Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:36, курсовая работа
В условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена – категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.
Введение 3
1.Теория рыночного ценообразования 5
1.1. Цены, виды, функции и их регулирование 5
1.2. Система рыночного ценообразования 14
1.3. Порядок и методы ценообразования 19
1.4. Зависимость ценообразования от структуры рынка 23
2.Ценообразование на различных типах рынка 26
2.1. Чистая конкуренция 26
2.2. Монополистическая конкуренция 28
2.3. Олигополистическая конкуренция 31
2.4. Чистая монополия 34
3. Государственное регулирование цен в России 35
3.1. Решения об установлении цен и общественно-государственная политика
35
3.2. Проблема российского ценообразования 38
4.Заключение 42
5.Список используемой литературы 44
Стратегия множественности цен фирмы основана на том, чтобы для каждой группы покупателей устанавливать максимальную цену. В некоторых странах такая стратегия запрещена. В других – фирма может реализовать товар по очень низким ценам. Такая политика называется демпингом. Однако многие страны ограничивают ввоз товаров по низким ценам, подрывающим развитие национальной промышленности.
Фирма-монополист не всегда прибегает к установлению высоких цен, так как это может привести к регулированию цен.
Анализ типа рынка конкуренции не может дать готовых рецептов установления цен, он необходим для определения закономерности ценообразования в зависимости от соотношения спроса и предложения[2, стр. 11-13].
2. Ценообразование на разных типах рынков.
2.1 Чистая конкуренция.
Чистая (совершенная) конкуренция - это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары. В этих условиях любая фирма может вступить на рынок, здесь не осуществляется контроль за ценами.
На рынке чистой конкуренции ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товаров. Продавец не может запросить цену выше рыночной, так как покупатели могут свободно приобрести по ней любое необходимое им количество товара. При этом, во-первых, имеется в виду рынок определенного продукта, например пшеницы. Во-вторых, все продавцы предлагают на рынке одинаковый продукт, т.е. покупатель будет в одинаковой степени удовлетворен пшеницей, купленной у разных продавцов, и все покупатели и продавцы имеют одинаковую и полную информацию о конъюнктуре рынка. В-третьих, действия отдельного покупателя или продавца не оказывают влияния на рынок.
Механизм функционирования такого рынка можно проиллюстрировать на следующем примере. Если цена пшеницы возрастает в результате увеличения спроса, фермер прореагирует на это расширением ее посевов в следующем году. По этой же причине и другие фермеры засеют большие площади, равно как и те, кто раньше этим не занимался. В результате увеличится предложение пшеницы на рынке, что может привести к падению рыночной цены. Если это произойдет, то все производители, и даже те, кто не расширял посевные площади под пшеницу, будут испытывать проблемы с ее реализацией по более низкой цене.
Таким образом, рынком чистой конкуренции (или совершенным) считается тот, на котором устанавливается одна и та же цена на один и тот же продукт в одно и то же время, для чего необходимы:
-неограниченное количество участников хозяйственных отношений и свободная конкуренция между ними;
-абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;
-абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;
-абсолютная информированность рынка о норме прибыли, спросе, предложении и т.д. (осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов) -невозможно без наличия полной информации);
-абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торговых марок и т.д.);
-наличие ситуации, когда ни один участник конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
стихийное установление цен в ходе свободной конкуренции;
-отсутствие монополии (наличие одного производителя), монопсонии (наличие одного покупателя) и невмешательство государства в функционирование рынка.
Однако практически ситуации, когда все эти условия присутствуют, не может быть, поэтому не существует свободного и совершенного рынка. Многие реальные рынки функционируют по законам монополистической конкуренции.
2.2 Монополистическая конкуренция.
Монополистическая конкуренция – такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.
Основные
черты монополистической
– как и в условиях чистой
монополии, монополистически
– как и в условиях
– отсутствует взаимная
– экономическое
Теория монополистической конкуренции выделяет краткосрочный и долгосрочный периоды.
Спрос в условиях монополистической конкуренции является эластичным по цене, но лишь до определенных пределов. Он намного более эластичен, чем в условиях простой монополии. Выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, аналогичен выбору монополиста.
Рис. Выбор оптимального объема
На рис. отражена кривая спроса для фирмы DSR, кривая рыночного спроса имеет более крутой наклон. Максимизирующий прибыль объем производства QSR определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных издержек (MR=MC). Цену РSR, соответствующую оптимальному объему производства, отражает кривая спроса DSR, так как данная цена превышает средние издержки, фирма зарабатывает прибыль, равную (РSR - АСSR) * QSR.
