Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 08:07, курсовая работа
С первого января текущего года заработали механизмы Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России: единый таможенный тариф, единые правила нетарифного регулирования, включая единый порядок оформления лицензий и ограничений во внешней торговле. С 1 июля 2010 года будет введен в действие Таможенный кодекс и отменено таможенное оформление на внутренних границах. Согласно утвержденным планам, начнется перенос на внешнюю границу таможенного и других видов государственного контроля. Б
Оглавление
Введение 3
1. История создания Таможенного союза 5
2. Таможенный союз стран СНГ, пути становления и проблемы функционирования 8
2.1. Исторические предпосылки 8
2.2.Экономическая целесообразность 16
2.3. Вопросы администрирования единой таможенной территории 20
3. Проблемы формирования Таможенного Союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС. 23
Заключение 34
Список литературы 38
19
декабря 2009 г. главы государств-членов
Таможенного союза утвердили
План действий по формированию
Единого экономического
Таким образом, с 1 января 2010 года Таможенный союз начал функционировать. Завершение формирования единой таможенной территории планируется к 1 июля 2011 года, когда таможенный и иные согласованные виды государственного контроля будут перенесены с российско-казахстанской границы на внешний контур таможенной границы Таможенного союза. Формирование союза идет в соответствии с этапами и сроками, определенными Межгоссоветом на уровне глав правительств 9 июня 2009 года. Согласно последнему, Таможенный союз формируется в три этапа: предварительный — до 1 января 2010 года, первый — до 1 июля 2010 года и второй — до 1 июля 2011 года.
На
предварительном этапе, который
уже завершился, сформирована договорно-правовая
база Таможенного союза. Этот этап завершился
подписанием Таможенного
Предусмотрен график разработки технических регламентов, которые позволят унифицировать требования безопасности продукции, включая санитарные, ветеринарные и фитосанитарные между нашими странами. Сегодня этот график содержит 32 технических регламента ЕврАзЭС. На Межгоссовете ЕврАзЭС 11 декабря 2009 года главами правительств будет утверждена новая редакция Графика, предусматривающая разработку 38 технических регламентов ЕврАзЭС, в том числе и о безопасности молока и молочной продукции.
На переходный период — до принятия необходимых регламентов — в Таможенном союзе будут действовать соглашения о санитарных, ветеринарных мерах и о карантине растений, которые предусматривают взаимное признание разрешительных документов.
Расхожим аргументом критиков формирования Таможенного союза и ЕЭП в рамках ЕврАзЭС является, как некоторым кажется, скорость интеграционных процессов. Часто приходится видеть ссылки на опыт ЕС, который к настоящему времени является единственным успешным примером формирования регионального экономического союза. Этот процесс занял у европейцев почти полвека, при этом от момента создания Таможенного союза до построения ЕЭП прошло более полутора десятилетий. На этом основании делается вывод об излишней поспешности формирования Таможенного союза и ЕЭП в рамках ЕврАзЭС.
В действительности между ЕС и ЕврАзЭС есть принципиальные объективные исторические и экономические различия, которые не позволяют использовать опыт Евросоюза в качестве шаблона для интеграции постсоветского экономического пространства. Самое существенное и очевидное из них заключается в том, что, в отличие от ЕС, экономика ЕврАзЭС формировалась как единый народнохозяйственный комплекс в рамках одного государства. Если европейские государства веками конкурировали и воевали друг с другом, то экономики государств ЕврАзЭС в течение последних двух столетий дополняли и поддерживали друг друга, а советский период развивались как единое целое.
В отношении ЕврАзЭС правильнее говорить не о формировании, а о восстановлении ЕЭП, хотя и на принципиально новых принципах рыночной экономики. Соответственно и скорость этого процесса может быть намного выше, так как преодолеваемые препятствия носят не столько объективный, сколько субъективный характер. Главными из них являются интересы части национальной бюрократии, лишающихся суверенной самостоятельности ведомств и монополий, стремящихся к ограничению конкуренции. Поэтому достаточно было политической воли глав государств, чтобы процесс интеграции был сдвинут с мертвой точки и запущен с резким ускорением[4].
