Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:55, реферат
В работе дается новое определение спроса на товар. Показывается истинная связь его с другими рыночными величинами. Вводятся точные графики для отражения зависимости спроса от этих величин.
Сочинение является частью «Русской теории спроса» и предназначено для исправления ошибок, существующих в западной теории товарного спроса.
Предисловие ..................................................................................................................... TTS.0
Понятие товарного спроса ............................................................................................ TTS.01
Величина товарного спроса .......................................................................................... TTS.02
Функция товарного спроса ............................................................................................. TTS.03
Формулы товарного спроса ............................................................................................ TTS.04
Схема товарного спроса.................................................................................................. TTS.05
Вариации товарного спроса .......................................................................................... TTS.06
Графики товарного спроса ............................................................................................ TTS.07
Общий график спроса ............................................................................................. TTS.07.1
График зависимости спроса от количества денег ............................................. TTS.07.2
График зависимости спроса от цены товара ...................................................... TTS.07.3
Неценовые факторы спроса .......................................................................................... TTS.08
Спрос и вкусы потребителей ................................................................................. TTS.08.1
Спрос и число покупателей на рынке ................................................................. TTS.08.2
Спрос и денежные доходы покупателей ............................................................ ..TTS.08.3
Спрос и цены на другие товары ............................................................................ TTS.08.4
Спрос и ожидаемые доходы покупателей и цены ...............................................TTS.08.5
Спрос и реклама ....................................................................................................... TTS.08.6
«Закон» спроса ................................................................................................................. TTS.09
Смысл «закона» спроса ........................................................................................... TTS.09.1
Смысл «закона» спроса. Продолжение ................................................................ TTS.09.2
«Исключения» из «закона» спроса ....................................................................... TTS.09.3
«Парадоксы» спроса ....................................................................................................... TTS.10
«Парадокс» Веблена ...................................................................................... TTS.10.1
«Парадокс» Гиффена .................................................................................... TTS.10.2
Остальные «парадоксы» .............................................................................. TTS.10.3
Количество неучтенных вариантов поведения спроса ............................................ TTS.11
Функция спроса и кривые Энгеля ............................................................................... TTS.12
Спрос и величина спроса ............................................................................................... TTS.13
Заключение. Смысл, возможности и главные особенности ТТС .......................... TTS.14
Сокращения и обозначения .................................................................................... TTS.Sok
Именно поэтому отклонения от «закона» спроса в виде эффекта Веблена представляют собой случаи, когда цена товара изменяется, но КД на него изменяется еще более быстрыми темпами. И в ту же сторону, что и цена*. Поэтому и общий результат получается не в форме обратно пропорциональной зависимости спроса от цены, а другой. Прямо противоположный. Спрос зависит от цены прямо пропорционально. За счет вмешательство в дело изменения количества денег.
____________________
* Это случаи Б.2 и В.2 по TTS.06 - http://sovet14.narod.ru/TTS/
TTS.10.2
И здесь используем два источника.
Для большей полноты представле
02.810: «Самый известный парадокс в экономической теории - "парадокс Гиффена". Р.Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX века объем спроса на картофель существенно увеличился при росте цен на него, что полностью противоречит классической постановке закона спроса - при росте цены на товар объем приобретаемого товара должен уменьшаться.
Это явление и получило название "парадокса Гиффена". В экономической теории, которая рассматривает множество различных товаров, даже выделяют особо нормальные товары и "товары Гиффена".
Парадокс Гиффена экономистами объясняется следующим образом: "Дело в том, что картофель представлял основной продукт питания ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило их сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно наиболее дешевым продуктом, объем спроса на него вырос... подобная ситуация представляет единственно возможное исключение из общего закона спроса"».
02.804. Википедия
«Товар Гиффена — это товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены (то есть, эффект замещения от изменения цены перевешивается действием эффекта дохода). При соблюдении прочих равных условий (особенно, стабильного уровня дохода) потребление товаров Гиффена отражает положительный наклон кривой спроса.
Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: при повышении цен на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его рыбой, грибами и т. д. У товара Гиффена всё наоборот — при повышении цен на картофель люди начинают покупать больше картофеля, но меньше, например, мяса.
Все товары Гиффена — малоценные товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель. Ценных товаров Гиффена не бывает. Так, например товарами Гиффена в России являются соевый соус, кетчуп и майонез.
В этом заключается «парадокс Гиффена»: при повышении цен на определённые виды товара (в основном товары первой необходимости) их потребление повышается за счёт экономии на других товарах».
Объяснение – короткое. Этот случай подобен по технике эффекту сноба: цена растет, но и потребление (спрос) увеличивается. Отличие лишь в том, что там рост цены приводит в действие форс, примитивное стремление человека выделиться потреблением из других. А здесь количество денег на данный товар увеличивается за счет экономии на других товарах. От которых потребитель отказывается в пользу данного**.
