Таможенный союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 08:07, курсовая работа

Описание работы

С первого января текущего года заработали механизмы Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России: единый таможенный тариф, единые правила нетарифного регулирования, включая единый порядок оформления лицензий и ограничений во внешней торговле. С 1 июля 2010 года будет введен в действие Таможенный кодекс и отменено таможенное оформление на внутренних границах. Согласно утвержденным планам, начнется перенос на внешнюю границу таможенного и других видов государственного контроля. Б

Содержание

Оглавление
Введение 3
1. История создания Таможенного союза 5
2. Таможенный союз стран СНГ, пути становления и проблемы функционирования 8
2.1. Исторические предпосылки 8
2.2.Экономическая целесообразность 16
2.3. Вопросы администрирования единой таможенной территории 20
3. Проблемы формирования Таможенного Союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС. 23
Заключение 34
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

История создания Таможенного союза.docx

— 75.71 Кб (Скачать)

    • ведение вопросов предоставления тарифных квот и порядка их распределения;

    • формирование и ведение единой системы  тарифных преференций и применения тарифных льгот;

    • ведение применения единых мер нетарифного регулирования;

    • формирование и ведение единого  перечня товаров, к которым применяются  запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами;

    • ведение статистики внешней торговли Таможенного союза.

    Фундаментальной правовой основой функционирования единой таможенной территории является Таможенный кодекс Таможенного союза, подписанный 27 ноября 2009 г.в Минске в целях введения его в действие 1 июля текущего года.

    Нормы Таможенного кодекса Таможенного  союза базируются на положениях Международной  конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото).

    Законодательство  Таможенного союза формировалось  исходя из общепринятых норм международного права, в том числе в соответствии с нормами всемирных торговой и таможенной организаций. Разработчики стремились к тому, чтобы нормы  таможенного регулирования были прозрачны и однозначны, исключали  произвольное толкование, носили характер прямого действия, соответствовали  лучшим мировым стандартам, были удобны как для участников хозяйственной  деятельности, так и органов государственного управления. Они предусматривают  применение современных таможенных технологий, включая предварительное  информирование, электронное декларирование, применение систем управления рисками и пр.

    Вместе  с тем добротная правовая основа — это необходимое, но еще не достаточное  условие эффективного регулирования  единой таможенной территории. Для  этого важно еще выстроить  качественную систему таможенного  и других форм государственного контроля за перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, которые должны осуществляться единообразно соответствующими государственными органами трех государств. Для этого создается интегрированная система внешней и взаимной торговли. Система является организационной совокупностью территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов государств — членов, регулирующих внешнюю и взаимную торговлю, объединяемых интеграционными сегментами.

    Важным  элементом управления Таможенным союзом является система сбора и обработки  статистических данных о внешней  и взаимной торговле. Комиссией одобрена единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств — членов Таможенного союза, которая определяет порядок формирования, ведения и распространения официальной статистики внешней торговли государств — членов Таможенного союза с третьими странами и статистики взаимной торговли между государствами — членами Таможенного союза, отвечающих потребностям органов законодательной и исполнительной власти, иных пользователей, включая международные экономические организации.

    Для сбора, обработки и передачи этих данных определены полномочные органы сторон. В части внешней торговли — это таможенные службы государств-членов Таможенного союза, в части взаимной торговли — органы статистики. В  последнем случае возникают определенные трудности в обеспечении достоверности  данных. Поскольку с введением  в силу 1 июля 2010 года отменяется таможенное оформление на внутренних границах Таможенного  союза, исчезает первичный источник статистических данных — таможенная декларация. Единственным возможным  заменителем является декларация по уплате НДС, которую обязаны заполнять  импортеры. Для ее использования  в статистических целях были введены  дополнительные поля, призванные обеспечить сопоставимость данных взаимной торговли с таможенной статистикой.

 

  1. Проблемы формирования Таможенного Союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС.
 

    С июня 2009 года три страны – члены  ЕврАзЭс приняли решение форсировать интеграционные процессы между собой и перейти ко второй стадии экономической интеграции – Таможенному Союзу (ТС). Россия, Казахстан и Республика Беларусь не без проблем приступили к формированию единой таможенной зоны. Сразу стоит отметить, что вход в проект ТС в большей степени был подготовлен тяжелыми последствиями экономического кризиса и политической волей руководства таможенной тройки.

    С 1 июля 2010 г. Таможенный Союз ЕврАзЭс приступил к работе. Буквально с первых дней функционирования единой таможенной зоны обнаружились масса политических, экономических и технических и проблем.

