Таможенный союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 08:07, курсовая работа

Описание работы

С первого января текущего года заработали механизмы Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России: единый таможенный тариф, единые правила нетарифного регулирования, включая единый порядок оформления лицензий и ограничений во внешней торговле. С 1 июля 2010 года будет введен в действие Таможенный кодекс и отменено таможенное оформление на внутренних границах. Согласно утвержденным планам, начнется перенос на внешнюю границу таможенного и других видов государственного контроля. Б

Содержание

Оглавление
Введение 3
1. История создания Таможенного союза 5
2. Таможенный союз стран СНГ, пути становления и проблемы функционирования 8
2.1. Исторические предпосылки 8
2.2.Экономическая целесообразность 16
2.3. Вопросы администрирования единой таможенной территории 20
3. Проблемы формирования Таможенного Союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС. 23
Заключение 34
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

История создания Таможенного союза.docx

— 75.71 Кб (Скачать)

    19 декабря 2009 г. главы государств-членов  Таможенного союза утвердили  План действий по формированию  Единого экономического пространства  Республики Беларусь, Республики  Казахстан и Российской Федерации.

    Таким образом, с 1 января 2010 года Таможенный союз начал функционировать. Завершение формирования единой таможенной территории планируется к 1 июля 2011 года, когда таможенный и иные согласованные виды государственного контроля будут перенесены с российско-казахстанской границы на внешний контур таможенной границы Таможенного союза. Формирование союза идет в соответствии с этапами и сроками, определенными Межгоссоветом на уровне глав правительств 9 июня 2009 года. Согласно последнему, Таможенный союз формируется в три этапа: предварительный — до 1 января 2010 года, первый — до 1 июля 2010 года и второй — до 1 июля 2011 года.

    На  предварительном этапе, который  уже завершился, сформирована договорно-правовая база Таможенного союза. Этот этап завершился подписанием Таможенного кодекса  Таможенного союза на заседании  Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств 27 ноября 2009 года; пакета соглашений в области санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля на Межгоссовете ЕврАзЭС на уровне глав Правительств 11 декабря в Петербурге; а также введением в действие с 1 января 2010 года соглашений о едином таможенно-тарифном регулировании, а также едином нетарифном регулировании. А Комиссия Таможенного союза получила соответствующие полномочия по их ведению.

    Предусмотрен  график разработки технических регламентов, которые позволят унифицировать  требования безопасности продукции, включая  санитарные, ветеринарные и фитосанитарные между нашими странами. Сегодня этот график содержит 32 технических регламента ЕврАзЭС. На Межгоссовете ЕврАзЭС 11 декабря 2009 года главами правительств будет утверждена новая редакция Графика, предусматривающая разработку 38 технических регламентов ЕврАзЭС, в том числе и о безопасности молока и молочной продукции.

    На  переходный период — до принятия необходимых  регламентов — в Таможенном союзе  будут действовать соглашения о  санитарных, ветеринарных мерах и  о карантине растений, которые  предусматривают взаимное признание разрешительных документов.

    Расхожим аргументом критиков формирования Таможенного союза и ЕЭП в рамках ЕврАзЭС является, как некоторым кажется, скорость интеграционных процессов. Часто приходится видеть ссылки на опыт ЕС, который к настоящему времени является единственным успешным примером формирования регионального экономического союза. Этот процесс занял у европейцев почти полвека, при этом от момента создания Таможенного союза до построения ЕЭП прошло более полутора десятилетий. На этом основании делается вывод об излишней поспешности формирования Таможенного союза и ЕЭП в рамках ЕврАзЭС.

    В действительности между ЕС и ЕврАзЭС есть принципиальные объективные исторические и экономические различия, которые не позволяют использовать опыт Евросоюза в качестве шаблона для интеграции постсоветского экономического пространства. Самое существенное и очевидное из них заключается в том, что, в отличие от ЕС, экономика ЕврАзЭС формировалась как единый народнохозяйственный комплекс в рамках одного государства. Если европейские государства веками конкурировали и воевали друг с другом, то экономики государств ЕврАзЭС в течение последних двух столетий дополняли и поддерживали друг друга, а советский период развивались как единое целое.

