Теневая экономика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Соответственно, цель исследования — это изучение теневой экономики как явления, определение ее последствий и методов борьбы с ней, а так же рассмотрение такого ее в рамках экономики России.

Содержание

Введение 2
1. Теоретический аспект теневой экономики 6
1.1 Сущность понятия 6
1.2 Структура теневой экономики 13
1.3 Способы измерения теневого сектора 17
2. Теневой сектор экономики в России 27
2.1 Особенности формирования теневой экономики в России 27
2.2 Оценка масштабов теневого сектора в стране и социально-экономические последствия 34
2.3 Пути преодоления проблемы 40
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Работа содержит 1 файл

МОЙ курсач по теневой.doc

— 241.50 Кб (Скачать)
 

    Данные  таблицы свидетельствуют о том, что рост валового внутреннего продукта, за исключением провала 2009 г., происходит на фоне незначительного и неустойчивого роста объема производства промышленной продукции. Одновременно наблюдаются значительные темпы прироста величины оборота розничной торговли: за 2001 -2002 гг. - на 9,1. Темпы роста объема инвестиций несколько отстают от темпа роста валового внутреннего продукта. Переоснащение технологической базы отраслей конечного потребления за счет импорта сопряжено с наращиванием сырьевого экспорта, увеличением внешнего долга; экспорт товаров за данный период вырос. Высокие темпы роста импорта свидетельствуют о сохранении ориентации спроса на импортные товары. Таким образом, налицо разбалансированость развития экономики, что является предпосылкой активности развития теневого сектора. Хотя в последние годы явно прослеживается выравнивания роста всех показателей.

    Рыночные  преобразования в России привели  к развитию отраслей с высокой  долей добавленой стоимости и  к стагнации - с низкой. В международной экономической практике основным методом расчета ВВП (и на его основе - теневых потоков) выступает метод «конечного использования» (см. п.4.1). Однако между информацией о производстве ВВП и его использовании находятся стадии движения доходов, отражаемые в Счетах образования и распределения доходов. Рассмотрим теневые операции, формирующиеся на этих стадиях.

    ВВП созданный в сфере производства товаров и услуг, должен быть распределен  между участниками производственного  процесса. Это оплата труда наемных работников, налоги на производство и импорт (включая налоги на продукты), получаемые бюджетами всех уровней и прибыть от предпринимательской деятельности. Наличие теневого ВВП приводит к образованию теневых первичных доходов в виде теневой заработной платы и теневой прибыли. Ниже представлен Счет образования доходов включающий теневую составляющую (см. табл. 3).  
 
 

    Таблица 3 Счет образования доходов РФ за 2008 г. (в текущих ценах; млрд. рублей)

№ п/п Наименование статьи Сумма
1 ВВП в рыночных ценах – всего 

официальные данные

теневая составляющая

13371,1

10863,3

2507,8

2 Оплата труда  – всего 

официальные данные

теневая составляющая

4389,5

3761,5

628,0

3 Чистые налоги на производство(включая налоги на продукты) – всего официальные данные

теневая составляющая

1848,5

1481,6

366,9

4 Валовая прибыль  – всего 

официальные данные

теневая составляющая

7133,1

5620,2

1512,9

 

    Процент теневого ВВП распределяется на оплату труда - 25%, укрываемые налоги на производство и импорт 14 6%, прибыль - 60,4% Данная структура отражает сущность теневой деятельности. В общем теневом ВВП налоги составляют только 14,6%, тогда как на прибыль приходится более 60%. По отношению к официальному показателю всех отраслей экономики теневая валовая прибыль составляет 26,9%, укрываемая оплата труда - 16 7%.

    Приведенные расчеты, основанные в значительной степени на данных экспертного опроса, имеют и достоинства, и недостатки: их нельзя ни опровергнуть, ни достоверно доказать. Однако они показали, что объем теневой деятельности в России может находиться в пределах от 5,5 трлн. рублей (при расчете по Счету производства) до 7,5 трлн. рублей при добавлении теневых составляющих, источником которых могли стать теневые финансовые инструменты. Это немало, учитывая, что официальный объем валового внутреннего продукта в 2008 г составил 41276,8 млрд. рублей. Расчеты свидетельствуют о тех возможностях, которые открывает комбинация официальных данных и экспертных оценок (данных опросов). В значительной степени продвижению работ по расчету объема теневой деятельности могло бы способствовать завершение построения СНС для России. Другим аспектом дальнейших исследований могла бы стать оценка ущерба от теневых операций.

    Структура теневого ВВП на этой стадии представлена на рис 1.

    Рисунок 1 Структура теневого ВВП (в процентах)

    

    По  данным Росстата, ВВП России в 2010 году составил 44,5 трлн. рублей. Это означает, что на теневой сектор экономики приходится более 7 трлн. Рублей, или 16% ВВП.

    16% ВВП - даже по сравнению с  развитыми странами мира неплохой  результат. Средний объем теневых  экономик на основе анализа  данных из 37 развитых стран мира  в 2010 году составил 20% ВВП по  подсчетам ученых из университета  Линца. Если оценки Росстата  реалистичны, то Россия по объему теневой экономики выглядит лучше Италии (22% ВВП), Греции (25% ВВП), и значительно лучше прибалтийских стран, таких как Эстония (40% ВВП) и Латвия (42% ВВП). Однако необходимо учитывать, что цифра Росстата не учитывает доходы от незаконной деятельности. Кроме того, ее обоснованность ставят под сомнение эксперты.

    По  данным Всемирного Банка, опубликованным в прошлом году доля скрытой от официальных глаз экономики составила 48,6 % ВВП. Оценка Всемирного Банка доли теневой экономики в России расходится с официальными данными Росстата приблизительно в 2 раза. По их мнению, согласно результатам западных аналитиков, Россия погрязла в теневом бизнесе наполовину, тогда как по Росстату – всего на четверть. Причина расхождений проста: очень многое зависит, прежде всего, от того, что именно исследователи причисляют к теневому сектору. Скорее всего, говорят эксперты, Росстат в подсчетах не рассматривает преступные виды деятельности, а Всемирный Банк и его руководство в лице Роберта Зеллика, напротив, стараются их учитывать. «Росстат считает только скрытое производство и производство товаров и услуг гражданами, которые не являются зарегистрированными предпринимателями, – объясняет эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации» Ирина Воробьева. – В то же время точно подсчитать объем теневой экономики невозможно, поэтому говорить о цифрах следует только с относительной достоверностью».

    Теневая экономика порождает ряд следствий, негативно сказывающихся на экономике  государства в целом. Вот лишь некоторые из этих следствий:

    -Сокращается  налоговая база. Как следствие,  растет налоговый пресс на  легальный сектор экономики. 

    -Снижается  конкурентоспособность легальной  экономики. Это в свою очередь  подталкивает и другие экономические  структуры к уходу в тень.

    -Усиливается  ресурсное обеспечение коррупции,  что ведет к росту ее масштабов. 

    -Неконтролируемые  крупные финансовые ресурсы позволяют  влиять на государственную политику, СМИ и избирательные компании  различного уровня. Это также  способствует развитию коррупции.

    -Происходит  перераспределение национального  дохода в пользу элитной группы, обусловленное коррупцией и контролем  криминальных групп над теневой  экономикой. Это ведет к сильному  имущественному расслоению и  росту конфронтации в обществе.

    -Происходит  утечка капиталов за границу. 

    -Расширяется неконтролируемая торговля низкокачественными товарами и товарами, опасными для потребителя.

    Трудность оценки масштабов теневой экономики  приводит к большим ошибкам в  определении важнейших экономических и социальных показателей развития общества. Это затрудняет выработку верных управленческих решений на различных уровнях. Кроме того, в предыдущем пункте было сказано об ошибках в государственном управлении, к которым ведет наличие развитой теневой экономики и неверная оценка ее масштабов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.3 Пути преодоления проблемы

    Борьба  с теневым сектором экономики  представляет собой еще более  сложную задачу, чем определение  ее масштабов. Главная цель - легализация  неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты.

    Несмотря  на  терпимость общества к сложившейся ситуации в стране, уже сегодня идут процессы, направленные на сопротивление неформализации общественной жизни. Необходима выработка эффективной политики относительно теневой экономической деятельности, которая требует комплексного социально-экономического и экономико-правового подхода. Односторонние акценты, с упором на чисто экономические или только на институциональные решения могут лишь усугубить проблему, обострить социальные последствия соответствующих мер.

    Мировой опыт подсказывает, что количественный критерий  успешного решения задачи противодействия развитию теневой экономики соответствует 5-10% ВВП страны, причем этого уровня лишь силовыми методами не достичь.

