Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:02, контрольная работа
В условиях рыночной экономики прибыль является важнейшим показателем эффективности работы предприятия, источником его жизнедеятельности. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями. Поэтому достоверность исчисления и распределения положительного финансового результата (бухгалтерской прибыли) становится важнейшей задачей предприятий.
В современной России, при становлении и развитии коммерческих предприятий, проблема правильности учета и распределения прибыли становится наиболее актуальной. Учет, прогнозирование и планирование финансового результата предприятия необходимо на любой стадии производства. Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия. В рыночной экономике особое место отводится получению прибыли (или обеспечению прибыльности деятельности предприятия).
В условиях рынка постоянно возникают вопросы, требующие своего решения. Какова роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия? Есть ли пути увеличения прибыли? Каково влияние распределения прибыли на общее финансовое состояние предприятия?
Ввиду того, что современная экономическая жизнь предприятий крайне сложна, на такие важные показатели, как прибыль и рентабельность, влияет (прямо или косвенно) очень большое число различных факторов, причем если влияние одних факторов буквально «лежит на поверхности» и видно даже неспециалистам, то влияние многих других не так очевидно, и грамотно оценить их влияние может только тот человек, который в совершенстве владеет методикой экономического анализа.
Значимость экономического анализа таких важнейших показателей, как прибыль и рентабельность предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия. Анализ прибыли предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, а также выявить резервы роста прибыли, что в конечном счете позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность
Введение
1. Сущность и классификация тарифов связи
2. Характеристика действующих тарифов связи и методов их формирования
3. Зарубежный опыт тарификации телекоммуникационных услуг
4. Механизм государственного регулирования тарифов на услуги связи
Заключение
Список использованной литературы
3.
Зарубежный опыт
тарификации телекоммуникационных
услуг
Несмотря на стабильность финансового положения, высокий уровень развития и потребления услуг связи в странах с развитой рыночной экономикой, проблема ценообразования для зарубежных телекоммуникационных компаний является одной из главных в их деятельности. В условиях конкуренции в секторе электросвязи успешно работать могут лишь те операторы, которые предлагают потребителям более совершенные и качественные услуги. Это требует значительных капитальных затрат на модернизацию и расширение сетей связи. В 1992 г. в странах ОЭСР операторы электросвязи вложили в совершенствование и развитие своей материально-технической базы почти 103 млрд. дол. США, что в пересчете на одного жителя этих стран составляло 124 дол. Однако при всей своей внушительности эти цифры, по оценкам зарубежных экспертов, не отражают действительной экономической и социальной значимости телекоммуникаций. Правительства стран ОЭСР рассматривают электросвязь как отрасль, имеющую фундаментальное значение для экономического и социального развития всего общества. Совершенная связь все чаще рассматривается в качестве инструмента для улучшения здравоохранения, образования, повышения занятости населения, а также необходимой предпосылки для повышения конкурентоспособности страны на международном рынке.
Такая позиция, возведенная в ранг государственной политики, привела к радикальной перестройке в телекоммуникационном секторе и признанию того, что национальные сети связи должны работать с высокой степенью эффективности. Роль государства при этом заключается в установлении четких задач для операторов общественных сетей электросвязи, а затем предоставлении им достаточной автономии, необходимой для эффективной работы по всем аспектам бизнеса, включая тарификацию услуг.
Однако было бы не правильно говорить об устранении государственных органов в странах с рыночной экономикой от регулирования тарифов. Практически во всех странах мира в той или иной степени имеет место прямое или косвенное вмешательство регулирующих органов в процесс формирования тарифов на услуги связи. Например, в таких странах, как Великобритания, США, Франция, Швеция государственное воздействие на тарифную политику в области телекоммуникаций заключается в установлении предельных индексов повышения тарифов. В Японии тарифы на наиболее массовые услуги устанавливаются государственными органами. При этом идеология тарифного регулирования такова, что произвольное установление цен по политическим или любым иным, кроме экономических, соображениям отрицательно сказывается на способность операторов повышать свою эффективность. Это снижает собственные возможности компаний к реинвестированию средств в дальнейшее совершенствование и развитие телекоммуникационных сетей, вследствие чего не только ухудшается качество обслуживания имеющихся абонентов, но также ограничивается доступ к сети связи для потенциальных пользователей.
Таким образом, основополагающим принципом, лежащим в основе механизма формирования тарифов в странах с развитыми сетями телекоммуникаций, является их ориентация на величину и структуру затрат производителей услуг. Такая позиция сформировалась не сразу, а ее практическая реализация возможна только при условии высокого уровня развития связи и соответствующего платежеспособного спроса подавляющего большинства потребителей.
