Теоретические аспекты анализа деятельности организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение основ формирования издержек, ценообразования, а также особенностей конкурентного предложения фирмы.
В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
• выявление особенностей деятельности организаций (фирм);
• определение сущности и основных видов издержек предприятий;
• изучение теоретических аспектов сущности цены и изучение зависимости цены от качества продукции;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ 7
1.1 Предприятие в системе рыночных отношений 7
1.2 Предпринимательство и его воздействие на экономику страны 9
2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ИЗДЕРЖЕК, КОНКУРЕНТНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ФИРМЫ 13
2.1Сущность издержек фирмы 13
2.2 Теоретические аспекты сущности цены и процесса ценообразования 15
2.3 Принципы ценообразования и цели ценовой политики 19
2.4 Конкурентное предложение на рынке и его характерные черты 24
3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ И МЕХАНИЗМ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа содержит 1 файл

моя курсовая Издержки_и_конкурентное_предложение._Основы_ценооброзования.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

    Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.

    Если  исходить из мирового опыта, то все  задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:

    1. Обеспечение развития базовых  отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование  новых отраслей.

    2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.

    3. Координация усилий общества  по охране и оздоровлению окружающей среды.

    4. Создание производственной и  социальной инфраструктуры: транспорт,  связь, культура, образование, здравоохранение. 

    5. Выработка и обеспечение социальных  гарантий, особенно для групп  населения, которые не могут  в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.

    6. Поддержание в нормальном состоянии  денежной и финансовой системы. 

    Ни  одна из перечисленных задач не может  быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно  государства.3

 

2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ИЗДЕРЖЕК, КОНКУРЕНТНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ФИРМЫ

2.1Сущность издержек фирмы

     Осуществление любого вида деятельности немыслимо  без затрат, которые необходимы на приобретение факторов производства. Затраты на приобретение производственных факторов называются издержками производства. При этом затраты представляют собой расходование ресурсов в их физическом, натуральном виде, а издержки - стоимостная оценка производственных затрат.

      Выделяют  общественные издержки и издержки производства. Издержки производства представляют собой затраты конкретного хозяйствующего субъекта. Общественные издержки - это затраты всего живого и овеществленного труда отраженные в стоимости готовой продукции. Выделяют так же издержки обращения производства. Издержки непосредственно связаны с производством товара, издержки обращения связаны с реализацией произведенной продукции.

      К определению издержек предприятия  существует бухгалтерский и экономический  подход. При бухгалтерском подходе  издержки производства представляют собой фактические расход факторов производства для изготовления продукции. Издержки предприятия в бухгалтерской отчетности выступают в виде себестоимости продукции. Экономическое понимание издержек основывается на проблеме ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. Задача экономиста состоит в выборе оптимального варианта использования ограниченных ресурсов. Экономически издержки любого ресурса выбранного для применения в производственном процессе равны его ценности при наиболее оптимальном варианте использования.

      Экономические издержки бывают явные и неявные. Явные издержки - это затраты в  денежной форме, которые фирма осуществляет в пользу поставщиков факторов производства. Неявные издержки - это альтернативные издержки использования ресурсов принадлежащих самому производителю, которые недополучены в обмен на явные денежные платежи.

      Неявные издержки - это так называемые "альтернативные", возможные, варианты использования  средств, иначе их называют упущенными возможностями.

      В бухгалтерском учете неявные  издержки не отражаются. Наибольшее практическое значение имеет деление издержек на постоянные и переменные.  

            Постоянные издержки - это издержки, величина которых  не меняется в зависимости от объема производства (заработная плата, арендные платежи и т.д.).

      Переменные  издержки - это издержки, величина которых  изменяется в зависимости от изменения  объема производства.

Таблица 1. Динамика постоянных, переменных и  валовых издержек фирмы 

Выпуск  продукции, шт.   Издержки, руб.
постоянные переменные валовые
0 200 0 200
1 200 200 400
2 200 350 550
3 200 500 700
4 200 700 900
 

     Таблица 2. Динамика средних издержек фирмы 

Выпуск  продукции, шт.   Средние издержки, руб.
постоянные переменные валовые
0
1 200 200 400
2 100 175 275
3 66,67 166,66 233,33
4 50 175 225
5 40 190 230
 

     Доход - это определенная денежная сумма, получаемая предприятием в результате производства товаров и услуг, за определенный период времени.

    Динамика  дохода - это величина, свидетельствующая  о степени эффективности деятельности предприятия, общественного признания производимой продукции.4

      Итак, в зависимости от правильного  регулирования уровня издержек предприятие  получает больший или меньший доход. 

2.2 Теоретические аспекты сущности цены и процесса ценообразования

     Цена  и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают  весь оборот по приобретению и реализации товаров.

      В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д.

      Цена  является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.

      Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно  выделяются две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование.

      В условиях командного ценообразования  установление цены является прерогативной сферы производства. Цены устанавливаются исходя из затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса производства, на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение5.

      Процесс формирования цен в условиях рыночного  ценообразования происходит в сфере  реализации продукции. Именно здесь  сталкиваются спрос на продукцию  или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги.

      Принципиальное отличие рыночного ценообразования заключается в том, что цены устанавливаются здесь в соответствии со спросом и предложением самим собственником или производителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится установление «правил игры», общих и подходов к ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий-монополистов, на товаров и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.

      Цены  играют важную роль не только в экономике  в целом, но и в предпринимательской  деятельности отдельных предприятий, т.к. от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчета издержек производства, определения объемов инвестиций. Также цены оказывают значительное влияние на уровень жизни населения.

      Функция цены представляет собой предназначение цены в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности. Выделяют пять основных функций цены6:

  • Учетная функция

      Она связана с самой сущностью  цены, являющейся денежным эквивалентом товара или услуги. В цене учитываются  затраты труда, сырья, материалов и  т.д. на изготовление товара. Кроме того, цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара. В условиях рыночной экономики соотношение цены и издержек производства может существенно отличаться, т.к. окончательное признание ценности товара происходит на рынке. Потребители заинтересованы в снижении цены на товар и улучшение его качества, производители - в увеличении объемов сбыта и прибыли. Кроме того, в условиях конкуренции, для того чтобы успешно противостоять конкурентам, производители вынуждены постоянно контролировать свои издержки. Последнее является особенно важным в российских условиях, т.к. в России долгое время господствовал затратный механизм экономики.

  • Cтимулирующая функция

      Роль  этой функции состоит в воздействии  на производство и потребление товаров  и услуг. Цены должны стимулировать производство продукции через закладываемый в них уровень прибыли. Посредством цен можно поощрять инвестиции, научно-технический прогресс, изменять структуру производства и потребления, улучшать качество продукции. Для России первостепенное значение имеет стимулирование развития сферы производства, выпуска качественной и конкурентоспособной продукции, как для внутреннего рынка, так и для экспорта.

  • Распределительная функция

      Эта функция связана с колебаниями  цены под воздействием рыночных факторов. С помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности группами населения. В случае, когда требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций развития экономики допускается введение государственного регулирования цен, а в крайних случаях и прямое установление цен государственными органами. Система налогообложения, включающая НДС, возможность установления акцизов и других видов налогов, а также введение или отмену различных налоговых льгот.

  • Функция балансирования спроса и предложения

      Посредством цен в экономике осуществляется связь между спросом и предложением и следовательно между производством  и потреблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного значения, возникают диспропорции в производстве и потреблении, выражающиеся в возникновении дефицита или избыточного предложения. Возврат к состоянию равновесия может быть достигнуть за счет изменения цен или объемов производства.

Информация о работе Теоретические аспекты анализа деятельности организаций