После
десятилетия распада и
По
расчетам ученых института
При
этом другие оценки, которые делают
наши коллеги, скажем, в экономических
институтах в Киеве, в Минске, дают
примерно сходные результаты. Речь
идет о возможностях повышения в
среднесрочной перспективе
Результаты вариантных расчетов макроструктурной межотраслевой модели показали, что страновая ориентация внешнеторговой политики России оказывает существенное влияние на динамику российской экономики. Усиление направленности экономической политики России на всемерное развитие экономической интеграции со странами СНГ является важным дополнительным фактором экономического роста и создает значительные дополнительные возможности для преодоления сложившейся топливносырьевой направленности российской экономики. Ускорение развития обрабатывающих отраслей промышленности России, продукция которых, как правило, неконкурентоспособна на западных рынках, возможно лишь при условиях форсированного создания общего внутреннего рынка на постсоветском пространстве.
Формирование
единой таможенной территории создает
условия для восстановления научно-технического
и производственного
Это
понятно и по здравому смыслу. К
примеру, в любом сложном белорусском
изделии около половины стоимости
составляет российская комплектация.
Аналогичным образом во многих российских
машинах и оборудовании присутствуют
белорусские комплектующие и
казахстанские материалы. Поэтому
снижение издержек производственной кооперации
благодаря устранению таможенных, торговых
и технических барьеров повышает
конкурентоспособность и
Для
наших граждан Таможенный союз с
Белоруссией и Казахстаном
Создание
Таможенного союза, таким образом,
означает существенное снижение издержек
при совместном производстве товаров,
повышение
Объективность
анализа требует указать не только
выгоды, но и проблемы, с которыми
столкнутся предприятия и государства-
Вместе
с тем, большинство металлургических
предприятий имеет значительную
«подушку безопасности» в виде завышенных
цен на свою продукцию, злоупотребляя
доминирующим положением на своих национальных
рынках. По многим позициям металлургической
и химической продукции внутренние
цены часто превышают мировые. В
агропромышленном комплексе во всех
трех государствах основная конкуренция
разворачивается с импортом продукции
из третьих стран, которая доминирует
на рынках крупных городов. В строительстве
с созданием Таможенного союза
возрастет конкуренция на рынке
стройматериалов, важнейшие ниши которого
монополизированы крупными кампаниями,
систематически и существенно завышающими
цены на свою продукцию. Во внешней
торговле в течение достаточно длительного
переходного периода сохранится
принцип национального
Таким образом, повышение конкуренции на внутреннем рынке Таможенного союза для подавляющего большинства отраслей будет несущественным. А в тех отраслях, где это все же произойдет, общий экономический эффект будет положительным, так как будет способствовать снижению монополизации рынков и приближению к равновесным ценам.
Критики Таможенного союза иногда указывают на возможные потери бюджетных доходов вследствие его создания. Для того чтобы проверить справедливость этого аргумента необходимо составить прогноз поступлений от таможенных пошлин. Согласно имеющимся договоренностям, все поступления от взимания импортных пошлин будут распределяться по согласованному макроэкономическому критерию вне зависимости от страны назначения товара. Экспортные пошлины — по стране происхождения, за исключением внутреннего потребления в рамках Таможенного союза.
Таким образом, доходы российского бюджета могут уменьшиться, вопервых, вследствие отмены экспортных пошлин на нефть и ряд других товаров, поставляемых в рамках Таможенного союза, главным образом, в Белоруссию. Во-вторых, вследствие небольшого снижения ставок импортного тарифа, которое произошло в результате согласования единого таможенного тарифа Таможенного союза. В-третьих, возможно снижение доходов по НДС в случае перераспределения импортных потоков на единую таможенную территорию через Казахстан, в котором ставка налога на добавленную стоимость в полтора раза ниже, чем в России.
Вместе
с тем, в отношении перераспределения
импортных потоков следует
Подводя итог последствий создания Таможенного союза для бюджетных доходов, подсчитаем, что краткосрочная потеря части поступлений по экспортным пошлинам будет с лихвой компенсирована уже в ближайшие два года за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря росту экономической активности вследствие углубления интеграции. Впрочем, теоретические выкладки могут быть существенно скорректированы практикой правоприменения норм Таможенного союза. Вопросы администрирования единой таможенной территории действительно относятся к наиболее сложным.
2.3. Вопросы
администрирования
единой таможенной территории
Впервые в постсоветской практике государственного управления создан наднациональный орган, которому государства-члены Таможенного союза делегировали свои суверенные функции в части проведения внешнеторговой политики.
Правовую основу регулирования внешней торговли на единой таможенной территории трех государств составляют 31 международный договор, из которых 14 вступили в силу.
Согласно этим (14) договорам КТС переданы следующие функции[5]:
• ведение единого таможенного тарифа и единой TH ВЭД ТС;