____________________
* См. в 02.806 объяснение этого парадокса одним из моих конкурентов-попутчиков. :) Надеюсь, мое объяснение будет попроще и подоходчивее...
** Это случай Б.2 по TTS.06 - http://sovet14.narod.ru/TTS/
TTS.10.3
01.476: «Закон спроса не действует в следующих случаях:
Первый случай тоже подобен эффекту сноба: цена растет, но и КД не отстает. Отличие только в том, что количество денег на данный товар увеличивается за счет изменения мнения о качестве товара. В сторону увеличения этого мнения. Так как обычно на практике более дорогие товары и более высоким качеством обладают. Хотя и не всегда, надо уточнить. (Это случай Б.2 по TTS.06.)
Следует еще отметить, что этот случай подобен первой части «парадокса» Веблена: «ситуация, когда потенциальные покупатели воспринимают снижение цены товара как информацию об ухудшении его качества, что приводит к спаду числа покупок». Отличие лишь в том, что у Веблена цена падает, а здесь – растет. Обыкновенное рассмотрение противоположного движения цены...
Второй эффект подобен первой части парадокса Веблена. Разница в том, что покупатель выделяет денег меньше на товар не потому, что считает, будто его качество улучшилось, а лишь с целью экономии своих средств. В надежде потом купить этот товар дешевле. (Это случай В.2)
Такие маневры ведут к опережающему уменьшение цены уменьшению количества денег на товар. Поэтому и спрос на него падает. А не растет. Как бы хотелось сторонникам так называемого закона спроса.
Третий казус не выходит из ряда других. Рост цены на дорогостоящие товары (а надо понимать, что речь идет именно о росте, а не падении цены) не приводит к противоположному изменению спроса на них. Потому что количество денег на эти товары не управляется только знанием их цен. Есть и многие другие соображения. Которые заставляют потребителей покупать такие товары, даже если цена на них растет. Например, мысль о том, что покупательная способность денег упадет настолько, что за них вообще ничего купить будет нельзя. Так уж лучше, купить драгоценность по высокой цене, чем потом обклеивать туалет бумажными купюрами... (Это опять случай Б.2)
TTS.11
Истины ради следует отметить, что «закон» спроса отражает только ситуации Б.5 и В.5 по перечню вариаций спроса: когда цена товара растет или падает; спрос изменяется в противоположном направлении. А КД, при этом, остается неизменным. Последнее потому, что «закон» этот формулируется при условии «прочих равных». Под которыми следует понимать неизменность именно КД, а не вообще всех факторов, от которых зависит спрос. Так как эти факторы могут изменяться. Главное – чтобы КД было постоянно.
В самой формулировке «закона» спроса ничего не говорится о случае, когда цена товара неизменна. Но можно предположить, по логике этого «закона», что в случае неизменности цены спрос тоже будет постоянен. То есть, можно отдать на откуп этому закону и случай А.1. Считать, что и он учтен в законе.
Но в действительности неизменность цены совсем не означает, что будет постоянен и спрос. Не учтены ни в самом «законе», ни в его исключениях случаи Б.1 и В.1. В которых цена неизменна, но спрос, тем не менее, изменяется. Потому что изменяется КД.
Кроме того, нигде не учтены случаи А.2 и А.3, когда ЦТ растет или падает, но спрос, тем не менее, остается постоянным. Потому что КД изменяется в тех же пропорциях и в том же направлении. Компенсируя изменения цены.
В «исключениях» из «закона» спроса учтены только случаи Б.2 («парадокс» Веблена; «парадокс» Гиффена; остальные «парадоксы») и В.2 («парадокс» Веблена).
Отсюда можно заключить, что не учтенными остались еще варианты Б.3, Б.4, В.3 и В.4. И, сводя баланс, можно сделать такие выводы:
Счет 8:5, в пользу новой теории спроса.
Подсказка для желающих проверить счет этого состязания:
TTS.12
02.798. Экономико-математический словарь:
«ФУНКЦИЯ СПРОСА [demand function] — функция, отражающая зависимость объема спроса на отдельные товары и услуги (потребительские блага) от комплекса факторов, влияющих на него. Более узкая трактовка: Ф. с. выражает взаимозависимость между спросом на товар и ценой этого товара при условии, что другие факторы, влияющие на величину спроса, признаются постоянными.
Такие зависимости применяются в аналитических моделях спроса и потребления и строятся с использованием методов математической статистики на основе информации о структуре доходов населения, цен на товары и других факторов. Напр., для анализа и прогнозирования спроса на предметы длительного пользования нужны данные о наличии и возрасте таких предметов, уже имеющихся у населения, о составе семей; спрос на мебель во многом определяется интенсивностью жилищного строительства и т. д.
Наибольшее распространение
получили однофакторные функции, отражающие зависимость спроса от уровней
семейных доходов. Соответствующие этим
функциям кривые названы кривыми Э. Энгеля (по имени
впервые изучившего их немецкого ученого).
