Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:02, курсовая работа
Цель работы – изучение основ формирования издержек, ценообразования, а также особенностей конкурентного предложения фирмы.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
• выявление особенностей деятельности организаций (фирм);
• определение сущности и основных видов издержек предприятий;
• изучение теоретических аспектов сущности цены и изучение зависимости цены от качества продукции;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ 7
1.1 Предприятие в системе рыночных отношений 7
1.2 Предпринимательство и его воздействие на экономику страны 9
2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ИЗДЕРЖЕК, КОНКУРЕНТНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ФИРМЫ 13
2.1Сущность издержек фирмы 13
2.2 Теоретические аспекты сущности цены и процесса ценообразования 15
2.3 Принципы ценообразования и цели ценовой политики 19
2.4 Конкурентное предложение на рынке и его характерные черты 24
3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ И МЕХАНИЗМ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Кривая предложения отдельной фирмы показывает, какое количество товара фирма готова произвести и предложить на рынке при каждой цене. Если цена опустится ниже уровня переменных средних издержек, фирма не предложит на рынок ни одной единицы товара.
Краткосрочная кривая предложения фирмы показывает количество продукции, которое будет предлагать фирма при каждом значении цены, чтобы максимизировать прибыль (минимизировать убытки) (Рисунок 1).
Рисунок 1. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде 10
Для отрасли в целом кривая предложения в краткосрочном периоде иллюстрирует изменение объема продукции, предлагаемой для продажи всеми фирмами при изменении рыночной цены. Равновесная цена устанавливается на таком уровне, при котором общий объем предложения равен общему объему спроса на продукцию отрасли. При этом каждая отдельная фирма может либо получать экономическую прибыль, либо нести убытки, либо работать на уровне самоокупаемости (получать нормальную бухгалтерскую прибыль).
В
этом случае применимо понятие «
На Рисунке показаны ситуации предложения совершенно эластичного и совершенно неэластичного.
Рисунок 2. Крайние ситуации предложения11
Предложение эластично, когда фирмы могут легко и быстро изменить объемы производимого товара в ответ на изменение его цены. Предложение неэластично, когда фирмы не могут быстро изменить объемы производимого товара в связи с изменением цены.
Время, необходимое для приведения предложения в соответствие с новой ценой, зависит от ряда неценовых факторов:
Эластичность
предложения конкурирующей
В крайней ситуации абсолютно неэластичного предложения для увеличения объема производства необходимо вводить новые мощности. Абсолютно эластичное предложение возникает при постоянных предельных издержках.
В долговременном периоде функционирования фирма решает проблему оптимизации объема выпуска продукции, задействуя все факторы производства. В этом периоде фирма может закрыть производство, сменить номенклатуру продукции и даже сменить вид деятельности, т. е. направить инвестирование в другую отрасль. Максимизация прибыли фирмы в этом периоде связана с выбором такого объема выпуска продукции, при котором долговременные предельные издержки равны цене. Это означает, что условия безубыточности каждой фирмы данной отрасли формируются при критической рыночной цене. Если рыночная цена ниже критической долгосрочной, фирмы будут уходить из отрасли до тех пор, пока рыночная цена не выйдет на критический равновесный уровень. При цене выше долгосрочной в отрасль будут внедряться новые фирмы. При этом действующие на рынке фирмы будут вынуждены снижать рыночную цену до уровня долгосрочной равновесной, покрывающей конкурентные издержки. Таким образом, при внедрении в отрасль фирм с идентичными издержками (при возможности свободного входа и выхода из нее) долгосрочное равновесное условие можно сформулировать так: рыночная цена равна предельным издержкам, представляющим собой минимальные издержки.
Долговременное конкурентное равновесие в отрасли наступает в таких случаях:
Нулевая экономическая прибыль свидетельствует о том, что внедрение новых фирм в отрасль будет прибыльным, если они смогут выпускать более рентабельную продукцию, чем уже действующие фирмы отрасли.
Степень влияния, выгоды и убытков от изменения рыночной цены и предложения товара можно определить методом подсчета излишков потребителей и производителей, полученных в результате государственного вмешательства в вопросы ценообразования и предложения.
Потребительский излишек измеряется совокупной чистой выгодой, которую потребители получают на конкурентном рынке.
Излишек
производителя равен его
Данные, полученные методом подсчета излишков, свидетельствуют о том, что выигрыш и потери потребителей и производителей от изменения цен и предложения могут быть значительны. Излишки потребителей и производителей можно использовать для оценки государственной политики в области контроля за ценами. Однако такая политика может привести к полным убыткам. Если государство устанавливает цену ниже той, которая уравнивает спрос и предложение, совокупное благосостояние и потребителей, и производителей снижается. Совокупные излишки производителя и потребителя сокращаются на величину полных убытков.
