Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 08:07, курсовая работа
С первого января текущего года заработали механизмы Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России: единый таможенный тариф, единые правила нетарифного регулирования, включая единый порядок оформления лицензий и ограничений во внешней торговле. С 1 июля 2010 года будет введен в действие Таможенный кодекс и отменено таможенное оформление на внутренних границах. Согласно утвержденным планам, начнется перенос на внешнюю границу таможенного и других видов государственного контроля. Б
Оглавление
Введение 3
1. История создания Таможенного союза 5
2. Таможенный союз стран СНГ, пути становления и проблемы функционирования 8
2.1. Исторические предпосылки 8
2.2.Экономическая целесообразность 16
2.3. Вопросы администрирования единой таможенной территории 20
3. Проблемы формирования Таможенного Союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС. 23
Заключение 34
Список литературы 38
На встрече глав государств в Алматы 19 декабря 2009 года утвержден План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
С учетом уже сформированной договорно-правовой базы Таможенного союза формирование ЕЭП может вестись одновременно по всем основным направлениям при условии синхронного принятия взаимных обязательств Сторон и соответствующей корректировки их национальных законодательств.
Согласно принятым решениям, в 2010 г. планируется устранить Таможенные и технические барьеры во взаимной торговле, а также иные ограни чительные меры экономического характера, включая экспортные пошлины, защитные и эквивалентные им меры. Тем самым будет сформирован общий рынок товаров.
Для того, чтобы этот рынок начал полноценно функционировать необходимо обеспечение равного и свободного доступа к транспортным услугам и к энергетическим ресурсам. Такой доступ предполагает предоставление национального режима предприятиям и гражданам государств-членов Таможенного союза на территориях Сторон. Свободный доступ также означает отсутствие административных барьеров, прозрачные рыночные условия ценообразования и доступность предоставления услуг. Для его обеспечения планируется: предоставить национальный режим в доступе к услугам железнодорожного и трубопроводного транспорта, ввести общие правила установления тарифов и обеспечить механизмы их установления; открыть внутренние водные пути для перевозчиков-резидентов Сторон на условиях национального режима; открыть воздушное пространство для авиакомпаний-резидентов Сторон на условиях национального режима, установив единые требования к безопасности, регистрации и лицензирования в этой сфере; установить единые требования к автомобильным перевозкам и автотранспортным средствам; предоставить национальный режим, в том числе по ценам, покупателямрезидентам Сторон энергоносителей для целей внутреннего потребления в пределах Таможенного союза; организовать биржевую торговлю нефтью и нефтепродуктами с равными условиями доступа для предприятий Сторон; ввести общие правила формирования тарифов на газ и электроэнергию.
Планируется отменить институт исключительного права для оказания транспортных услуг и поставок энергоносителей, установив единые требования к операторам в видах деятельности с ограниченным участием. Это будет означать завершение формирования общего энергетического рынка и единого транспортного пространства.
Функционирование общего рынка товаров предполагает обеспечение свободного доступа к деятельности в сфере оптовой и розничной торговли для предприятий-резидентов Сторон, устранение ограничений в сфере оптовой и розничной торговли товарами, производимыми на территории Таможенного союза, унификацию правил оптовой и гармонизацию правил розничной торговли и защиты потребителей. Устранение технических барьеров в торговле предусматривает взаимное признание разрешительных документов в сфере технического регулирования, санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля и унификацию этих требований. Для этого необходимо обеспечить взаимное признание аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), вы полняющих работы по подтверждению соответствия, и установление единых технических регламентов (стандартов) и норм регулирования в этих сферах. Также планируется предоставление национального режима предприятиямрезидентам Сторон при участии в государственных закупках и гармонизация правил их проведения.
Выполнение перечисленных выше условий будет означать формирование полноценного общего рынка товаров, для защиты которого должны будут применяться единые правила и нормы, предусмотренные соглашениями, подписанными в рамках создания Таможенного союза.
Формирование общего рынка услуг предусматривает предоставление национального режима предприятиям-резидентам Сторон в оказании услуг, унификацию требований к ним, взаимное признание лицензий в лицензируемых видах деятельности, устранение организационных монополий и гармонизацию национального законодательства.
На первом этапе эту работу предполагается выполнить для услуг в области оптовой и розничной торговли, транспортных и экспедиторских услуг, финансовых, страховых и банковских услуг, информационных услуг (связь и телекоммуникации). На следующем этапе — для образовательных, инжениринговых, юридических, строительных, жилищно-коммунальных, медицинских и услуг геологоразведки. По отношению ко всем остальным видам услуг, за исключением услуг в сфере обеспечения национальной безопасности и государственных услуг, эта работа будет закончена позже.
Формирование
общего рынка услуг включает установление
единых требований по доступу на рынок
услуг Таможенного союза
Необходимым условием эффективного функционирования общего рынка товаров и услуг является гармонизация норм, правил и механизмов проведения антимонопольной политики, включая вопросы регулирования естественных монополий, обеспечение свободного движения прав интеллектуальной собственности.
Формирование
общего рынка труда предусматривает
свободное передвижение рабочей
силы в зоне ЕЭП, урегулирование правового
статуса граждан одного государства,
постоянно проживающего на территории
другого государства-участника
образования, признание дипломов высшего
и среднего образования, единообразного
применения правил и требований к трудовым
ресурсам и режиму доступа на рынок труда.
Формирование общего рынка капитала наряду с обеспечением взаимного доступа на рынок финансовых, банковских и страховых услуг предусматривает гармонизацию норм валютного регулирования, создание условий для перехода на расчеты в национальных валютах, создание единой платежнорасчетной системы и формирование общего валютного рынка. Реализация перечисленных выше направлений формирования ЕЭП позволит создать общий рынок товаров, услуг, труда и капитала. Для завершения формирования ЕЭП потребуется обеспечение гармонизации, вплоть до унификации, норм регулирования экономики, а также формирование институтов проведения единой экономической политики.
Согласно уже принятым решениям, будет проведена унификация норм таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, норм таможенного регулирования, норм санитарного, фитосанитарного, ветеринарного контроля. В планах обеспечение унификации норм банковского надзора, финансовой и бухгалтерской отчетности, а затем — косвенных налогов, включая НДС и акцизы, норм технического регулирования, а также гармонизации законодательства в сфере государственных закупок.
Для достижения поставленных целей предполагается сформировать процедуры стратегического планирования и прогнозирования социальноэкономического развития государств, предусматривающие выбор и реализацию общих приоритетов, разработку и реализацию межгосударственных целевых программ. При этом процедуры разработки этих программ и контроля за их выполнением должны быть максимально упрощены. Планируемый в скором времени переход к согласованной макроэкономической политике предусматривает установление общих ориентиров по основным макроэкономическим показателям, включая уровень инфляции, ставку рефинансирования, дефицит бюджета.
Формирование ЕЭП требует от его участников координации действий во всех основных сферах деятельности, определения четких направлений, целей, механизмов реализации и этапности («дорожной карты») ее формирования. Создание основных нормативно-правовых конструкций ЕЭП с учетом повышения зрелости интеграционного процесса в рамках ЕврАзЭС позволит реально продвинуться к реализации цели построения ЕЭП.