Если же цена меньше средних издержек, то это означает, что перед фирмой стоит задача не максимизации прибыли, а минимизации убытков. В этом случае при принятии решения производить или нет, фирма должна сравнить цену продукции РSR со средними переменными издержками АVСSR. Если цена больше средних переменных издержек, то производить следует, так как цена покрывает не только средние переменные издержки, но и часть постоянных. Если же цена меньше средних переменных издержек, то это означает, что необходимо приостановить производство или закрыть фирму.
На долговременном этапе получение экономической прибыли будет стимулировать вступление на рынок других фирм. Это приведет к следующему:
– спрос на продукцию
– приспосабливаясь к новым условиям, ранее существующие фирмы увеличат расходы на рекламу, на улучшение своих товаров и т.п., в результате чего средние издержки увеличатся.
Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не останется экономических прибылей, привлекающих новые фирмы. Долговременная кривая спроса DLR будет соприкасаться с кривой средних издержек (рис.16.1,б).
В результате в длительном периоде создается ситуация, присущая совершенно конкурентной фирме: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю). Наилучший объем для фирмы определяется MR=MC при Р>ATCmin.
Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность.
В отличие от цен на совершенно конкурентном рынке равновесная цена монополистической конкуренции превышает предельные издержки. Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство. Кроме того, фирмы на данном типе рынка имеют резервные мощности, следовательно, объем производства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки (QLR<Q(ATCmin).
С другой
стороны, на большинстве рынков монополистической
конкуренции монопольная власть
невелика, цена и объем производства
не многим отличаются от тех, которые
существовали бы на рынке совершенной
конкуренции. Нельзя также игнорировать
ценность разнообразия продуктов, свойственного
монополистической конкуренции.
2.3 Олигополистическая конкуренция.
Для современной конкуренции характерны техническое превосходство, качество и надежность продукции. Конкуренция должна заинтересовывать предпринимателей, нацеливать производство на удовлетворение рыночного спроса, а через него - на меняющиеся потребности, повышение качества продукции, услуг. Соперничающие между собой предприятия различных форм собственности должны строго соблюдать все регламентирующие их деятельность на рынке нормы, источником которых является государство. У потребителей должен быть выбор, чтобы заставить производителей считаться с потребительским спросом.
Отличительными особенностями конкуренции в современных условиях являются:
1. конкуренция - главный фактор восприимчивости предприятия к техническим новинкам;
2. конкуренция вынуждает
3. конкуренция способствует
4. конкуренция стимулирует
5. конкуренция вынуждает
Одним из видов конкуренции является олигополистическая конкуренция - тип рынка, когда на нем господствует несколько предприятий (но не много), координирующих свои стратегические, тактические и (или) оперативные планы по взаимодействию с другими участниками, причем, как производителями, так и потребителями товаров и услуг.
Как
было отмечено выше, с экономической
точки зрения выделяют множество
форм объединения предприятий при
олигополии: картель, синдикат, трест,
консорциум, конгломерат, холдинг и
концерн. Независимо от формы, олигополия
- это всегда координация планов,
целей и интересов, позволяющая
рассматривать это объединение,
как некоторую новую структуру,
иногда замещающую существующие на рынке
предприятия. Возможность явной
или неявной координации
С учетом экономической сущности олигополии предлагается рассматривать два типа объединения:
1. Объединение с формированием
одного «совокупного»
2. Объединение с кооперацией (рис.5.1.б,в) - предприятия сохраняют свою независимость фактически выступая, как отдельные участники рынка. К этой олигополии можно отнести: картель, синдикат, консорциум, конгломерат. Однако между ними существуют различия, связанные с тем, какую продукцию выпускают предприятия.
По типу продукции различают следующие виды олигополии с кооперацией:
1. дифференцированная олигополия (рис.5.1.б);
2. чистая олигополия (рис.5.1.в).
Олигополия, производящая однородный продукт, называется чистой. В этом случае цена товара на рынке единая для всех производителей. Такая форма близка по механизмам к совершенной конкуренции. Предметом кооперации являются объемы производимой продукции.
Олигополия, производящая разнообразную по параметрам продукцию, как правило, одного функционального назначения, является дифференцированной. Товары на таком рынке обычно распределяются по так называемым кластерам - группам однотипных по составу, но неоднородных по значениям характеристик товаров. При этом такое разделение носит условный характер, так как по свойствам товары дифференцированы. То есть на рынке присутствуют товары, как «VIP» так и «эконом» класса. Предметом кооперации в этом случае являются параметры продукции. Именно вид дифференцированной олигополии является наиболее сложным.[8, стр. 66-67].
2.4 Чистая монополия.
При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть
государственная организация, частная регулируемая монополия или частная
нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование
складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью
политики цен преследовать достижение самых разных целей. Она может
установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для
покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость.
Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение
хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для
всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии
государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие
получение «справедливой нормы прибыли», которая даст организации
возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять
его. И наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна