Теневая экономика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Соответственно, цель исследования — это изучение теневой экономики как явления, определение ее последствий и методов борьбы с ней, а так же рассмотрение такого ее в рамках экономики России.

Содержание

Введение 2
1. Теоретический аспект теневой экономики 6
1.1 Сущность понятия 6
1.2 Структура теневой экономики 13
1.3 Способы измерения теневого сектора 17
2. Теневой сектор экономики в России 27
2.1 Особенности формирования теневой экономики в России 27
2.2 Оценка масштабов теневого сектора в стране и социально-экономические последствия 34
2.3 Пути преодоления проблемы 40
Заключение 44
Список использованной литературы 46

Работа содержит 1 файл

МОЙ курсач по теневой.doc

— 241.50 Кб (Скачать)

    Результатом является рост теневой экономики  и криминальной экономической деятельности. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные и договорные ограничения.

    Важное  влияние на рост теневой экономики  и ее криминализацию оказывает запрет на производство, обращение товаров, оказание услуг, осуществление каких-либо видов деятельности. Кроме ухода  от контроля и противоправного поведения  это способствует развитию различных форм организованной преступности.

    Административное  вмешательство в процесс ценообразования  проявляется в форме принудительного  установления государством максимальной или минимальной цены на товары и  услуги. Лицензирование различных видов экономической деятельности ставит частные компании в зависимость от органов власти и создает условия для извлечения государственными служащими нелегальных доходов.

    В России наблюдаются и более жесткие  формы государственного вмешательства. Например, возможна прямая поддержка органами власти так называемых "дружественных" компаний и подавление конкурентов с помощью необоснованного использования полномочий контролирующих и правоохранительных органов (налоговой полиции, милиции и т.п.). Это характерно для особо прибыльных отраслей (нефтяной бизнес, строительство и т.д.). Отмечается также прямое распределение государством рынка между "дружественными" фирмами и возникновение на этой основе неформальных отношений, связанных с коррупцией государственных и муниципальных служащих, принимающих решения.

    Значительные  масштабы государственного сектора  в экономике порождает отношения, связанные с распределением бюджетных  ресурсов в форме прямых и косвенных  дотаций, субсидий, субвенций, льготных кредитов среди государственных предприятий. Это является питательной основой для формирования сектора неформальных, и часто криминальных отношений, связанных с распределением ресурсов. На основе безвозмездного или льготного распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые предпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного дохода), легализации, инвестирования, перевода за рубеж.

    Масштабы  доходов и расходов бюджета, их удельный вес в валовом внутреннем продукте.

      Влияние этого фактора зависит  от типа экономической системы  конкретного государства.  Россия относится к группе стран со слабым демократическим режимом. При данном типе экономической системы наблюдается сокращение расходов не только на оборону, субсидии и инвестиции, но и на "обычное правительство", что приводит к опасному ослаблению государства и его институтов. В России ситуация с финансированием государственных расходов сложилась крайне неблагоприятно. Вместе с тем, значительные масштабы перераспределения ВВП через бюджет и целевые внебюджетные фонды в России имеют еще более негативные последствия, что и в странах с развитой рыночной экономикой. Активная деятельность групп специальных интересов, стремящихся получить индивидуальные льготы, льготное финансирование за счет бюджетных средств, происходит в условиях слабого государства.

    Кроме названных основных факторов появление  теневой экономики в России было обусловлено следующими причинами:

    а) экономические:

    • катастрофическое разрушение всей системы народного хозяйства в связи с ликвидацией СССР (разрыв кооперационных связей, затоваривание и дефицит, неплатежи, бартер, массовые хищения);
    • развал финансовой системы (запредельный дефицит бюджета, гиперинфляция, пирамида государственных заимствований, переход в расчетах на наличные деньги, в том числе в иностранной валюте, и денежные суррогаты);
    • обнищание большинства населения на фоне баснословного неправедного обогащения группы лиц из «власть имеющих»;

    б) правовые:

    • возникновение правового вакуума (ошибочное введение в правоприменительную практику принципа «разрешено все, что не запрещено законом» в условиях, когда старые законы уже не работали, а новых еще не было);
    • разрушение правоохранительной системы постоянными реорганизациями;
    • формирование в экономике значительного криминального сектора (масштабные хищения собственности всегда объективно порождают криминальную систему ее перераспределения);
    • коррупционное использование законодательных, исполнительных и правоохранительных органов в интересах теневой экономики;
    • формирование у граждан правового нигилизма (нарушение законов, в том числе открытое, стало повсеместной практикой, прежде всего со стороны представителей власти и крупного бизнеса);

    в) общественно-политические:

    • разрушение идеологических основ общественной жизни (вместе с мутной водой коммунистической
    • пропаганды выплеснули всю систему государственной идеологии);
    • формирование мировоззрения вседозволенности и продажности;
    • исповедование власть имущими двойных моральных стандартов;
    • отношение к государству как источнику зла (на что имелись серьезные объективные причины, о чем было сказано выше)6.

