Тарифная политика и ценообразование в отрасли телекоммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики прибыль является важнейшим показателем эффективности работы предприятия, источником его жизнедеятельности. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями. Поэтому достоверность исчисления и распределения положительного финансового результата (бухгалтерской прибыли) становится важнейшей задачей предприятий.
В современной России, при становлении и развитии коммерческих предприятий, проблема правильности учета и распределения прибыли становится наиболее актуальной. Учет, прогнозирование и планирование финансового результата предприятия необходимо на любой стадии производства. Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия. В рыночной экономике особое место отводится получению прибыли (или обеспечению прибыльности деятельности предприятия).
В условиях рынка постоянно возникают вопросы, требующие своего решения. Какова роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия? Есть ли пути увеличения прибыли? Каково влияние распределения прибыли на общее финансовое состояние предприятия?
Ввиду того, что современная экономическая жизнь предприятий крайне сложна, на такие важные показатели, как прибыль и рентабельность, влияет (прямо или косвенно) очень большое число различных факторов, причем если влияние одних факторов буквально «лежит на поверхности» и видно даже неспециалистам, то влияние многих других не так очевидно, и грамотно оценить их влияние может только тот человек, который в совершенстве владеет методикой экономического анализа.
Значимость экономического анализа таких важнейших показателей, как прибыль и рентабельность предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия. Анализ прибыли предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, а также выявить резервы роста прибыли, что в конечном счете позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность

Содержание

Введение
1. Сущность и классификация тарифов связи
2. Характеристика действующих тарифов связи и методов их формирования
3. Зарубежный опыт тарификации телекоммуникационных услуг
4. Механизм государственного регулирования тарифов на услуги связи
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Экономика телекоммуникаций.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

     аренда  междугородных и телеграфных  каналов (для госбюджетных организаций).

     На  уровне субъектов Российской Федерации  к регулируемым тарифам были отнесены:

     плата за подключение (установку) телефонного аппарата (для населения и госбюджетных организаций);

     абонементная  плата за пользование телефоном (для населения и госбюджетных организаций);

     разговор  с городского таксофона.

     Высокий уровень инфляции и рост цен в  сопряженных отраслях (в первую очередь, в энергетике и на транспорте), продукцией и услугами которых пользовались телекоммуникационные компании, обусловливали объективный рост затрат на эксплуатацию и повышение себестоимости услуг. Однако тарифы на услуги связи пере-. сматривались не чаще одного двух раз в год, причем их повышение было не адекватно увеличению производственных расходов.

     Процесс согласования тарифов с регулирующими  органами, особенно на уровне субъектов  федерации, требовал проведения большого объема расчетов и обоснований предлагаемого изменения цен. К расчетным тарифам прилагались данные о затратах на производство, размере прибыли, ее распределении и фактическом использовании, рентабельности предприятия, средней заработной плате работников предприятия, уровнях тарифов на аналогичные услуги в близлежащих областях и многие другие. Как правило вариант, предложенный оператором, корректировался местными ценовыми комитетами в сторону снижения, что обосновывалось низкой платежеспособностью потребителей региона, сложной социально-политической ситуацией в стране и другими факторами, далекими от научных подходов к формированию тарифов.

     При таком механизме регулирования  тарифы не имели объективной экономической основы и не соответствовали принципам рыночного ценообразования. Тарифы на междугородные телефонные разговоры для госбюджетных организаций к началу 1997 г. покрывали менее 50 % себестоимости, месячная абонементная плата за пользование телефоном для населения в городах компенсировала в среднем по стране только 40 % затрат на обслуживание одного номера телефонной емкости, а в сельской местности - менее 20 %.

     Для того чтобы обеспечить необходимый  объем доходов и прибыли для  производственного и социального  развития, расширения и модернизации производства, а также улучшения качества обслуживания потребителей телекоммуникационные компании были вынуждены повышать тарифы на нерегулируемые услуги. В отдельных АО электросвязи темпы этого повышения были различны, поскольку каждое предприятие учитывало объективные региональные условия деятельности: географическое расположение, структуру абонентов, потребности в инвестициях для развития сетей связи, темпы изменения отдельных составляющих себестоимости и пр. Все вышесказанное привело к нарушению баланса тарифов и их крайне высокой дифференциации на одноименные услуги как по отдельным территориальным образованиям Российской Федерации, так и по группам потребителей внутри конкретных регионов.

