Теория товарного спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:55, реферат

Описание работы

В работе дается новое определение спроса на товар. Показывается истинная связь его с другими рыночными величинами. Вводятся точные графики для отражения зависимости спроса от этих величин.
Сочинение является частью «Русской теории спроса» и предназначено для исправления ошибок, существующих в западной теории товарного спроса.

Содержание

Предисловие ..................................................................................................................... TTS.0
Понятие товарного спроса ............................................................................................ TTS.01
Величина товарного спроса .......................................................................................... TTS.02
Функция товарного спроса ............................................................................................. TTS.03
Формулы товарного спроса ............................................................................................ TTS.04
Схема товарного спроса.................................................................................................. TTS.05
Вариации товарного спроса .......................................................................................... TTS.06
Графики товарного спроса ............................................................................................ TTS.07
Общий график спроса ............................................................................................. TTS.07.1
График зависимости спроса от количества денег ............................................. TTS.07.2
График зависимости спроса от цены товара ...................................................... TTS.07.3
Неценовые факторы спроса .......................................................................................... TTS.08
Спрос и вкусы потребителей ................................................................................. TTS.08.1
Спрос и число покупателей на рынке ................................................................. TTS.08.2
Спрос и денежные доходы покупателей ............................................................ ..TTS.08.3
Спрос и цены на другие товары ............................................................................ TTS.08.4
Спрос и ожидаемые доходы покупателей и цены ...............................................TTS.08.5
Спрос и реклама ....................................................................................................... TTS.08.6
«Закон» спроса ................................................................................................................. TTS.09
Смысл «закона» спроса ........................................................................................... TTS.09.1
Смысл «закона» спроса. Продолжение ................................................................ TTS.09.2
«Исключения» из «закона» спроса ....................................................................... TTS.09.3
«Парадоксы» спроса ....................................................................................................... TTS.10
«Парадокс» Веблена ...................................................................................... TTS.10.1
«Парадокс» Гиффена .................................................................................... TTS.10.2
Остальные «парадоксы» .............................................................................. TTS.10.3
Количество неучтенных вариантов поведения спроса ............................................ TTS.11
Функция спроса и кривые Энгеля ............................................................................... TTS.12
Спрос и величина спроса ............................................................................................... TTS.13
Заключение. Смысл, возможности и главные особенности ТТС .......................... TTS.14
Сокращения и обозначения .................................................................................... TTS.Sok

Работа содержит 1 файл

теория товарного спроса.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

Допущение «при прочих равных условиях» имеет здесь принципиальное значение. На количество купленного товара, помимо цены рассматриваемого продукта, влияют многие другие факторы»*.

Первым делом нужно обратить внимание на то, что формулировка «при прочих равных условиях» в данном случае является недостаточной, нечеткой. В силу того, что она чохом «омертвляет» все факторы спроса. В том время как, на практике, вполне могут быть ситуации, когда факторы эти будут изменяться, а сам аргумент спроса – количество денег – нет. Поэтому нужно говорить именно о неизменности КД. А не о неизменности всех факторов спроса вообще.

Например, количество  денег может  увеличиваться за счет того, что  увеличивается число покупателей  на рынке. Но это увеличение может  компенсироваться тем, что уменьшаются  доходы этих покупателей. И совокупное КД денег на рынке будет оставаться неизменным. То есть, получается, что факторы спроса изменяются, а его аргумент – нет. Посему о зависимости спроса от цены следует говорить так: спрос зависит от цены обратно пропорционально, при условии неизменности количества денег, выделяемого на данный товар.

Второй момент. Нельзя бояться говорить, что зависимость спроса от цены именно обратно пропорциональная. А не уклончиво: «обратная», «отрицательная»... Как это делают экономиксисты. Потому что при неизменном КД она всегда будет такой. Возмущение в эту зависимость могут внести только изменения КД, выделяемого на приобретение данного товара. Политэкономия должна быть точной наукой, а не киселеобразным и безответственным набором высказываний, каковым она, по преимуществу, есть сейчас.

