Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:36, курсовая работа
В условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена – категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.
Введение 3
1.Теория рыночного ценообразования 5
1.1. Цены, виды, функции и их регулирование 5
1.2. Система рыночного ценообразования 14
1.3. Порядок и методы ценообразования 19
1.4. Зависимость ценообразования от структуры рынка 23
2.Ценообразование на различных типах рынка 26
2.1. Чистая конкуренция 26
2.2. Монополистическая конкуренция 28
2.3. Олигополистическая конкуренция 31
2.4. Чистая монополия 34
3. Государственное регулирование цен в России 35
3.1. Решения об установлении цен и общественно-государственная политика
35
3.2. Проблема российского ценообразования 38
4.Заключение 42
5.Список используемой литературы 44
устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок. И тем не менее
по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену.
Тут и боязнь введения государственного регулирования, и нежелание
привлекать конкурентов, и стремление быстрее проникнуть - благодаря
невысоким ценам на всю глубину рынка[10, стр. 288-289].
3. Решения об установлении цен
и общественно-государственная
3.1 Государственное регулирование цен в России.
Рынок как показывает практика не обязательно гарантирует оптимальную и высокую эффективность, а потому нуждается в государственном регулировании.
В структуре органов
Основные направления ценовой политики на ближайший период определяются Правительством РФ, при этом упор делается на рыночное ценообразование и развитие конкуренции. На основе законодательных и нормативных документов, определяющих правовое обеспечение регулирования цен, Правительство РФ принимает решения о введении государственного регулирования на отдельные виды продукции, услуг, утверждает перечни продукции, цены на которую подлежат государственному регулированию.
Существует разграничение в
регулировании цен на федеральном
уровне и уровне субъектов РФ. Так,
на федеральном сохраняется
К органам контроля цен относятся: на федеральном уровне - Министерство экономического развития, на уровне субъектов РФ – орган исполнительной власти субъекта РФ, на местном уровне – орган местного самоуправления. Кроме того, финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, государственные инспекции[11, стр.291-296].
Региональная энергетическая комиссия — департамент цен и тарифов Краснодарского края образована в соответствии с постановлением губернатора Краснодарского края в июне 2002 года и является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики по вопросам ценообразования на территории Краснодарского края.
Региональные правовые документы
1 Постановление главы администрации Краснодарского края от 17 июня 2003 г. № 569 «О порядке утверждения тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые населению Краснодарского края», размещенное 04 ноября 2003
2 Постановление главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 г. № 652 «О региональной энергетической комиссии — департаменте цен и тарифов Краснодарского края»
3 Постановление главы администрации Краснодарского края от 27.12.1995 № 660 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Краснодарском крае».
До установления на федеральном уровне указанных ограничений и цен (тарифов) для субъектов РФ на очередной год, планирование показателей осуществляется с учетом подготовленных Минэкономразвития России и одобренных Правительством РФ параметров роста цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий, тепловую энергию и услуги ЖКХ в среднем по Российской Федерации, параметров прогнозируемой инфляции, др.
3.2 Проблема российского ценообразования.
Проблемы ценообразования в России стали предметом рассмотрения на заседании «круглого стола» » «О ценообразовании в России: проблемы, пути их решения и законодательное обеспечение», проведенного Комитетом Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности. В его работе приняли участие парламентарии, представители федеральных и региональных органов власти и управления, ученые.
После всестороннего обсуждения докладов генерального директора Национального института развития Отделения общественных наук РАН Михаила Гельвановского и директора Института новой экономики Госуниверситета управления Сергея Глазьева, других участников дискуссии участники обсуждения приняли рекомендации. В документе, в частности, указывается, что применяемая в настоящее время система воздействия государства на ценообразование не отвечает интересам всех субъектов рынка. Причинами этого являются не системное, а частное применительно к рынкам отдельных товаров и услуг регулирование цен и тарифов. В совокупности законы и многочисленные нормативно-правовые акты в этой сфере не формируют целостной ценовой политики, было подчеркнуто на заседании[12, стр. 20-35].
По мнению экспертов, регулирование
цен и тарифов на товары субъектов
естественных монополий в настоящее
время осуществляется преимущественно
на ведомственном уровне без должного
учета социально-экономических
О проблемах ценообразования шел разговор и на состоявшемся 15 июня 2010 года у Председателя Правительства России В.В.Путина совещании по вопросам ценообразования и уровня тарифов. В.В. Путин отметил, что в нашей, российской экономике ситуация только начала восстанавливаться. Потребуется не менее 2-3 лет, чтобы выйти на докризисный уровень. Экономический рост еще неустойчив, а рыночный спрос и потребительская активность находятся на недостаточном уровне. И для их стимулирования Правительство реализует целый комплекс мер, целую программу антикризисных мер.
На этом совещании были приняты следующие решения:
1. Признано целесообразным при подготовке сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов исходить из следующих значений показателей на 2011 год:
темпы роста цен на газ для всех категорий потребителей, кроме населения, - 15 процентов;
темпы роста регулируемых тарифов на электроэнергию для всех категорий потребителей, кроме населения, - до 15 процентов;
темпы роста платежей населения за коммунальные услуги до 15 процентов;
темпы роста тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом - 8 процентов.
2. Минэкономразвития России
Проблемой рыночного
ценообразования, как уже
В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких предприятий обладает монопольной властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения. В современной российской экономике монопольная рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции. Высокая степень монополизации, достающаяся переходной экономике в наследство от административно-командной системы, ослабляет рыночную конкуренцию, а следовательно, и рыночное ценообразование. В этих условиях важнейшими факторами развития конкуренции и эффективного функционирования рынка является проведение целенаправленной антимонопольной политики.
В целях поддержки конкурентного механизма рынка государство проводит антимонопольную политику, которая представляет собой государственный контроль в отношении крупных компаний, монополизировавших рынок, осуществляемый средствами ограничительной практики. Фирма, контролирующая чрезмерно большую долю рынка, попадает под пристальное внимание государства, как правило, доля на рынке превышает 35% от общего объема продаж. Согласно антимонопольному законодательству, если эта доля превышает пороговые 60%, компания административным путем реорганизуется в несколько децентрализовано управляемых предприятий-конкурентов.
Заключение.
Одним из ключевых элементов рыночной экономики являются цены, ценообразование, ценовая политика.
Цена - сложная экономическая
Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование - формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения.
В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие составляющие. С одной стороны это сами цены, их структура, величина, динамика изменения, а с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование выступает активной, задающей частью ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены.
Применительно к этапам развития России, какие бы аргументы ни приводились в объяснение сложившейся ситуации с ценами, требуется теоретическое обоснование ряда положений, в том числе и в ретроспективном плане. Ведь цены - зеркало всей социально-экономической политики и в своем микро-макроэкономическом значении они не зависят от концепции ценообразования, а определяются объективными условиями производства и обращения продуктов на рынке.
Изучение истории
Так как тема данной курсовой работы
«Теория рыночного
Безусловно, с восстановлением
потенциала российской промышленности,
с укреплением финансового
Список используемой литературы.
1Гранжданский кодекс
2 Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практ. Пособие.- 7-е изд., перераб. и доп.- М.Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2008.-192с
3 Герасименко В.В. Ценообразование: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М,2009. – 422с
4 Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика.- М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКСМОС, 2008. – 224с.
5 Цены и ценообразование.4-е издание, доп. и перераб., под ред. В.Е.Есипова.- СПб.: Питер, 2009.- 560с
6 Ценообразование и рынок, учебное пособие., под ред.Салижманова И.К. -М.-2010