Например, в начале 1995 г. плата за подключение  телефонов к сети городской телефонной связи для хозрасчетных предприятий по АО электросвязи, расположенным на Европейской части территории страны с примерно равными географическими условиями, отличалась почти в 8 раз, для населения - в 3,5 раза. Различия в месячной абонементной плате и среднем тарифе за 1 мин междугородного разговора как для хозрасчетных предприятий, так и для населения составляли в указанных акционерных обществах 3 раза и более. При этом в пределах одного региона в отдельных АО тарифы за подключения телефона для хозрасчетных предприятий превышали аналогичный тариф для населения в 15...18 раз. За пользование телефоном в городе частные абоненты в среднем по обследованным регионам платили в 8 раз меньше, чем абоненты делового сектора, но в некоторых областях дифференциация абонементной платы для рассматриваемых групп пользователей составляла 10... 12 раз и более.

     Разница в тарифах на междугородные разговоры  по категориям абонентов была не столь значительна. Более того, около четверти всех региональных операторов применяли единые тарифы на МТР в личном и производственном секторах потребления, как это было в период централизованной системы ценообразования. Однако абсолютная величина этих тарифов в большинстве регионов была достаточно высока для основной части населения. Фактически в 1996 г. нерегулируемые тарифы на услуги междугородной телефонной связи в России достигли среднего международного уровня, тогда как платежеспособность отечественных абонентов в несколько раз ниже, чем в странах с развитыми сетями телекоммуникаций. Следствием этого явилось неуклонное сокращение числа и продолжительности междугородных телефонных разговоров от всех групп потребителей. Эта отрицательная тенденция была обусловлена и некоторым отсевом телефонных аппаратов в секторе общественного производства, что также связано с низкой платежеспособностью предприятий и организаций при относительно высокой абонементной плате за пользование телефоном местной связи. Однако в последние годы уровень потребления междугородного телефонного обмена стабилизировался и даже несколько возрос, что обусловлено повышением деловой активности, расширением горизонтальных связей с партнерами внутри страны и за рубежом в период перехода к рыночным отношениям. Однако нестабильное финансовое положение многих предприятий приводит к задержке в оплате оказанных им услуг, что увеличивает дебиторскую задолженность АО электросвязи и ограничивает поступление на их счета реальных денежных средств.

     Высокий уровень тарифов на междугородные  телефонные разговоры, как было сказано выше, - вынужденная мера, поскольку около 30 % прибыли от реализации услуг данной подотрасли идет на компенсацию убытков телеграфной связи, сельской телефонной связи и звукового проводного вещания.

     Общую оценку действующих тарифов связи можно получить на основе так называемых «тарифных корзин», которые представляют собой интегральные расчетные показатели, характеризующие совокупный объем и структуру расходов потребителей на оплату телекоммуникационных услуг за год. Обычно они рассчитываются отдельно по почтовой и электрической связи. В последнем случае учитывается тот факт, что абоненты оплачивают услуги электросвязи по тарифам, отличающимся с точки зрения их зависимости от продолжительности занятия телекоммуникационных средств. Так, при пользовании местной телефонной связью без внедрения повременной оплаты абонементная плата и плата за подключение к сети рассматриваются как относительно постоянные величины, тарифы же за междугородные и международные разговоры зависят от расстояния и продолжительности занятия канала. С учетом этого все расходы потребителей на оплату услуг электросвязи объединяются в две группы - фиксированную (относительно постоянную) плату и плату за пользование (переменную ее часть).

     При построении тарифных корзин по региональным АО электросвязи, наряду с тарифами учитывался ряд факторов, влияющих на уровень потребления услуг, а именно, общее количество разговоров в год на одного абонента, распределение разговоров по дням недели и часам суток, тарифным зонам, продолжительности, применяемые скидки к обычным тарифам в периоды спада нагрузки. На основе исследования этих факторов по отдельным телекоммуникационным компаниям определялись средние показатели по России, которые и использовались при расчете тарифных корзин в каждом регионе. Такой подход позволяет достаточно объективно установить ту сумму средств, которую средний абонент в каждом регионе тратит на оплату одинакового комплекса телефонных услуг, а различия в величине и структуре тарифных корзин будут определяться только величиной применяемых тарифов.

     На  рис. 9.2 приведены тарифные корзины  для населения по ряду регионов России, рассчитанные за 1995 г., а на рис. 9.3 - аналогичные данные для абонентов хозрасчетных предприятий. В личном секторе потребления различия в абсолютной величине тарифных корзин весьма значительны. Абоненту, проживающему в Республике Удмуртия, приходилось платить в 2,3 раза больше за тот же набор услуг электросвязи, чем абоненту Тульской области, где тарифная корзина самая низкая. В производственном секторе потребления дифференциация тарифных корзин была еще выше: ее максимальная величина в Рязанской области в 3,4 раза больше минимальной в Тульской, что обусловлено значительной дифференциацией тарифов по рассматриваемым регионам.