В период, когда уровень телефонизации в странах был далек от насыщения, в системе тарификации услуг широко применялся принцип ценовой дискриминации. С целью получения остро необходимых капитальных вложений на развитие устанавливались высокие тарифы за подключение к сети. Это делало недоступными традиционные в сегодняшнем понимании услуги для многих потенциальных абонентов, но позволяло в достаточно короткие сроки аккумулировать инвестиционные средства и ускорить создание новых технических средств. Дополнительным способом получения; средств для развития связи было установление более высоких тарифов на установку телефонов на коммерческой основе в обмен на сокращение сроков их подключения к сети. Таким образом нормальным явлением считалось наличие двух очередей на установку телефонов: одна обычная с неопределенным временем ожидания и достаточно высокими тарифами, вторая - с минимальным сроком ... установки телефона, но с оплатой во много раз превышающей обычный тариф.
Примером реализации описанной стратегии может быть опыт Японии, где в 60-е годы ощущался большой дефицит капитала на развитие сетей электросвязи. За присоединение к сети был назначен очень высокий (превышающий прожиточный минимум) тариф -300 дол. США и в течение 10 последующих лет абонент был обязан наряду с платой за пользование компенсировать затраты оператора еще в сумме более 600 дол. То есть абонент в качестве фиксированной платы вносил свыше 900 дол., что нередко превышало стоимость ввода одного номера в эксплуатацию. Такие затраты могли позволить себе немногие, но по мере накопления капитала и развития сети, необходимость в столь высоких тарифах отпала, и в настоящее время присоединение к сети (установка телефона) стоит в Японии менее трети того, что было 20 лет назад.
По
аналогичной схеме
В странах ОЭСР с более низкой телефонной плотностью тарифные корзины значительно выше, чем в тех государствах, где процесс телефонизации практически завершен. Причиной этого также является дискриминационная ценовая политика, направленная на получение достаточного капитала на расширение телекоммуникационного сектора.
Однако и в странах с развитой рыночной экономикой реализация концепции ценообразования на основе полного возмещения тарифами затрат оператора и обеспечение эффективности их работы сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего они связаны с определением себестоимости услуг. Несмотря на большое количество теоретических разработок (существует более десятка различных методик в этой области), на практике в связи с многономенклатурным характером производства в телекоммуникационных компаниях представляется трудным, а порой и невозможным распределить общие затраты фирмы между конкретными услугами.
Анализ затрат, предпринятый регулирующими органами в США и Великобритании с целью получения информации о соответствии применяемых тарифов реальным затратам на производство услуг, показал, что значительно меньше половины всех эксплуатационных расходов может быть напрямую отнесена к определенной услуге. Остальная (большая) часть может быть распределена между услугами лишь приблизительно на основе определенных методик.
Трудности, которые встречают регулирующие органы при получении от операторов информации о затратах, заключаются еще и в том, что производителям услуг не выгодно отражать фактические расходы при их снижении. Например, при внедрении цифрового оборудования, стоимость производства которого за последние 10 лет снизилась в два раза, сокращается сумма амортизационных отчислений, а также затраты на оплату труда обслуживающего персонала и некоторые виды материальных затрат. Эти данные могут служить основанием для снижения тарифов со стороны регулирующего органа, поэтому операторы стараются снизить масштабы эффекта от использования на сетях прогрессивного и более экономичного оборудования.
В то же время существует мощный стимул для снижения затрат и тарифов на услуги связи - это развитие конкуренции в телекоммуникационном секторе, которая усиленно поощряется правительствами большинства стран. Наличие на рынке услуг связи нескольких операторов вынуждает их так строить свою тарифную политику, чтобы абоненты обращались именно к этой компании, а не к конкуренту. По данным ОЭСР в странах с конкурентными рынками индекс снижения тарифных корзин для коммерческих пользователей за пять лет составил около 8 %, а в странах, где рынок монополизирован одной компанией, за этот же период стоимость тарифной корзины возросла более, чем на 10 %. Тарифные корзины для населения росли практически во всех странах, но при наличии конкуренции повышение составило 1,2 %, а в неконкурентных рынках - 8,9 %.
Структура тарифов на услуги электросвязи в большинстве экономически развитых стран характеризуется относительно невысокой долей фиксированной платы. Тариф за присоединение к сети составляет в среднем не более 100... 150 дол., причем он практически одинаков для населения и коммерческих пользователей. Низкая плата объясняется высокой телефонной плотностью и наличием телефона практически в каждой семье. Поэтому телекоммуникационные компании некоторых стран в целях привлечения абонентов устанавливают чисто символическую плату за присоединение или дают возможность пользоваться несколькими телефонными номерами по цене одного.
