Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:55, реферат
В работе дается новое определение спроса на товар. Показывается истинная связь его с другими рыночными величинами. Вводятся точные графики для отражения зависимости спроса от этих величин.
Сочинение является частью «Русской теории спроса» и предназначено для исправления ошибок, существующих в западной теории товарного спроса.
Предисловие ..................................................................................................................... TTS.0
Понятие товарного спроса ............................................................................................ TTS.01
Величина товарного спроса .......................................................................................... TTS.02
Функция товарного спроса ............................................................................................. TTS.03
Формулы товарного спроса ............................................................................................ TTS.04
Схема товарного спроса.................................................................................................. TTS.05
Вариации товарного спроса .......................................................................................... TTS.06
Графики товарного спроса ............................................................................................ TTS.07
Общий график спроса ............................................................................................. TTS.07.1
График зависимости спроса от количества денег ............................................. TTS.07.2
График зависимости спроса от цены товара ...................................................... TTS.07.3
Неценовые факторы спроса .......................................................................................... TTS.08
Спрос и вкусы потребителей ................................................................................. TTS.08.1
Спрос и число покупателей на рынке ................................................................. TTS.08.2
Спрос и денежные доходы покупателей ............................................................ ..TTS.08.3
Спрос и цены на другие товары ............................................................................ TTS.08.4
Спрос и ожидаемые доходы покупателей и цены ...............................................TTS.08.5
Спрос и реклама ....................................................................................................... TTS.08.6
«Закон» спроса ................................................................................................................. TTS.09
Смысл «закона» спроса ........................................................................................... TTS.09.1
Смысл «закона» спроса. Продолжение ................................................................ TTS.09.2
«Исключения» из «закона» спроса ....................................................................... TTS.09.3
«Парадоксы» спроса ....................................................................................................... TTS.10
«Парадокс» Веблена ...................................................................................... TTS.10.1
«Парадокс» Гиффена .................................................................................... TTS.10.2
Остальные «парадоксы» .............................................................................. TTS.10.3
Количество неучтенных вариантов поведения спроса ............................................ TTS.11
Функция спроса и кривые Энгеля ............................................................................... TTS.12
Спрос и величина спроса ............................................................................................... TTS.13
Заключение. Смысл, возможности и главные особенности ТТС .......................... TTS.14
Сокращения и обозначения .................................................................................... TTS.Sok
ТС = k*КД = 1/ЦТ*КД = КД/ЦТ.
Таким образом, в данном случае, величину спроса на товар можно определить как отношение количества денег к средней цене единицы товара. Как частное от деления КД на цену единицы товара. И если принять, что КД измеряется в рублях (рб), а товар – в штуках (шт), то проверка формулы спроса по единицам измерения будет выглядеть следующим образом:
ТС = КД/ЦТ= рб/(рб/шт) = шт.
Понятно, что здесь количества величин,
входящих в формулу, приняты равными
единице. И скобки употреблены не
для изменения порядка математи
ТС = КД/ЦТ= рб/рб = ?
Выразим теперь величину спроса через стоимость денег. Представляющей собой отношение количества товара, которое можно купить за единицу денег, к самой этой единице. И формула спроса на товар примет вид:
ТС = КД*СД = рб*(шт/рб) = шт.
То есть, можно сказать, что спрос на товар есть произведение количества денег на стоимость единицы денег. И если от цены он зависит обратно пропорционально, то от стоимости денег – прямо. Чем выше она, тем выше при постоянном КД, будет спрос на товар.
***
В любом случае, речь в обеих формулах идет об одной и той же величине. Но в дальнейшем за основу будет принята именно первая, ценовая, а не стоимостная формула спроса на товар. Так как традиционно в экономической теории рассматривается именно зависимость спроса от цены. А традиции нужно уважать. Но, конечно, не следовать им слепо. Потому как не все традиционное хорошо, и не все хорошее еще стало традиционным. :)
____________________
* См. SA.381 - http://sovet14.narod.ru/SA/SA.
TTS.05
Для графического изображения товарного спроса используется «ценовая» формула спроса: ТС = КД/ЦТ. Изображенный на схеме спрос может рассматриваться и как спрос на товар со стороны отдельного субъекта; и как спрос на данный товар со стороны всех его покупателей на данном рынке; и как спрос на данный товар на некотором множестве рынков. Ибо схема спроса дана в самом общем виде.
Рис. 0. Схема «платёжеспособного» спроса на товар
На схеме латинскими буквами M и N обозначены, соответственно, количества денег и товаров. В рублях и штуках. Количества, приходящиеся на одного отдельного субъекта, их совокупность на данном рынке или же на всех рынках. В зависимости от того, для рассмотрения какой задачи будет использоваться данная приведенная модель спроса.
Малой буквой m обозначено то количество денег, которое приходится в среднем на единицу товара. И отношение этого количества к единице товара, представляет собой, по сути, среднюю цену единицы товара: ЦТ = m/1 [рб/шт].