    Первые  полгода своего существования Таможенный Союз работал с так называемыми  «изъятиями», что, в принципе, не является чем-то специфичным для таможенных зон…. Вне регулирования остались энергоносители и легковые автомобили. Россия, учитывая, что две страны из таможенной «тройки» (РФ и РК) являются экспортерами энергоносителей на мировые  рынки, настояла на выведении из сферы  функционирования ТС экспорта сырой  нефти и нефтепродуктов до момента  вступления Республики Беларусь в Единое экономическое пространство. Изъятия  поставили под вопрос участие  в проекте Республики Беларусь. В  итоге России пришлось допустить  с 1 января 2011 года нашего западного  соседа к российской нефти по внутрироссийским ценам, с обязательством оплаты экспортной пошлины на вывозимые республикой нефтепродукты. Прямая нефтяная дотация со стороны России составила 2, 3 млрд. долларов, косвенная более 4 млрд. долларов. В тоже время Республика Беларусь настояла на сохранении до 2 полугодия 2011 года национальных ввозных пошлин на импортируемый легковой автотранспорт. Понятно, что цена уступок весьма ощутима[4].

    Стоит отметить, что уступки или дотации  всегда носят позитивный стратегический характер и негативный тактический. Отсрочка ввода унифицированных  таможенных пошлин спровоцировала в  РБ автомобильный бум ввоза из Евросоюза легкового автотранспорта для перепродажи в Россию и Казахстан. Размах автолихорадки оказался столь масштабен, что по мнению А.Лукашенко, он привел к валютному коллапсу в национальном масштабе. Там сейчас просто остановилась экономика. Естественно, заявление белорусского президента о причинах случившегося валютного кризиса весьма наивно, так как было бы странным ожидать, что отвлечение валюты на покупку подержанного автомобиля может подорвать всю национальную экономику, тем более, что сейчас белорусское население вместо автомобилей с пробегом скупает сахар, растительное масло и гречневую крупу долгого срока хранения. Но мы не ставим под сомнение заявление А. Лукашенко, считающего, что в кризисе национальной экономики виноваты потребительские пристрастия белорусского народа, но стоит обратить внимание, что вход в единую таможенную зону далеко не всегда сеян розами и иногда может оказать серьезное, к сожалению и негативное влияние на национальную экономику.

    Стоит отметить, что проблемы формирования Единого экономического пространства, создаваемой на базе ТС, ожидаются  на порядок масштабнее.

    К сожалению, в виду скоротечности  событий, связанных с запуском ТС и ЕЭП, до настоящего времени не накоплен достаточной опыт по изучению проблематики новых этапов экономической интеграции на постсоветском пространстве. В данном случае было бы ошибкой считать интеграционный опыт Европейского Союза универсальным для стран – участников ЕВрАзЭС, формирующих интеграционный проект в сложных посткризисных экономических условиях. Стоит заменить, что, безусловно, на формат интеграции и ее содержание сказывается и специфика жестких авторитарных режимов в Казахстане и Республике Беларусь, но в дальнейшем придется на этом факторе остановиться подробнее.

    Между тем, уже сейчас собралась критическая  масса проблем, требующая скорейшего осмысления.

    В частности, остается открытым вопрос о  возможностях формирования полноценного ЕЭП при наличии огромных диспропорций в экономическом и социальном развитии государств – членов ТС. К  примеру, экономика Республики Беларусь меньше российской почти в 40 раз.

    К важнейшим проблемам формирования проекта ТС можно отнести его  международное позиционирование. Не является тайной то, что толком к  реанимации идеи ТС явилась понимание  того, что российско-грузинская война 2008 г. на неопределенно далекий срок отдалила вступление России во Всемирную  торговую организацию. Однако, уже в 2010 г. стало очевидно, что ТС не приспособлен для организации коллективного  вступления государств-партнеров по единой таможенной зоне во ВТО.

    Появление ТС вызвало озабоченность Евросоюза. В рамках европейской программы  «Восточное партнерство», а Республика Беларусь принимает участие в  данной программе, продекларировано создание зоны единой торговли с ЕС, что может  оказать негативное влияние на функционирование ТС и создание ЕЭП.

