Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:55, реферат
В работе дается новое определение спроса на товар. Показывается истинная связь его с другими рыночными величинами. Вводятся точные графики для отражения зависимости спроса от этих величин.
Сочинение является частью «Русской теории спроса» и предназначено для исправления ошибок, существующих в западной теории товарного спроса.
Предисловие ..................................................................................................................... TTS.0
Понятие товарного спроса ............................................................................................ TTS.01
Величина товарного спроса .......................................................................................... TTS.02
Функция товарного спроса ............................................................................................. TTS.03
Формулы товарного спроса ............................................................................................ TTS.04
Схема товарного спроса.................................................................................................. TTS.05
Вариации товарного спроса .......................................................................................... TTS.06
Графики товарного спроса ............................................................................................ TTS.07
Общий график спроса ............................................................................................. TTS.07.1
График зависимости спроса от количества денег ............................................. TTS.07.2
График зависимости спроса от цены товара ...................................................... TTS.07.3
Неценовые факторы спроса .......................................................................................... TTS.08
Спрос и вкусы потребителей ................................................................................. TTS.08.1
Спрос и число покупателей на рынке ................................................................. TTS.08.2
Спрос и денежные доходы покупателей ............................................................ ..TTS.08.3
Спрос и цены на другие товары ............................................................................ TTS.08.4
Спрос и ожидаемые доходы покупателей и цены ...............................................TTS.08.5
Спрос и реклама ....................................................................................................... TTS.08.6
«Закон» спроса ................................................................................................................. TTS.09
Смысл «закона» спроса ........................................................................................... TTS.09.1
Смысл «закона» спроса. Продолжение ................................................................ TTS.09.2
«Исключения» из «закона» спроса ....................................................................... TTS.09.3
«Парадоксы» спроса ....................................................................................................... TTS.10
«Парадокс» Веблена ...................................................................................... TTS.10.1
«Парадокс» Гиффена .................................................................................... TTS.10.2
Остальные «парадоксы» .............................................................................. TTS.10.3
Количество неучтенных вариантов поведения спроса ............................................ TTS.11
Функция спроса и кривые Энгеля ............................................................................... TTS.12
Спрос и величина спроса ............................................................................................... TTS.13
Заключение. Смысл, возможности и главные особенности ТТС .......................... TTS.14
Сокращения и обозначения .................................................................................... TTS.Sok
Вкусы и предпочтения покупателей есть выражение их потребностей. Рост потребности в данном товаре означает только и только то, что покупатели выделяют на покупку данного товара больше денег. Если это им позволяют их доходы. Следовательно, общее количество денег, выделяемое на данный товар, возрастет, и спрос на него, при той же цене, будет выше.
На графике зависимости спроса от цены** это означает, что за изменениями спроса при изменении цены нужно следить уже, скажем, не по синей, а по красной линии. А график из экономикса представляет собой лишь приблизительное и математически безграмотное (пардон) изображение зависимости спроса от цены. Так как, во-первых, функцию положено всегда располагать на оси ординат, а независимую переменную – по оси абсцисс. Во-вторых, сам график есть не какая-то гипотетическая «кривая», а гипербола. Которую еще додумываются и прямой рисовать!!! Короче говоря, размер потребности связан с КД всегда прямо пропорционально: больше потребность – больше денег на нее. Поэтому и спрос зависит от величины потребности так же.
____________________
* См. 02.714 (Рисунок взят с http://institutiones.com/
** См. TTS.07.3 - http://sovet14.narod.ru/TTS/
TTS.08.2
Опять дадим слово нашим «друзьям» из-за океана. Спасибо им, родным, :) что оне так детально описали базарную систему организации общества. Теперь нам остается еще и теорию такого «совершенства» дать...
«Очевидно, что и увеличение на рынке числа потребителей способствует повышению спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса»**.
Ну, это, уж, братцы, совсем просто было математически описать. И почему вы сие до сих пор не сделали – ума не приложу! Ведь покупательский спрос на товар есть функция двух переменных: ТС = КД/ЦТ. И совокупное КД (СКД) на данный товар зависит прямо пропорционально от количества покупателей (КП). Потому что оно слагается из индивидуальных КД (ИКД). И если принять, что индивидуальные КД у всех покупателей (пк) равны, то общее КД можно определить по очень простой формуле:
СКД = ИКД*КП = (рб/пк)*пк = рб.
Поэтому и спрос на товар будет зависеть прямо пропорционально от количества покупателей. При одной и той же средней цене единицы товара (СЦТ) спрос на товар будет расти с ростом количества покупателей. По выражению:
ТС = СКД/СЦТ = ИКД*КП/СЦТ = (рб/пк)*пк/(рб/шт) = шт.
Рост числа покупателей при прочих равных условиях вызывает пресловутый «сдвиг кривой спроса вправо». Что в правильной математической интерпретации означает лишь новое сечение общего (пространственного) графика спроса при другом количестве денег. И получение новой линии зависимости спроса от цены***.