    В отношении ЕврАзЭС правильнее говорить не о формировании, а о восстановлении ЕЭП, хотя и на принципиально новых принципах рыночной экономики. Соответственно и скорость этого процесса может быть намного выше, так как преодолеваемые препятствия носят не столько объективный, сколько субъективный характер. Главными из них являются интересы части национальной бюрократии, лишающихся суверенной самостоятельности ведомств и монополий, стремящихся к ограничению конкуренции. Поэтому достаточно было политической воли глав государств, чтобы процесс интеграции был сдвинут с мертвой точки и запущен с резким ускорением[4].

    После десятилетия распада и деградации появление регионального Таможенного  союза на постсоветском пространстве — важнейшее геополитическое  достижение, дающее конкретные выгоды экономикам интегрируемых государств. Восстановление производственной кооперации за счет отказа от таможенных барьеров оживит и выведет на качественно  новый уровень ранее сложившиеся  хозяйственные связи. Создание Таможенного  союза означает существенное снижение издержек, расширение масштабов производства и повышение конкурентоспособности  объединяющихся в единую таможенную территорию национальных экономик.

2.2.Экономическая целесообразность

 

    По  расчетам ученых института народнохозяйственного  прогнозирования РАН, суммарный  интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего  продукта, к 2015 году составит примерно 400 млрд. долл. Государства-участники  Таможенного союза за счет интеграционного  фактора получат дополнительно  около 15% прироста ВВП к 2015 году. Эти расчеты делались до глобального экономического кризиса. По отношению к нынешнему уровню ВВП его прирост в результате интеграционных процессов будет еще больше.

    При этом другие оценки, которые делают наши коллеги, скажем, в экономических  институтах в Киеве, в Минске, дают примерно сходные результаты. Речь идет о возможностях повышения в  среднесрочной перспективе темпов экономического роста в 1,5–2 раза за счет восстановления кооперационных связей и общего экономического пространства.

    Результаты  вариантных расчетов макроструктурной межотраслевой модели показали, что  страновая ориентация внешнеторговой политики России оказывает существенное влияние на динамику российской экономики. Усиление направленности экономической политики России на всемерное развитие экономической интеграции со странами СНГ является важным дополнительным фактором экономического роста и создает значительные дополнительные возможности для преодоления сложившейся топливносырьевой направленности российской экономики. Ускорение развития обрабатывающих отраслей промышленности России, продукция которых, как правило, неконкурентоспособна на западных рынках, возможно лишь при условиях форсированного создания общего внутреннего рынка на постсоветском пространстве.

    Формирование  единой таможенной территории создает  условия для восстановления научно-технического и производственного потенциалов  предприятий, выпускающих продукцию  с высокой добавленной стоимостью.

    Это понятно и по здравому смыслу. К  примеру, в любом сложном белорусском  изделии около половины стоимости  составляет российская комплектация. Аналогичным образом во многих российских машинах и оборудовании присутствуют белорусские комплектующие и  казахстанские материалы. Поэтому  снижение издержек производственной кооперации благодаря устранению таможенных, торговых и технических барьеров повышает конкурентоспособность и способствует экономическому росту государств-участников. Более половины времени, затрачиваемого на транспортировку товаров, расходуется  в транспортных очередях при пересечении таможенной границы. Ее устранение существенно облегчает кооперацию производства, при которой сложное изделие по нескольку раз пересекает российско-белорусскую границу. Для предприятий Казахстана устранение таможенной границы с Россией существенно облегчает доступ к российскому рынку и облегчает кооперацию с российскими и белорусским предприятиями.

    Для наших граждан Таможенный союз с  Белоруссией и Казахстаном существенно  облегчит трансграничные связи. Людям  не придется заполнять ворох таможенных документов, тратить время и силы на таможенной границе.

    Создание  Таможенного союза, таким образом, означает существенное снижение издержек при совместном производстве товаров, повышение конкурентоспособности  и расширение рынков сбыта. Не к этой ли цели мы шли многие годы — созданию крупного общего рынка с едиными  правилами игры, который изначально настроен на конструктивное сотрудничество? Пошаговое расширение этого рынка  делает нашу экономику более устойчивой, способной к самосохранению в  условиях глобального кризиса[3].