    С 1 января 2010 года Таможенным Союзом ЕврАзЭс управляет наднациональный орган – Комиссия Таможенного союза. Этот факт является исключительно позитивным, так как до настоящего времени не удавалось сформировать наднациональные органы на постсоветском пространстве . Комиссии переданы полномочия трех стран в сфере таможенно-тарифной политики, в частности утверждение ставок пошлин. Для принятия решений необходимо получить две трети голосов. Россия имеет около 60% голосов, у Беларуси и Казахстана – по 20% Учитывая, что больше 90% рынка Таможенного Союза принадлежит России, то условия голосования РФ в Комиссии непропорциональны ее вкладу в данный интеграционный проект. В 2010 г. в ТК появился список вопросов, решения по которому принимаются консенсусом. И этот список при полном попустительстве с российской стороны растет не по дням, а по часам.

    Серьезной политической проблемой для формирования ТС и ЕЭП являются авторитарные политические режимы, находящиеся у власти в  Казахстане и Республике Беларусь. Интеграция с авторитарными режимами крайне затруднительна, если вообще возможна. Мировой экономический кризис 2008 -2009 гг., разрушивший основу белорусской  и казахстанской экономических  моделей, выступил в качестве катализатора интеграционных процессов, подталкивая  Астану и Минск к созданию ТС, но не снял проблемы интеграции с режимами, дистанцирующихся от большей части  демократических ценностей.

    Жесткая позиция по допуску Минска к беспошлинной российской нефти подтверждает тезис, что в основе интеграции на постсоветском  пространстве остается энергетический фактор. Спецификой ТС ЕврАзЭс остается то, что два государства из трех являются крупными поставщиками энергоносителей на мировой рынок, а одно из государств – импортером энергоносителей и транзитером нефти и газа на европейские рынки. Естественные противоречия между партнерами в данном случае решались путем создания сложных схем дотирования импортера. Фактически лояльность Минска покупалась ресурсной поддержкой[4].

    В рамках созданного ТС ЕВрАзЭС до настоящего времени сохраняют свою актуальность еще масса иных проблем, носящих зачастую принципиальный характер и при невозможности их урегулировать, способных привести проект к кризису. В частности, остаются сомнения в эффективности контроля, осуществляемого на внешних границах ТС исключительно белорусскими и казахстанскими таможенниками. Фактически мы отдали свои границы соседям. Сейчас наш внутренний рынок раскрыт нараспашку. До настоящего момента сохраняется неясность с системой единой таможенной информации (базы данных).

    Сохраняются проблемы с попытками внешних  экспортеров использовать Республику Беларусь и Казахстан в качестве доступа к основе ТС – российскому  рынку (более 90%).. В частности, правительство  Республики Беларусь рассчитывает превратить свою республику в своеобразный склад  и финишное производство китайских  товаров, которые смогут легально и  беспошлинно проникать на российский рынок. Минск рассчитывает на постройку  в республике мощного автосборочного производства китайских марок, которое  должно составить конкуренцию предприятиям западных автомобильных фирм, размещенных  в России.

    Китай активно использует участие Казахстана в ТС, превращая его в перевалочную базу для китайского ширпотреба. Иначе трудно понять, как может быть таможенная оценка плазменного телевизора в Казахстане в 100 долларов, как могла за полгода вырасти казахская легкая промышленность на 300%.

    1 апреля, то есть в прошлую пятницу  был снят транспортный контроль  на российско-белорусской границе.  Словно по совпадению уже в  понедельник, 4 апреля к валу продукции, хлынувшему на российский рынок с запада ТС, предъявил претензии господин Онищенко…

    Сомнений  нет, поток в основном китайской  продукции в ближайшие месяцы крайне негативно скажется, в первую очередь, на российском малом бизнесе  в сфере мелкооптовой торговли –  между прочим, составной части  электоральной базы правящего в  России режима. Следом окончательно будет  ликвидированы остатки нашей  легкой промышленности, включая обувную, а также пострадает сельское хозяйство. Если сказать объективно, то мы не интегрируемся с экономиками Казахстана и Республики Беларусь, эти экономики очень малы, а рынки этих стран бедны и незначительны, то есть нас не ждет какой-либо синергетический эффект от объединения с Астаной и Минском, а в реальности через белорусского и казахстанского посредника, интернируемся с Китаем и постепенно входим в экономическую сферу Пекина.

    В настоящее время, не завершив полноценное  формирование ТС, страны – партнеры переходят к созданию Единого  экономического пространства, что представляет серьезную проблему для партнеров  по ТС. Для входа в ЕЭП необходимо запустить несколько десятков соглашений, ряд из которых, в частности, в области макроэкономического регулирования или в сфере унификации (согласования на высоком уровне) финансовой политики носит революционный характер для экономических моделей Казахстана и Республики Беларусь.

Информация о работе Таможенный союз