Тарифная политика и ценообразование в отрасли телекоммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики прибыль является важнейшим показателем эффективности работы предприятия, источником его жизнедеятельности. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями. Поэтому достоверность исчисления и распределения положительного финансового результата (бухгалтерской прибыли) становится важнейшей задачей предприятий.
В современной России, при становлении и развитии коммерческих предприятий, проблема правильности учета и распределения прибыли становится наиболее актуальной. Учет, прогнозирование и планирование финансового результата предприятия необходимо на любой стадии производства. Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия. В рыночной экономике особое место отводится получению прибыли (или обеспечению прибыльности деятельности предприятия).
В условиях рынка постоянно возникают вопросы, требующие своего решения. Какова роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия? Есть ли пути увеличения прибыли? Каково влияние распределения прибыли на общее финансовое состояние предприятия?
Ввиду того, что современная экономическая жизнь предприятий крайне сложна, на такие важные показатели, как прибыль и рентабельность, влияет (прямо или косвенно) очень большое число различных факторов, причем если влияние одних факторов буквально «лежит на поверхности» и видно даже неспециалистам, то влияние многих других не так очевидно, и грамотно оценить их влияние может только тот человек, который в совершенстве владеет методикой экономического анализа.
Значимость экономического анализа таких важнейших показателей, как прибыль и рентабельность предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия. Анализ прибыли предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, а также выявить резервы роста прибыли, что в конечном счете позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность

Содержание

Введение
1. Сущность и классификация тарифов связи
2. Характеристика действующих тарифов связи и методов их формирования
3. Зарубежный опыт тарификации телекоммуникационных услуг
4. Механизм государственного регулирования тарифов на услуги связи
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Экономика телекоммуникаций.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

     В основе концепции и механизма государственного регулирования тарифов, разработанной Федеральной службой России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), в настоящее время вошедшей в состав Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, лежит максимально возможный учет интересов потребителей и их социальная защищенность в отношении доступа к жизненно важным социально значимым услугам. В то же время она предусматривает необходимость соблюдения коммерческих интересов производителей услуг - операторов связи, направленных на повышение эффективности своей деятельности и развитие связи для удовлетворения потребностей общества в средствах телекоммуникаций.

     Таким образом, важнейшими задачами государственного регулирования тарифов на услуги связи сети общего пользования являются:

     максимально возможное удовлетворение спроса на услуги со стороны потребителей;

     повышение эффективности деятельности операторов связи;

     получение средств для инвестирования дальнейшего  развития, модернизации средств и сетей связи, расширения рынка услуг и улучшения их качества;

     обеспечение доступности социально значимых услуг всем пользователям.

     Разработка  механизма регулирования тарифов  на услуги связи включает следующие  основные этапы:

     формирование научно-обоснованной законодательно закрепленной концепции ценового регулирования, основанной на сочетании государственных и рыночных регуляторов;

     обоснование сфер и видов услуг, тарифы на которые  подлежат государственному регулированию;

     разграничение функций между регулирующими органами на различных уровнях управления экономикой;

     разработку  методики государственного регулирования  ценообразования, обеспечивающей оптимальное сочетание интересов всех субъектов рыночных отношений, участвующих в производстве и потреблении услуг.

     При разработке механизма государственного регулирования ценообразования  в связи были учтены следующие  особенности действующих в отрасли  тарифов.

     Во-первых, действующая система тарификации  услуг базируется на перекрестном субсидировании, при котором убытки от услуг, реализуемых по тарифам, установленным ниже себестоимости, дотируются за счет прибыли, получаемой от высокорентабельных услуг, цена на которые установлена выше стоимости их производства. При этом перекрестное субсидирование осуществляется как в пределах одной подотрасли, так и между подотраслями электросвязи. Это требует государственного регулирования тарифов на основные услуги в комплексе и в отношении всех групп пользователей.

     Во-вторых, размеры перекрестного субсидирования очень отличаются по региональным АО электросвязи ввиду высокой дифференциации уровней тарифов на одноименные услуги по отдельным территориальным образованиям. Это обусловлено не только объективными различиями в себестоимости производства услуг и их структуре, но в большей мере теми взаимоотношениями, которые складывались между операторами и местными органами управления, ответственными за регулирование тарифов. Неодинаков также уровень доходов потребителей в отдельных регионах, что требует при регулировании тарифов учета их реального платежеспособного спроса. Таким образом разные стартовые уровни тарифов и платежеспособность потребителей приводят к необходимости дифференцированного подхода при совершенствовании системы ценообразования, учитывающего реальные условия производства и потребления услуг в отдельной области или крае.

