Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:30, курсовая работа
Производство работ в рамках организации оправдано наименьшими трансакционными издержками при условиях высокого риска и больших инвестиций. Затраты на поиск информации, обсуждение и заключение договора в данном случае не возникают, а изменение и дополнение могут быть сильно упрощены. С помощью механизмов управления и контроля, свойственными организациями, возможно частичное или полное избежание оппортунизма.
До
появления понятия
Но чтобы сделка могла состояться, необходимо собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об ее условиях, проконтролировать добросовестность ее выполнения партнером, а если она все-таки расстроилась по его вине, то и в этом случае, чтобы добиться компенсации, бывает необходимо приложить немало усилий. Поэтому совершение сделок может требовать значительных затрат и сопровождаться серьезными потерями. Эти издержки и получили название "трансакционных". Они выступают главным фактором, определяющим структуру и динамику различных социальных институтов.
Обмен товаров и сервисных услуг, связанный с ограниченным риском и низкими специфическими инвестициями производится в рамках рынка, условиях жесткой конкуренции. Не приводящая к большим затратам возможность корректировки договора после его заключения допускает автономные действия участников контракта и поиск альтернатив.
С возрастающей обоюдной зависимостью участвующих сторон в виде особых трансакционных инвестиций в качестве, например, производственных мощностей, увеличится заинтересованность в нарушении договоренности за счет зависимого партнера. В таких условиях наиболее эффективными являются гибридные формы договора с характерными обязательными по обмену информации и санкциями в случае невыполнения условий договора.
Производство
работ в рамках организации оправдано
наименьшими трансакционными издержками
при условиях высокого риска и больших
инвестиций. Затраты на поиск информации,
обсуждение и заключение договора в данном
случае не возникают, а изменение и дополнение
могут быть сильно упрощены. С помощью
механизмов управления и контроля, свойственными
организациями, возможно частичное или
полное избежание оппортунизма.
Если обратиться к английскому слову «трансакция» ( transaction ), то в нем можно выделить две составные части. «Транс» ( trans ) в данном контексте означает «между», «акция» ( action ) – «действие». Это означает, что ближе всего по смыслу к данному иностранному термину находится русское слово «взаимодействие». Ключевым в данном случае является отличие трансакции от более широкого понятия – «операция». Операция может совершаться субъектом без прямого контакта с кем-либо (например, рабочий на конвейере закручивает гайку). Трансакция, напротив, совершается «коллективно» (операционист банка принимает поручение клиента). Таким образом, трансакция – любая операция (действие, акт) субъекта экономики, в котором участвует хотя бы один контрагент.
В соответствии с нашим определением, трансакции могут быть как «внутрифирменные» (в роли «контрагентов» выступают коллеги – сотрудники одной и той же фирмы), так и «рыночные» (в этом случае взаимодействуют сторонние партнеры). Примеры трансакций многообразны: от издания приказа и отпуска материалов со склада до подписания контракта и отправки партии товара клиенту.
Другая классификация трансакций восходит к американскому экономисту английского происхождения Дж. Коммонсу. В ней различаются:
1) добровольный обмен (трансакция-сделка). Суть такого обмена – передача из рук в руки прав собственности на экономические блага (например, в результате продажи автомобиля). Сюда же можно отнести всю совокупность внутрифирменных трансакций по физическому перемещению ресурсов.
Трансакция происходит, когда товар или услуга пересекает границы технологических процессов: это акт перехода от заключительной точки одной технологической стадии до начальной точки другой;
2) трансакция управления . Данный вид взаимодействия отличает неравноправное (асимметричное) положение сторон. Право принимать решение принадлежит только одному участнику трансакции, и добровольный обмен уступает место отношениям подчинения. К данному типу трансакций относят
любые действия, которые одним словом можно охарактеризовать как «руководство»: приказ о найме сотрудника, распоряжение на открытие счета в банке и т.д.;
3) трансакция нормирования (рационирования). В данной трансакции неравноправное положение субъектов сохраняется, но исчезает управление. В этом случае одна из сторон, наделенная соответствующими полномочиями, осуществляет распределение, наделяя богатством тот или иной субъект (скажем, выносится решение о размере и порядке выплаты «бонусного пула» фирмы). Чаще всего в данной роли выступает коллегиальный орган (например, Совет директоров или Правление).
В
рыночной экономике число трансакций
растет с развитием специализации
и разделения труда. В связи с
этим уместно вспомнить
«Исследование о природе и причинах богатства народов». Именно там приводится одно из первых удачных описаний внутрифирменных трансакций применительно к булавочной мастерской. Напомним, что Смита интересуют не сами трансакции, а экономический эффект, который приносит специализация
каждого работника на одной конкретной операции: один человек вытягивает проволоку , другой выпрямляет, третий нарезает, четвертый затачивает ее и т.д. Разделив обязанности таким образом, рабочие трудятся более производительно, чем могло бы быть, если каждый выполнял бы все операции сам от начала и до конца. Однако специализация имеет и определенную цену: она приносит
существенный прирост числа трансакций (их становится ровно столько, сколько раз каждая заготовка передается рабочими друг другу). Столь бурный рост объемов взаимодействий в булавочной мастерской не привел к заметному увеличению расходов. Но ведь в реальной экономике не все трансакции так просты, как передача булавки из рук в руки!