TTS.06
Формула спроса на товар подобна формуле цены*. Вид обеих этих зависимостей в общей математической записи одинаков: z = y/x. Где, в случае спроса: y = КД, x = ЦТ, а z = ТС = КД/ЦТ.
Поэтому можно и для спроса, как и для цены**, указать все возможные случаи сочетания аргументов. Но уже без предварительных рассуждений, используя только конечный результат, полученный в «Теории цены».
А.1. Цена товара и количество денег остаются
постоянными.
А.2. Цена товара и количество
денег растут, но растут в равной пропорции.
А.3. Цена товара и количество
денег падают, но падают в одинаковой пропорции.
Б.1. ЦТ постоянна, а КД растет.
Б.2. И ЦТ, и КД растут, но
последнее растет более высокими темпами.
Б.3. ЦТ падает, а КД – растет.
Б.4. ЦТ и КД падают, но ЦТ
падает опережающими темпами.
Б.5. ЦТ падает при неизменном
КД.
В.1. ЦТ постоянна, а КД падает.
В.2. ЦТ и КД падают, но КД
падает опережающими темпами.
В.3. ЦТ растет, а КД падает.
В.4. ЦТ и КД растут, но первое
растет опережающими темпами.
В.5. ЦТ растет при постоянном
КД.
Указанными вариантами исчерпываются все возможные случаи поведения спроса. То же, какие из них реализуются в действительности, а какие – нет, зависит от конкретных рыночных условий. Но, как правило, все теоретически возможные варианты реализуются на практике. Если явление существует достаточно долго и в приличных масштабах. Как спрос.
____________________
* См. SA.381 - http://sovet14.narod.ru/SA/SA.
** См. SA.423 - http://sovet14.narod.ru/SA/SA.
TTS.07
Вообще говоря, существует один-единственный график спроса. Представляющий собой криволинейную поверхность в трехмерной декартовой системе координат. Потому как спрос является нелинейной функцией двух переменных. Однако, в силу того, что этот график может быть представлен и в виде некоторых его сечений, то имеет смысл говорить о множестве графиков спроса. При этом, не следует, конечно, забывать о том, что все это множество составлено из общего графика и его частных изображений.
Наиболее простыми и наиболее характерными являются сечения общего графика плоскостями, параллельными координатным. Суть этих сечений заключается в том, что из трех переменных, входящих в формулу спроса, какой-то одной, поочередно, придается постоянное значение. И исследуется только зависимость между оставшимися двумя величинами.
Ниже, кроме общего графика, будут рассмотрены сечения графика сначала при постоянной цене товара, а потом – при постоянном количестве денег, выделяемых на товар. То есть, сначала будет рассмотрен график зависимости спроса от изменения количества денег, а потом – от вариаций цены товара. Вариант же постоянства самого спроса тоже возможен. В этом случае секущей плоскостью будет горизонтальная плоскость. И полученный график будет зависимостью между количеством денег и ценой товара. По нему можно будет определять, к примеру, какой должна быть цена товара, чтобы при данном количестве денег был необходимый, фиксированный спрос. Но пока этот график рассматриваться не будет. Дабы не увеличивать объем сочинения.
Необходимо отметить еще один момент. Характер графиков спроса не зависит от того, в каких обстоятельствах происходят изменения спроса. Вследствие изменения каких обстоятельств происходят изменения спроса. Он будет одним и тем же и в том случае, если происходят изменения спроса на данный товар на одном и том же рынке с течением времени. И если изменения на этот товар исследуются в пространственном плане. Как изменения его в один и тот же период времени, но на разных рынках.
Так происходит потому, что для величины спроса безразлично, по каким причинам происходит изменение величины его аргументов. Главное – сами эти изменения, а не качественные моменты, приводящие к ним. Именно поэтому об изменениях величины спроса можно говорить вообще, отвлекаясь от всех частных моментов. Как несущественных для рассматриваемого с чисто математической точки зрения явления. Все качественное «умирает» в цифре, когда важны сами величины, а не то, что обуславливает то или иное их значение. Математика обеспечивает общий подход. И в пространстве, и во времени.
TTS.07.1
Так как формула спроса на товар подобна формуле цены, то и графики у них похожи друг на друга. График цены был сотворен еще для Первого варианта «Теории цены товара». А ниже приводится общий график спроса, построенный на сервисе FooPlot.
Рис. 1. Общий график спроса: ТС = КД/ЦТ (z = y/x)
Количество денег в формуле спроса может изменяться от нуля до бесконечности. Но на практике, понятно, это количество никогда не сможет быть бесконечным. Как бы велико оно ни было, это всегда есть величина конечная. Хотя и для каждого вида товара или периода времени – своя.
Минимальная же цена единицы товара для вычисления спроса на товар может быть взята только равной единице или какой-то доле единицы, но никак не нулю. Потому что при нулевом значении цены спрос на товар в принципе определен быть не может. Он становится величиной неопределенной. В силу того, что в формуле спроса происходит деление на ноль. Что и порождает неопределенность.
