Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:38, курсовая работа
В последние годы в российскую хозяйственную жизнь стремительно внедряется понятие бизнес-плана. Этот документ почти всегда готовится для использования внешних источников финансирования инвестиций: заемных финансовых средств от кредитора (банковских и других кредитов, облигационных займов), привлеченных финансовых средств инвестора (от продажи акций, паевых и иных взносов), бюджетных инвестиционных ассигнований. Существует и другая функция бизнес-плана — планирование всей хозяйственной деятельности фирмы. В идеале один и тот же бизнес-план должен выполнять обе названные функции, но на практике бизнес-план, ориентированный на получение внешнего финансирования, и бизнес-план для внутреннего пользования имеют существенные различия как по структуре, так и по содержанию.
1.Теоретическая часть …………………………………………….……………………………………3
1.1 Основы бизнес-плана …………………………………………………………………………….3
1.2Принципы составления бизнес-плана……………………………………………………………3
2.Техника составления бизнес-плана………………………………………………………………......5
2.1 Титульный лист……………………………………………………………………………………5
2.2 Оглавление бизнес-плана…………………………………………………………………………5
2.3 Глоссарий………………………………………………………………………………………….5
2.4 Сопроводительные документы…………………………………………………………………...5
2.5 Исполнительное резюме………………………………………………………………………….6
3.Содержание бизнес-плана………………….…………………………………………………………7
3.1 Описание фирмы…………………………………………………………………………………..7
3.2 Описание бизнеса…………………………………………………………………………………7
3.3 Описание товара и услуг………………………………………………………………………….7
3.4 Производственный(организационный) план……………………………………………………7
3.5 Маркетинговый план……………………………………………………………………………..9
3.6 Финансовый план………………………………………………………………………………..10
4.Расчетная часть………………………………………………………………………………………12
5.Расчет точки безубыточности графическим путем………………………………………………..32
Выводы………………………………………………………..………………………………………..36
Список литературы……………………………………..……………………………………………...37
— товарные спецификации, буклеты, чертежи, фотографии;
— патентная документация;
— прейскуранты, инвентарные ведомости;
— образцы рекламных материалов;
— копии договоров и контрактов;
—
финансовые документы: расчет и анализ
валовой прибыли. бюджета, баланса движения
денежных средств за год и за пять лет,
анализ финансовых коэффициентов и расчет
точки безубыточности.
Исполнительское
резюме
Роль исполнительского резюме (краткого изложения бизнес-плана на 2—3 страницах) сродни роли оглавления: оно должно привлечь внимание читающего. Учитывая, что это первый раздел, который читает кредитор/инвестор, исполнительское резюме, возможно, является самым главным элементом бизнес-плана. В исполнительском резюме составители документа должны коротко и сжато рассказать о предприятии, его продукции (товаре или услуге), ресурсах, поставщиках и клиентах, а главное, о его рыночных возможностях и перспективах, нарисовав полную финансовую картину с расчетом предполагаемой прибыли и ее использования. При этом весь материал надо донести до читателя так, чтобы у последнего обязательно возник интерес к предлагаемой сделке.
Исполнительское
резюме обычно состоит из ключевых
фраз других разделов бизнес-плана, но
чтобы избежать механически-компиляционной
формы изложения, первый вариант
резюме рекомендуется написать в самом
начале, до работы над текстом бизнес-плана,
когда мысли, чувства и идеи еще свежи,
а второй — после его написания, выбрав
из проработанного текста ключевые, «забойные»
моменты. Затем два варианта сравниваются,
из них выбираются наиболее удачные места
и составляется один окончательный вариант,
который содержит первоначальные идеи,
тщательно отработанные в ходе написания
бизнес-плана.
-6-
3. Содержание бизнес-плана
Для кредиторов важно получить
как можно больше сведений о предприятии
(фирме), поэтому они проявляют большой
интерес к его (ее) истории. Их, как правило,
интересует все: начали ли предприниматели
новую деятельность или же купили готовое
предприятие (фирму), расширяют ли они
производственную деятельность или отпочковались
от более крупной материнской фирмы. Должен
быть указан статус фирмы (акционерное
общество, общество с ограниченной ответственностью
и т. п.), дата и место основания (регистрации)
фирмы, ее владельцы и управленческий
персонал со всеми изменениями перечисленных
позиций за последние пять лет. Приветствуется
даже изложение достижений и анализ ошибок
(разумеется, исправимых) фирмы за весь
или обозримый период ее деятельности.
Описание
бизнеса
В начале основного раздела бизнес-плана дается краткое описание бизнеса: направления деятельности (производство, торговля, услуги); состояние отрасли в целом, и как данная фирма вписывается в отрасль, и какое место в ней занимает; кто является потребителем результатов деятельности фирмы; является ли бизнес сезонным, ориентирован ли он на производство небольшого количества высококачественных товаров (услуг) или на массовое производство дешевых. Здесь же обычно кратко излагаются цели бизнес-плана: какие средства хочет получить предприниматель, на какие цели и в какие сроки, какая ожидается прибыль от вложений. Составитель плана должен объяснить, почему он уверен в успехе фирмы и ее прибыльности. Этот раздел дает еще один шанс обратить внимание инвесторов на наиболее привлекательные черты данного конкретного предприятия (фирмы).
В этом маленьком, но важном разделе предприниматель должен рассказать о продукции своего предприятия (фирмы): описать ее физические свойства, объяснить, какие потребности удовлетворяют его товары или услуги, что отличает данный товар или услугу от других, имеющихся на рынке, каковы его (ее) преимущества и недостатки и что выигрывает потребитель, приобретая именно этот товар или услугу. Важно указать в данном разделе, какой интеллектуальной собственностью располагает предприниматель: патенты, лицензии, секреты производства.