    В настоящее время борьба с проявлениями теневой экономики возложена на МВД, МНС, ФСНП России, хотя эта проблема давно уже стала общегосударственной. Каждый из этих органов преимущественно действует в своей области  работы и не охватывает всю сферу теневой деятельности, и, что самое главное, не касается корней, причин этого явления. Поэтому для борьбы с теневой экономикой, возможно, необходимо создание самостоятельного органа, который занимался бы комплексной системой контроля над финансово-хозяйственной деятельностью физических и юридических лиц и разработкой правовых основ их функционирования в сфере предпринимательства.

    При таких масштабах теневой экономики  общегосударственной задачей является ее легализация. Ведь она становится необходимым фактором для обеспечения  жизнедеятельности отечественного производства. Средний слой “теневой экономики” сейчас заинтересован в легализации своих доходов законными способами. Правильно было бы вопросы легализации теневой экономики начать  решать с устранения корней ее развития, с учетом видов экономической деятельности, оказывающих разрушительное воздействие на экономику страны. При этом  надо исходить, с одной стороны, из реально происходящих в обществе объективных экономических, политических, социальных и других процессов, с другой – из всего комплекса действия институциональных механизмов в экономической сфере и практики деятельности правоохранительных органов по борьбе с теневой экономикой.

    Одним из основных факторов развития теневой  экономики является поляризация  доходов населения и обнищание  его основной массы. В целях предупреждения преступлений в свое время еще Платон предлагал установить пределы разрыва между бедностью и богатством в 4 раза. Это предположение не беспочвенно. В европейских странах он близок к пятикратному, в США к восьмикратному. Социально опасным  и наиболее криминогенным считается соотношение 1:10 и более. Практика показывает, что резкое имущественное  расслоение населения, сосредоточение значительных имущественных ценностей в руках малой части населения при обнищании большинства, снижение социальных и правовых гарантий, потеря социальной ориентации и жизненных перспектив у многих граждан является питательной средой для растущей криминализации общества. Поэтому одной из мер в решении этой сложной проблемы России является сокращение растущей поляризации доходов между различными слоями общества.

    В постсоветский период в России сложилось  ошибочное представление о либеральной  рыночной экономике, о характере  и степени свободы субъектов  хозяйствования на рынке. Абсолютной свободы  в рыночной экономике нет и  быть не может, ее результатом может быть только анархия и широкомасштабная теневая экономика. Это подтверждается нашей действительностью. Поэтому одной из предпосылок борьбы с теневой экономикой и условием ее легализации является совершенствование нормативно-правовой базы. Начатое в последние годы совершенствование уголовного законодательства – это начало и одно из направлений борьбы с теневой экономикой. В ряде принимаемых законов, определяющих налоговую, финансовую, бюджетную политику, необходимо предусмотреть статьи, направленные на концентрацию национального капитала в российской, а не зарубежной экономике. При этом нужно четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников, чтобы деятельность последних переориентировать в нормальную, легальную хозяйственную жизнь, потому что она предоставляет людям возможность трудиться и зарабатывать , расширять свои объемы производства товаров и услуг.

    Правительство России признало, что чем больше ставка налогов, тем больше от них  скрываются налогоплательщики. Поэтому новая экономическая программа направлена на возврат теневых доходов. Сначала 2001 года вступила в силу новая «плоская» шкала подоходного налога (13%) и регрессивный единый социальный налог, был также снижен налог на прибыль при отмене почти всех налоговых льгот. Вообще в современной рыночной экономике России налоги должны выполнять не только фискальную функцию, но и являться инструментом воздействия на накопление капитала и совокупный спрос.

    Так как в состав теневой экономики  включается законная деятельность, которая в целях уклонения от налогов скрывается или преуменьшается, то меры по преодолению подобного подпольного бизнеса в ходе производства товаров народного потребления и услуг, должны:

    • обеспечить равноправие всех субъектов хозяйствования не только в законодательстве, но и в реальной экономической жизни общества;
    • упростить процесс оформления создаваемого предприятия, перекрыв этим каналы взяточничества чиновников;
    • пресекать любые формы подпольного предпринимательства, для чего нужно усилить меры административного и уголовного воздействия на подпольных производителей;
    • создать единые, на уровне мировых стандартов, правовые, финансовые и бухгалтерские нормативные акты.

Информация о работе Теневая экономика России