Тарифная политика и ценообразование в отрасли телекоммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики прибыль является важнейшим показателем эффективности работы предприятия, источником его жизнедеятельности. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями. Поэтому достоверность исчисления и распределения положительного финансового результата (бухгалтерской прибыли) становится важнейшей задачей предприятий.
В современной России, при становлении и развитии коммерческих предприятий, проблема правильности учета и распределения прибыли становится наиболее актуальной. Учет, прогнозирование и планирование финансового результата предприятия необходимо на любой стадии производства. Постепенный переход России от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия. В рыночной экономике особое место отводится получению прибыли (или обеспечению прибыльности деятельности предприятия).
В условиях рынка постоянно возникают вопросы, требующие своего решения. Какова роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия? Есть ли пути увеличения прибыли? Каково влияние распределения прибыли на общее финансовое состояние предприятия?
Ввиду того, что современная экономическая жизнь предприятий крайне сложна, на такие важные показатели, как прибыль и рентабельность, влияет (прямо или косвенно) очень большое число различных факторов, причем если влияние одних факторов буквально «лежит на поверхности» и видно даже неспециалистам, то влияние многих других не так очевидно, и грамотно оценить их влияние может только тот человек, который в совершенстве владеет методикой экономического анализа.
Значимость экономического анализа таких важнейших показателей, как прибыль и рентабельность предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия. Анализ прибыли предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, а также выявить резервы роста прибыли, что в конечном счете позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность

Содержание

Введение
1. Сущность и классификация тарифов связи
2. Характеристика действующих тарифов связи и методов их формирования
3. Зарубежный опыт тарификации телекоммуникационных услуг
4. Механизм государственного регулирования тарифов на услуги связи
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Экономика телекоммуникаций.doc

— 284.00 Кб (Скачать)

     В условиях низкой платежеспособности основной части населения для этой категории потребителей тарифы на большинство традиционных услуг устанавливаются значительно ниже стоимости и даже себестоимости их производства. По своей сути эти тарифы являются льготными, хотя формально они относятся к числу обычных. Убытки от предоставления таких услуг компенсируются за счет установления повышенных тарифов для абонентов общественного производства, главным образом хозрасчетных и коммерческих предприятий и организаций. Такой порядок установления тарифов носит название «перекрестное субсидирование». Оно может применяться как в пределах одной подотрасли, так и между отдельными подотраслями электросвязи, когда убытки одной из

них покрываются  за счет доходов от другой, имеющей  высокую рентабельность.

     Примером  перекрестного субсидирования в  рамках подотрасли местной телефонной связи является компенсация потерь от убыточных тарифов для населения за счет достаточно высоких тарифов для коммерческого сектора потребления. Доходы от высокорентабельной междугородной и» международной телефонной связи покрывают потери от телеграфной связи, звукового проводного вещания и сельской телефонной связи, которые являются глубоко убыточными.

     При установлении тарифов для различных  групп пользователей принят неодинаковый подход к включению в них налога на добавленную стоимость (НДС). В случае предоставления услуг связи населению НДС учитывается непосредственно в тарифе. Предприятия и организации должны оплачивать услуги связи по тарифам Прейскуранта № 125, увеличенным на величину налога на добавленную стоимость.

     Например, если для частных абонентов установлена абонементная плата в размере 30 руб. в месяц, то это значит, что при существующей ставке НДС 20 %, предприятие в виде дохода получит только 24 руб., а 6 руб. (300,2) составляет налог. При абонементной плате для предприятий и организаций 90 руб. в месяц они должны заплатить за пользование телефоном 108 руб., 18 из которых составляет НДС.

     В пределах конкретной подотрасли тарифы дифференцируются в зависимости от различных факторов, влияющих на себестоимость производства услуг.

     Например, в почтовой связи письменная корреспонденция и бандероли тарифицируются в зависимости от массы и ценности. Тарифы на пересылку посылок зависят от массы, расстояния между населенными пунктами, суммы, определяющей ее ценность, вида используемого транспорта (наземный или воздушный). На пересылку почтовых и телеграфных переводов тарифы устанавливаются в зависимости от размера переводных сумм.

     Определяющим  фактором при тарификации телеграмм  является количество слов. Плата за аренду телеграфных каналов зависит от их протяженности и пропускной способности арендуемых каналов: 50, 100и200бод.

     При предоставлении междугородных телефонных разговоров себестоимость зависит  от расстояния и времени занятия  каналов. В зависимости от расстояния между населенными пунктами выделено семь тарифных зон: до 100 км; от 101 до 600 км, от 601 до 1200 км, от 1201 до 3000 км, от 3001 до 5000 км, от 5001 до 7000 км и свыше 7000 км. Тарифы за аренду телефонных каналов зависят от протяженности и времени (периода) аренды. Они зависят также от типов каналов - аналоговые или цифровые.