Инвестор
почувствует интерес к
Производственный
(организационный) план
Основной целью составления
-7-
Но степень интереса
Степень
детализации производственного
плана связана также с
Обычно производственный план включает разделы с описанием технологии производства, ресурсов предприятия (фирмы) и менеджмента.
Технология производства. В этом разделе составители бизнес-плана рассказывают о процессе разработки продукта (товара, услуги или технологии), особенно нового, и его результатах в виде полученных патентов, лицензий, товарных знаков. Здесь же можно рассказать о подразделении предприятия, занимающемся разработкой новых товаров и технологий, и даже об отдельных изобретателях — авторах интересных разработок.
Можно также описать
Внешние факторы, оказывающие влияние на производственную деятельность. К их числу относятся: доступ к экономическим ресурсам, поставщики, клиенты, изменения в технологии, а также изменения в федеральном и местном законодательстве.
Риски, В этом разделе предприниматель показывает инвестору, насколько его бизнес рискован и какие меры приняты по защите от рисков. Для этого дается полный ранжированный перечень рисков, присущих данной отрасли бизнеса, определяется вероятность каждого из них, дается оценка убытков в случае их наступления, устанавливается допустимый уровень убытков, ниже которого риски не принимаются во внимание, и определяются организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков. Перечисляются также все виды страховок с указанием названий страховых компаний, номеров страховых полисов, сроков и условий страховки.
Ресурсы. Как правило, в бизнес-планах рассматриваются материальные и людские ресурсы предприятия.
К материальным ресурсам (фондам) относятся производственные помещения, транспортные средства, машины и оборудование, сырье и материалы, запасы готовой продукции. В контексте бизнес-плана рассматриваются местоположение предприятия, наличие транспортной и коммуникационной инфраструктур, производственные площади, количество и технический уровень оборудования.
Наибольший интерес для кредиторов и инвесторов представляет анализ людских ресурсе в, и прежде всего управленческого аппарата. Этот раздел раскрывает заинтересованным лицам, кто персонально стоит за данным бизнесом. Многие инвесторы начинают свое знакомство с бизнес-планом именно с этого раздела, полагая, что, как бы заманчивы ни были идеи, изложенные в документе, успех предприятия будет зависеть от того, кто их воплощает в жизнь.
Менеджеры/владельцы. В этом разделе не только поименно перечисляется весь управленческий персонал, но и объясняется, почему эти люди собрались вместе, какова мотивация их совместной деятельности. Отдельно рассматриваются такие группы, как: активные инвесторы, предоставившие предприятию капитал, консультации или экспертизу; сотрудники на ключевых постах (директора по производству, маркетингу, кадрам, финансам и проч.); юрисконсульт;
члены Совета директоров, в число которых помимо собственных директоров обычно включают известных в кругах бизнеса деятелей; консультантов из других фирм, в том числе юридических, банков, бирж, университетов и т. п.
Организационная схема управления предприятием показывает, как взаимодействуют службы, кто и чем занимается, как осуществляются координация и контроль за различными видами деятельности. Банкиры и инвесторы обращают на это особое внимание, поскольку из-за организационной неразберихи нередко терпят крах даже самые многообещающие проекты.
-8-
У малых предприятий, только начинающих свою коммерческую деятельность, организационная структура, естественно, несложная, но и в ней должны быть заложены основы для ее дальнейшего роста и усложнения. В любом случае должна быть обеспечена тесная увязка между разработкой организационной схемы и остальными частями бизнес-плана: в схеме должны найти отражение стратегия и методы, изложенные в других разделах.
Кадровая
политика и стратегия должны дать
представление о философии, которой
руководствуется фирма при
Маркетинговый
план
В этом разделе фирме
ценообразование, система продвижения товара.
Маркетинговая стратегия. Этот раздел должен строиться исходя из самого понятия маркетинговой стратегии, означающего планирование и организацию сил и средств предприятия (фирмы) и использование их в наиболее выгодных и перспективных направлениях. В этом разделе предприниматель детализирует цели маркетинга по продаже конкретных товаров (услуг), определяет рынки, на которые его предприятие (фирма) будет ориентироваться, основные сегменты рынков по каждому отдельному виду товаров/услуг, тактику конкурентной борьбы, бюджет маркетинга и т.д. После этого определяется конкретная маркетинговая стратегия для достижения сформулированных целей.
Анализ рынка. Этот раздел должен начинаться с анализа состояния отрасли, к которой относится данное предприятие (фирма). Хороший анализ отрасли выявляет основных конкурентов и показывает остроту конкуренции, сильные и слабые стороны конкурентов, а также их предполагаемое воздействие на данное предприятие (фирму). Результаты сравнительного анализа конкурентов часто бывают представлены в виде таблиц или диаграмм. Иногда специфика рынка позволяет на основе анализа не только выявить настоящих конкурентов, но и дать прогноз развития конкуренции в будущем.
Помимо
конкурентов на развитие рынка оказывают
влияние и другие внешние факторы,
такие как государственное
Здесь также может быть рассчитан предполагаемый объем продаж предприятия (фирмы), при этом отдельно по периодам с учетом сезонности продаж; товарам и услугам; группам потребителей.
По каждому из указанных критериев целесообразно рассчитать долю рынка и сделать не »дин, а несколько вариантов расчетов и прогнозов: консервативный, наиболее вероятный и оптимистический.