Третье. Простительно было автору «закона» спроса Антуану Курно мыслить так. Но никак не может быть простительным такое мышление у нас – людей Третьего тысячелетия. Мы должны понимать, что «закон» спроса есть только часть, «кусочек» полной, истинной функции спроса.

 

____________________

* См. 02.803: http://yax.su/finlab/ir103/20/index.shtml

 

TTS.09.1

9.1. Смысл «закона» спроса

 

Величина спроса на товар зависит от двух аргументов – количества денег, выделяемого на приобретение данного товара, и средней цены единицы этого товара. Это – так. Но если с зависимостью КД от других факторов положение более или менее ясно, то с зависимостью цены от другого – дело пока темное. В этом направлении цепочки зависимостей проработаны гораздо слабее.

А и в самом деле: от чего же зависит  сама цена? Что по линии этого  аргумента является фактором для  спроса? Если понимать цену как отношение  количества денег к количеству товара*, то возникает недоуменный вопрос: в формуле спроса КД будет присутствовать два раза. И, по идее, оно должно сократиться. Уничтожив саму формулу спроса. Вот так:

ТС = КД/ЦТ = КД/(КД/КТ) = КТ.

Однако, здесь следует учитывать  тот факт, что в формуле спроса всегда присутствует цена единицы товара. Поэтому обозначения КД в общем виде в формулах цены и спроса – одно, но значения этих величин – разные. Поэтому сокращать их механически нельзя.

Например, если совокупное КД на сегодняшний день равно 100 рублям. А цена единицы товара пяти рублям за штуку, то величина спроса будет равна 20-ти штукам:

ТС = 100/(5/1) = 20 шт. [рб/(рб/шт) = шт]

Кроме того, следует учитывать, что  спрос на товар всегда может быть определен только и только в том  случае, если цена известна до самого момента определения спроса. А это значит, что в формуле цены и в формуле спроса присутствуют разные по времени существования количества денег.

В формуле цены присутствует предшествующее, исходное, старое КД, а в формуле спроса – последующее, данное, сегодняшнее КД. Поэтому, по сути дела, в формуле спроса определяется то количество товара, которое субъект в состоянии купить при сегодняшнем КД у него и при сложившейся ранее цене товара. Цене, зависящей от предыдущего состояния дел на рынке.

Таким образом, можно констатировать, что спрос зависит и от настоящего, данного КД на рынке, и от того, которое было прежде. Причем, вторая зависимость идет через посредство цены. И зависимость сегодняшнего спроса от предыдущего количества денег на рынке надо отнести именно к ценовым факторам. Ибо именно через цену влияет прошедшее КД на сегодняшний спрос.

 

____________________

* См. SA.381 - http://sovet14.narod.ru/SA/SA.381.mht

 

TTS.09.2

9.2. Смысл «закона» спроса. Продолжение

 

Однако, цена товара, свободно устанавливающаяся  или устанавливаемая государством, зависит не только от количества денег  на рынке, но и от того количества товара, которое противопоставляется данному  КД. Ведь даже при установлении цены государством приходится учитывать соотношение количеств этих предметов обмена. А если оно не учитывается сейчас, то заставит уважать себя потом. Как это было в случае с ценами в Советском Союзе. Значит, к ценовым факторам спроса следует отнести и то количество товара, которое участвует в образовании данной цены. Потому что от этой величины, наряду с прошлым КД, в первую очередь зависит то, какой будет цена на товар. И, следовательно, каким будет определен спрос на последующем этапе торгов.

Отсюда следует заключить, что товарный спрос находится в зависимости от сегодняшнего, данного, настоящего КД и от сегодняшней же, данной цены товара. Но такой цены, которая зависит от цены на предыдущем этапе торгов, которая была или установлена там свободно, или установлена теперь государством на основании того, что было раньше. Поэтому через действующую, сегодняшнюю цену спрос зависит от старых, вчерашних, предыдущих значений КД и КТ.