     В местной телефонной связи при  внедрении повременной оплаты стоимости разговоров тариф за пользование включает постоянную составляющую абонементной платы и переменную часть, величина которой зависит от продолжительности соединений.

     Тарифы  за пользование средствами радиосвязи и радиовещания устанавливаются за 1 час работы в зависимости от мощности передатчика.

     По  степени воздействия государства  в систему формирования цен и  уровня их либерализации различают регулируемые и свободные тарифы.Государственному регулированию подлежат тарифы на отдельные виды социально значимых услуг, перечень которых устанавливается специальными нормативными актами (см. разд. 9.3). В тех секторах рынка услуг связи, где величина тарифов не оказывает значительного влияния на уровень потребления услуг, тарифы устанавливаются самими производителями под влиянием рыночных ценообразующих факторов. Так, по свободным тарифам реализуются услуги сотовой радиотелефонной связи, услуги телематических служб и др.

     Но  и среди основных есть услуги, тарифы на которые являются нерегулируемыми. Это, например, тарифы на пересылку посылок, подписку и доставку периодических изданий, пользование трансляционными радиоточками, а также тарифы на все дополнительные услуги. При их установлении предприятия в основном руководствуются необходимостью обеспечения рентабельности производства и более полного удовлетворения платежеспособного спроса. Найти компромисс между этими критериями достаточно сложно, поскольку в условиях снижения реальных доходов потребителей спрос становится эластичным от цены. Это неизменно ведет к снижению уровня потребления услуг, даже если тарифы на них растут не такими высокими темпами, как на товары и услуги других отраслей. Подтверждением этого является, например, резкое сокращение посылочного обмена, значительный отсев радиоточек, снижение душевых уровней потребления других видов услуг. Поэтому разработке и внедрению новых тарифов должна предшествовать исследовательская работа по оценке платежеспособности потенциальных абонентов, определению коэффициентов эластичности спроса от тарифов, выявлению количественного влияния повышения тарифов на уровни потребления конкретных видов услуг. Эти функции на предприятиях (АО) связи выполняют маркетинговые службы или специально создаваемые отделы тарифов  
 
 
 
 
 
 

2. Характеристика действующих тарифов связи и методов их формирования 

     Прежде, чем перейти к характеристике уровня действующих тарифов связи  в подотраслевом и региональном аспектах, необходимо рассмотреть принципы тарификации услуг, применяемые в отрасли связи до начала моменту либерализации системы ценообразования.

     До  конца 1991 г. в течение нескольких десятилетий услуги связи предоставлялись потребителям по единым фиксированным тарифам, которые являлись системой государственных плановых цен и выполняли оптовые и розничные реализационные функции.

     Единые  тарифы разрабатывались централизовано Министерством связи СССР и утверждались Государственным комитетом СССР по ценам. Методы тарификации услуг связи отражали общие тенденции в области ценообразования, которые имели место в целом в народном хозяйстве бывшего СССР. Исходным принципом, декларированным в условиях планового ценообразования, был принцип установления тарифов на услуги связи на основе стоимости, т.е. на основе денежного выражения общественно необходимых затрат на создание конкретных видов услуг. При этом для определения среднеотраслевой себестоимости проводились сплошные обследования предприятий связи.

     Для установления тарифов рассчитывался  также среднеотраслевой минимально необходимый размер прибыли. С этой целью вначале определялась совокупная требуемая для отрасли прибыль с учетом планируемых на перспективу капитальных вложений, платежей в госбюджет, средств на общегосударственные расходы по управлению, обороне, выполнению социальных программ и прочее в доле, приходящейся на связь, которые заранее устанавливались Госпланом СССР. К этой сумме добавлялась расчетная величина, предусматривающая покрытие за счет прибыли внутрипроизводственных нужд: образование фондов экономического стимулирования, прироста собственных оборотных средств, оплата кредитов банка и т.д.

     Общая сумма расчетной прибыли распределялась вначале по подотраслям связи  пропорционально стоимости основных производственных фондов, а затем внутри каждой подотрасли делилась  по услугам пропорционально их себестоимости.

     Однако  расчет тарифов по методу «среднеотраслевая  себестоимость + среднеотраслевая прибыль» являлся только первым этапом их установления. На втором этапе проводилась корректировка тарифов и их планомерное отклонение от стоимости с учетом политических и социальных факторов. К числу важнейших из них относились:

     социально-политическое   и   народнохозяйственное   значение конкретных услуг;

     стимулирование  роста объемов потребления услуг  и улучшение использования производственных мощностей связи;

     необходимость повышения эффективности использования  средств и сетей связи в  общегосударственном масштабе;

     характер  потребления услуг (личное или производственное);

     обеспечение экономически обоснованного уровня рентабельности отрасли связи в целом и отдельных ее подотраслей.