     В-третьих, низкий уровень тарифов на значительный круг услуг для населения и  госбюджетных организаций не обеспечивал  операторам необходимых средств для развития сетей связи. Несмотря на высокие темпы ввода производственных мощностей, во многих регионах количество заявлений на установку телефонов от населения остается достаточно высоким. Состояние материальной базы предприятий характеризуется низкой долей прогрессивного оборудования и высоким уровнем износа. Поэтому тарифная политика должна предусматривать получение телекоммуникационными, компаниями достаточной прибыли для модернизации и развития сетей связи и улучшение качества обслуживания потребителей.

     Отправным моментом формирования механизма государственного регулирования тарифов является определение перечня регулируемых услуг. В него должны входить услуги, оплата которых в расходах потребителей занимает наибольший удельный вес и которые имеют особую социальную (жизненно важную) значимость для потребителей с низкой платежеспособностью, замена которых другими услугами либо вообще невозможна, либо влечет за собой ухудшение качества обслуживания или повышение стоимости услуг. Такой перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, включает лишь те услуги, которые в соответствии с законодательством относятся к сфере деятельности естественных монополий. Его основные отличия от ранее действующего перечня (см. разд. 9.2) состоят в том, что принят единый федеральный уровень регулирования, и тарифы на одноименные услуги регулируются по всем группам пользователей, т.е. конкретная услуга регулируется в комплексе, что является необходимым условием достижения сбалансированности тарифов и оптимизации их структуры.

     Положения государственного регулирования тарифов  на услуги связи сети общего пользования распространяются на все организации связи независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, при этом регулирование ценообразования в телекоммуникационном секторе осуществляется на основе единых для федерального и регионального уровней правил.

     Важнейшим принципом, обеспечивающим достижение стоящих перед механизмом государственного регулирования целей, является установление такого уровня тарифов, который бы полностью возмещал затраты операторов на создание услуг и обеспечивал при этом рентабельную работу организации связи. Уровень рентабельности по отдельным видам услуг устанавливается дифференцированно в зависимости от их социальной значимости, потребительской ценности и степени удовлетворения спроса со стороны пользователей.

     Практическая  реализация механизма государственного регулирования тарифов предусматривает два этапа. Главной задачей первого (переходного) этапа является совершенствование структуры тарифов по подотраслям связи и группам потребителей на основе повышения уровня убыточных тарифов, снижения степени перекрестного субсидирования и перехода в течение ближайших двух лет к тарификации услуг по двум категориям пользователей: население и организации.

     Приближение убыточных тарифов к себестоимости  производства услуг с учетом налога на добавленную стоимость должно осуществляться путем их индексации с помощью специальных коэффициентов, разрабатываемых операторами в соответствии с методикой, разработанной федеральным регулирующим органом. В то же время должны снижаться тарифы на услуги, имеющие высокую рентабельность. Величина таких тарифов не должна превышать трехкратной себестоимости услуги, сложившейся по предприятию.

Трехкратная себестоимость взята в качестве критерия ограничения тарифа по абонементной плате за пользование телефоном ГТС для хозрасчетных предприятий по той причине, что у большинства региональных АО электросвязи доходы, получаемые от данной группы абонентов, покрывают убытки сельской телефонной связи. Это обусловлено тем, что себестоимость обслуживания одного номера емкости СТС примерно в три раза превышает аналогичный показатель в городах, а число городских абонентов хозрасчетного сектора соизмеримо с общим количеством телефонных аппаратов, установленных в сельской местности. С учетом сложившейся экономической ситуации в стране, низкой платежеспособности сельского населения для абонентов СТС в ближайшие годы будет сохранено перекрестное субсидирование, а тарифы для данной группы пользователей, несмотря на более высокую себестоимость услуг, не будут превышать тарифы на аналогичные услуги, предоставляемые городским жителям.