    Объективность анализа требует указать не только выгоды, но и проблемы, с которыми столкнутся предприятия и государства-члены  Таможенного союза. Очевидно, что  вместе с формированием общего рынка  трех государств в некоторых отраслях возрастет конкуренция. Прежде всего, это касается химико-металлургического, агропромышленного и, в меньшей  степени, строительного комплекса, а также торговли. Предприятия  этих отраслей имеются во всех трех государствах.

    Вместе  с тем, большинство металлургических предприятий имеет значительную «подушку безопасности» в виде завышенных цен на свою продукцию, злоупотребляя  доминирующим положением на своих национальных рынках. По многим позициям металлургической и химической продукции внутренние цены часто превышают мировые. В  агропромышленном комплексе во всех трех государствах основная конкуренция  разворачивается с импортом продукции  из третьих стран, которая доминирует на рынках крупных городов. В строительстве  с созданием Таможенного союза  возрастет конкуренция на рынке  стройматериалов, важнейшие ниши которого монополизированы крупными кампаниями, систематически и существенно завышающими  цены на свою продукцию. Во внешней  торговле в течение достаточно длительного  переходного периода сохранится принцип национального резидентства, что будет препятствовать свободному обращению импортируемых между национальными территориями.

    Таким образом, повышение конкуренции  на внутреннем рынке Таможенного  союза для подавляющего большинства  отраслей будет несущественным. А  в тех отраслях, где это все  же произойдет, общий экономический  эффект будет положительным, так  как будет способствовать снижению монополизации рынков и приближению к равновесным ценам.

    Критики Таможенного союза иногда указывают  на возможные потери бюджетных доходов  вследствие его создания. Для того чтобы проверить справедливость этого аргумента необходимо составить  прогноз поступлений от таможенных пошлин. Согласно имеющимся договоренностям, все поступления от взимания импортных  пошлин будут распределяться по согласованному макроэкономическому критерию вне  зависимости от страны назначения товара. Экспортные пошлины — по стране происхождения, за исключением внутреннего  потребления в рамках Таможенного союза.

    Таким образом, доходы российского бюджета  могут уменьшиться, вопервых, вследствие отмены экспортных пошлин на нефть и ряд других товаров, поставляемых в рамках Таможенного союза, главным образом, в Белоруссию. Во-вторых, вследствие небольшого снижения ставок импортного тарифа, которое произошло в результате согласования единого таможенного тарифа Таможенного союза. В-третьих, возможно снижение доходов по НДС в случае перераспределения импортных потоков на единую таможенную территорию через Казахстан, в котором ставка налога на добавленную стоимость в полтора раза ниже, чем в России.

    Вместе  с тем, в отношении перераспределения  импортных потоков следует иметь  в виду, что во взаимной торговле сохраняется взимание НДС согласно национальным законодательствам. Это  означает, что товар, импортированный, к примеру, из третьей страны в  Казахстан и ввозимый затем в  Россию, вновь подвергнется налогообложению  по НДС, что делает эту операцию бессмысленной. Хотя он при этом может получить освобождение от НДС, уплаченного в  Казахстане, ничего кроме дополнительных издержек по сравнению с прямым импортом в Россию эта операция не принесет[2].

    Подводя итог последствий создания Таможенного  союза для бюджетных доходов, подсчитаем, что краткосрочная потеря части поступлений по экспортным пошлинам будет с лихвой компенсирована уже в ближайшие два года за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря росту экономической  активности вследствие углубления интеграции. Впрочем, теоретические выкладки могут  быть существенно скорректированы  практикой правоприменения норм Таможенного союза. Вопросы администрирования единой таможенной территории действительно относятся к наиболее сложным.

     
2.3. Вопросы администрирования единой таможенной территории
 

    Впервые в постсоветской практике государственного управления создан наднациональный  орган, которому государства-члены  Таможенного союза делегировали свои суверенные функции в части  проведения внешнеторговой политики.

    Правовую  основу регулирования внешней торговли на единой таможенной территории трех государств составляют 31 международный  договор, из которых 14 вступили в силу.

    Согласно  этим (14) договорам КТС переданы следующие функции[5]:

    • ведение единого таможенного тарифа и единой TH ВЭД ТС;

Информация о работе Таможенный союз