В обобщенной форме эти кривые можно выразить
формулой: xi = fi(S),
где S — средний доход; xi — объем потребления
блага (либо объем спроса, если он удовлетворяется).
Формы же кривых (т. е. характер функций fi) могут быть различны».
Легко видеть, что «закон» спроса и функции Энгеля суть две половинки одного целого – правильной, истинной функции спроса: ТС = КД/ЦТ.
«Закон» спроса отражает зависимость спроса от цены, а функции Энгеля – от денег. Выражение «от денег» применено потому, что в трактовке Энгеля существует неточность. Спрос надо ставить в зависимость не от доходов, а от количества денег, выделяемых из дохода на данный товар. Потому что спрос непосредственно зависит именно от КД. А уже само КД зависит от доходов потребителей. По формуле, приведенной в TTS.08.3:
«КД = ДП – КДнаДТ – ЗД, где: ДП – доходы покупателей; КДнаДТ – деньги на другие товары; ЗД – запас денег».
Доходы покупателей являются фактором спроса, но не аргументом его непосредственно. Поэтому ставить спрос в прямую зависимость от доходов есть ошибка, неточность. В выявлении математических закономерностей, существующих в человеческом обществе.
Кривые Энгеля, по сути своей, есть отклонение от прямо пропорциональной зависимости спроса от КД при постоянной цене в силу того, что не весь доход идет на покупку одного товара. Из него выделяются суммы на другие товары, делаются запасы. Поэтому прямые на графике зависимости ТС от КД превращаются в кривые, когда этот график трансформируется в зависимость ТС от ДП (доходов покупателей).
TTS.13
Разделение в западной экономической науке изменений спроса на изменение его величины и изменение самого спроса, его характера, имеет под собой объективное основание. Но объясняется оно в экономиксе неверно. Вследствие неправильного понимания аргументов и сущности спроса. Под изменением величины спроса они понимают изменение спроса в зависимости от изменений цены, а под изменением самого спроса понимают изменение спроса по неценовым детерминантам. За которыми, на самом-то деле, скрываются изменения величины спроса под воздействием другого его аргумента – количества денег. Поэтому смещение «кривой спроса» является таким же изменением его величины, как и движение вверх-вниз по этой кривой.
Величина спроса изменяется и при изменении цены, и при изменении количества покупателей, их предпочтений и других факторов. От которых зависит изменение второго аргумента спроса – КД. Другое дело, что спрос может изменяться не только по величине. Он может изменяться и по своему характеру, по виду, качеству. Есть спрос на данный товар, и есть спрос на другой товары. Это качественно разные спросы. Хотя в общем виде они есть одно и то же – спрос вообще. Когда же речь идет об изменение спроса на один и тот же товар под воздействием изменений цены и количества денег, то разделение этих изменений на два вида бессмысленно, наивно и смешно.
И в подтверждение сказанного – цитата по теме из учебника Макконнелла и Брю:
«Понятие «изменение спроса» не следует смешивать с понятием «изменение величины спроса». Мы уже отмечали, изменение спроса выражается в смещении всей кривой спроса либо вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса). Это происходит потому, что намерения потребителей относительно покупки продукта изменились. Причиной тому стало изменение одной или более детерминант спроса. Напомним, что понятие «спрос» можно выразить в виде шкалы или кривой, поэтому «изменение спроса» должно означать, что вся шкала изменилась или кривая целиком изменила свое положение.
В противоположность этому изменение величины спроса означает передвижение от одной точки к другой на неизменной кривой спроса, то есть переход от одной комбинации «цена - количество продукта» к другой их комбинации. Причиной изменения величины спроса служит изменение цены данного продукта»*.
Удивительные рассуждения!!! Как будто смещение линии графика есть не такое же изменение величины функции, как и движение по этой линии! Поражает еще и то, что наши многочисленные эпигоны мэйнстрима переносят их без всяких сомнений в свои учебники и статьи по экономической теории**!
____________________
* См. http://yax.su/finlab/ir103/21/
** Пример: Экономическая теория. В.И. Видяпин. – 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2007, с. 132.
TTS.14
Первое, и самое главное, отличие ТТС от других концепций «платёжеспособного» спроса заключается во введении второго аргумента спроса – количества денег. Благодаря чему появилась возможность выстроить все другие величины, влияющие на спрос, в строгую логическую цепочку. Четко разделить эти факторы на те, что действуют на спрос через КД, и те, что влияют через цену. Показать порядок, последовательность, в которой детерминанты спроса воздействуют на него.
Второе. Все формы функциональных зависимостей, относящихся к спросу, объединены в одно целое, в единую формулу – функцию спроса: ТС = КД/ЦТ. Что позволило рассмотреть в единстве, в неразрывной целостности, все варианты сочетаний его аргументов и все возможные его изменения. Как в пространстве, так и во времени. А также привязать весь «букет» факторов спроса к двум величинам – КД и ЦТ.