     Необходимость установления тарифов на услуги междугородной телефонной связи в размере не менее трехкратной себестоимости связана с тем, что доходы данной подотрасли компенсируют убытки от нерентабельных подотраслей телеграфной связи и звукового проводного вещания.                                       

     При определении коэффициентов индексации действующих регулируемых тарифов с целью их повышения до уровня себестоимости либо снижения до величины трехкратной себестоимости каждый оператор в качестве исходных данных должен иметь следующую информацию:

     действующие тарифы на последнюю отчетную дату, предшествующую введению в действие механизма государственного регулирования тарифов, принимаемые за базисные;

средняя себестоимость соответствующих  услуг, сложившаяся на предприятии  в последнем отчетном квартале, которая  также принимается за базисную. Этот показатель определяется расчетным путем в соответствии с рекомендациями по распределению затрат и расчету себестоимости услуг связи;

     индексы роста цен на промышленную продукцию  по кварталам периода действия рассматриваемого механизма государственного регулирования тарифов, учитывающие инфляцию. Они определяются по данным территориальных органов государственной статистики, а в случае отсутствия таковых - по данным Министерства экономики, публикуемым в справочниках Госкомстата России;

     средняя стоимость ввода одного номера емкости местной телефонной связи.

     Коэффициенты  индексации тарифов определяются по видам услуг и группам потребителей. Методика их расчета зависит от сложившегося соотношения между действующими тарифами и себестоимостью у конкретного оператора.

     Например, повышение абонементной платы за пользование домашним телефоном  ГТС предусматривается в два  этапа. На первом в течение трех кварталов 1997 г. тариф должен достичь 80 % себестоимости. При этом коэффициенты индексации определяются по формуле  

   
 

где Тбаз - абонементная плата для населения на 1.04.1997 г. без НДС; С баз - средняя себестоимость обслуживания одного телефона за I квартал 1997 г.

     Месячная  абонементная плата в каждом квартале 1997 г. рассчитывалась путем умножения базисного тарифа на соответствующий коэффициент индексации и индекс роста цен на продукцию промышленности за квартал, предшествующий расчетному. В полученном значении должен быть учтен налог на добавленную стоимость в соответствии с установленной нормой.

     На  втором этапе, охватывающем 1998 г., тариф  должен полностью сравняться с базисной себестоимостью, поэтому коэффициенты индексации определяются как  

  

где TIV.97 - расчетный тариф в IV квартале 1997 г.

     Выбор методики определения коэффициентов индексации тарифов для организаций зависит от сложившегося в базисном периоде соотношения между тарифами для хозрасчетных предприятий и средней себестоимостью, а также между тарифами, установленными для госбюджетных организаций и абонентов хозрасчетного сектора.

     Если  базисный тариф для хозрасчетных организаций не превышает величины трехкратной себестоимости и различия между  двумя группами рассматриваемых абонентов не более  30 %, то повышение абонементной платы для организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, до величины тарифа, установленного для хозрасчетных предприятий, осуществляется в течение 1997 г. Коэффициенты индексации тарифов в этом случае рассчитываются по формуле   

        

где  ТГБОбаз, Тхрп6аз - абонементная плата для госбюджетных организаций и хозрасчетных предприятий.

     Тарифы  по кварталам 1997 г. определяются путем  умножения их базисной величины на соответствующий квартальный коэффициент индексации тарифа и индекс цен на промышленную продукцию за предшествующий квартал.

Если  фактическая абонементная плата  для организаций, финансируемых из бюджета ниже, чем для хозрасчетных предприятий, но в пределах от 30 до 70 %, то период сближения тарифов охватывает два года. В первом году тарифы для госбюджетных организаций повышаются до 70 % от их величины для абонентов хозрасчетного сектора, а к концу второго года они постепенно сравниваются. Методика расчета квартальных коэффициентов индексации тарифов аналогична той, которая рассмотрена выше применительно к абонементной плате для населения.

     В тех случаях, когда в организации  связи тарифы для госбюджетных и хозрасчетных предприятий отличаются более, чем в два раза, по согласованию с регулирующим органом период их сближения увеличивается, а расчет коэффициентов индексации осуществляется по индивидуальной методике, при этом период перехода на единый тариф для рассматриваемых групп абонентов может быть более, чем два года.

     В тех АО электросвязи, где абонементная плата для хозрасчетных предприятий превышает трехкратный размер себестоимости, индексация тарифов для пользователей госбюджетных организаций осуществляется по отношению к ее величине, т.е. к установленному критерию ограничения роста тарифов для организаций. При этом абонементная плата для хозрасчетного сектора снижается до уровня трехкратной себестоимости в меру ее повышения для госбюджетных абонентов.

Информация о работе Тарифная политика и ценообразование в отрасли телекоммуникаций