Разумеется, цена товара может быть установлена и нулевой. Но тогда обмен перестает быть обменом и превращается в дарение. И о платежеспособном спросе на товар не имеет смысла говорить. Так как спрос из возмездного, рыночного, превращается в безвозмездный. И процессом будут управлять уже не деньги, а натуральные потребности одариваемой стороны и желание дарующей сделать приятное первой.
TTS.07.2
Если исследовать зависимость спроса только от количества денег, то это значит, что в пределах данного вопроса значения цены должны оставаться неизменными. А это означает, что график зависимости спроса от КД при неизменной цене представляет собой некоторое сечение пространственного графика спроса плоскостью, параллельной координатной плоскости ZOY (ТС;О;КД) на общем графике спроса.
И само изображение графика зависимости спроса от количества денег представляет собой проекцию этого сечения на профильную плоскость пространственной декартовой системы координат. На Рис. 2 изображена зависимость спроса от КД для трех случаев: ЦТ = 0,5; 1 и 2 рб/шт.
Фактически, на данном графике изображены проекции линии пересечения секущей плоскости, параллельной профильной плоскости, с пространственным графиком спроса. Причем, эта плоскость взята в трех положениях. При удалении ее вдоль оси цены (х) от центра координат на пространственном графике. При таком удалении секущей плоскости цена увеличивается, а спрос – уменьшается. В результате чего график на Рис. 2 поворачивается по часовой стрелке. Опускается. Его влечет к оси КД, в пределе.
TTS.07.3
Соответственно, график зависимости спроса от цены (так называемый закон спроса) представляет собой сечение пространственного графика спроса плоскостью, параллельной координатной плоскости ZOX (ТС;О;ЦТ). При разных значениях КД.
На Рис. 3 изображены проекции этих сечений на фронтальную плоскость при трех значениях КД: 100, 1000 и 3000 рублей. Легко понять, что вид этот берется со стороны отрицательной части оси Y (КД). А сам график есть положительная ветвь гиперболы, уходящая все дальше от центра координат с ростом КД.
При этом, надо напомнить, что ЦТ не может принимать значение, равное нулю. Потому как в этом случае ТС становится величиной неопределенной. Ну а при стремлении цены к бесконечности, понятно, спрос при любых значениях КД будет стремиться к нулю. Так как бесконечными возможностями не обладает никто. Даже самые богатые из самых богатых людей.
Само собой понятно, что КД может принимать не только указанные значения, но все от нуля до бесконечности (теоретически). Поэтому полное изображение зависимости спроса от цены представляет собой нечто вроде тени, отбрасываемой общим графиком спроса на фронтальную плоскость проекций. И по любому сочетанию спроса и цены можно вычислить, каким было КД.
TTS.08
В современной русскоязычной
Рассмотрим эти факторы и покажем, что все они являются причинами, изменяющими именно количество денег – второй аргумент спроса. Покажем, что аргументами первого уровня для спроса являются КД и ЦТ, а все остальное может влиять на спрос только и только через эти две величины. И поэтому все другие переменные являются аргументами второго и последующих уровней. По отношению к которым спрос является уже не функцией, а функционалом. Первого и последующих уровней.
И для начала составим перечень этих
факторов из тех источников, которые
находятся в общей доступности.
Уважив, конечно, Макконнелла и Брю
– авторов основного
Итак, по Макконнеллу и Брю к этим факторам относятся:
1) вкусы, или предпочтения,
потребителей;
2) число потребителей на рынке;
3) денежные доходы потребителей;
4) цены на сопряженные товары;
5) потребительские ожидания относительно
будущих цен и доходов**.
Многие авторы к перечисленным факторам добавляют и другие, например:
1) информированность покупателя о товарах;
2) климатические условия;
3) налоги и дотации, а также другие сопровождающие
покупку товара затраты (в том случае,
если они ложатся на покупателей);
4) время, затраченное на потребление товара***.
Как пишет автор указанного источника, претендующий на новизну, – это «факторы, традиционно не выделяемые в учебниках». Но мы их рассматривать не будем. За исключением одного – первого. Который включает в себя такой важный рыночный элемент как рекламу. Которая, забегая вперед, скажем, представляет собой не фактор спроса, а уже фактор факторов. Потому что она влияет на спрос не прямо, а через количество людей на рынке.
____________________
* К нашему стыду и позору.
** См. http://yax.su/finlab/ir103/20/
*** См. 01.442 - http://www.academico.ru/basic_
TTS.08.1
Для большей достоверности, послушаем, что говорят на эту тему сами гуру экономикса – Макконнелл и Брю:
«Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений будет означать, что спрос возрастет при каждой цене. Спрос на продукт возрастет, и кривая спроса сместится вправо. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смешение кривой спроса влево»*.