Государственное вмешательство может повысить благосостояние потребителей и производителей на конкурентном рынке в таких случаях:
Когда действия потребителей или производителей приводят к издержкам или выгоде, не являющимся частью рыночной цены. Такие издержки или выгоды называются внерыночными эффектами, так как являются внешними по отношению к рынку. Примером внерыночного эффекта служат издержки общества в связи с загрязнением окружающей среды промышленными отходами. В данном случае без государственного вмешательства у производителя не будет достаточного стимула учитывать социальные и общественные издержки такого негативного для общества явления.
Когда государственное вмешательство может благоприятно повлиять на состояние свободно функционирующего конкурентного рынка. Если цены не отражают истинного положения потребителей и производителей, государственное вмешательство может оказаться желательным.
Государственная политика в области цен иногда заключается в том, чтобы поднять их выше уровней спроса и предложения (например, регулирование цен на авиабилеты, закон о минимальной заработной плате, политические решения относительно сельского хозяйства). Некоторые способы такого регулирования цен предполагают прямое ограничение цены, введение производственных квот и др.12
Идеальным на любом рынке является равновесие спроса и предложения, так, далее можно рассмотреть особенности рыночного равновесия.
Как уже было сказано, идеальным на рынке является равновесие потребительского спроса и предложения.
Рыночное равновесие - ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объём продукта и его цену называют равновесными.
Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.
Равновесная цена (equilibrium price) — цена, при которой объем спроса на рынке равен объему предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.
Равновесный объём (equilibrium quantity) — объем спроса и предложения товара при равновесной цене.
Так, рыночное равновесие и равновесная цена существуют на рынке при равенстве величины спроса величине предложения данного товара. При равновесной цене отсутствует как избыток - превышение величины предложения над величиной спроса, так и дефицит - превышение величины спроса над величиной предложения.
Рисунок 3. Рыночное равновесие13
Дефицит
и избыток образуются в случае
нарушения рыночного
При дефиците некоторые более богатые или более заинтересованные покупатели предпочтут купить товар по более высокой цене, чем вообще остаться без него. Рост цены создает стимул для производителей увеличивать количество предложения, при этом количество спроса будет сокращаться, до тех пор, пока рыночная цена не совпадет с равновесной. В итоге рыночное равновесие будет достигнуто, но для части потребителей (более бедных) данный товар станет недоступен. Однако объем продаж при равновесной цене является наибольшим из возможных на рынке при данных спросе и предложении.
Если же рыночная цена временно установилась выше равновесной, то образуется избыток. В этом случае инициативу проявят продавцы. Некоторые из них, учитывая свои слабые инвестиционные возможности и стремясь выйти из сложившейся ситуации с наименьшими потерями, начнут продавать товар по более низкой цене. Снижение цены будет увеличивать количество спроса и будет побуждать производителей сокращать количество предложения, восстанавливая рыночное равновесие и равновесную цену. Однако некоторые производители при этом могут разориться, другие будут вынуждены уйти с данного рынка.
Таким образом, «невидимая рука» рынка, как механизм воздействия через рыночные сигналы (рыночные цены) на силы спроса и предложения поддерживает рыночное равновесие.
Рыночный механизм заинтересовывает производителя в эффективном производстве тех товаров и услуг, на которые имеется рыночный спрос, поощряет риск, инициативу, ответственность, стремление реализовать свой частный, эгоистический интерес.
Изменение спроса заставляет сокращать выпуск одних товаров и налаживать производство других, пользующихся спросом. Рыночный механизм регулирования перераспределяет ресурсы в соответствии с изменяющимся текущим спросом14.
В центре рыночного хозяйства стоит потребитель. Без вмешательства извне участники рыночного процесса решают вопрос о том, что производить, в каких количествах. Длительный разрыв между рыночным спросом и производством здесь невозможен, так как это противоречит интересам всех участников рынка. Поэтому рыночный механизм исключает дефицитность экономики (разумеется в пределах ресурсов, которыми располагает данная страна).
Достоинством
рыночного хозяйства является также
поощрение эффективности
Таким образом, и второй основной экономический вопрос любого общества - как производить, с какими издержками - рыночное хозяйство решает вполне удовлетворительно.
Можно отметить, что равновесие бывает устойчивым и неустойчивым.
Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объем, то равновесие называют устойчивым.
Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объем спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.
В зависимости от временных
возможностей производителей и
степени эластичности
Мгновенное равновесие - возникает тогда, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, т.е. оно совершенно неэластично. Например, резко возрос спрос на клубнику, но у производителей нет возможности в этом сезоне увеличить ее предложение. Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной.
Информация о работе Теоретические аспекты анализа деятельности организаций