Результатом
является рост теневой экономики
и криминальной экономической деятельности.
Это проявляется в образовании различных
видов нелегальных
рынков - труда,
товарных, финансовых, валютных, с помощью
которых обходятся законодательные и
договорные ограничения.
Важное
влияние на рост теневой экономики
и ее криминализацию оказывает запрет
на производство, обращение товаров,
оказание услуг, осуществление каких-либо
видов деятельности. Кроме ухода
от контроля и противоправного поведения
это способствует развитию различных
форм организованной преступности.
Административное
вмешательство в процесс ценообразования
проявляется в форме принудительного
установления государством максимальной
или минимальной цены на товары и
услуги. Лицензирование различных видов
экономической деятельности ставит частные
компании в зависимость от органов власти
и создает условия для извлечения государственными
служащими нелегальных доходов.
В
России наблюдаются и более жесткие
формы государственного вмешательства.
Например, возможна прямая поддержка органами
власти так называемых "дружественных"
компаний и подавление конкурентов с помощью
необоснованного использования полномочий
контролирующих и правоохранительных
органов (налоговой полиции, милиции и
т.п.). Это характерно для особо прибыльных
отраслей (нефтяной бизнес, строительство
и т.д.). Отмечается также прямое распределение
государством рынка между "дружественными"
фирмами и возникновение на этой основе
неформальных отношений, связанных с коррупцией
государственных и муниципальных служащих,
принимающих решения.
Значительные
масштабы государственного сектора
в экономике порождает отношения,
связанные с распределением бюджетных
ресурсов в форме прямых и косвенных
дотаций, субсидий, субвенций, льготных
кредитов среди государственных предприятий.
Это является питательной основой для
формирования сектора неформальных, и
часто криминальных отношений, связанных
с распределением ресурсов. На основе
безвозмездного или льготного распределения
бюджетных ресурсов формируются контролируемые
предпринимательские структуры, создаваемые
с целью незаконного присвоения этих ресурсов,
прокручивания их (присвоения инфляционного
дохода), легализации, инвестирования,
перевода за рубеж.
Масштабы
доходов и расходов бюджета, их удельный
вес в валовом внутреннем продукте.
Влияние этого фактора зависит
от типа экономической системы
конкретного государства.
Россия относится к группе стран со слабым
демократическим режимом. При данном типе
экономической системы наблюдается сокращение
расходов не только на оборону, субсидии
и инвестиции, но и на "обычное правительство",
что приводит к опасному ослаблению государства
и его институтов. В России ситуация с
финансированием государственных расходов
сложилась крайне неблагоприятно. Вместе
с тем, значительные масштабы перераспределения
ВВП через бюджет и целевые внебюджетные
фонды в России имеют еще более негативные
последствия, что и в странах с развитой
рыночной экономикой. Активная деятельность
групп специальных интересов, стремящихся
получить индивидуальные льготы, льготное
финансирование за счет бюджетных средств,
происходит в условиях слабого государства.
Кроме
названных основных факторов появление
теневой экономики в России было
обусловлено следующими причинами:
а) экономические:
- катастрофическое
разрушение всей системы народного хозяйства
в связи с ликвидацией СССР (разрыв кооперационных
связей, затоваривание и дефицит, неплатежи,
бартер, массовые хищения);
- развал финансовой
системы (запредельный дефицит бюджета,
гиперинфляция, пирамида государственных
заимствований, переход в расчетах на
наличные деньги, в том числе в иностранной
валюте, и денежные суррогаты);
- обнищание
большинства населения на фоне баснословного
неправедного обогащения группы лиц из
«власть имеющих»;
б) правовые:
- возникновение
правового вакуума (ошибочное введение
в правоприменительную практику принципа
«разрешено все, что не запрещено законом»
в условиях, когда старые законы уже не
работали, а новых еще не было);
- разрушение
правоохранительной системы постоянными
реорганизациями;
- формирование
в экономике значительного криминального
сектора (масштабные хищения собственности
всегда объективно порождают криминальную
систему ее перераспределения);
- коррупционное
использование законодательных, исполнительных
и правоохранительных органов в интересах
теневой экономики;
- формирование
у граждан правового нигилизма (нарушение
законов, в том числе открытое, стало повсеместной
практикой, прежде всего со стороны представителей
власти и крупного бизнеса);
в)
общественно-политические:
- разрушение
идеологических основ общественной жизни
(вместе с мутной водой коммунистической
- пропаганды
выплеснули всю систему государственной
идеологии);
- формирование
мировоззрения вседозволенности и продажности;
- исповедование
власть имущими двойных моральных стандартов;
- отношение
к государству как источнику зла (на что
имелись серьезные объективные причины,
о чем было сказано выше)6.
