Теоретические основы ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:45, курсовая работа

Описание работы

Цены занимают особое место в экономике. Цена – это понятие, с которым знакомы все. Люди постоянно сталкиваются с ними в повседневной жизни. Цены определяют, сможем ли мы купить то, что захотим, какой бизнес будет успешным, а какой – нет. Цены представляют собой тонкий, гибкий и в то же время довольно мощный инструмент управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены людьми.1 В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной экономике они образуют час

Содержание

ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________2
1. Теоретические основы ценообразования…………………………………4
1.1. Определение понятия…………………………………………………….4
1.2.Функции и виды цен………………………………………………………7
2.Стратегии ценообразования………………………………………………..20
3. Особенности ценообразования в России, связанные с
внешнеэкономической деятельностью………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_________________________________________________35
Список использованных источников………………………………………...36

Работа содержит 1 файл

курсовая ценообразование.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

     Закупочные  цены – цены государственных закупок  продукции у предприятий, организаций, государственные закупки сельскохозяйственной продукции у производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов.

     Тарифы (расценки) – цены, устанавливаемые  на услуги – нематериальный продукт. При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением, услуги парикмахера.

      2. Виды цен, различающиеся степенью  и способами регулирования

     По  степени и способу регулирования  цены разделяются на группы:

  • Фиксированные;
  • регулируемые;
  • договорные;
  • свободные;
  • прейскурантные.

     Фиксированные, твердые цены назначаются органами ценообразования или другими  государственными органами, их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такие изменения преследуются по закону. В основе такого ценообразования обычно лежит затратный принцип, рассмотренный ранее, то есть цена рассчитывается как сумма затрат на производство и обращение единицы продукции, к которым прибавляется норма прибыли.

     Величина  регулируемых цен регулируется государственными органами. Воздействие со стороны  государства на цены носит ограниченный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса и предложения товара. Государство может уменьшить налоги, уплачиваемые покупателями, потребителями какой-либо группы товаров, что приведет к расширению спроса на товар и соответственно  к повышению цен на него. Таким же образом государство может способствовать снижению цен. Иногда регулирование сводится к ограничению величины цен на определенные группы товаров верхним пределом в целях расширения покупательной способности потребителей или нижним пределом в целях стимулирования развития производства, так называемые «пол» и «потолок» цены. Регулирование цен по величине может также проводиться путем утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности, такие ограничения обычно вводятся для предприятий-монополистов. В отдельных случаях задается допустимая степень отклонения реальной цены от фиксированной. Чаще всего регулирование распространяет сферу своего действия на товары и услуги, имеющие жизненно-важное значение для государства и общества: земля, стратегическое сырье, топливо, электроэнергия, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости.

     Договорные  цены – это цены, величина которых  определена соглашением, документально  зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, в котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен, верхний или нижний уровень либо связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения цен вследствие инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

     Свободные рыночные цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен. Теоретически рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле свободные рыночные или равновесные цены определяют как цену, равную с одной стороны, ценности для потребителей и, с другой стороны, издержкам производства и продажи для продавца.

     Прейскурантные  цены публикуются в справочниках и  каталогах, для массового ознакомления потребителей с ценами.

     3. Виды цен в зависимости от  территории действия: цены единые по стране, цены региональные, поясные, зональные, местные

     4. Виды цен в зависимости от  порядка возмещения потребителем  транспортных расходов по доставке  грузов:

  • цены ФОБ в месте производства продукции;
  • единые цены с включением расходов по доставке товаров в пункт назначения
  • цены, определенные на основе базисного пункта

     Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, называются мировыми по купле-продаже  товаров и определяются условиями, указанными в контракте: «ФОБ», «СИФ», «ФРАНКО», «ФОР».

     Условие «ФОБ» означает, что продавец оплачивает все расходы до момента поставки товара на борт судна, а покупатель за свой счет фрахтует судно, страхует и несет риск от порчи или гибели груза.

     Условие «СИФ» означает, что продавец обязан за свой счет зафрахтовать судно, оплатить стоимость перевозки, оплатить таможенные расходы и страховку, взять на себя риск гибели или порчи товара в пути до момента, пока груз не пересечет  линию борта судна.

     Условие «ФРАНКО» - это условие продажи, согласно которому продавец обязуется доставить  груз в определенное место, указанное  в контракте за свой счет и риск. В цену включаются  все транспортные, таможенные и страховые расходы. Это может быть «ФРАНКО-ГРАНИЦА» или «ФРАНКО-СКЛАД» или «ФРАНКО-ПОРТ» и т.д.

     Условие «ФОР» означает то же, что и «ФРАНКО-ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА», когда продавец за свой счет должен доставить груз до станции  отправления, оплатить риск в случае утери или порчи груза в  пути, погрузить его в вагон.

     5. Проектные цены

     В процессе проектирования новых видов  изделий, товаров или услуг, используются проектные цены. С учетом их приближенного, ориентировочного характера часто  определяется предельный уровень таких  новых цен в виде лимитных цен.

     Применительно к объектам строительной индустрии на этапе проектирования определяется цена строительства объекта, определяемая с учетом всех видов затрат на создание и оснащение. Такую цену принято называть сметной стоимостью, так как она исчисляется на основе смет, в которых просуммированы затраты на создание готового строительного объекта. Данные для составления смет предприятия берут в так называемых ГЭСНах – государственных элементных сметных нормах, издаваемых контролирующими строительство государственными органами, где оговариваются нормы расхода материалов на строительство объекта и другие данные.

     6. Цены в зависимости от вида  рынка 

     Довольно  часто вид цены предопределялся  видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяются: биржевые, аукционные, тендерные.