Разумеется, речь здесь идет только и только о росте числа таких покупателей, которые имеют потребность в данном товаре. И потребность неудовлетворенную. Так же, как у «старых» покупателей данного товара. Потому что не всякий рост числа покупателей на рынке приводит к росту спроса на данный товар.
Механически здесь мыслить нельзя. Ведь вполне возможен и такой случай, когда на рынок приходят такие новые покупатели, у которых нет потребности в данном товаре, или которые уже затарились нужным товаром. На другом рынке. А это значит, что такое увеличение числа покупателей никак не скажется на спросе на данный товар.
____________________
* О покупателях – правильнее говорить. Потому что не все потребители – покупатели, и не все покупатели – потребители.
** См. 02.714 - http://yax.su/finlab/ir103/21/
*** См. TTS.07.3 - http://sovet14.narod.ru/TTS/
TTS.08.3
И снова учители всего
«Воздействие на спрос изменений денежного дохода несколько более сложное. Применительно к большинству товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше бифштексов, солнцезащитных штор, стереоустановок. И наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.
Хотя большинство продуктов относится к нормальным товарам, существует несколько исключений. (...) Товары, спрос на которые изменяется в обратной зависимости от изменения доходов, называются товарами низшей категории (непрестижными товарами)»*.
Объяснение этих закономерностей очень простое. Количество денег на рынке, вне всякого сомнения, зависит от доходов покупателей. Потому что оно есть часть этих доходов. Однако, прямо пропорциональной зависимости КД, выделяемого на данный товар, от доходов нет. Ибо здесь функция другого, более сложного вида:
КД = ДП – КДнаДТ – ЗД,
где: ДП – доходы покупателей; КДнаДТ – деньги на другие товары; ЗД – запас денег.
Поэтому формулу спроса можно представить в следующем виде:
ТС = КД/ЦТ = (ДП – КДнаДТ – ЗД)/ЦТ.
К примеру, если весь рост доходов будет уходить под подушку или на депозиты банков. Из-за того, что народ боится неопределенности в будущем в отношении доходов, то такой их рост никак не отразится на рынке потребительских товаров. Сколько и чего покупали – столько и будут покупать.
То же самое
и в отношении разного
Разумеется, в формуле зависимости КД от доходов покупателей учтены не все, а только главные факторы. Ведь, допустим, доходы какого-нибудь куражёра могут расти, но он не будет ни запас их этих денег делать, ни товары покупать. А для удивления окружающих прикуривать от них. Или, скажем, деньги элементарно теряются безвозвратно или погибают в пожаре. Все это тоже не приведет к изменениям спроса на тот или иной товар.
____________________
* См. 02.714 - http://yax.su/finlab/ir103/21/
TTS.08.4
Для этого фактора сразу надо уточнить: название «неценовой» для него подходит не так однозначно, как для предыдущих. Потому что неценовым его можно назвать только по отношению к цене товара, о спросе на который идет речь. С ценой этого товара он не связан. Но зато, этот фактор связан с ценой других товаров. И в этом смысле его можно назвать ценовым. Но послушаем опять наших неутомимых менторов:
«Изменение цены на сопряженный товар может привести к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, в зависимости от того, являются ли они взаимозаменяемыми или дополняющими. Взаимозаменяемыми (или товарами-заменителями) называют товары, когда можно использовать один вместо другого. Взаимодополняющий (или сопутствующий) товар используется в сочетании с другим товаром»*.
Если взять формулу
1. Количество денег на другие товары зависит от цен на них. Потому как оно может быть определено по формуле:
КДнаДТ = (КТ1 х ЦТ1) + (КТ2 х ЦТ2) + ... + (КТn х ЦТn), где КТ – кол-во товара.
2. Покупатели тратят на все эти товары и на данный деньги из одного и того же кошелька, поэтому размер КД на данный товар зависит и от цен на другие товары:
КД = ДП – [(КТ1 х ЦТ1) + (КТ2 х ЦТ2) + ... + (КТn х ЦТn)],
3. А если от цен на другие товары зависит КД на данный, то и спрос его тоже будет зависеть. По формуле:
ТС = {ДП – [(КТ1 х ЦТ1) + (КТ2 х ЦТ2) + ... + (КТn х ЦТn)]} / ЦТ.
Если, скажем, растет цена на субститут данного товара, то, ясно, что при том же КД, народ будет переключаться на покупку данного товара. Что ведет к увеличению спроса на него. Если же снижается цена на сопутствующий товар (скажем, бензин), то объемы закупок его будут расти. Вследствие чего вырастет спрос и на моторного масло. За счет дополнительных средств на него.
При изменении цен на товары, независимые от данного, результат будет зависеть от конкретной ситуации. Если товаров в корзине потребителя много, то изменение цены на независимый товар может никак не сказаться на спросе на данный. Но если, допустим, товаров всего два, то изменение цены на другой товар может привести к изменению спроса на данный. Это более вероятно.
