Теория рыночного ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена – категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.

Содержание

Введение 3
1.Теория рыночного ценообразования 5
1.1. Цены, виды, функции и их регулирование 5
1.2. Система рыночного ценообразования 14
1.3. Порядок и методы ценообразования 19
1.4. Зависимость ценообразования от структуры рынка 23
2.Ценообразование на различных типах рынка 26
2.1. Чистая конкуренция 26
2.2. Монополистическая конкуренция 28
2.3. Олигополистическая конкуренция 31
2.4. Чистая монополия 34
3. Государственное регулирование цен в России 35
3.1. Решения об установлении цен и общественно-государственная политика
35
3.2. Проблема российского ценообразования 38
4.Заключение 42
5.Список используемой литературы 44

Работа содержит 1 файл

курсовая нормальная.docx

— 113.44 Кб (Скачать)

 

Содержание

 Введение

3

1.Теория рыночного ценообразования

5

    1. Цены, виды, функции и их регулирование

5

    1. Система рыночного ценообразования

14

    1. Порядок и методы ценообразования

19

    1. Зависимость ценообразования от структуры рынка

23

2.Ценообразование на различных  типах рынка

26

      2.1. Чистая конкуренция

26

      2.2. Монополистическая конкуренция

28

      2.3. Олигополистическая конкуренция

31

      2.4. Чистая монополия

34

3. Государственное регулирование  цен в России

35

      3.1. Решения об установлении цен и общественно-государственная политика

 

35

      3.2. Проблема российского ценообразования

38

4.Заключение

42

5.Список используемой литературы

44


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия или  предпринимателя во многом зависит  от правильно выбранной стратегии  и тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования  состоит в том, что цена – категория  конъюнктурная. На ее уровень оказывает  существенное влияние  комплекс политических, экономических, психологических и  социальных факторов. Сегодня цена определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.

 Актуальность данной темы в том, что изменение цены часто влечет  за  собой  серьезнейшие  социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во  всесторонней  и объективной  информации  о  ценах,  в  глубоком  анализе  закономерностей  и тенденций их изменения заинтересовано все общество,  а  не  только  властные структуры и маркетинговые службы.

Цель данной курсовой работы на тему «Теория рыночного ценообразования» - изучение сущности и способов ценообразования  на разных видах рынка, методов ценообразования  применительно к современной  России.

В связи  с данной целью определились следующие  задачи: разобрать и понять виды цен, их функции и регулирование, определить порядок и методы ценообразования, рассмотреть образование цены на различных типах ранка.

Предмет исследования – цены и  их поведение на различных этапах ценообразования и различных  видах рынка.

Объект исследования – сами рынки, в пределах  которых формируется  цена. Рынки бывают совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополистические и другие.

Разработка теории цены относится  к ранней стадии развития капитализма. Яркими представителями, внесшими большой  вклад в ее развитие, являются В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, К. Менгер, О. Бём-Баверк, Ф. Визер, А. Маршалл.

 Формирование цен, отвечающих требованиям рыночной экономики, связано  с аккумулированием  современных  знаний   экономики,   бухгалтерского   учета, финансового    менеджмента,    маркетинга,    налогового    и    таможенного законодательств.

   Становление рыночной системы   в  России  определяет  динамичный, развивающийся    характер    нормативно-правовой    базы,    влияющей    на ценообразование. Это вызывает необходимость отслеживания законов РФ,  указов Президента,   постановлений   Правительства,   инструкций    Государственной налоговой  службы  РФ  и  иных  ведомств   по   формированию   свободных   и регулируемых  цен,  налогообложению,  таможенному  регулированию  и   другим вопросам, связанным с ценообразованием.

Во время изучения данной темы использовались методы: абстрактно-логический, аналитический, монографический  и другие. 

      1. Теория рыночного ценообразования

 

1.1 Цены, их виды, функции и их регулирование

          Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена - сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию ВВП и национального дохода.

Существуют две основные теории цены. По мнению сторонников одной  теории, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена – это сумма денег, уплачиваемая за единицу товара,  эквивалент  обмена товара на деньги.

Чем же определяется размер цены товара? Это самый сложный вопрос экономической  теории, который до сих пор вызывает ожесточенные споры двух диаметрально противоположных школ.

Разработка теории цены относится  к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная  теория цены, яркими представителями  которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.

Наиболее последовательным сторонником  стоимостной теории цены является К. Маркс с его учением об абстрактном  труде как объективной субстанции стоимости. [2, стр.45].

Содержание трудовой теории стоимости  можно кратко изложить в следующих  основных положениях:

1) Разнородные продукты рыночного  обмена имеют одинаковое внутреннее содержание - стоимость. Поэтому на рынке они приравниваются друг к другу в определенной меновой пропорции.

2) Стоимость товаров создается  общественным трудом производителей. Стало быть, стоимость - воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда.

3) Труд, образующий стоимость, различается  по его сложности или качеству. Можно выделить простой (не  требующий какой-либо подготовки) и сложный (квалифицированный)  труд. На последний предварительно затрачиваются время, усилия человека, чтобы приобрести нужные знания и трудовые навыки. Потому в рыночном обмене товаров один час сложного труда может быть приравнен к нескольким часам простого труда.