     С учетом этих факторов тарифы на ряд  услуг (например, распространение периодических изданий через подписку и в розницу, услуги сельской телефонной связи) устанавливались ниже стоимости и даже себестоимости. Для возмещения потери доходов от таких услуг тарифы на другие услуги, пользующиеся повышенным опросов со стороны абонентов общественного производства (аренда каналов, услуги абонентского телеграфа и др.) увеличивались до уровня, который обеспечивал в целом по отрасли связи планируемый объем прибыли.

     В результате такого перекрестного субсидирования все услуги сельской телефонной связи  как для населения, так и для предприятий, учреждений и организаций изначально были убыточными. Тарифы на услуги городской телефонной связи для населения также были установлены ниже стоимости, а для потребителей общественного производства имели рентабельность около 17 %. Междугородная телефонная связь в целом была традиционно рентабельной подотраслью, однако тарифы за разговоры по первой и двум последним зонам были установлены ниже стоимости, в то время как плата за аренду телефонных каналов имела рентабельность несколько сотен процентов.

     Несмотря  на постоянную работу Министерства связи  СССР по совершенствованию номенклатуры платных услуг с точки зрения ее унификации, учета улучшения качества услуг и внедрения достижений научно-технического прогресса, сам уровень тарифов по многим видам услуг не отражал реальные условия производства. При непрерывном росте затрат на эксплуатацию дорогостоящей новой аппаратуры и систем коммутации, тарифы на основные услуги не пересматривались на протяжении нескольких десятилетий. Например, абонементная плата за телефон для населения была неизменной более 40 лет, а тарифы на междугородные телефонные разговоры - более 20 лет.

     В 1991 г., когда в стране в рамках перехода к рыночной экономике начался процесс либерализации цен, в связи, как отрасли, имеющей особо важное народнохозяйственное и социальное значение, стали вводиться элементы государственного регулирования тарифов. Это выразилось в том, что были установлены раздельные тарифы по двум группам потребителей: а) предприятия, учреждения и организации и б) население, по каждой из которых правительством устанавливались предельные индексы повышения тарифов. Кроме того, функции по утверждению тарифов на услуги городской и сельской телефонной связи для населения были переданы местным органам исполнительной власти. Тарифы на сетевые услуги (почтовой, телеграфный и междугородной телефонной связи) по-прежнему устанавливались централизованным порядком и были едиными на своей территории СССР. Для соблюдения хозрасчетных интересов предприятий связи с учетом нарастающей инфляции к фиксированным тарифам для предприятий и организаций также централизованно устанавливались повышающие коэффициенты.

     В РСФСР Министерство связи республики по специальному разрешению правительства  стало применять более высокий коэффициент индексации тарифов на услуги, оказываемые хозрасчетным предприятиям. Таким образом в России, по существу, произошло разделение потребителей на три группы: население, госбюджетные организации и хозрасчетные предприятия.

     Инфляционные  процессы в экономике страны в 1992-1995 гг. привели к необходимости применения более жестких мер государственного воздействия на систему ценообразования в отраслях социально-производственной инфраструктуры, потребление услуг которых имеет всеобщий характер. В целях недопущения чрезмерного роста тарифов и снижения уровня потребления услуг связи, отрасль по решению правительства была занесена в реестр монополистов. При этом регулирование системы тарифов в целом проводилось на основе установления уровня рентабельности в размере 50 %. Предельная рентабельность применялась не к отдельным услугам, а в целом по предприятию связи. Это обеспечивало возможность, операторам применять элементы перекрестного субсидирования, устанавливая тарифы на нерегулируемые услуги с рентабельностью, превышающей установленный уровень для покрытия убытков от нерентабельных услуг. Следует отметить, что в течение всего времени действия предельного уровня рентабельности (1992-1993 гг.) фактическое ее значение не превышало в целом по отрасли 30 %. Это свидетельствует об умеренной тарифной политике в связи и стремлении операторов по возможности не допустить резкого сокращения потребления услуг из-за чрезмерного роста тарифов. В результате тарифы на услуги связи росли более низкими темпами, чем в других отраслях естественных монополий, что наглядно видно из графика, приведенного на рис. 9.1.

     

     На  следующем этапе изменение принципов ценообразования осуществлялось на основе сокращения круга регулируемых услуг, перечень  которых включал только 9 позиций. На федеральном уровне регулированию со стороны Министерства связи России по согласованию с Министерством экономики подлежали тарифы на следующие услуги:

     письма, почтовые карточки, бандероли простые  и заказные (для населения и  госбюджетных организаций);

     почтовые  и телеграфные переводы (для населения  и госбюджетных организаций);

телеграммы (для населения и госбюджетных организаций);

     междугородные телефонные разговоры (для госбюджетных организаций);

Информация о работе Тарифная политика и ценообразование в отрасли телекоммуникаций