Средняя стоимость аренды телефонной линии (в российской терминологии - абонементная плата) по странам ОЭСР составляет для населения около 10 дол в месяц, а для коммерческих пользователей - примерно 13,6 дол. Причем далеко не все страны устанавливают тарифы на одноименные услуги по двум группам пользователей, но где такие различия существуют, тариф для населения составляет примерно 50...70 % от тарифа для организаций.
Основную
часть доходов телекоммуникационные
компании получают в виде платы за пользование,
включая оплату местных, междугородных
и международных разговоров. Средняя стоимость
одной минуты местного телефонного разговора
составляет около 0,08 дол. США, междугородного
разговора на расстоянии до 500 км - примерно
0,3 дол., а международного - немногим больше
1 дол. за минуту. Причем общей тенденцией
является снижение тарифов на междугородные
и международные разговоры во всех странах
с рыночной экономикой. Это объясняется,
во-первых, тем, что на рынках этих услуг
успешнее всего развивается конкуренция
и количество операторов, предоставляющих
одноименные услуги, достигает большого
числа. Во-вторых, в этих подотраслях наиболее
высокими темпами идет внедрение экономичных
цифровых систем
коммутации и передачи, обеспечивающих снижение себестоимости услуг. В-третьих, снижение тарифов на международные разговоры является ответной реакцией на внедрение в ряде стран системы обратного вызова. При такой системе абонент, звонящий в другую страну, где тарифы ниже, может воспользоваться каналом, предоставленным оператором вызываемой стороны и оплатить счет по ее тарифам. Поэтому операторы стремятся устанавливать тарифы не выше других стран, с которыми они имеют прямую связь, для того чтобы блокировать развитие служб обратного вызова.
За пять лет международные тарифы в странах ОЭСР снизились в среднем на 22 %, причем более высокими темпами сокращалась стоимость трансконтинентальной передачи.
Несмотря на положительные тенденции в системе ценообразования в телекоммуникационном секторе, общие расходы потребителей в бюджете семьи занимают достаточно большой удельный вес - не менее 2...4 % (в России - около 1 %). Для обеспечения доступности основных услуг всем без исключения потребителям операторы применяют многочисленные гибкие системы скидок к тарифам за пользование. Регулирующие органы (например, Федеральная комиссия связи в США, Офис телекоммуникаций OFTEL.-в Великобритании) создают специальные фонды универсального обслуживания, за счет которых предоставляется необходимый минимум услуг тем абонентам, которые не имеют возможности их оплаты на общих основаниях. Например, у потребителя может быть установлен телефон односторонней связи (по типу таксофона) с помощью которого он может обращаться к экстренным службам.
Основной же функцией регулирующих органов в странах с высоко развитыми сетями телекоммуникаций является установление предельных индексов повышения тарифов на социально значимые услуги, которые отражают темпы инфляции, но по своей абсолютной величине несколько ниже их. Это нацеливает операторов-производителей на изыскание внутрипроизводственных резервов сокращения затрат на эксплуатацию для получения более высокой прибыли. Такой подход, основанный на минимальном вмешательстве государства в процесс формирования тарифов, оправдан в условиях стабильной экономики и сбалансированности тарифов. Его реальная эффективность выражается в том, что, по данным ОЭСР, 25 крупнейших телекоммуникационных компаний стран, входящих в организацию, дают большую прибыль, чем 100 крупнейших коммерческих банков мира.
В
странах, где рынок телекоммуникационных
услуг далек от насыщения, функции
органов регулирования имеют
свою специфику, которая обусловлена необходимостью
дальнейшего развития средств связи и
требованием обеспечения доступности
жизненно важных услуг связи всем группам
потребителей.
4.
Механизм государственного регулирования
тарифов на услуги связи
Важнейшая роль связи в производственной, общественной, личной жизни людей, ее значение в формировании рыночной инфраструктуры, особенности функционирования отрасли, многие сферы деятельности которой относятся к естественным монополиям, предопределили необходимость совершенствования тарифной политики на основе специфических методов ценообразования. Учитывая сложившуюся практику тарификации услуг связи, международный опыт ценообразования в телекоммуникационном секторе эти методы должны быть основаны на сочетании государственного воздействия на процесс формирования тарифов с самостоятельностью операторов в вопросе их установления в тех секторах рынка услуг, где свободные тарифы не повлекут за собой существенного снижения спроса и других негативных явлений.
Информация о работе Тарифная политика и ценообразование в отрасли телекоммуникаций