4) Сам труд измеряется с помощью  рабочего времени. Если труд  является одинаковым по качеству (допустим, простой труд), то он  количественно измеряется в часах  работы.

5) На изготовление одного и  того же вида продукта работники  обычно затрачивают неодинаковое  по величине индивидуальное рабочее  время. Ибо они имеют различные  условия производства, отличаются  по уровню квалификации, по степени  интенсивности трудовых усилий. Поэтому товары одного и того  же вида и качества, обычно  имеют разную по величине индивидуальную  стоимость.

Но на рынке товары не могут продаваться  по индивидуальной стоимости каждого  их владельца. Ведь в таком случае больше других выгадал бы человек, который  затратил на одинаковый продукт самое  большое по величине рабочее время (но это мог быть самый неискусный и ленивый). На рынке на изделия  одного вида и качества устанавливается  общественная (рыночная) стоимость. Стало  быть, трудовая теория стоимости раскрыла экономические связи, которые можно  схематически отразить в формуле «товаропроизводитель - общественный труд - товар - общественная стоимость - рыночная цена». Заметно, что здесь представлен взгляд на товарно-рыночные отношения лишь с одной стороны - с позиции товаропроизводителя и продавца продукта[2, стр.49-52].

Итак, стоимость - это воплощенные  в товаре общественно полезные затраты  труда, но не всякие, а только соответствующие  средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все  товары качественно однородными, а следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным.

Таким образом, отношение стоимостей различных товаров отражает отношение  представленных в них величин  абстрактного труда. Эти величины и  определяют объективные пропорции  обмена товарами (или купли-продажи). Что же касается цены товара, то она  есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться  от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов.

Таким образом, теория Маркса усматривает  в стоимости объективную основу цены, тем самым, различая стоимость и цену[2, стр.63].

Австрийская школа предельной полезности (ее основатели К. Менгер, О. Бём-Баверк, Ф. Визер) дала объяснение стоимости (ценности) и цены благ и услуг с позиции экономической психологии покупателя, потребителя полезных вещей. Основные положения их теории таковы:

1) Полезность нельзя отождествлять  с объективными свойствами блага. 

2) Сам покупатель дает свою субъективную оценку роли определенного блага в удовлетворении его личных потребностей.

3) Ценность блага сводилась к  пониманию человеком значения  потребляемой вещи для его  жизни и благосостояния.

Таким образом, эта концепция объясняет  цену товара суммой денежных затрат в  наилучшем варианте использования  производственных ресурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимости, для объяснения цены в ней нет необходимости.

Разобрав различные подходы  к понятию цен, переходим к  изучению видов цен, которые также  выделяются учеными по-разному, рассмотрим некоторые классификации.

П. Н. Шуляк в учебном пособии «Ценообразование» выделяет  цены на материальную продукцию и услуги.

Цены на материальную продукцию, в  зависимости  от того,  какой оборот совершает продукция, бывают: закупочные, оптовые, отпускные и розничные[3, стр.37].

Закупочные цены устанавливают  на сельскохозяйственную продукцию, оптовые  – на продукцию производственно-технического назначения, отпускные – на товары народного потребления. Оптовые  и отпускные цены на промышленную продукцию определяются предприятиями-изготовителями этой продукции. Розничные цены устанавливаются  на товары народного потребления  и на некоторые виды продукции  производственно-технического назначения, реализуемые населению.

Цены на услуги называют тарифами, которые подразделяются на транспортные, бытовые, коммунальные.

В зависимости от порядка установления цены делятся  на регулируемые  и  свободные. Свободные цены устанавливаются  по согласию сторон на основе спроса и  предложения. Регулирование цен  осуществляется на основе  экономических и административных методов. Экономическое регулирование цен осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику.

Административное регулирование  цен проводится на основе следующих  методов:

- установление фиксированных цен  и тарифов,

- установление предельных цен  и тарифов;

- установление предельных коэффициентов  изменения цен;

- установление предельного уровня  рентабельности.

 В учебном пособии В.В.  Гераксименко мы видим разделение цен по этому же критерию на рыночные  и регулированные, которые, в свою очередь, подразделяются на фиксированные и предельные цены.

К рыночным ценам относят цены свободной конкуренции, цены монопольные и демпинговые.

 Цены свободной конкуренции  – рыночные цены, которые стихийно  складываются под влиянием спроса  и предложения в условиях свободной  конкуренции. К этой категории  относится большинство цен. Например, таковы цены на вычислительную  технику на российском компьютерном  рынке.

Цены  монопольные (высокие, низкие) – рыночные цены, которые формируются  в условиях доминирующего положения  одного или нескольких субъектов  ценообразования. Монопольные цены используются для извлечения дополнительной выгоды.

Цены демпинговые -  рыночные цены, уровень которых сознательно  занижен одним или несколькими  субъектами ценообразования в сравнении  со сложившимся рыночным уровнем  цен. Используется как средство вытеснения конкурентов с рынка и увеличения объема продаж. К ним обычно относят  цены ниже издержек производства.

К регулируемым ценам относят фиксированные  и предельные цены.

Информация о работе Теория рыночного ценообразования