     Тендерная цена устанавливается в результате торгов, инициатором которого выступает  государство, желающее приобрести товар  за наименьшую цену. Выигрывает торги  фирма, выдвинувшая самое выгодное предложение.

     Аукционная  цена устанавливается в ходе конкурентных торгов, покупателем становится тот, кто предложит максимальную цену.

     Биржевые  котировки – цены контрактов, заключаемых  на товарных биржах по текущим ценам  с поставкой товара к определенному  моменту.

     Надбавки, скидки, наценки в сфере обращения товара изменяют исходные цены. Обычно при установлении окончательной цены выявляется, что надбавка к цене не снижает покупательского спроса на товар. А это позволяет получать больше прибыли. В качестве вознаграждения покупателей и потребителей продавцы и производители товара путем скидок изменяют исходные цены:

  • скидка за большой объем закупаемого товара или скидка за покупку товара у одного продавца
  • скидка за платеж наличными средствами, что позволяет ускорить оплату за товар, улучшить ликвидность, сократить расходы продавца на изыскание кредитов и не залезать в долги
  • функциональные скидки предлагают службы торговли, выполняющие функции по продаже, хранению товара и учету
  • сезонные скидки – это уменьшение цены для потребителей, совершающих внесезонные покупки товаров и услуг. Они позволяют продавцу поддерживать стабильный уровень сбыта товара в течение года
  • зачеты и другие скидки с прейскурантной цены при условии сдачи старого товара
  • выплаты и скидки с цены для вознаграждения дилеров за участие в программах рекламы и поддержания сбыта.

     Довольно  часто цены определяются типом рынка, где работает фирма. Так как различное  состояние рынка, различные условия  его функционирования, степень конкуренции  подсказывают фирме тип ценообразования, с которым она определенно сможет иметь успех. Поэтому фирме необходимо проводить глубокий анализ того типа рынка, где она существует или на который она выходит, и отслеживать изменения в соотношении рыночных сил.

     Для этого рассмотрим различные типы рынков:

     Рынок чистой конкуренции характеризуется большим числом продавцов с однотипной продукцией. Вход на рынок и уход с него достаточно прост. Регулирование цен происходит стихийно, один производитель или отдельный покупатель не может повлиять на уровень цен на рынке. Запросив цену товара выше рыночной, продавец теряет покупателей, так как они свободно могут приобрести аналогичный товар по рыночной цене. Здесь разработка стратегий ценообразования минимальна – рынок регулируется самостоятельно, и посему нет большой необходимости в разработке мероприятий стимулирования сбыта, маркетинговых исследованиях, разработке нового товара, пока рынок остается рынком совершенной конкуренции.

     Чистая  монополия – другая крайность. На рынке существует один продавец. Это  может быть государственная организация, частная регулируемая монополия и нерегулируемая монополия. Государственная монополия в основном существует в той сфере, куда не идет бизнес, где требуются огромные капитальные вложения, которые очень медленно окупаются (строительство гидроэлектростанций) или в тех сферах, куда бизнес не пускают (оборона, производство оружия). Такая монополия может при помощи стратегии ценообразования посредством ценовой политики осуществлять самые разные цели. Цены могут специально повысить, чтобы сократить потребление, а могут установить цену ниже себестоимости, если товар имеет большую ценность для потребителей, которые не могут купить его за полную стоимость.

     В случае регулируемой монополии государство  осуществляет контроль над фирмой и  ее ценообразованием, жестко фиксируя норму прибыли, цены на продукт. Нерегулируемая монополия самостоятельно занимается ценообразованием и устанавливает любую цену, которую только выдержит рынок. Но не всегда это максимальная цена. Во-первых, такие цены могут привлечь к себе внимание государства, в результате чего можно получить регулируемую монополию. Во-вторых, сверхприбыли могут привлечь на этот рынок конкурентов.

     Олигополистическая  конкуренция характеризуется небольшим  числом продавцов. Они весьма чувствительны  к ценовой политике друг друга, моментально реагируют на ее изменения. На такой рынок новым претендентам проникнуть очень сложно, тем более что, как правило, между этими монополиями существует соглашение о минимальных и максимальных ценах, совместных действиях по недопущению новых фирм на рынок и т. п. На рынке монополистической конкуренции существует множество покупателей и продавцов, реализующих свой товар не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Этот диапазон обусловлен наличием разных вариантов товаров, разницу в которых видят покупатели и готовы платить за разные товары по-разному. Чтобы привлечь внимание покупателя фирмы разрабатывают систему стимулирования сбыта, рекламные кампании, разрабатывают уникальные предложения, рассчитанные на разные сегменты. В отличие от олигополистического рынка, маркетинговые стратегии фирм оказывают на каждую конкретную фирму меньше влияния.

      Цена, назначенная  производителем, обязательно скажется на спросе на товар. Зависимость спроса от цены демонстрирует кривая спроса. Она показывает, какое количество товара будет куплено при различном уровне цен. В основном эта зависимость обратная, то есть чем выше цена, тем ниже спрос. И наоборот, чем ниже цена, тем спрос выше. Но в случае с престижными товарами (парфюмерия, дорогие автомобили, фирменная одежда) кривая спроса на определенном участке имеет положительный наклон. Это происходит по той причине, что на потребителя здесь действует психологический фактор: если он покупает этот товар по такой высокой цене, значит, он покупает качество, эксклюзив. Именно тут и проявляется ценностная значимость товара для покупателя. По сути человек платит за марку, за имя, за нечто особенное для себя.                                                                                       

    Цена                                                              Цена

Информация о работе Теоретические основы ценообразования