По сути дела, спрос представляет собой проецирование на сегодняшнее  состояние продающей стороны сегодняшнего КД денег на нем через призму сложившегося соотношения между старыми КД и КТ. То есть, через сложившуюся цену. Спрос указывает на то, сколько будет в состоянии купить субъект, обладающий новым КД при старой, сложившейся уже цене. Что наглядно показано в модели спроса.

С другой стороны, и КТ на рынке  не стоит на месте. Сегодня может  быть иное количество, нежели это было вчера. Поэтому между КТ в форме  его нового предложения на рынке  и новым спросом на него складываются новые соотношения. Которые могут быть на такими как вчера. Что, в свою очередь, должно привести к изменениям цены. Ибо получится так, что или не все продавцы смогут подать свои товары, или не все покупатели приобрести то, что им нужно.

И вот здесь-то и начинается переход  к зависимости не спроса от цены, а цены от спроса. Зависимости обратной. Которая является прямо пропорциональной. Ибо чем больше сегодняшний спрос  на товар, тем больше будет и цена завтрашняя на него. Потому что, на самом деле, за зависимостью будущей цены от сегодняшнего спроса скрывается зависимость ее от сегодняшнего КД на рынке. Ведь сам спрос зависит прямо пропорционально от сегодняшнего КД. Следовательно, и цена будущая так же будет зависеть от него.

 

TTS.09.3

9.3. «Исключения» из «закона» спроса

 

В силу «кусочкообразности», неполноты  отражения действительности «законом»  спроса некоторые реальные движения спроса представляются народу истинно  парадоксальными. Не в шутку, а на самом деле. Хотя среди хомо сапиенс есть и такие, кто настолько свято верит в этот закон, что с искренней, горячей убежденностью пытается доказать, что никаких исключений этот «святой» закон не имеет, и иметь не может*.

Спор между сторонниками существования  исключений из «закона» спроса и противниками сего можно разрешить следующим образом. Если подходить с «закону» спроса чисто формально, то исключений у него, действительно, быть не может. Потому что сторонники всеобщности этого «закона» формулируют его при оговорке равности «прочих условий». А все исключения возникают, вне сомнения, именно потому, что в действительности происходит отклонение от этих «прочих равных».

Сторонники же существования «исключений» из «закона» спроса правы в том, что  сам этот «закон» не может, не в  состоянии описать все движения спроса. Он является только одной из закономерностей, существующих в области спроса. И поэтому не может претендовать на звание закона. И при изучении колебаний спроса надо в обязательном порядке учитывать и все других зависимости, существующие в этой области.

Короче говоря, противники существования  исключений правы в своем замкнутом  пространстве – в пространстве «закона» спроса. Но они становятся неправыми  при выходе из него. Сторонники же существования  исключений неправы в том, что  эти исключения являются исключениями именно «закона» спроса. Потому что эти «исключения» возникают только и только при выходе из условия «при прочих равных». Для которого и формулируется «закон» спроса.

Таким образом, следует констатировать, что в современной экономической литературе все существующие математические зависимости в области спроса фиксируются в двух формах – в форме «закона» спроса и в виде «исключений» из него. Которые поэтому и представляются людям парадоксальными. Хотя на самом деле никакой парадоксальности здесь нет. Ибо эти исключения описывают собой те случаи изменения спроса, которые происходят не только при изменении цены, но и при изменении второго аргумента спроса – КД. Именно поэтому так называемые исключения из закона спроса должна быть рассмотрены вне самого этого «закона». И названы они должны быть просто «парадоксами» спроса. Именно в кавычках. Ибо они представляют собой выход за «закон» спроса; рассмотрение «внезаконных» ситуаций. И теряют, поэтому, свою парадоксальность.

____________________

* См., к примеру, наивные, и потому умилительные, попытки Пола Хейне 
в 02.837 - http://www.libertarium.ru/lib_thinking_02

 

TTS.10

10. «Парадоксы» спроса

 

Рассмотрим сначала эти «исключения» из «закона» спроса в том виде, в каковом они  существует на данный момент в общественном сознании. А потом обобщим их так, как этого требует новая теория товарного спроса.