____________________
* См. 02.714 - http://yax.su/finlab/ir103/21/
TTS.08.5
Этот фактор тоже нельзя так однозначно относить к неценовым. Потому что зависимость спроса на данный товар от предполагаемых цен на него – это, все-таки, его зависимость именно от цены данного товара. Хотя и через ожидания, предположения ее. Исходным пунктом цепочки является именно предполагаемая цена товара. Потом возникает страх, что она повысится, или надежда, что она снизится. И эти психологические настроения действуют, уже, на размер тех денег, которые покупателем выделяются на приобретение данного товара. То есть, при еще не изменившейся цене товара, спрос на него возрастает или падает. По той причине, что растет или падает КД на него.
Кроме того, здесь надо акцентировать внимание на том, что эти изменения спроса в настоящем могут привести к противоположным изменения спроса на товар в будущем. Ведь, скажем, сделанные сейчас избыточные запасы повлекут за собой снижение спроса на товар в будущем. Хотя, конечно, только в том случае, если товар не скоропортящийся и не уйдет в мусорную корзину или на корм братьям нашим меньшим.
***
Что же касается ожидаемых доходов, то тут чистая зависимость спроса на товар от количества денег. Реальная перспектива больших доходов развязывает руки покупателю. И он позволяет себе тратить больше денег на данный товар. Против обычного. Пускает в ход и то, что было раньше припасено на «черный день». А это однозначно увеличивает КД на данный товар и способствует росту спроса на него при тех же ценах.
Хотя, конечно, так будет действовать только потреблятель, мещанин, убогое существо, и только в том случае, если его потребность в данном товаре при старых доходах удовлетворена была не полностью. Философ же, возвышенный, культурный человек не обязательно будет покупать больше, если его доходы выросли или могут вырасти. Потому как у него размер потребления больше определяется его разумом, совестью, душой, а не толщиной кошелька.
Отдельно нужно сказать об ожидании снижения доходов. Особенно в случае предстоящей потери работы*. Конечно, западный скупердяй немедленно снизит свои траты, видя перед собой такую мрачную перспективу. Но русский Ваня может и не сделать этого. А будет тратить еще больше. По принципу: «Пропадать, так с музыкой!» :) В общем, всякий раз нужно видеть не только изменения в доходах, но и менталитет покупателей.
____________________
* О потере прибылей говорить не стоит. Богатый всегда имеет запас, чтобы пережить трудные времена. По сочной русской пословице: «Пока жирный сохнет, худой – сдохнет». :)
TTS.08.6
Информирование, и одновременно назойливое навязывание товара потенциальным покупателям, как правило, увеличивает число их и тем самым способствует увеличению спроса на товар. Но, справедливости ради, надо отметить, что количество рекламы не всегда однозначно ведет к росту количества покупателей. Особенно это касается тех стран, где культурный уровень народа повыше. И где, поэтому, тупая, примитивная, нахальная, беспардонная и бесстыдная реклама не может вызывать ничего другого, кроме отвращения, как к рекламируемому товару, так и к его производителям. Вместе с теми, кто продвигает эту рекламу и участвует в ней. Участвует в, скажем, рекламных телевизионных «шедеврах», позорящих честь и звание человека.
Никто не спорит: информировать покупателей о товарах нужно, но делать это следует не в таких диких, отвратительных формах, как при капитализме, нынешнем и прошлом. Потому что такая реклама превращает людей в стадо тупых, бесчувственных баранов. Бессмысленно потребляющих все, что им предлагают. Она развращает людей, губит их чувства и мысли. Особенно, когда отвратительная по своей беспардонности реклама прерывает телепередачи, требующие работы ума и сердца. Зритель настраивается на возвышенное и глубокое, а его ошарашивают, допустим, рекламой женских прокладок. Кажется невероятным, но люди современные такую дикость терпят. Находят ей оправдание...
В математическом же плане реклама представляет собой аргумент третьего уровня по отношению к спросу. Потому как она действует через аргументы второго уровня – число покупателей товара и количество денег, которое каждый из них решает выделить на данный товар. Иначе говоря, вырисовывается следующая цепочка зависимостей, если брать только количество потреблятелей:
Кратко это можно записать в виде формулы такой:
ТС = f {КД = f [КП = f (Реклама)]},
где f – это функциональная зависимость. В обычных условиях – прямо пропорциональная. Потому что чем больше рекламы, тем, при прочих равных, больше покупателей. А чем больше покупателей, тем больше КД и, следовательно, и спрос на товар. Исключения – редки. В современном мире.
TTS.09
Вот формулировка этого «закона» из «Библии» «современных» «экономистов» – «Экономикса» Макконнелла и Брю:
«Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Короче говоря, существует отрицательная, или обратная, зависимость между ценой и величиной спроса. Экономисты назвали эту обратную зависимость законом спроса.