Однако
почему теневой сектор до сих пор
не утратил значительного места
в российской экономике? Можно выделить
следующие факторы, способствующие
развитию теневой экономики в сегодняшней
России:
Финансово-экономические:
- несовершенство
налоговой системы – до сих пор в России
взимается в бюджет и государственные
фонды до 35% ВВП, тогда как в развитых странах
этот показатель – 25-30%;
- несправедливое
первичное распределение капитала – теневой
сектор обеспечивает перераспределение
ВНП;
- продолжающиеся
многие годы крупномасштабные хищения
бюджетных средств;
- полное устранение
граждан и предпринимателей из процесса
формирования и исполнения всех видов
бюджетов и внебюджетных фондов (большинством
населения бюджет воспринимается враждебно
— как кормушка для чиновников и близких
им бизнесменов);
- отсутствие
государственной системной политики экономического
и социального стимулирования выхода
предпринимателей из тени;
Правовые:
- существенные
противоречия и пробелы в законодательстве,
способствующие безответственности в
нелегальной деятельности, при избыточном
регулировании открытой деловой активности;
- отсутствие
антикоррупционной криминологической
и ситуационной экспертизы проектов законодательных
и иных нормативных правовых актов;
- слабая и
в значительной степени коррумпированная
система правоохранительных и судебных
органов (в отличие от развитых стран наши
«правоохранители» не борются с профессиональной
преступностью — это трудно, опасно и
неденежно, а охотятся на граждан, вынужденно
или неосторожно нарушающих закон);
- отсутствие
государственной программы жесткой системной
борьбы с организованной профессиональной
преступностью, в том числе в экономической
сфере;
- незащищенность
открытого эффективного частного бизнеса
от произвола чиновников, «правоохранительного
террора», посягательств криминала и рейдерства
«олигархов» (очень многие успешные предприниматели
остаются в тени исключительно из соображений
безопасности).
3. Административные:
- отсутствие
эффективной государственной вертикали
управления, охватывающей все сферы экономики
на всей территории России и нацеленной
не на освоение бюджета и не на прямое
вмешательство в экономику, а на эффективное
развитие бизнеса;
- запретительное,
наказательное администрирование — чрезмерные
формальные административные барьеры,
препятствующие развитию легального бизнеса,
нацеленность бюрократии на негатив, а
не на позитив;
- местничество
и мздоимство чиновников (неизбывная русская
традиция ставить чиновника на «прокорм»
за счет использования должностных функций
в корыстных целях — своеобразная чиновничья
рента);
- безответственность
и некомпетентность государственного
управленческого аппарата, отсутствие
зависимости оплаты труда чиновника от
конкретных результатов его труда по развитию
открытых рыночных отношений в экономике;
Общественно-политические:
- неуверенность
большинства предпринимателей в стабильности
рыночного экономического курса государства
вследствие отсутствия четкой стратегии
развития и усиления прямого участия государства
в экономике;
- недоверие
граждан к государственным институтам,
особенно к бюджету (большинство граждан
небезосновательно считают, что в России
действует двойное налогообложение: платежи
в бюджет и дополнительная неофициальная
оплата услуг работников бюджетных организаций);
- социальная
и политическая незащищенность большинства
населения государство отделило себя
безответственностью от граждан, а граждане
в ответ не считают себя быть обязанными
перед таким государством;
- деградация
культуры, пропаганда культа криминалитета
и вседозволенности, отсутствие системы
воспитания подрастающего поколения7.
2.2
Оценка масштабов теневого
сектора в стране и социально-экономические
последствия
В
настоящее время теневую экономику
следует рассматривать как мощный социально-экономический
фактор, оказывающий серьезное влияние
на все аспекты жизни общества. Теневой
и официальный секторы экономики теснейшим
образом переплетены, и бессмысленно рассматривать
их в отрыве друг от друга. Структурные
изменения в экономике, изменение эффективности
отдельных видов деятельности, изменения
налогового и административного давления
- все это и многое другое влияет не столько
на общий объем теневой деятельности,
сколько на распределение теневых потоков
между сферами экономики.
Рассмотрим
основные тенденции изменения макропоказателей
России за 2004-2010 гг. Наметившийся в последние
годы экономический рост имеет неустойчивый
характер. Именно это отражает динамика
основных социально-экономических показателей
(см. табл. 2).
Таблица
2 Основные социально-экономические
показатели по Российской
Федерации за 2005-2010 гг. (в
% к предыдущему году)8
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Валовой
внутренний продукт; |
107,2 |
106.4 |
108,2 |
108,5 |
105,2 |
92,2 |
104,0 |
Объем
промышленной продукции |
108,0 |
105,1 |
106,3 |
106,8 |
100,6 |
90,7 |
108,2 |
Грузооборот
транспорта |
106,2 |
102,5 |
102,7 |
102,3 |
100,7 |
89,9 |
106,9 |
Инвестиции
в основной капитал |
110,9 |
110,9 |
116,7 |
122,7 |
109,9 |
83,8 |
102,0 |
Экспорт
товаров |
134,8 |
133,1 |
124,5 |
116,8 |
133,1 |
64,3 |
131,9 |
Импорт
товаров |
128,0 |
128,8 |
131,0 |
136,0 |
130,6 |
65,7 |
129,7 |
Среднедушевой
денежный доход |
129,0 |
126,5 |
125,7 |
123,6 |
120,1 |
112,6 |
111,1 |
Реальные
располагаемые денежные доходы |
110,4 |
112,4 |
113.5 |
112,1 |
102,3 |
102,1 |
104,2 |