Предметом сделки
может быть объект со множеством параметров
качества, которые крайне сложно выявить
и адекватно оценить. Экстремальным примером
может послужить межгосударственное соглашение
о продаже или аренде территорий: сколько
миллионов булавок может затеряться в
ходе такой трансакции! Кроме того, субъекты
в процессе хозяйственной деятельности
обмениваются не только материальными
благами. Передаче подлежат знания, технологии,
а иногда и профессиональные навыки специалиста.
Для таких трансакций высоки издержки
информации (обе стороны должны иметь
представление обо всех качествах передаваемого
объекта), велик риск, связанный с возможной
недобросовестностью партнера, и не исключена
информационная асимметрия (стороны не
одинаково полно информированы. Следовательно,
проведение большинства рыночных и внутрифирменных
трансакций затратно.
Один
из вариантов классификации
В торговой трансакции для осуществления фактического отчуждения и присвоения прав собственности и свобод необходимо обоюдное согласие сторон, основанное на экономическом интересе каждой из них в соответствии с относительной переговорной силой, юридическим статусом и т.п. Таким образом, в данной трансакции условием присвоения блага одним является признание контрагентом наличия ценности в вещи не меньшей, чем та, которой обладает для него вещь, находящаяся в его распоряжении. Торговая трансакция — единственная форма, в которой возможно соблюдение условий симметричности правовых отношений между контрагентами. Объектами трансакции сделки являются права на обмениваемые блага.
Примерами
трансакции сделки могут служить
действия на рынке труда наемного
работника и работодателя (или
их союзов), поведение законодателей
на политическом рынке, действия кредитора
и заемщика на рынке временно свободных
денежных средств. Каждая из сторон самостоятельно
принимает окончательное
В трансакции управления ключевым является отношение управления-подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне (вследствие делегирования, узурпации, приобретения и т.п.). Данный вид трансакций существует во внутрифирменных отношениях, в бюрократических организациях, а в более широком плане — во внутрииерархических отношениях. Трансакции управления существуют в силу того, что право на принятие решения (соответственно право свободы, по Дж. Коммонсу) обменивается на доход, ожидаемая полезность которого должна превышать ту, которая соответствует рыночной ставке заработной платы на рынке. В связи с этим условием контракты по найму рабочей силы радикально отличаются от других добровольных контрактов, делая необходимым выделение в качестве особого права свободы.
Типичными примерами трансакции управления является поведение раба и рабовладельца, рабочего и мастера, начальника и подчиненного в соответствии с формальными правилами. рабовладелец, мастер или начальник отдают команды, тем самым выражая непосредственно свою волю, а рабы, рабочие или подчиненные выполняют их вне зависимости от того, совпадает это с их интересами или нет. Команда – одностороннее ограничении набора допустимых действий, которые могут предпринимать рабы, рабочие и подчиненные и т.д. В терминах проблемы выбора это означает, что процедура оценки альтернатив как средство их отбора вытесняется для управляемого ограничениями, оставляющими доступной лишь одну альтернативу.
В трансакции управления поведение асимметрично, так как асимметрично правовое положение сторон и, соответственно, асимметричны правовые отношения. Объектом трансакции управления оказывается поведение одной из сторон правового отношения.
Эффективность
ограничений обусловлена
В трансакции рационирования асимметричность правового положения сторон сохраняется, но место управляющей стороны занимает, как правило, коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав. В частности, составление бюджета компании советом директоров, так же как и федерального бюджета правительством и утверждение органом представительной власти, решения арбитражного суда по поводу спора, возникающего между действующими субъектами, посредством которого распределяется богатство, являются трансакциями рационирования. Одна сторона (совет директоров, суд) определяет права другой (руководители подразделений, истец и ответчик).
Вместе с тем здесь возможны обращения одной стороны к другой, которые внешне могут напоминать переговоры: для доказательства возможности присвоения или необходимости отчуждения блага необходимо представить достаточные основания. Однако только одна сторона обладает исключительным (формально) правом принятия окончательного решения. При этом рационирующий субъект вовсе не обязательно обладает возможностью определять действия рационируемого (как это происходит в трансакции управления).
В
отличие от трансакции управления активную
роль в реализации прав свобод выполняют
претенденты на соответствующую
долю богатства. В отличие же от трансакции
сделки переговоры осуществляются в виде
выдвижения аргументов, подачи прошений,
красноречия. Таким образом, порядок действий
в трансакциях управления и рационирования
каждой из сторон определяет особенности
получаемого результата.
С введением в анализ трансакционных издержек необходимо уточнить структуру издержек фирмы.