А) обеспечивается равенством:

T = S(A min = S + T = 2T)

Сдерживание роста цен обеспечивало снижение денежных издержек, что вело к непропорциональному  росту не денежных издержек, т.е росту совокупности ТИ = А (т.е. трансакционные издержки равны минимальной совокупности трансакционных издержек). По мнению А. Шеститко, при исследовании трансакционных издержек необходимо учитывать, что они существуют в любой хозяйственной системе. При оценке эффективности следует использовать критерий минимизации издержек производства, а не трансакционных издержек, что в свою очередь предполагает исследование зависимости трансакционных издержек не только от деятельности организаций и институтов, но и от технологии.

Трансакционные  издержки - это издержки (денежные и  не денежные), появляющиеся при принятии управленческих решений о реализации товаров (информационных затрат по поводу рынков сбыта, покупателях, поставщиках, конкурентах, ценах реализации, затрат по рекламе, по заключению договоров и т.п.).

2. Совершенствование образования трансакционных издержек в России.

Трансакционные  издержки могут иметь место только при определенных условиях. Речь идет об отношениях контрагентов по поводу специфических активов, ограниченной рациональности и оппортунизме.

Специфические активы обладают особой ценностью для  реализации конкретного проекта  и в то же время завязывают контрагентов таким образом, что отказ одного из них выполнять условия контракта  может принести большие убытки другому. Ограниченная рациональность не позволяет  заранее предсказать необходимость  адаптации условий контракта  к новым обстоятельствам, а опасность  оппортунизма заставляет искать "соответствующие  контрактные гарантии". Таким  образом, в контракте всегда есть слабые места с точки зрения его  потенциальной гибкости. Когда изменившиеся обстоятельства дают повод одному из контрагентов отказаться от намеченного  в соглашении хода проведения сделок, для второго это означает убытки, связанные с несоответствием  намеченного в контракте хода сделки ее конкретной реализации. Данный тип издержек и относится к  трансакционным и выявляет самую суть того, почему существуют институты в экономике. Их функция заключается в том, чтобы обеспечивать управление сделками таким образом, чтобы свести к минимуму возможности возникновения затрат описанного выше типа.

Следует заметить, что в современной российской экономике условия существования  трансакционных издержек имеют особенно яркое выражение по сравнению  с развитыми странами. Специфичность  активов в России проявляется  в тесной зависимости поставщиков  и потребителей, а также в узкой  предметной специализации предприятий, что было унаследовано от плановой системы. Ограниченная рациональность имеет особенно яркое выражение благодаря характерной для российской переходной экономики нестабильности.

Очевидно, что  в таких условиях трансакционные издержки должны быть очень высоки. В развитых рыночных экономиках "минимизация  трансакционных издержек достигается  путем дифференцированного закрепления  трансакций . . . за структурами управления ими". К подобным структурам управления относятся вертикальная интеграция и достоверные обязательства. Однако в современной России, где отсутствует разработанная правовая база, институты, описываемые западными экономистами, не могли бы эффективно функционировать. Поэтому в российской переходной экономике в качестве своеобразного института, направленного на минимизацию трансакционных издержек, выступили денежные суррогаты, а именно бартер и неплатежи.

Снижение  трансакционных издержек, не относящихся  к прямым затратам на реализацию конкретных проектов, осуществляется развитием  информационной инфраструктуры инвестиционного  рынка, регулированием тарифов на услуги монополий, обеспечением защиты собственности  и личности инвестора от криминальной сферы.

Интересы  инвесторов предполагается учитывать  при подготовке законодательных  и нормативных актов, а также  ведомственных инструкций по ценообразованию  в электроэнергетике, связи, железнодорожном  транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение  платы за аренду производственных помещений.

В отношении  защиты собственности инвесторов необходимо разработать единый порядок определения  размеров ущерба, причиняемого растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией.

Необходимо  совершенствовать работу международного коммерческого арбитражного суда, третейского  суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Для обеспечения  личной и имущественной безопасности инвесторов необходимо разработать  специальные государственные программы  предупреждения преступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с повышенным уровнем правонарушений.

Под эти цели необходимо предусмотреть материально-техническое, информационное укрепление соответствующих  оперативных служб, следственных органов  и судов.

В части информационного  обеспечения инвестиционной деятельности необходимо содействие государства  действующим и создаваемым коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес- планов, проектным  институтам. Конкретными задачами информационного  обеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка и актуализация информации о законодательстве, состоянии  рынка, перспективах развития экономики  и отдельных отраслей, о планах предприятий, заинтересованных в привлечении  инвестиций, о ходе приватизации, продаже  акций, конверсии производства.

По инициативе Правительства России создана качественно  новая структура - Консультативный  совет по иностранным инвестициям  в России, в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику  в крупных размерах. Его основная задача - обеспечение постоянного  диалога между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки  конкретных рекомендаций по совершенствованию  инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательности  образа России как страны, принимающей  инвестиции.

Для развития экономики России и продвижения  частных иностранных прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и др.

Заключение.

Современный этап развития российской экономики  характеризуется незавершенностью формирования институциональных основ  рыночных отношений. Неработоспособность  механизмов контроля и принуждения  к следованию некоторым формальным нормам привела к широкому распространению  специфических отношений и укоренению в институциональной среде неформальных норм, в рамках которых они осуществлялись. Ряд проблем - существование административных барьеров, коррупционная и нелегальная деятельность и т.п. — остаются неразрешенными в экономике России на текущий момент. Процесс трансформации, совершенствования институциональной среды, сопровождаясь изменением в величине и структуре трансакционных издержек, оказывает влияние на эффективность взаимодействия экономических агентов. Высокие трансакционные издержки блокируют нормальный хозяйственный процесс. Поэтому в российской экономике проблема трансакционных издержек представляет особый интерес с позиции теоретических исследований и разработки практических подходов к снижению трансакционных издержек. Среди экономистов, с одной стороны, есть приверженцы государственного регулирования с целью снижения трансакционных издержек, с другой стороны, есть сторонники самодостаточности рынка, которые рассчитывают на саморегулирующие возможности рынка. Слабое знание трансакционных издержек, которые возникают в процессе функционирования институтов, можно отнести к факторам, затрудняющим рыночную трансформацию российских предприятий.

Информация о работе Трансакционные издержк в России