К числу этих парадоксов относят, обычно, следующие:

  1. «Парадокс» Веблена.
  2. «Парадокс» Гиффена.
  3. Эффект «цена – показатель качества».
  4. Эффект ожидаемой динамики цен.
  5. Эффект редких и дорогостоящих товаров.

Хотя у каждого автора – свой набор. А для некоторых таких  исключений так мало, что ими можно  пренебречь. Спрятав голову в песок. Впрочем, тут, уж, ничего не поделаешь. Дело в том, что различия в силе умственного зрения среди людей являются гораздо более сильными, нежели эти же различия в зрении обычном. Иногда народ в упор не желает видеть умом то, что застилают от него цветочки физического зрения.

Наша же задача заключается в  том, чтобы показать: все перечисленные  закономерности, установленные на практике, есть частные случаи полной, правильной функции спроса. Понимаемой, как  функции двух переменных. И возникают  все эти «парадоксы» потому и только потому, что не учитывается в так называемом законе спроса другой фактор – количество денег. Не объединяют теоретствующие экономисты в своем сознании действие цены и действие КД на спрос в одно целое. В этом беда, отсюда растут ножки всех проблем западной теории «платёжеспособного» спроса.

Надо, надо нам помочь западным братьям  по разуму. Нужно показать им истинное лицо того рыночного болота, в котором  они живут и которое принимают  за лучший из всех возможных миров. Просто, потому, что ничего другого они не испытывали. И в чем им можно искренне посочувствовать. :)

Да, рыночная система имеет многочисленные преимущества перед советской, социалистической. Но и недостатков у нее столько, что вряд ли стоит ее возносить  над советской. Да и преимуществами этими базарная система организации общественной жизни обладает на данный момент лишь потому, что известна только самая примитивная форма социалистической системы. Преимущества современного капитализма – это преимущества позолоченной кареты перед первым авто. Не более того. Поэтому период торжества западной братии и наших им подпевал будет недолгим. В историческом смысле. И последним по времени.

 

TTS.10.1

10.1. Парадокс Веблена

 

Для большей объективности приведем толкования этого «парадокса» из двух источников:

02.794. Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001

«Парадокс Веблена 
ситуация, когда потенциальные покупатели воспринимают снижение цены товара как информацию об ухудшении его качества, что приводит к спаду числа покупок. Одновременно существует группа потребителей, предпочитающая покупать дорогие товары (эффект сноба). По мере роста цены на данный товар растет желание указанной группы потребителей приобрести такой товар».

 

02.795. Экономико-математический словарь

«ВЕБЛЕНА ПАРАДОКС [Veblen’s paradox] — иногда его называют эффектом сноба; явление, которое противоречит всеобщему правилу: чем ниже цена товара, тем выше спрос (и наоборот). Наблюдается в случаях, когда покупатели рассматривают снижение цены как свидетельство снижения качества данного товара и сокращают его покупку, а также когда считается более престижным (в определенных кругах) покупать дорогие вещи, что расширяет спрос при подорожании товара (отсюда и название — эффект сноба). При В. п. рыночная кривая спроса имеет более плавный наклон, чем можно было бы ожидать в обычных условиях, и может даже идти вверх. Эффект назван по имени американского экономиста и социолога Т. Веблена, одного из родоначальников направления институционализма в экономической науке».

Совершенно очевидно, что ситуация в этих случаях не такая, как при  действии «закона» спроса. Когда КД постоянно, а изменяется только цена товара.  В дело включается и изменение количества денег. Причем, причиной его изменения служат не те факторы, которые называют неценовыми, а именно ценовой фактор. Изменение самой цены. По той простой причине, что в обществе связи между явлениями чрезвычайно богаты и многообразны. Зависимость между ними идет по нескольким линиям. В частности, КД на данный товар зависит не только от возможностей покупающей стороны вообще, но и от их мнений о товаре, их отношения к товару. Которое может, как уменьшать то количество денег, которое они готовы потратить на данный товар, так и увеличивать его.

Информация о работе Теория товарного спроса