     При сравнении тарифных корзин по двум группам абонентов нетрудно заметить, что их уровень для хозрасчетных предприятий             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           
 
 
 

            

примерно  в 10 раз выше, чем для населения. Логичным и необходимым можно считать применение более высоких тарифов для абонентов общественного производства, поскольку потребительная ценность одних и тех же услуг для них безусловно выше, чем для частных пользователей. Подобная практика перекрестного субсидирования существует в большинстве стран с развитыми сетями телекоммуникаций (см. разд. 9.3), но нигде нет столь большого различия, как в нашей стране. Подтверждением этому служит диаграмма, представленная на рис. 9.4, где тарифные корзины по группам абонентов в среднем по Российской Федерации показаны в сравнении со средними тарифными корзинами по странам-членам международной Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В нее входят около 30 государств, имеющих как высокоразвитую рыночную экономику (США, Великобритания, Франция, Япония, Швеция), так и находящиеся на стадии формирования рыночных отношений (Турция, Португалия, Новая Зеландия). В настоящее время в ОЭСР на правах наблюдателя вошла Россия и ряд стран Восточной Европы, которые принято называть странами с переходной экономикой.

     Для населения России тарифная корзина  в среднем в 6,5 раза меньше, чем  в странах ОЭСР, что можно считать  оправданным с учетом низких доходов  частных абонентов в нашей  стране. Что касается делового сектора, то здесь тарифные корзины различаются! менее, чем в два раза, причем по своей абсолютной величине совокупная годовая стоимость услуг электросвязи для среднего хозрасчетного абонента в России в 1995 г. опережала такие экономически развитые страны, как Финляндия, Дания, Швеция, Норвегия и Нидерланды. Это еще раз подтверждает необоснованно высокую степень перекрестного субсидирования, лежащего в основе действующей системы тарифов на российском рынке телекоммуникационных услуг.

     Из  приведенных на рис. 9.4 данных также  видно, особенно при сравнении тарифных корзин в деловом секторе потребления, что в странах ОЭСР в совокупных расходах потребителей на оплату услуг электросвязи доминирует плата за пользование, в нашей же стране в тарифной корзине выше удельный вес постоянной составляющей, представляющей фиксированную плату. Это обусловлено тем, что в России недостаточно развита повременная форма оплаты стоимости разговоров на местных телефонных сетях (на повременную оплату переведено только около 20 % номерной емкости), в результате чего при расчете тарифных корзин эта часть разговоров вообще не учитывалась. Следует иметь в виду, что для большинства абонентов нашей страны вообще характерно меньшее число разговоров в год с одного телефона, что в определенной степени обусловлено «российским менталитетом». Кроме        

                   

     того  установление достаточно высокой платы  за подключение к сети, которая в постоянной составляющей занимает существенную долю, является обычной практикой в странах с недостаточным, уровнем развития связи. Таким подходом операторы получают возможность направлять больше средств на расширение и модернизацию сетей, быстрее окупить капитальные вложения, повысить инвестиционную привлекательность своих компаний.

     Рассмотренные методы формирования тарифов связи, действовавшие с момента начала либерализации экономики до середины 1997 г., позволяют определить следующие основные недостатки системы ценообразования в отрасли:

уровень тарифов по большинству традиционных услуг связи не соответствует  затратам операторов на их производство;

     степень перекрестного субсидирования, заложенная в тарифах, необоснованно велика и дискриминационна по отношению к абонентам производственного сектора:

высокая дифференциация тарифов на одноименные  услуги по регионам страны и группам  абонентов не обусловлена объективными факторами деятельности АО электросвязи;

государственное регулирование тарифов в рассматриваемом  периоде не опиралось на научные  методы рыночного ценообразования, а было основано на субъективной оценке регулирующих органов платежеспособности абонентов и учете не экономических, а социальных и политических факторов;

     дисбаланс тарифов привел к сокращению потребления  отдельных видов услуг из-за высокой их стоимости, в то время как другие предоставлялись за символическую плату и с убытком для их производителей;

     доходы, получаемые предприятиями связи  на основе действующих тарифов, в большинстве случаев не обеспечивали нужд самофинансирования для удовлетворения инвестиционных потребностей и повышения уровня развития и качества услуг связи.

     В целом можно сказать, что уже  в середине 90-х годов возникла настоятельная потребность в существенном изменении действующей системы ценообразования в связи. В его основе должно лежать оптимальное сочетание государственного регулирования тарифов на федеральном и местном уровнях с самостоятельностью операторов в вопросах их формирования, приближение платы за услуги к их реальной стоимости с учетом рыночных ценнообразующих факторов. Для эффективного решения этой задачи целесообразно использовать положительный опыт в области тарификации услуг стран с развитыми сетями телекоммуникаций.      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Тарифная политика и ценообразование в отрасли телекоммуникаций