    Однако  почему теневой сектор до сих пор  не утратил значительного места  в российской экономике? Можно выделить следующие факторы, способствующие развитию теневой экономики в сегодняшней России:

    Финансово-экономические:

    • несовершенство налоговой системы – до сих пор в России взимается в бюджет и государственные фонды до 35% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель – 25-30%;
    • несправедливое первичное распределение капитала – теневой сектор обеспечивает перераспределение ВНП;
    • продолжающиеся многие годы крупномасштабные хищения бюджетных средств;
    • полное устранение граждан и предпринимателей из процесса формирования и исполнения всех видов бюджетов и внебюджетных фондов (большинством населения бюджет воспринимается враждебно — как кормушка для чиновников и близких им бизнесменов);
    • отсутствие государственной системной политики экономического и социального стимулирования выхода предпринимателей из тени;

    Правовые:

    • существенные противоречия и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в нелегальной деятельности, при избыточном регулировании открытой деловой активности;
    • отсутствие антикоррупционной криминологической и ситуационной экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;
    • слабая и в значительной степени коррумпированная система правоохранительных и судебных органов (в отличие от развитых стран наши «правоохранители» не борются с профессиональной преступностью — это трудно, опасно и неденежно, а охотятся на граждан, вынужденно или неосторожно нарушающих закон);
    • отсутствие государственной программы жесткой системной борьбы с организованной профессиональной преступностью, в том числе в экономической сфере;
    • незащищенность открытого эффективного частного бизнеса от произвола чиновников, «правоохранительного террора», посягательств криминала и рейдерства «олигархов» (очень многие успешные предприниматели остаются в тени исключительно из соображений безопасности).

    3. Административные:

    • отсутствие эффективной государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямое вмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса;
    • запретительное, наказательное администрирование — чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса, нацеленность бюрократии на негатив, а не на позитив;
    • местничество и мздоимство чиновников (неизбывная русская традиция ставить чиновника на «прокорм» за счет использования должностных функций в корыстных целях — своеобразная чиновничья рента);
    • безответственность и некомпетентность государственного управленческого аппарата, отсутствие зависимости оплаты труда чиновника от конкретных результатов его труда по развитию открытых рыночных отношений в экономике;

    Общественно-политические:

    • неуверенность большинства предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участия государства в экономике;
    • недоверие граждан к государственным институтам, особенно к бюджету (большинство граждан небезосновательно считают, что в России действует двойное налогообложение: платежи в бюджет и дополнительная неофициальная оплата услуг работников бюджетных организаций);
    • социальная и политическая незащищенность большинства населения государство отделило себя безответственностью от граждан, а граждане в ответ не считают себя быть обязанными перед таким государством;
    • деградация культуры, пропаганда культа криминалитета и вседозволенности, отсутствие системы воспитания подрастающего поколения7.

    2.2 Оценка масштабов теневого сектора в стране и социально-экономические последствия

    В настоящее время теневую экономику следует рассматривать как мощный социально-экономический фактор, оказывающий серьезное влияние на все аспекты жизни общества. Теневой и официальный секторы экономики теснейшим образом переплетены, и бессмысленно рассматривать их в отрыве друг от друга. Структурные изменения в экономике, изменение эффективности отдельных видов деятельности, изменения налогового и административного давления - все это и многое другое влияет не столько на общий объем теневой деятельности, сколько на распределение теневых потоков между сферами экономики.

    Рассмотрим основные тенденции изменения макропоказателей России за 2004-2010 гг. Наметившийся в последние годы экономический рост имеет неустойчивый характер. Именно это отражает динамика основных социально-экономических показателей (см. табл. 2). 

    Таблица 2 Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 2005-2010 гг. (в % к предыдущему году)8

  2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Валовой внутренний продукт; 107,2 106.4 108,2 108,5 105,2 92,2 104,0
Объем промышленной продукции  108,0 105,1 106,3 106,8 100,6 90,7 108,2
Грузооборот транспорта 106,2 102,5 102,7 102,3 100,7 89,9 106,9
Инвестиции  в основной капитал  110,9 110,9 116,7 122,7 109,9 83,8 102,0
Экспорт товаров  134,8 133,1 124,5 116,8 133,1 64,3 131,9
Импорт  товаров  128,0 128,8 131,0 136,0 130,6 65,7 129,7
Среднедушевой денежный доход 129,0 126,5 125,7 123,6 120,1 112,6 111,1
Реальные  располагаемые денежные доходы 110,4 112,4 113.5 112,1 102,3 102,1 104,2

Информация о работе Теневая экономика России